Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:55, курсовая работа
Целью исследования является: изучить систему планирования на исследуемом предприятии. Из цели исследования вытекает несколько задач:
- изучить сущность системы планирования на предприятии;
- изучить формы и виды планирования на предприятии;
- изучить сущность внутрипроизводственное планирование;
- проанализировать систему планирования на ОАО «Хлебозавод» №5;
- выявить направления развития и дальнейшего совершенствования системы планирования на исследуемом предприятии.
Введение
Актуальность темы исследования. Планирование — это процесс разработки и установления руководством предприятия, системы количественных и качественных показателей его развития, которая определяет темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия как в текущем, так и на перспективу.
Так как планирование — это главная функция управления на предприятии, что играет немаловажную роль в эффективности производительности предприятия, изучение данной темы действительно является актуальной.
Сейчас планируют почти все. Планирование является самой основной из всех управленческих функций. Оно наводит мост между нашим нынешним положением и тем, которого мы хотим достичь.
Планирование — это, по сути дела, выбор. Необходимость в нем возникает только тогда, когда обнаруживается альтернативный образ действий.
Плановая деятельность предприятия — одна из первоочередных функций ее управления, взаимодействующая с такими функциями, как: организация, координация, контроль, регулирование, стимулирование и анализ. Планирование на предприятии — экономический метод управления, представляет собой процесс проектирования желаемого будущего, а также эффективных путей его достижения. Задачи планирования заключаются в выявление перспектив изменения внешнего окружения фирмы, формирование целей и стратегии развития, определение первоочередных задач и действий для их решения. А также определение необходимых затрат и результатов, проектирование изменения состояния предприятия, согласование работы всех его подразделений, контроль за выполнением плановых заданий всеми подразделениями фирмы, анализ достигнутых плановых результатов.
Грамотные руководители хорошо знают, что все великие битвы сначала выигрывают на бумаге – на плане, а только потом в реальной действительности.
Объектом исследования является ОАО «Хлебозавод» №5.
Целью исследования является: изучить систему планирования на исследуемом предприятии. Из цели исследования вытекает несколько задач:
- изучить сущность системы планирования на предприятии;
- изучить формы и виды планирования на предприятии;
- изучить сущность внутрипроизводственное планирование;
- проанализировать систему планирования на ОАО «Хлебозавод» №5;
- выявить направления развития и дальнейшего совершенствования системы планирования на исследуемом предприятии.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Положения и выводы курсового исследования могут быть использованы в научно — исследовательской и преподавательской деятельности. Определенные аспекты проблемы могут найти отражение в учебных программах, стать базой для разработки вузовских специальных и факультативных курсов.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих 7 параграфов, заключения, приложений. В конце работы помещен список использованных источников, включающих 28 наименований.
1. Теоретические основы системы планирования на предприятии
1.1 Сущность системы планирования на предприятии и его задачи
Современное предприятие является сложной системой, которой приходится управлять в нестабильных условиях перехода к рынку. Сложная природа предприятия требует предварительного анализа как его самого, так и внешней среды и выработки детальной последовательности действий по постановке целей и их реализации, т.е. побуждает формировать план. Одновременно динамичная и нестабильная внешняя среда делает неработающими жесткие и детерминированные планы.
Планирование хорошо работает в условиях стабильной, четкой, формализуемой и прогнозируемой среды. В этом случае планирование позволяет заранее предвидеть все основные наступающие события и вовремя принять все полезные меры, включая эффективное размещение и использование ресурсов.
Термин «система» охватывает большой круг понятий, которые используются для выделения явлений, объектов, методов, правил из окружающей нас природы. Понятие системы может быть использовано для определения некоторой совокупности в живой и неживой природе. Это могут быть: система знаний в определенной области науки, система материальных объектов, система показателей, т. е. все то, что может представлять собой совокупность элементов, находящихся во взаимной связи и взаимодействии.
В системе планирования предприятия выделяются следующие подсистемы:
- социальная — комплекс отношений между людьми как организационное проявление системы;
- производственно-техническая — материальные средства: комплекс машин и оборудования, материалов, инструментов, энергии;
- подсистема информации — информационные элементы и их взаимосвязи.
Каждая из перечисленных подсистем имеет признаки системы, но не обладает обособленностью, присущей самостоятельным системам. Нельзя назвать системой группу работающих на предприятии людей без материальных средств, и наоборот.
Подготовка производства — это процесс непосредственного приложения труда коллектива работников в целях разработки и организации выпуска новых видов продукции или модернизации изготовляемых изделий.
Процесс подготовки производства представляет собой особый вид деятельности, совмещающий выработку научно-технической информации с ее превращением в материальный объект — новую продукцию.
