ЦБ РФ действует
в соответствии с ФЗ от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О ЦБ РФ». ЦБ РФ,
являясь юридическим лицом, одновременно
осуществляет функции органа государственного
управления, наделенного властными полномочиями.
По вопросам, отнесенным к его компетенции,
он имеет право издавать нормативные акты,
обязательные для федеральных органов
государственной власти, органов государственной
власти субъектов РФ и органов МСУ, всех
юридических и физических лиц, действующих
в сфере финансовых отношений. Уставный
капитал и иное имущество ЦБ РФ в соответствии
с КРФ является федеральной собственностью.
ЦБ РФ подотчетен ГД. Он представляет в
ГД и Президенту РФ информацию в порядке,
установленном ФЗ.
Основные
цели деятельности ЦБ:
- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
- развитие и укрепление банковской системы РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Функции ЦБ
РФ:
- во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования, устанавливает правила осуществления расчетов в РФ, устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерской отчетности и учета для банковской системы;
- осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает, приостанавливает и отзывает лицензии кредитных организаций;
- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
- регистрирует эмиссию ц/б кредитными организациями;
- осуществляет валютное регулирование и валютный контроль и иные функции в сфере кредитных и денежных валютных и ценовых отношений.
ЦБ РФ:
- играет важную роль в проведении анализа и прогнозирования состояния экономики РФ в целом и по регионам страны;
- участвует в разработке экономической политики Правительства РФ;
- Председатель ЦБ участвует в заседаниях Правительства РФ;
- Министр финансов участвует в заседаниях Совета Директоров с правом совещательного голоса;
- В целях совершенствования денежно-кредитной системы РФ при ЦБ РФ создан национальный банковский совет;
- ЦБ РФ вправе обращаться в суды с исками о признании недействительными НПА органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов МСУ.
3.2. Налоговые
правоотношения (НПО): понятие, особенности,
классификация. Субъекты налоговых правоотношений,
их группы и краткая характеристика.
НПО – охраняемые государством общественные
отношения, возникающие в сфере налогообложения,
представляющие собой социально значимую
связь субъектов посредством прав и обязанностей,
предусмотренных нормами НП.
НПО – властные отношения по установлению,
введению и взиманию нал. и сборов в РФ,
а также отношения, возникающие в процессе
осуществления нал. контроля, обжалования
актов нал. органов, действий (бездействия)
их должн. лиц и привлечения к ответ-ти
за совершение нал. правонарушения (ст.2
НК РФ).
Для НПО характерны
все признаки финансовых ПО:
- складываются в процессе фин. деятельности, направленной на формирование, распределение, перераспределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств (носят распределительный характер);
- их возникновение, изменение и прекращение непосредственно связано с НПА; носят денежный; властный характер;
- властно-публичный характер – государство непосредственно или в лице уполномоченных им субъектов выступает их обязательной стороной.
Специфические
особенности НПО:
- общественное отношение, урегулированное нормами НП, возникающее и развивающееся исключительно в сфере налогообложения;
- форма реализации публичных интересов (оно должно рассматриваться как публично-правовое отношение);
- являются сложносоставными – совокупность трех типов правоотношений: имущественных, организационных и смешанных (организационно-имущественных);
- юридическое неравенство сторон;
- особый состав участников;
- одна из сторон всегда – публично-правовой участник;
- могут возникать по инициативе любой из сторон (наличие правомочий, представляемых налогово-правовой нормой, или возложение ею определенных обязанностей – единственное условие, при соблюдении которого каждый, кто функционирует в сфере налогообложения, может быть инициатором возникновения или прекращения НПО);
- могут существовать только в правовой форме (при наличии соответствующего закона, только в форме правоотношения).