Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть систему премирования в ГК «Обувь России».
• В ходе работы над курсовым исследованием выполнен ряд задач:
• определить понятие премии, ее сущности и значения в системе материального стимулирования персонала;
• рассмотреть основные виды премий, показатели премирования, существующие в современной практике;
• изучить механизм премирования на предприятии, его цели и задачи;
• рассмотреть существующую систему премирования ГК «Обувь России», выявив ее достоинства и недостатки;
• предложить комплекс мероприятий, направленный на совершенствование существующей системы премирования ГК «Обувь России».
Введение 3
Глава 1. Премирование как экономическая категория 5
Глава 2. Механизм премирования на предприятии 16
Глава 3. Система премирования в ГК "Обувь России" 27
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Для определения окончательной
картины матрицы нашей премиаль
Исходя из всего вышеизложенного, окончательная матрица премиальной системы будет иметь следующий вид:
Таблица 6.
Матрица премиальной системы
Группа категорий должностей |
Группы критериев |
Минимальная черта |
Максимальная черта | |||
I |
II |
III |
IV | |||
Высшее руководство компании, их заместители и равные им |
0% |
20% |
100% |
180% |
0% |
300% |
Руководители среднего звена, ведущие специалисты и равные им |
10% |
30% |
70% |
140% |
10% |
250% |
Специалисты и технические работники |
40% |
50% |
30% |
80% |
30% |
200% |
Младший технический персонал |
70% |
80% |
нет |
нет |
70% |
150% |
Прокомментируем алгоритм матрицы. Наибольший процентный размер относится к 4-й группе критериев, что связано с необходимостью постоянного поощрения сотрудников к креативной деятельности и направленности на повышение их квалификационного и профессионального уровней.
Руководящие работники имеют большую зависимость от групп «Рационализация» и «Затраты» и меньшую зависимость от групп «Количество и сроки» и «Качество». Это обусловлено тем, что руководители несут большую ответственность за обеспечение стратегических задач в целом и выполняют минимум механических и статистических функций и работ. Влияние увеличения затрат от плохой работы руководителя, равно как влияние внедренных рационализаторских предложений и методик, имеет больший вес для компании, нежели те же действия подчиненных, которые не несут такой ответственности и не имеют административного ресурса.
Сотрудники низшего звена, наоборот, более зависимы от групп «Количество и сроки» и «Качество», нежели от групп «Затраты» и «Рационализация». Напряженность работы сотрудников этих категорий в значительно большей степени зависит от объема выполняемых обязанностей, соблюдения установленных сроков их выполнения, а также соблюдения правил и стандартов работы.
Таким образом, перед нами открытым остается вопрос о том, как же практически оценить работу сотрудников, чтобы заполнить матрицу конкретными цифрами в денежном исчислении для каждого работника индивидуально. В этом нам поможет оценочная форма.
Основой для оценивания сотрудников для предлагаемой системы премирования будет таблица 5, в которой определены все характерные черты для каждой группы критериев. Наша задача - в каждый определенный период времени оценить наличие или отсутствие той или иной черты у заданной группы критериев. Наиболее приемлемым периодом для оценки нам представляется период в 1 месяц. Конечно, желательно проводить оценки один - два раза в неделю, тогда результаты оценивания были бы более точными и «свежими», но на практике проведение оценки столь часто нам кажется маловероятным. В то же время, более продолжительный период для оценки вообще нивелирует объективность ее результатов. Вряд ли сотрудник или его руководитель вспомнит отдельные моменты в его работе, кроме наиболее значимых. Таким образом, необходимо проводить оценивание сотрудников ежемесячно по каждой группе критериев. При оценивании руководитель должен определить наличие или отсутствие возможности поощрения работника по данной группе критериев. Для этого предлагается слегка расширить таблицу 5, добавив в нее колонки месяцев с итоговой колонкой для отчетного полугодового периода (либо отчетного квартала), а каждую группу критериев предлагаем завершить строкой «Общий балл по критерию». Один раз в месяц непосредственный руководитель сотрудника проставляет баллы для каждой черты соответствующей группы критериев. Например, в 1-й группе отмечаем, что в отчетном месяце у сотрудника был напряженный график, поэтому наличие этой положительной черты руководитель отмечает зачислением 1 балла. Сотрудник не имел в отчетном месяце никаких дополнительных заданий. Отсутствие этой положительной черты руководитель отмечает символом «м», т.е. сотрудник работал в пределах минимума, согласно должностной инструкции. Сотрудник более 2 раз нарушал сроки выполнения задач, поэтому наличие этой отрицательной черты руководитель отмечает присвоением 0 баллов. Опережений сроков у сотрудника не было совсем, поэтому руководитель проставляет символ «м». И, наконец, сотрудник выполнил все порученные задания, поэтому отсутствие этой отрицательной черты руководитель отмечает символом «м». Аналогично руководитель оценивает работу сотрудника по всем группам критериев, отмечая наличие или отсутствие положительных и отрицательных черт каждой группы критериев. В результате мы можем оценить работу сотрудника за месяц, либо зачислив на его счет 1 балл, либо не зачисляя баллов. Алгоритм начисления балов должен быть следующим:
Наличие какой-либо положительной
черты при отсутствии негативных
черт считается положительным
Наличие любой отрицательной черты (независимо от наличия положительных черт или отсутствия других черт) лишает сотрудника права на зачисление балла за данную группу критериев в отчетном месяце.
