Социалистические модели экономики стран Латинской Америки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:30, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является анализ социалистических моделей экономики стран ЛАКБ для выявления возможности их использования другими странами. Тема работы приобретает особую актуальность в период глобального экономического кризиса, когда перед странами мира стоит задача противостоять кризису и минимизировать его издержки, и социалистические экономические модели могут быть рассмотрены в качестве альтернативы рыночной экономике для скорейшего выхода из кризиса.

Содержание

Введение 2



Глава 1. Социалистическая модель экономики в СССР как ориентир для стран Латинской Америки 3

1.1. Классическое определение социализма и его практика в СССР 3

1.2. Влияние СССР на формирование социалистических воззрений в странах Латинской Америки … 7

1.2.1. Общие предпосылки формирования социалистических воззрений и экономической политики в странах Латинской Америки в период существования СССР 7

1.2.2. Особенности социалистических воззрений и экономической политики на Кубе в условиях экономической помощи СССР 9

1.2.3. Особенности социалистических воззрений и экономической политики в Никарагуа в период СФНО 12

1.2.4. Особенности социалистических воззрений и экономической политики в Чили в период правительства Народного единства 14



Глава 2. Влияние либерализации мировой экономики на трансформацию экономических моделей в странах Латинской Америки.. 17

2.1. Неолиберальные реформы в ЛАКБ: основные шаги и результаты 17

2.2. Трансформация социалистической модели экономики на Кубе в результате политики экономической адаптации 21

2.3. Трансформация экономической модели в Никарагуа:от смешанной экономики к рынку 24

2.4. Неолиберальное «чилийское экономическое чудо» 26



Глава 3. Социалистические модели экономики в странах Латинской Америки: общее и особенное 28

3.1. Причины «левого дрейфа» в ЛАКБ и его течения 28

3.2. Модель «социализма 21 века» в Венесуэле 30

3.3. Модель «Боливийского социализма» Эво Моралеса 34

3.4. Вторя попытка строительства социализма в Никарагуа 38

3.5. Модель «умеренного социализма» в Эквадоре 39

3.6. Антикризисные меры в странах «социализма 21 века» в условиях глобального экономического кризиса 42



Заключение 47

Список литературы 50

Работа состоит из  1 файл

Диплом.Лунёв Дмитрий.docx

— 123.72 Кб (Скачать документ)

Между тем, в социальной сфере действия правительства  в целом фрагментарны и носят характер срочной адресной помощи в отсутствие планомерной масштабной программы социальных реформ.

Позитивные  изменения некоторых макроэкономических показателей в связи с благоприятной внешней конъюнктурой в 2006-2008 гг. (например, профицит бюджета в 2008 г. составил 5,9% ВВП)40, не привели к успехам «социализма»  в решении основных социальных задач: с 2007 г. отмечается рост безработицы, в 2008 г. произошло снижение минимальной зарплаты, а инфляция достигла 12%41 при дефиците продовольствия и товаров первой необходимости.

Таким образом, несмотря на определённые положительные результаты, «боливийский социализм» не решил ключевые экономические и социальные проблемы страны. Национализация, а также политическая и социальная нестабильность сказались на снижении притока инвестиций; смена формы собственности не изменила структуру экономики, страна остается монопроизводителем, экспортером узкого круга сырьевых товаров; продолжается рост инфляции и социальное расслоение общества.

Ситуация  осложняется тем, что в стране сильны этнополитические противоречия: в «индейской» составляющей реформ Моралеса оппозиция видит своеобразный апартеид «наоборот», попытку установить «диктат бедноты» в отместку за века угнетения. Возвращение индейцев к власти, надежды на перераспределение национального богатства в пользу неимущих - это ценности индейцев, поверивших в «социализм 21 века». Более зажиточное городское белое и метисное население востока страны адаптировалось к рыночной экономике и глобализации. Этот конфликт ценностей представляется трудноразрешимым, но от его урегулирования во многом зависит судьба «боливийского социализма».

