Шпаргалка по "Экономике предприятий"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:39, шпаргалка

Описание

Предприятие в рыночной экономике является основным ее субъектом, где осуществляется производство необходимой обществу продукции, с помощью которой удовлетворяются рыночные потребности, и большая часть государственного бюджета формируется за счет налоговых поступлений от предприятий.
Ключевой задачей предприятия является формирование способности адекватно реагировать на изменения, которые происходят на рынке под влиянием экономических, технологических, социальных и политических факторов.
ЭП должна адаптироваться к происходящим условиям, чтобы выжить. ЭП яв-ся:
-основным звеном развития рыночного хоз-ва;
- сферой деят-ти направленной на уд растущих потребностей;

Работа состоит из  1 файл

шпоры.docx

— 185.19 Кб (Скачать документ)

 

38. Прибыль: понятие, формирование, распределение. Пути повышения прибыли.

Выпуская  продукцию или оказывая услуги предприятие расходует материальные ресурсы. Затраты на приобретение этих ресурсов в денежной форме принимает форму себестоимости. После поступления выручки от реализации продукции понесенные предприятием издержки возмещаются и оборотные средства восстанавливаются.

В – Ссеб = Фрез < 0 – убытки

В – Ссеб = Фрез = 0 – восстановление ОС

В – Ссеб = Фрез > 0 – прибыль

где В – выручка, Ссеб – себестоимость, Фрез – финансовый результат.

Наличие денежной выручки не означает получение  прибыли. Для выявления финансового  результата необходимо сопоставить  выручку c себестоимостью.

Наличие прибыли позволяет удовлетворять  экономические интересы государства, предприятия, его работников, собственников  этого предприятия.

Экономические интересы государства в повышении  прибыли предприятия – оно  будет платить больше налогов.

Экономические интересы предпр. заключ. в увеличении доли прибыли, оставшейся в распоряжении предпр.

Интересы  работников заключ. в создании дополнительных возможностей для их материального стимулирования.

Собственник предпр. заинтересован в росте прибыли, т. к. это означает рост получаемых дивидендов.

Ф-ции прибыли:

1. инвестиционная (прибыль явл. основой для принятия инвестиционных решений);

2. финансирующая  (часть прибыли исп-ся для самофинансирования предпр.);

3. результативная (позволяет оценить результативность  работы предпр.);

4. стимулирующая (позволяет стимулировать экономич. интересы работников);

Виды  прибыли:

1. Прибыль за отчетный период (балансовая прибыль). Включает в  себя прибыль от реализации  продукции, от операционной деятельности, от внереализационной деятельности.

Пбал = Прп + Под + Пвн

2. Прибыль от реализации продукции:

Прп = Вреал – Ссеб – Нкосв

Этот вид прибыли занимает большую  часть в балансовой прибыли, т.к. реализация продукции является освновным видом деятельности предприятия

3. Прибыль  от операционной деятельности:

По.д. = Во.д. – Зр.м.ц. – Фост.

где Во.д. – выручка от операционной дея-ти;

Зм.р.ц. – затраты от реализации матер. ценностей;

Фост. – остаточная стоимость осн. ср-в;

4. Прибыль налогооблагаемая: Пно = Пбал – Ннедв – Пльготир.

Прибыль нераспределенная (чистая)

Из чистой прибыли формируются:

- фонд накопления - финансирует  техническое перевооружение, расширение, строительство новых объектов, прирост  оборотных средств при расширении производства, проведение НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы)

- фонд потребления - премирование  по результатам работы за год,  оказание единовременной материальной  помощи, содержание непроизводственных  средств и оплата труда работников, занятых на непроизводственных  объектах, содержание социально-бытовых  объектов

- резервный фонд – покрытие  непредвиденных расходов

- фонд выплаты дивидендов (для  акционерных обществ)

Факторы, влияющие на величину прибыли

Влияющие  на рост прибыли:

1. внутренние

1.1. производственные – характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, финансовых и трудовых ресурсов. Делятся на:

- экстенсивные – воздействуют  на процесс роста прибыли через  количественные изменения средств  и предметов труда, времени  работы оборудования, численности  персонала. 

