Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:55, курсовая работа
Целью исследования является: изучить систему планирования на исследуемом предприятии. Из цели исследования вытекает несколько задач:
- изучить сущность системы планирования на предприятии;
- изучить формы и виды планирования на предприятии;
- изучить сущность внутрипроизводственное планирование;
- проанализировать систему планирования на ОАО «Хлебозавод» №5;
- выявить направления развития и дальнейшего совершенствования системы планирования на исследуемом предприятии.
В связи с этим, наблюдается высокая конкуренция среди заводов выпускающих хлебобулочные изделия.
ОАО «Хлебозавод» зарегистрировано в качестве налогоплательщика и осуществляет свою деятельность на территории России в республике Мордовия.
Основными видами финансовых рисков завода являются риски, связанные с изменением курса валют, уровнем инфляции, повышением ставки рефинансирования ЦБ РФ.
На таблице 1, представлены данные о численности и обобщенные данные об образовании и составе сотрудников (работников) эмитента, а также об изменении численности сотрудников (работников) эмитента.
Наименование показателя | 3 кв. 2011г |
Среднесписочная численность работников, чел. | 416 |
Объем денежных средств, направленных на оплату труда, тыс.руб. | 18909 |
Объем денежных средств, направленных на социальное обеспечение, тыс.руб. | 294 |
Общий объем израсходованных денежных средств, тыс.руб. | 19203 |
Таблица 1. Численность и образование работников ОАО «Хлеблозавод» №5
На таблице 2, представлены сведения о размерах дебиторской задолженности.
Вид дебиторской задолженности | Срок наступления платежа | |
До одного года | Свыше одного года | |
Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, тыс.руб. | 9804 | - |
В том числе просроченная, тыс.руб. | 1324 | - |
Дебиторская задолженность по векселям к получению, тыс.руб. | - | - |
В том числе просроченная, тыс.руб. | - | - |
Дебиторская задолженная участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, тыс.руб. | - | - |
В том числе просроченная, тыс.руб. | - | - |
Дебиторская задолженность по авансам выданным, тыс.руб. | 942 | - |
В том числе просроченная, тыс.руб. | 115 | - |
Прочая дебиторская задолженность, тыс.руб. | 3632 | - |
В том числе просроченная, тыс.руб. | - | - |
ИТОГО, тыс.руб. | 14378 | - |
В том числе просроченная, тыс.руб. | 1439 | - |
Таблица 2. Размер дебиторской задолженности ОАО «Хлебозавод» №5
2.2 Анализ общей системы планирования на ОАО «Хлебозавод» №5
На предприятии ОАО «Хлебозавод» №5 руководство прибегает к так называемому планированию, основы которого состоит в положении руководства на прошлое, на прошлые достижения, эффективную работу, основным методом которого является генетический подход. Всякая проблема здесь исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития. Найти в прошлом причину проблемы, подавить ее или сдержать – и проблема исчезнет.
Планирование, которое осуществляется на исследуемом предприятии опирается на предшествующий опыт и осуществляется снизу вверх. Первоначально выясняются нужды нижних подразделений, которые оформляются в планы этих подразделений. Собранные материалы передаются руководству следующего уровня, которое корректирует и редактирует их и передает на следующий уровень и т.д. — до окончательного выбора и подготовки сводного проекта. Вторично общий план ниже стоящими подразделениями не корректируется.
И в отличии от многих предприятий, где применяется именно такой вид планирования, на заводе данный вид планирования рассматривается как единая система, а не как простая единица, как например на других предприятиях.
Основными элементами системы планирования на ОАО «Хлебозавод» №5 являются:
- постоянное обращение к истории, прошлому опыту, откуда можно многое почерпнуть;
- проявление преемственности, охраняющее от резких и необдуманных изменений;
- сохранение традиций, создающих чувство безопасности у работников предприятия.
На заводе осуществляются следующие планы: планирование производственной программы, планирование финансовых результатов, планирование и прогнозирование уровня заработной платы, планирование численности персонала.