3.4. Вторая попытка строительства социализма в Никарагуа

Возвращение сандинистов к власти в 2007 г. означало новый поворот в экономической стратегии страны. Д. Ортега объявил о начале реализации революционного проекта «социализма 21 века» в своей интерпретации, отличающейся от радикальной концепции, реализуемой в Венесуэле и Боливии. Особенностью экономической программы Ортеги является то, что в ней соединены элементы социалистической и либеральной моделей, с упором на усиление социальной направленности политики государства, на решение в первую очередь проблем беднейшего населения. Вместе с тем Д. Ортега намерен продолжить курс на макроэкономическую стабилизацию, которая является не самоцелью, а основой достижения целей социального развития. Признаётся необходимым создание благоприятного климата для привлечения иностранного капитала с целью  оживления экономической активности и роста занятости.

В социальной сфере предусматривается увеличение госрасходов на образование, здравоохранение, социальную защиту с 13,4 % от ВВП в 2006 г. до 17,8% в 2010 г. На осуществление данной финансово-экономической программы (ФЭП) МВФ предоставит стране $111,3 млн. 42. Значительная  часть социальных программ финансируется также правительством Венесуэлы.

Однако  пока большинство задач ФЭП не выполняется: рост ВВП в 2007 г. составил всего 3%, инфляция превышает намеченный уровень почти вдвое, достигнув 13,8%, безработица увеличилась на 10%43, что позволяет говорить о стагфляционном развитии экономики. Положительная динамика отмечена в сохранении притока частного иностранного капитала и в резком сокращении внешнего государственного долга вследствие его списания кредиторами.

В целом трудно судить о том, насколько удастся правительству Д. Ортеги совместить трудносочетаемые элементы либеральной и социально-распределительной моделей развития в рамках «социализма 21 века». Многое будет зависеть от внутриполитической стабильности, внешнеэкономической конъюнктуры и от выполнения своих обязательств новыми экономическими «спонсорами», прежде всего, Венесуэлой.

3.5. Модель  «умеренного социализма» в Эквадоре

В результате победы на выборах в 2006 г. президентом в Эквадоре стал учёный-экономист Рафаэль Корреа, заявивший, как и его леворадикальные коллеги, о строительстве «социализма 21 века» и необходимости «положить конец долгой и трагической неолиберальной ночи»44.«Социализм» в интерпретации Корреа предполагает создание «нового Отечества» путём «гражданской революции», суть которой в осуществлении экономических и социальных преобразований, направленных на усиление роли государства, улучшение положения бедной части населения, обеспечение национального суверенитета над природными ресурсами и защиту окружающей среды, – и эти преобразования реализуются при активном участии народа путём конституционного (мирного) изменения политической системы.

В отличие  от курса его «социалистических» соседей, политика Корреа отличается большей умеренностью. Как в Никарагуа, курс Корреа нацелен на первоочередное решение социальных задач при сохранении  частной собственности в её тесной увязке с социальными обязательствами частного сектора, однако при отказе от неолиберальной модели.

Реализация  социальных программ в стране носит безотлагательный характер (Эквадор является одной из беднейших стран ЛКАБ, 50% населения живёт за чертой бедности45): вводится бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное образование, реализуется амбициозная  жилищная программа.