- интенсивные – воздействуют  на увеличение прибыли через  «качественные» изменения. Повышение  производительности оборудования, совершенствование технологии, ускорение  оборачиваемости оборотных средств,  снижение трудоемкости, материалоемкости, повышение квалификации и производительности  применяемого труда, и др.

1.2. Внепроизводственные – снабженченско-бытовая, природоохранная деятельность, соц. условия труда и быта.

2. Внешние - природные условия,  гос. регулирование цен, и т.д. Не зависят от деятельности предприятия.

 

39. Экономическая эффективность:  основные категории и понятия.

Поскольку ресурсы для хозяйственной деятельности являются ограниченными, возникает  проблема - каким образом удовлетворить  безграничные потребности, располагая конечным количеством ресурсов.

Проблема  эффективности – ограниченность ресурсов и неограниченность потребностей.

В широком  смысле понятие «эффективность»  применяется для характеристики любой деятельности, при этом обязательным условием является достижение полезного  результата, сопровождаемого потреблением ресурсов.

Если  полезный результат можно выразить экономическими показателями, то тогда  возникает экономическая эффективность. Если социальными – социальная эффективность. Если в сфере охраны окружающей среды – экологическая эффективность.

Экономическая эффективность (ЭФ) определяет мотивацию  действий в сфере экономики. Основной мотив – извлечение личной выгоды. В сфере экономики действуют  юридические и физические лица, термин «личная выгода» заменяется термином «экономическая эффективность».

ЭФ производства - это соотношение двух величин  – результатов производственной деятельности и производственных затрат.

Чтобы измерить эффект-ь, используются следующие категории:

1. Экономия – понятие, характеризующее  сокращение затрат какого-либо  ресурса в процессе производства  продукции. Измеряется в натур  и денежных показателях за какой-то период.

2. Экономический эффект – абсолютный  показатель, характеризующий рациональное  использование некоторой совокупности  экономических ресурсов, их суммарную  экономию. Выражается только в  денежных единицах.

Итогом использования или применения ресурсов явл. результат.

Результаты делятся на:

1. Экономические – выражаются в натуральной и денежной форме (доход, прибыль, товарная продукция и др.).

2. Социальные – отражают улучшение  условий жизни и труда в  сфере производства и вне её (показатели соц результатов – рост оплаты труда, увеличение реальных доходов, обеспеченность жильем, уровень медицинского обслуживания, свободное время и эффективность его использования и др.).

3. Экологические – выражаются  в натуральной и денежной форме  (показатели – снижение отрицательного  воздействия на окружающую среду  и др.).

В процессе хозяйственной деятельности используются различные ресурсы. Потребленная часть ресурсов приобретает форму  затрат. Затраты по природе использования  бывают:

1. Текущие – связаны с производством  и реализацией продукции. Производятся  постоянно. Интегратором текущих  затрат является показатель себестоимости.

2. Единовременные – затраты  на создание/приобретение основных  средств. Производятся до начала  производства.

 

 

40. Показатели, используемые  при оценке экономической эффективности  деятельности предприятия. Рентабельность.

Показатели:

1. Показатели экономической эффективности  использования основных средств

- Фотд (фондоотдача) = W / ОСср

- Фемк (фондоемкость) = ОСср / W (отношение среднегодовых ОС к объему производства)

- Фвоор (фондовооружение) = W/Чср.сп (Ч – среднесписочная численность работников за год)

2. Показатели экономической эффективности  использования матер.  Ресурсов

- Мотд (материалоотдача) = W/M (M – стоимость матер ресурсов)

- Мемк = M/W

3. Показатели экономической эффективности  использования трудовых ресурсов

- В = W/Тз (В – выработка)

- Тр = Tз/W (Tр – трудоемкость; Tз – затраты труда на изготовление продукции за какой-то период)

4. Показатели рентабельности

Рентабельность характеризует  эффективность применения и использования  ресурсов.

Показатели:

1. Рентабельность производства

Р = П/(ОСср + НОС) * 100% (Пбал – баланс.прибыль, НОС – норматив ОС)

2. Рентабельность продукции

Р = Преал/Ссеб * 100%

 

41. Цены – понятие, структура, функции, виды цен.