Планирование производственной программы дает представление о производстве и организации услуг в рамках планируемого бизнеса. В нем приводятся подробные описания всех составляющих производственного процесса и применяемых технологий, стандартов качества. Отдельно характеризуются те из них, которые предполагается поручить субподрядчикам. В плане основной деятельности дается описание производственных мощностей (имеющихся и требуемых) и анализ их состояния, перечень сырья и материалов, которые будут использованы в производстве, с указанием конкретных сроков поставки с поквартальной разбивкой на первый год, наличие резервных источников сырья и материалов, возможностей их мобилизации.
Огромную роль играют планы издержек производства и обращения в разрезе укрупненной номенклатуры статей расходов.
Если говорить о планировании финансовых результатов, то здесь основными финансовыми результатами является расчет прибыли и показателей рентабельности.
Расчет прибыли выполняется на стадии перспективного и готового технико-экономического планирования. Базовая величина прибыли сопоставляется с прибылью базового года, и определяется доля ее прироста за счет увеличения объема строительно-монтажных работ и снижения себестоимости. Расчет прибыли за счет увеличения объема строительно-монтажных работ определяется путем умножения прибыли базового года на темп прироста объемов работ, а за счет снижения себестоимости – размером экономии, исчисленной на планируемый год по факторам и организационно-техническим мероприятиям.
Довольно важным параметром планирования финансовых результатов является рентабельность производства.
Плановая рентабельность производства рассчитывается по следующей формуле:
Где Пб.пл – плановая балансовая прибыль, руб., Спл – плановая себестоимость сданных монтажно-строительных работ, реализованной продукции, услуг, руб.
При планировании фонда заработной платы необходимо обязательное соблюдение следующих условий: рост производительности труда должен опережать рост заработной платы; общая сумма заработной платы всех категорий работающих не должна превышать лимита, определяемого по нормативу заработной платы на 1 руб. продукции, утвержденного для каждого года в плане экономического и социального развития предприятия.
Планирование численности всех категорий работников имеет важное значение для экономного использования трудовых ресурсов, повышения производительности труда и эффективности производства.
При планировании численности работников на предприятии руководствуются следующими принципами: соответствие численности и квалификации работников объему запланированный работ и их сложности, обусловленность структуры персонала предприятия объективными факторами производства, максимальная эффективность использования рабочего времени, создание условий для повышения квалификации и расширения производственного профиля работников.
Общество осуществляет планомерную работу по повышению конкурентоспособности своей продукции: проводится анализ востребованности продукции потребителями и соответственно меняется ассортимент предлагаемой продукции, постоянно ведется работа по оптимизации показателя цена/качество, налаживаются стабильные контакты с крупными оптовыми потребителями. Это позволило ОАО «Хлебозавод» в 2011 году сохранить положительную динамику развития: выпуск продукции увеличился относительно 2010 года по хлебобулочным изделиям на 3%, по кондитерским – на 12%.
2.3 Производственная программа ОАО «Хлебозавод», как основная часть системы планирования на предприятии
Годовую производственную программу завода по производству и отгрузке продукции, как правило, вначале распределяют по кварталам. Затем квартальную производственную программу распределяют по месяцам. Возможно распределение сразу по месяцам.
Номер изделия | Количество выпускаемой продукции | I квар-тал |
Ян-варь |
Фев-раль |
Март | II квар-тал |
Ап-рель |
Май |
Июнь | III квар-тал |
Июль |
Ав-густ |
Сен-тябрь | IV квар-тал |
Ок-тябрь |
Но-ябрь |
Де-кабрь | |||
Число рабочих дней Дн, раб. дн | ||||||||||||||||||||
61
| 20 | 20 | 21 | 61 | 21 | 20 | 20 | 65 | 22 | 23 | 20 | 64 | 23 | 21 | 20 | |||||
|
| Количество выпускаемой продукции | ||||||||||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
3 | 800
| 194 | 64 | 64 | 66 | 194 | 66 | 64 | 64 | 208 | 70 | 74 | 64 | 204 | 73 | 67 | 64 | |||
4 | 1200
| 291 | 96 | 96 | 99 | 291 | 99 | 96 | 96 | 312 | 105 | 111 | 96 | 306 | 110 | 100 | 96 | |||
Итого | 2000
| 485 |
|
|
| 485 |
|
|
| 520 |
|
|
| 510 |
|
|
|