Экономическая составляющая программы строительства «социализма» в Эквадоре включает усиление государственного контроля над природными ресурсами (Эквадор — пятый по величине производитель нефти в Южной Америке46, член ОПЕК). В 2010 г. руководство страны, пойдя по пути  Венесуэлы и Боливии в стремлении национализировать нефтегазовую отрасль, приняло закон, позволяющий национализировать частные нефтедобывающие предприятия, которые «не относились с должным уважением к порядкам страны». Суть нового закона в коренном пересмотре нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего сектора, где государство намерено стать собственником углеводородного сырья. По словам лидера Эквадора, «с помощью этого закона любая нефтяная компания, работа которой противоречит политике страны, подвергнется национализации и будет вынуждена покинуть страну». Данные меры могут отпугнуть потенциальных инвесторов в энергетический сектора Эквадора, который является основным гарантом финансовой стабильности страны. Согласно подписанным ранее соглашениям, иностранные компании оставляли себе до 80% добытой нефти, сейчас Корреа намерен заключать новые контракты с компаниями, в которых будет предусмотрено увеличение государственного контроля над нефтяным сектором страны в целях «справедливого распределения доходов» от нефтедобычи. Национализация других ключевых отраслей промышленности на настоящий момент не планируется, как и передел земель крупных латифундистов.

Основные  направления преобразований хозяйственной  системы обозначены в экономической части правительственного плана развития страны на 2007-2011гг., в числе приоритетных задач - достижение конкурентоспособности и диверсификации экономики; развитие мелкого и среднего предпринимательства; оптимизация нефтедобычи без ущерба для экологии; диверсификация внешнеэкономических связей; снижение инфляции и внешнего долга.

Итоги деятельности правительства Корреа можно оценивать по-разному: несмотря на кризис, в 2009 г. достигнут определённый прирост ВВП в 1%, безработица составила 8% - эти показатели лучше, чем в большинстве стран ЛАКБ;  увеличились госинвестиции в нефтяную отрасль (с $640 млн. в 2006 г. до $1 млрд. в 2008 г.); возросло кредитование мелких и средних предприятий (на 125% в 2008 г.)47.

Отрицательным результатом явилось сокращение иностранных инвестиций в результате принятых правительством законов о регулировании деятельности иностранных компаний, прежде всего нефтяных.

Серьёзной проблемой остаётся инфляция: в 2008 г. она превысила 9% (3.3% в 2007 г.)48,Как и в Никарагуа, модель «умеренного социализма» в Эквадоре ведёт к стагфляции, где депрессивное состояние экономики сочетается с ростом безработицы и инфляцией.

Что касается авторитарности, присущей руководителям  леворадикального толка, то стиль руководства  Корреа соответствует общей тенденции: принятая в 2008г. «социалистическая» конституция Эквадора была названа «гиперпрезидентской», т.к. узаконила усиление полномочий президента, его право распускать парламент, назначать судей и избираться на второй срок.

Ориентация  на «социализма 21 века» в Эквадоре подкрепляется твердой линией на подавление оппозиции, выступающей против концентрации власти в руках президента, неэффективностью управления и коррупцией -  реформируются секретные службы, усиливается борьба с противостоящими власти СМИ.

Таким образом, модель «умеренного социализма»  в Эквадоре, так же, как в Венесуэле, Боливии и Эквадоре, не соответствует  классическому определению социализма и отличается от социалистической модели экономики в СССР, т.к. допускает  наличие  частной собственности.

3.6. Антикризисные меры в странах « социализма 21 века в условиях глобального экономического кризиса

В условиях однополярного мира и глобализации экономических процессов, диспропорциональное развитие экономики США привело к глобальному экономическому кризису, который серьёзно затронул экономику стран ЛАКБ, в значительной степени зависимую от состояния рынков страны-эпицентра кризиса. Кризис стал испытанием на прочность для социалистических моделей экономики, реализуемых в этих странах. К основным негативным тенденциям в экономике этих стран, вызванным кризисом, можно отнести снижение внешнего спроса и цен на их экспортные товары и, соответственно, экспортных поступлений; ужесточение условий внешнего финансирования вследствие «сжатия международного кредита»; сокращение иностранных инвестиций и объёмов денежных переводов от латиноамериканцев, работающих за рубежом. Кризис обнаружил структурные проблемы в экономике данной группы стран: сильную зависимость от сырьевых экспортных поступлений при слабом внутреннем рынке, зависимом от импорта. Внутренний инвестиционный климат не благоприятствует развитию частного бизнеса, как результат, в странах фактически отсутствует собственное производство товаров должного качества.