Производственный план промышленного предприятия – основная цель: доказательство потенциальным партнерам способности фирмы качественно и в срок производить товар и услуги, т.е. показать эффективность работы предприятия.
Приведем основные задачи производственного планирования на современном промышленном предприятии:
- выбор оптимальной стратегии фирмы на перспективу на основе прогнозов альтернативных вариантов стратегического маркетинга;
- обеспечение устойчивости функционирования и развития фирмы;
- формирование с применением научных подходов оптимального по номенклатуре и ассортименту портфеля новшеств и инноваций;
- структуризация целей инновационной деятельности;
- комплексное обеспечение выполнения планов;
- формирование организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов;
- координация выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам, месту и качеству работ;
- стимулирование выполнения планов.
Вся система производственного планирования состоит из нескольких этапов работы специалистов в отделах по различному направлению работы. Во-первых ставится основная цель, исходя из которой выходят дальнейшие задачи планирования производства, соответственно и дальнейшая деятельность. Примерами таких целей могут служить следующее:
1. Обеспечить долговременные конкурентные преимущества и выживаемость предприятия в перспективе.
2. Определить важнейшие параметры производственно-хозяйственно деятельности на долгосрочную перспективу.
Следует отметить также, что планы могут составляться как всего на год, так и на несколько лет вперед.
Далее определяются задачи:
1. Использование сильных сторон предприятия для того, чтобы реализовать возможности, которые появились во внешней среде.
2. Преодоление слабостей предприятия за счет появившихся возможностей.
3. Устранение угроз внешней среды за счет сильных сторон предприятия.
4. Максимизация прибыли.
5. Завоевание рынков сбыта.
6. Увеличение стоимости предприятия.
7 Формирование инновационной и инвестиционной стратегии.
8. Разработка эффективной политики закупок.
9. Разработка стратегии ценообразования.
Далее определяется наиболее выгодный способ достижения целец производственного планирования. Установление баланса между внешней средой и внутренней структурой предприятия. Оптимизация использования ресурсов предприятия.
За этим следует определение методов, которые будут использоваться в планировании. Преимущественно формальные методы.
Далее принимается во внимание оценка эффективности решений, такими оценками могут быть: быстрота и адекватность реагирования на изменения во внешней среде, эффективность использования ресурсов.
Далее принимается во внимание концентрация внимания планового персонала, она может быть: преимущественно внешняя среда, преимущественно внутренняя структура предприятия.
Далее следует определить объекты планировании:
1. Конкурентные преимущества.
2. Конкурентные барьеры.
3. Продукция.
4. Потребители.
5. Поставщики.
6. Партнеры.
7. Мотивация.
8. Ресурсы.
9. Эффективность.
10. Активы предприятия.
11. Структура предприятия.
12. Имидж предприятия.
13. Производственная программа, сбыт.
14. Маркетинг.
15. Нормы и нормативы.
16. Инвестиции и капитальные вложения.
17. Материально-техническое обеспечение.
18. Инновации.
19. Внешнеэкономическая деятельность.
20. Издержки, прибыль.
21. Использование ресурсов.
22. Персонал и оплата труда.
1.2 Формы планирования и виды планов, основы организации планирования на предприятии
По содержанию и форме проявления различают следующие виды (формы) планирования и виды планов.
1. С точки зрения обязательности плановых заданий:
- директивное
- индикативное планирование
Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Вся система социалистического народнохозяйственного планирования носила исключительно директивный характер. Поэтому за невыполнение плановых заданий руководители предприятий несли дисциплинарную, а иногда и уголовную ответственность. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.
Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В целом индикативное планирование носит направляющий, рекомендательный характер.
В процессе деятельности при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании – директивное. Два этих планирования должны дополнять друг друга, быть органически увязаны.
2. В зависимости от срока, на который составляется план, и степень детализации плановых расчетов принято различать:
- долгосрочное планирование (перспективное);
- среднесрочное планирование;
- краткосрочное планирование (текущее).
Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например, 10, 15 и 20 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.
Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования. По форме они представляют собой один и тот же процесс, а по содержанию различаются. Прогнозирование – это процесс предвидения, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития предприятия в будущем, его возможном состоянии. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования. Без данного атрибута перспективное планирование являлось бы гадание, а не научным предвидением.
Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план.
Текущее планирование охватывает период до года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.
3. По содержанию плановых решений выделяют:
- стратегическое планирование;
- тактическое планирование;
- оперативно-календарное планирование;
- бизнес-планирование.
Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития предприятия.
Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует принять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуг оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.д.