Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:39, шпаргалка
Предприятие в рыночной экономике является основным ее субъектом, где осуществляется производство необходимой обществу продукции, с помощью которой удовлетворяются рыночные потребности, и большая часть государственного бюджета формируется за счет налоговых поступлений от предприятий.
Ключевой задачей предприятия является формирование способности адекватно реагировать на изменения, которые происходят на рынке под влиянием экономических, технологических, социальных и политических факторов.
ЭП должна адаптироваться к происходящим условиям, чтобы выжить. ЭП яв-ся:
-основным звеном развития рыночного хоз-ва;
- сферой деят-ти направленной на уд растущих потребностей;
38. Прибыль: понятие, формирование, распределение. Пути повышения прибыли.
Выпуская продукцию или оказывая услуги предприятие расходует материальные ресурсы. Затраты на приобретение этих ресурсов в денежной форме принимает форму себестоимости. После поступления выручки от реализации продукции понесенные предприятием издержки возмещаются и оборотные средства восстанавливаются.
В – Ссеб = Фрез < 0 – убытки
В – Ссеб = Фрез = 0 – восстановление ОС
В – Ссеб = Фрез > 0 – прибыль
где В – выручка, Ссеб – себестоимость, Фрез – финансовый результат.
Наличие денежной выручки не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку c себестоимостью.
Наличие
прибыли позволяет
Экономические интересы государства в повышении прибыли предприятия – оно будет платить больше налогов.
Экономические интересы предпр. заключ. в увеличении доли прибыли, оставшейся в распоряжении предпр.
Интересы работников заключ. в создании дополнительных возможностей для их материального стимулирования.
Собственник предпр. заинтересован в росте прибыли, т. к. это означает рост получаемых дивидендов.
Ф-ции прибыли:
1. инвестиционная (прибыль явл. основой для принятия инвестиционных решений);
2. финансирующая (часть прибыли исп-ся для самофинансирования предпр.);
3. результативная
(позволяет оценить
4. стимулирующая (позволяет стимулировать экономич. интересы работников);
Виды прибыли:
1. Прибыль за отчетный период
(балансовая прибыль). Включает в
себя прибыль от реализации
продукции, от операционной
Пбал = Прп + Под + Пвн
2. Прибыль от реализации
Прп = Вреал – Ссеб – Нкосв
Этот вид прибыли занимает большую часть в балансовой прибыли, т.к. реализация продукции является освновным видом деятельности предприятия
3. Прибыль от операционной деятельности:
По.д. = Во.д. – Зр.м.ц. – Фост.
где Во.д. – выручка от операционной дея-ти;
Зм.р.ц. – затраты от реализации матер. ценностей;
Фост. – остаточная стоимость осн. ср-в;
4. Прибыль налогооблагаемая: Пно = Пбал – Ннедв – Пльготир.
Прибыль нераспределенная (чистая)
Из чистой прибыли формируются:
- фонд накопления - финансирует техническое перевооружение, расширение, строительство новых объектов, прирост оборотных средств при расширении производства, проведение НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы)
- фонд потребления - премирование
по результатам работы за год,
оказание единовременной
- резервный фонд – покрытие непредвиденных расходов
- фонд выплаты дивидендов (для акционерных обществ)
Факторы, влияющие на величину прибыли
Влияющие на рост прибыли:
1. внутренние
1.1. производственные – характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, финансовых и трудовых ресурсов. Делятся на:
- экстенсивные – воздействуют
на процесс роста прибыли
- интенсивные – воздействуют
на увеличение прибыли через
«качественные» изменения.
1.2. Внепроизводственные –
2. Внешние - природные условия, гос. регулирование цен, и т.д. Не зависят от деятельности предприятия.
39. Экономическая эффективность: основные категории и понятия.
Поскольку
ресурсы для хозяйственной
Проблема эффективности – ограниченность ресурсов и неограниченность потребностей.
В широком смысле понятие «эффективность» применяется для характеристики любой деятельности, при этом обязательным условием является достижение полезного результата, сопровождаемого потреблением ресурсов.
Если
полезный результат можно выразить
экономическими показателями, то тогда
возникает экономическая
Экономическая эффективность (ЭФ) определяет мотивацию действий в сфере экономики. Основной мотив – извлечение личной выгоды. В сфере экономики действуют юридические и физические лица, термин «личная выгода» заменяется термином «экономическая эффективность».
ЭФ производства - это соотношение двух величин – результатов производственной деятельности и производственных затрат.
Чтобы измерить эффект-ь, используются следующие категории:
1. Экономия – понятие,
2. Экономический эффект –
Итогом использования или
Результаты делятся на:
1. Экономические – выражаются в натуральной и денежной форме (доход, прибыль, товарная продукция и др.).