Отсутствие каких-либо черт также лишает сотрудника права на зачисление балла за данную группу критериев в отчетном месяце, так как в этом случае мы говорим о том, что он выполнял свои обязанности в рамках необходимого минимума, установленного должностной инструкцией, и поощрять его не за что.
Полученные сотрудником баллы на протяжении периода премирования (6 месяцев или квартал) суммируются, и вычисляется денежный эквивалент премии за каждую группу критериев. Делать это можно следующим способом:
Видоизменим матрицу премирования, заменив процентные показатели денежными.
Группа категорий должностей |
Группы критериев |
Базовый оклад |
Премия | |||
I |
II |
III |
IV | |||
Высшее руководство компании, их заместители и равные им |
0%=0 |
20%=500 |
100%=2500 |
180%=4500 |
2500 |
300% или 7500 |
Руководители среднего звена, ведущие специалисты и равные им |
10%=150 |
30%=450 |
70%=1050 |
140%=2100 |
1500 |
250% или 3750 |
Специалисты и технические работники |
40%=320 |
50%=400 |
30%=240 |
80%=640 |
800 |
200% или 1600 |
Младший технический персонал |
70%=140 |
80%=160 |
нет |
нет |
200 |
150% или 300 |
Подсчитаем набранные сотрудником баллы для каждой группы критериев и заменим их денежными эквивалентами из матрицы по алгоритму:
Если количество баллов по группе равно 6 (в случае, когда премия выплачивается раз в 6 месяцев) или 3 (в случае, когда премия выплачивается раз в квартал), сотрудник получает всю сумму премиальных, которая соответствует данной группе критериев (например, для младшего технического персонала она составляет 140 за 1-ю группу и 160 за 2-ю).
Если количество баллов по группе равно 0, сотрудник лишается права на получение премии за данную группу критериев.
Если количество баллов
по группе меньше максимально возможного,
но больше нуля, сотрудник получает
сумму премиальных пропорционал
Подсчитаем общую сумму премиальных, начисленных сотруднику за все группы критериев, и выведем общую сумму премиальных, которые сотрудник получит за отчетный период премирования.
Заработная плата является
наиболее действенным инструментом
активизации человеческого
Поэтому правильная организация
заработной платы непосредственно
влияет на темпы роста производительности
труда, стимулирует повышение
Премирование занимает главное место среди систем стимулирования. Работодатель и работник должны четко представлять себе требования, необходимые для того, чтобы система устанавливала обоснованную связь между результатами труда и размерами вознаграждения, т. е. соблюдался один из основополагающих принципов оплаты труда - зависимость получаемого вознаграждения от результатов труда.
Разрабатывая премиальную систему, нужно предусмотреть показатели и условия премирования, размеры премий, круг поощряемых работников, периодичность премирования. Соблюдение определенных требований позволит обеспечить материальную заинтересованность работника, а также нормальные правовые основы взаимоотношений работника и работодателя в части размеров оплаты и трудового вклада.
Прежде всего показатели премирования должны соответствовать задачам производства в данном подразделении, в организации и зависеть от трудовых усилий коллектива или конкретного работника. Установленные показатели и условия премирования не должны противоречить друг другу, иначе улучшение одних показателей (условий) может повлечь за собой ухудшение других.
С учетом конкретных задач производства показатели (условия) премирования могут быть нацелены на поддержание уже достигнутого уровня (предельно высокого или допустимого) - выполнение производственного задания, обеспечение нормативного уровня качества и т. п.: либо на дальнейшее улучшение исходного показателя (условия) премирования - перевыполнение задания, повышение уровня по сравнению с "базовым", рост (прирост) по отношению к предыдущему периоду.
Размеры премий следует устанавливать с учетом направленности системы премирования. Если ее задачей является поддержание стимулируемых показателей на определенном уровне, то устанавливается фиксированный размер премий за выполнение показателя; если ставится цель улучшить показатели, то устанавливается один или несколько дифференцированных размеров за каждую единицу улучшения показателя. В ряде случаев стимулируется и выполнение показателя на заданном уровне, и его улучшение.