Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:30, дипломная работа
Целью данной работы является анализ социалистических моделей экономики стран ЛАКБ для выявления возможности их использования другими странами. Тема работы приобретает особую актуальность в период глобального экономического кризиса, когда перед странами мира стоит задача противостоять кризису и минимизировать его издержки, и социалистические экономические модели могут быть рассмотрены в качестве альтернативы рыночной экономике для скорейшего выхода из кризиса.
Введение 2
Глава 1. Социалистическая модель экономики в СССР как ориентир для стран Латинской Америки 3
1.1. Классическое определение социализма и его практика в СССР 3
1.2. Влияние СССР на формирование социалистических воззрений в странах Латинской Америки … 7
1.2.1. Общие предпосылки формирования социалистических воззрений и экономической политики в странах Латинской Америки в период существования СССР 7
1.2.2. Особенности социалистических воззрений и экономической политики на Кубе в условиях экономической помощи СССР 9
1.2.3. Особенности социалистических воззрений и экономической политики в Никарагуа в период СФНО 12
1.2.4. Особенности социалистических воззрений и экономической политики в Чили в период правительства Народного единства 14
Глава 2. Влияние либерализации мировой экономики на трансформацию экономических моделей в странах Латинской Америки.. 17
2.1. Неолиберальные реформы в ЛАКБ: основные шаги и результаты 17
2.2. Трансформация социалистической модели экономики на Кубе в результате политики экономической адаптации 21
2.3. Трансформация экономической модели в Никарагуа:от смешанной экономики к рынку 24
2.4. Неолиберальное «чилийское экономическое чудо» 26
Глава 3. Социалистические модели экономики в странах Латинской Америки: общее и особенное 28
3.1. Причины «левого дрейфа» в ЛАКБ и его течения 28
3.2. Модель «социализма 21 века» в Венесуэле 30
3.3. Модель «Боливийского социализма» Эво Моралеса 34
3.4. Вторя попытка строительства социализма в Никарагуа 38
3.5. Модель «умеренного социализма» в Эквадоре 39
3.6. Антикризисные меры в странах «социализма 21 века» в условиях глобального экономического кризиса 42
Заключение 47
Список литературы 50
Стратегия полного открытия иностранным интересам в период неолиберальных реформ нанесла экономике Чили серьёзный урон: нерационально использовались природные ресурсы, в результате политики ТНК были потеряны сезонные конкурентные преимущества страны в области сельского хозяйства и преимущества недорогой рабочей силы Чили на внешнем рынке. Страна оказалась между двумя полюсами – международной интеграцией и внутренней социальной дезинтеграцией, глобализация привела к росту внешнего долга до 4/5 ВВП. Корректировка экономического курса в Чили началась в конце 80-х гг., был введён государственный контроль над производством товаров первой необходимости, господдержка сельского хозяйства, в 90-х гг. в результате координирующей деятельности государства сократилась безработица.
Неблагоприятные итоги неолиберальных реформ побудили латиноамериканские страны к пересмотру экономической стратегии. В поиске решений ключевых экономических и социальных проблем, которые не удалось решить путём неолиберальных реформ, на рубеже 21 века в странах региона возникает так называемый феномен «левого дрейфа».
Неэффективность неолиберальной политики в решении острейших социальных проблем в сочетании с дискредитацией политических сил, выражающих интересы экономической элиты, явились главными причинами поражения правящих партий на выборах 1998–2008 гг. В большинстве стран региона в этот период к власти приходят правительства леворадикальной или левоцентристской ориентации, провозглашающие социальную направленность внутренней политики и самостоятельность на международной арене. Феномен «левого дрейфа» оказал огромное влияние на изменение геополитической и геоэкономической конфигурации ЛАКБ. Можно выделить 3 группы стран по их политической ориентации (хотя такое деление не всегда совпадает с их официально объявленным политическим курсом): умеренно-консервативные, левоцентристские и леворадикальные.
К умеренно-консервативным относятся Мексика, Колумбия и Перу, которые по-прежнему в целом придерживаются неолиберальной модели развития и делают ставку на экономическое сотрудничество с США (при диверсификации торговых связей и стремлению к сокращению экспортной зависимости от США).
К левоцентристским относятся социал-демократические правительства Аргентины, Бразилии, Коста-Рики, Уругвая и Чили, которые придерживаются «скорректированной неолиберальной модели», сочетающей прагматизм в области экономики с последовательной социальной политикой, нацеленной на сокращение бедности и безработицы, улучшение образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения; развитие региональной интеграции и диверсификацию внерегиональных связей, в т.ч. взаимовыгодных отношений с США.
Леворадикальное течение представлено правительствами Кубы, Венесуэлы, Боливии, Никарагуа и Эквадора. Эти страны официально провозгласили своей целью строительство «социализма 21 века». Леворадикальные режимы следуют курсу на централизацию экономики, считая, что неолиберализм был изначально обречён на провал, т.к. его главные цели – либерализация, приватизация и экономический рост оставляют в стороне ключевые социальные приоритеты. Радикалы занимают ярко выраженные националистические и антиамериканские позиции, призывают к антиимпериалистической революции, нацеленной на освобождение региона от господства США, продвижение альтернативной либерализму модели развития в интересах бедных. Это течение крепнет благодаря усилиям президента Венесуэлы Уго Чавеса, перенявшего эстафету из рук Ф. Кастро и взявшего на себя роль лидера боливарийского революционного проекта, поддержанного в самых бедных и нестабильных странах региона.