Основными последствиями кризиса в странах, реализующих социалистические модели экономики, явились сокращение производства, падение объёма внешней торговли, рост бюджетного дефицита, рост инфляции, безработицы и бедности. В период с 2008 по 2010 гг. наблюдалось сокращение ВВП: в Боливии с 6,1% до 2,8%; в Венесуэле с 4,8% до – 3,4%; на Кубе с 4,1% до 3,5%; в Никарагуа с 3,2% до –1,5%; в Эквадоре с 6,5% до 2,3%, при этом уровень безработицы варьируется от 6,8% в Боливии до более 8%49 в других рассматриваемых странах (по Кубе нет данных).

Национализация  ключевых отраслей, проведённая ещё до кризиса, усугубляет ситуацию: отток инвестиций и неэффективное госуправление национализированными предприятиями затормозили решение важных социальных и экономических задач.

Основные  блоки антикризисных мер в ЛАКБ:

-денежно-финансовая  политика – с целью придать экономике дополнительную ликвидность и поддержать финансовую систему (кредитные линии для краткосрочного кредитования финансовых учреждений; договорённости о кредитах с международными финансовыми организациями);

-фискальная политика – с целью поддержки производственного и потребительского спроса (снижение налогов; налоговые льготы компаниям при приобретении оборудования; кредитование покупки потребительских товаров);

-политика в сфере внешней торговли и обменного курса валют – с целью стимулирования экспорта (снижение обменного курса национальных валют; принятие протекционистских мер);

-производственная политика – с целью модернизировать структуру национальной экономики (госинвестиции в инфраструктуру и жильё; поддержка ключевых отраслей; помощь малому и среднему предпринимательству);

-социальная политика – с целью смягчить последствия кризиса для населения и затормозить рост безработицы (повышение заработной платы и пособий по безработице; финансирование образования и здравоохранения);

-политика в сфере международных связей – с целью укрепления регионального сотрудничества и поиска новых зарубежных партнеров.

Эффективность применяемых антикризисных мер  в различных странах ЛАКБ различна, что определяется особенностями  каждой страны и её ресурсами, а также  особенностями реализуемых экономических  моделей и их долгосрочными стратегиями. По оценкам экспертов50, ряд стран региона проводит адекватную антикризисную политику (Колумбия с умеренно-консервативным курсом правительства и левоцентристские Бразилия и Чили), а в леворадикальных странах «социализма 21 века» антикризисные меры существенно не улучшают ситуацию. Здесь неверно оценили кризис, считая его привнесённым извне, и принимаемые меры направлены на снижение уязвимости перед внешним воздействием, а не на повышение эффективности экономики этих стран.

Венесуэла – единственная из рассматриваемых стран пошла на значительное уменьшение госрасходов, что привело к сокращению спроса и снижению ВВП, но уровень  инфляции при этом снизился незначительно (29,5% в 2009 г. против 31,8% в 2008 г.)51

Завышенный  фиксированный курс боливара был  основным фактором нерентабельности производства: венесуэльские товары стоили слишком  дорого для экспорта и внутреннего  потребления. Однако девальвация боливара, проведённая в 2010 г., не стала эффективной мерой, стимулирующей производство: было установлено 2 курса – 2,6 боливара за доллар (до этого – 2,15 боливара) для импортных операций госсектора, а также импорта стратегических товаров частным сектором; другой – 4,3 боливара за доллар – для импорта более широкого круга товаров. В выигрыше от девальвации оказался госсектор, т.к. экспорт нефти стал выгоднее, а частные компании-импортёры оказались в невыгодном положении. Но основное бремя от обесценения национальной валюты несёт население: в 2010 г. уровень инфляции доходил до 40%.52

Информация о работе Социалистические модели экономики стран Латинской Америки