2. Социальные – отражают
3. Экологические – выражаются
в натуральной и денежной
В процессе хозяйственной деятельности используются различные ресурсы. Потребленная часть ресурсов приобретает форму затрат. Затраты по природе использования бывают:
1. Текущие – связаны с
2. Единовременные – затраты
на создание/приобретение
40. Показатели, используемые
при оценке экономической
Показатели:
1. Показатели экономической
- Фотд (фондоотдача) = W / ОСср
- Фемк (фондоемкость) = ОСср / W (отношение среднегодовых ОС к объему производства)
- Фвоор (фондовооружение) = W/Чср.сп (Ч – среднесписочная численность работников за год)
2. Показатели экономической
- Мотд (материалоотдача) = W/M (M – стоимость матер ресурсов)
- Мемк = M/W
3. Показатели экономической
- В = W/Тз (В – выработка)
- Тр = Tз/W (Tр – трудоемкость; Tз – затраты труда на изготовление продукции за какой-то период)
4. Показатели рентабельности
Рентабельность характеризует эффективность применения и использования ресурсов.
Показатели:
1. Рентабельность производства
Р = П/(ОСср + НОС) * 100% (Пбал – баланс.прибыль, НОС – норматив ОС)
2. Рентабельность продукции
Р = Преал/Ссеб * 100%
41. Цены – понятие, структура, функции, виды цен.
Цена – экономическая категория, котор. представляет собой денежное выражение стоимости товара, а также является формой выражения ценности благ, проявляющейся в процессе обмена.
Цена используется для:
- определения
объёма производства в
- определения себестоимости;
- учёта величины инвестиций;
Функции:
1. Измерительная – позволяет сравнивать между собой цены различных товаров, несёт информацию о качестве продукции, о её потребительских свойствах.
2. Учетная – несёт в себе экономическую информацию и тем самым определяет поведение субъектов хозяйствования.
3. Регулирующая – с её помощью происходит уравновешивание спроса и предложения.
4. Стимулирующая – в условиях
рынка цена предоставляет
5. Распределительная – заключ. в том, что с помощью цены происходит распределение вновь созданной стоимости доходов между отраслями экономики.
Цены могут быть охарактеризованы следующими показателями:
1. Уровень цен – абсолютное количественное выражение цены в деньгах
2. Динамика – изменение уровня цен
3. Структура – определенное соотношение элементов цены в процентах
Структура цены:
Издержки предпр. |
Прибыль |
Оптовая надбавка |
Розничная надбавка | |||
Себест. |
Налоги | |||||
Отпускная цена предприятия |
Издержки оптовых предпр. |
При- быль |
Издержки розничн. предпр. |
При- быль | ||
Оптовая цена сбытовых организаций | ||||||
Розничная цена |
Классификация цен:
По характеру обслуживаемого оборота:
1. Оптовые цены – цены, по
которым промышленные
2. Закупочные цены – цены, по
которым с/х производители
3. Сметная цена – цены на
продукцию строительной
4. Розничные цены – цены, устанавливаемые
на товары, предназначенные для
продажи из розничной торговли
физическим лицам, для личного,
5. Тарифы – цены на оказание
потребительских услуг. В
- Оптовые тарифы – тарифы грузового транспорта и т.д. для юридических лиц
- Розничные тарифы – тарифы на услуги для населения
6. Внешнеторговые цены – цены,
по которым осуществляются
По способу установления:
1. Твёрдые
цены – цены, которые установлены
в момент подписания контракта,
2. Подвижные
цены – в контракте
3. Скользящая
цена – применяется на
42. Методы ценообразования. Регулирование цен.
Ценообразование - процесс по установлению, регулированию цен и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования.
Методы ценообразования – это система различных способов установления цен.
Методы ц/о с ориентацией:
1. на издержки производства:
- затратный – суть: к рассчитанной себестоимости добавляются косвенные налоги и прибыль.
- агрегатный – применяется на товары, состоящие из отдельных изделий.
- структурных аналогий.
2. на качество, потребительские свойства (параметрические методы):
- метод удельных показателей.
- валовой метод.
- корреляционно-регрессионный
3. на
спрос, уровень конкуренции –
позволяют рассчитать цену с
учётом спроса и уровня
- метод тендеров (торгов) – покупатель
объявляет конкурс для
- метод следования за лидером.
- метод ощущаемости ценности товаров.
Гос регулирование цен – попытка гос-ва с помощью законодат., административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом.
В зависимости
от конкретной хозяйственной ситуации
регулирование цен носит