Президент Венесуэлы Уго Чавес изначально не был приверженцем социалистических идей, к власти он пришёл в 1998 г. будучи националистом, революционером, сторонником идей Симона Боливара (независимость, равенство, объединение латиноамериканских народов). Первоначально планировалось создание альтернативного общества, отличного как от капитализма, так и от социализма, с использованием лучших черт обеих формаций. После победы Чавеса на референдуме в 2004 г. идея «третьего пути» утратила жизнеспособность, и был взят курс на «боливарийский социализм 21 века». По мнению сторонников Чавеса, столь решительный поворот был вызван не конъюнктурными соображениями, а полным разочарованием в капитализме.
Построение «нового социализма» основывается на 3-х элементах: лидирующая роль государства, создание «социальной» экономики, укрепление «солидарного» частного сектора (т.е. расширение числа мелких собственников, на что нацелена аграрная реформа и поддержка мелкого и среднего предпринимательства). Провозглашается также подлинная социалистическая демократия с максимально широким привлечением народа к управлению (посредством коммунальных советов). Экономическая основа боливарийского социализма «не предполагает уничтожение собственности вообще, а лишь нивелирование собственности на средства производства»24, природные ресурсы должны быть в руках государства. В экономике допускается существование различных видов собственности (государственная, коллективная, смешанная и частная), что отличает «социализм 21 века» от его классического определения и от модели социализма, реализованной в СССР.
В ходе реализации курса на «социализм 21 века» нефтяной компонент сохраняет важнейшее значение (доказанные запасы нефти Венесуэлы составляют 7% мировых, по доказанным запасам газа страна занимает 2-е место в Западном полушарии (после США)25. В стране провозглашена политика перераспределения нефтяных доходов с целью их направления в приоритетные отрасли и регионы, для решения социальных задач. Важной вехой на пути к «социализму 21 века» считается национализация нефтегазовой промышленности: в целях более жёсткого государственного контроля над отраслью в 2007 г. иностранным нефтедобывающим компаниям было предложено создать совместные предприятия, где бы 60% акций принадлежали национальной нефтяной компании PDVSA. Корпорации ВР, Chevron, Statoil, Total согласились продать PDVSA долю в размере 60% в своих проектах, а ExxonMobil и ConocoPhillips покинули страну. По мнению правительства, подобная национализация легитимна, т.к., в соответствии с законодательством Венесуэлы, любой бизнес может перейти в собственность государства по решению суда.
Помимо нефтегазовой отрасли, национализация проводится в металлургии, электроэнергетике, в цементной промышленности, в телекоммуникационной и медийной отрасли, её целью провозглашено более эффективное выполнение отраслями социальных обязательств.
Каковы же экономические и социальные результаты курса на «социализм 21 века»? К сожалению, они малоутешительны.
Заявленные в стране структурная перестройка и диверсификация экономики не реализованы. Напротив, растёт зависимость от «нефтяного фактора», сохраняется монотоварность и сырьевой характер экспорта: нефтегазовая отрасль приносит 90% экспортных доходов, более 50% доходов госбюджета и около 30% ВВП26, сохраняется зависимость внешней торговли от рынка США, на него приходится 42% экспорта и 27% импорта Венесуэлы.27
В стране растёт декапитализации экономики как следствие вмешательства государства в экономическую деятельность и национализации ключевых отраслей, что привело к сокращению инвестиций в основной капитал, в Венесуэле этот показатель ниже среднего по региону. Сокращение инвестиций привёло к отставанию в технологической сфере и утрате конкурентоспособности товаров.
Процесс централизации для построения социально ориентированной экономики сопровождается высокими темпами инфляции: в Венесуэле самый высокий в ЛАКБ показатель инфляции, которая в 2008 г. превысила 31%28. Наиболее сильно подорожали в 2008 г. продукты питания (на 53,3%)29, при этом рост цен сопровождается дефицитом продуктов первой необходимости.
Социальная политика, провозглашённая в качестве важнейшей составляющей «социализма 21 века», принесла определённые положительные результаты, осуществлён ряд мер по улучшению материального положения беднейшей части населения: безземельным крестьянам предоставляются участки (без права продажи), оказывается бесплатная медицинская помощь, компанией по ликвидации неграмотности охвачено 3,8 млн. человек взрослого населения30. Но в целом социальная политика носит спорадический характер и имеет политическую подоплёку, по принципу «бедные тоже голосуют». К моменту прихода Чавеса к власти индекс бедности составлял 42,8%, в 2005 г. он достиг 53%; в нищенских условиях в 1999 г. жили 16,6% семей, а в 2005 г. – 25%,31; серьёзной проблемой остаётся безработица: в 2007 г. 15% трудоспособного населения не имели работы, при среднем по региону показателе 10%.32
Говоря о демократии, провозглашённой в качестве одной из составляющих «социализма 21 века», в Венесуэле в действительности налицо ярко выраженная тенденция к авторитаризму: у Чавеса в руках сосредоточены основные рычаги управления, под его контролем Национальная ассамблея, Верховный суд и Национальный избирательный совет. В 2009 г. приняты поправки к конституции, дающие возможность президенту быть переизбранным неограниченное число раз.