Цена  – экономическая категория, котор. представляет собой денежное выражение стоимости товара, а также является формой выражения ценности благ, проявляющейся в процессе обмена.

Цена  используется для:

- определения  объёма производства в денежном  выражении;

- определения  себестоимости;

- учёта  величины инвестиций;

Функции:

1. Измерительная – позволяет сравнивать между собой цены различных товаров, несёт информацию о качестве продукции, о её потребительских свойствах.

2. Учетная – несёт в себе экономическую информацию и тем самым определяет поведение субъектов хозяйствования.

3. Регулирующая – с её помощью происходит уравновешивание спроса и предложения.

4. Стимулирующая – в условиях  рынка цена предоставляет возможность  альтернативного выбора, при принятии  решения.

5. Распределительная – заключ. в том, что с помощью цены происходит распределение вновь созданной стоимости доходов между отраслями экономики.

Цены  могут быть охарактеризованы следующими показателями:

1. Уровень цен – абсолютное  количественное выражение цены  в деньгах

2. Динамика – изменение уровня  цен

3. Структура – определенное  соотношение элементов цены в  процентах

Структура цены:

Издержки предпр.

 

Прибыль

Оптовая надбавка

Розничная надбавка

Себест.

Налоги

Отпускная цена предприятия

Издержки оптовых предпр.

При-

быль

Издержки розничн.

предпр.

При-

быль

Оптовая цена сбытовых организаций

Розничная цена


Классификация цен:

По характеру обслуживаемого оборота:

1. Оптовые цены – цены, по  которым промышленные предприятия  или их посредники реализуют  свою продукцию оптом, не прибегая  к услугам розничных организаций.  Реализация товара осуществляется  по безналичному расчету.

2. Закупочные цены – цены, по  которым с/х производители реализуют  свою продукцию крупными партиями  государству и перерабатывающим  предприятиям различных форм  собственности

3. Сметная цена – цены на  продукцию строительной отрасли.

4. Розничные цены – цены, устанавливаемые  на товары, предназначенные для  продажи из розничной торговли  физическим лицам, для личного,  семейного и домашнего пользования  не связанного с предпринимательской  деятельностью.

5. Тарифы – цены на оказание  потребительских услуг. В зависимости  от сферы обслуживания:

- Оптовые тарифы – тарифы  грузового транспорта и т.д.  для юридических лиц

- Розничные тарифы – тарифы  на услуги для населения

6. Внешнеторговые цены – цены, по которым осуществляются экспортно-импортные  операции.

По способу установления:

1. Твёрдые  цены – цены, которые установлены  в момент подписания контракта,  она не меняется в течении всего срока поставки;

2. Подвижные  цены – в контракте предусмотрено,  что зафиксированная цена  м. б. пересмотрена.

3. Скользящая  цена – применяется на продукцию  с длительным сроком изготовления. В договоре фиксируется базисная  цена и оговаривается её структура.

 

42. Методы ценообразования.  Регулирование цен.

Ценообразование - процесс по установлению, регулированию  цен и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования.

Методы  ценообразования – это система  различных способов установления цен.

Методы  ц/о с ориентацией:

1. на  издержки производства:

- затратный – суть: к рассчитанной себестоимости добавляются косвенные налоги и прибыль.

- агрегатный – применяется на товары, состоящие из отдельных изделий.

- структурных аналогий.

2. на  качество, потребительские свойства (параметрические методы):

- метод удельных показателей.

- валовой метод.

- корреляционно-регрессионный метод.

3. на  спрос, уровень конкуренции –  позволяют рассчитать цену с  учётом спроса и уровня конкуренции:

- метод тендеров (торгов) – покупатель  объявляет конкурс для продавцов  на товар с опр. технико-экономическими  хар-ми и товаром м. б. гос. и военные заказы, партии сырья, уникальное оборудование, а также строительство объектов различного назначения.

- метод следования за лидером.

- метод ощущаемости ценности товаров.

Гос регулирование цен – попытка гос-ва с помощью законодат., административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом.

В зависимости  от конкретной хозяйственной ситуации регулирование цен носит антикризисный  и антиинфляционный характер. Задача гос-ва – создать условия для  нормальной работы всех структур рынка.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике предприятий"