Свобода слова и печати формально сохраняется, но СМИ постоянно обвиняются во враждебной деятельности. С целью «демократизации эфира» закрыт старейший телеканал Венесуэлы и 240 частных радиостанций33.
При наличии острейших социальных проблем огромные валютные средства расходуются на покупку вооружения, на подпитку новой элиты, занимающей руководящие посты в госструктурах. Расходы на строительство жилья для малоимущих, например, составляют 12% от суммы, предназначенной на покупку вооружения34. Подобные траты тщательно скрываются, что способствует процветанию коррупции: Венесуэла входит в число 5-ти наиболее коррумпированных стран региона.35
Энергетический компонент – один из главных инструментов «экспорта» «социализма 21 века»: поставки нефти осуществляются на льготных условиях странам с леворадикальной ориентацией в обмен на их политическую лояльность правительству Чавеса. После развала СССР Венесуэла стала основным «спонсором» Кубы, обеспечивая её потребности в углеводородном сырье.
Анализ основных результатов экономической и социальной политики Венесуэлы в ходе «построения социализма 21 века» показывает, что проводимый курс ведёт не к устойчивому экономическому развитию, а к обострению экономических проблем, росту инфляции и тяжелым социальным последствиям.
Боливия, названная именем Симона Боливара, одного из освободителей Южной Америки от колониального ига, имеет хорошие предпосылки для развития, располагая значительными природными ресурсами, важнейшим из которых является газ – 2-е место в ЛАКБ (после Венесуэлы) по запасам36.
Боливия
была одной из первых стран ЛАКБ,
вставших на путь неолиберальных преобразований,
провозгласив в 1985 г. «Новую экономическую
политику» (реформирование госсобственности,
финансовая и налоговая реформы,
поощрение иностранного инвестирования,
либерализация внешней
В 2005 г. на выборах побеждает Движение к социализму (МАС), к власти приходит Эво Моралес, первый в истории страны президент-этнический индеец-аймара. На формирование его социалистических воззрений оказали влияние представления о цивилизации древних индейцев как об идеальном обществе, где господствуют справедливость и равенство (свыше 60% населения – индейцы.)38.
Моралес – не сторонник ортодоксального социализма, свою программу он назвал «демократической революцией», в ней, однако, прослеживаются вполне социалистические принципы: построение общества справедливости, равноправие всех этнических групп; в социальной сфере – перераспределение национального дохода в пользу беднейшего населения, обеспечение занятости; в экономике – усиление госконтроля за природными ресурсами, национализация ключевых отраслей и аграрная реформа. Главным внешним врагом «боливийского социализма» объявляется империализм США. Таким образом, очевидно, что модель социализма в Боливии аналогична «социализму 21 века», внедряемому в Венесуэле, с акцентом на «индейский вопрос».
Как реализуется модель «боливийского социализма» Моралеса?
«Социалистические» реформы в промышленности начались с национализации нефтегазовой отрасли, ключевой в экономике Боливии, (добыча нефти и газа дает около 7% ВВП, их доля в экспорте - 50%.)39 По указу от 2006 г. о национализации нефтегазовой отрасли, частные нефтегазовые компании были обязаны передать боливийской госкомпании YPFB контрольные пакеты акций (50% + 1 акция) или покинуть страну. Компании, в основном, подписали новые контракты, однако последствия резкого огосударствления проявились в сокращении инвестиций, и YPFB пришлось установить более гибкие условия для работы иностранных компаний.
В планах правительства также национализация горнорудной отрасли, электроснабжения, железных дорог. При этом руководство не исключает сотрудничество государственного и частного секторов, призывает к объединению усилий, осознавая неспособность государства эффективно управлять национализированными отраслями.
«Индейский вопрос» в Боливии тесно связан с аграрным, большинство боливийских индейцев – крестьяне. Для «социалистического» реформирования сельского хозяйства в 2006 г. объявлена «аграрная революция», предусматривающая экспроприацию неиспользуемых земель крупных собственников с целью их перераспределения в пользу безземельных и обеспечение крестьян сельскохозяйственной техникой.
Что касается результатов в социальной сфере, в 2006 г. начала действовать Национальная программа «искоренения неграмотности за 30 месяцев»; в области здравоохранения готовится закон о всеобщем медицинском страховании, при этом оба проекта реализуются при безвозмездной помощи Кубы и Венесуэлы; осуществляется программа по созданию рабочих мест и обеспечению жильём.
Информация о работе Социалистические модели экономики стран Латинской Америки