Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:30, дипломная работа
Целью данной работы является анализ социалистических моделей экономики стран ЛАКБ для выявления возможности их использования другими странами. Тема работы приобретает особую актуальность в период глобального экономического кризиса, когда перед странами мира стоит задача противостоять кризису и минимизировать его издержки, и социалистические экономические модели могут быть рассмотрены в качестве альтернативы рыночной экономике для скорейшего выхода из кризиса.
Введение 2
Глава 1. Социалистическая модель экономики в СССР как ориентир для стран Латинской Америки 3
1.1. Классическое определение социализма и его практика в СССР 3
1.2. Влияние СССР на формирование социалистических воззрений в странах Латинской Америки … 7
1.2.1. Общие предпосылки формирования социалистических воззрений и экономической политики в странах Латинской Америки в период существования СССР 7
1.2.2. Особенности социалистических воззрений и экономической политики на Кубе в условиях экономической помощи СССР 9
1.2.3. Особенности социалистических воззрений и экономической политики в Никарагуа в период СФНО 12
1.2.4. Особенности социалистических воззрений и экономической политики в Чили в период правительства Народного единства 14
Глава 2. Влияние либерализации мировой экономики на трансформацию экономических моделей в странах Латинской Америки.. 17
2.1. Неолиберальные реформы в ЛАКБ: основные шаги и результаты 17
2.2. Трансформация социалистической модели экономики на Кубе в результате политики экономической адаптации 21
2.3. Трансформация экономической модели в Никарагуа:от смешанной экономики к рынку 24
2.4. Неолиберальное «чилийское экономическое чудо» 26
Глава 3. Социалистические модели экономики в странах Латинской Америки: общее и особенное 28
3.1. Причины «левого дрейфа» в ЛАКБ и его течения 28
3.2. Модель «социализма 21 века» в Венесуэле 30
3.3. Модель «Боливийского социализма» Эво Моралеса 34
3.4. Вторя попытка строительства социализма в Никарагуа 38
3.5. Модель «умеренного социализма» в Эквадоре 39
3.6. Антикризисные меры в странах «социализма 21 века» в условиях глобального экономического кризиса 42
Заключение 47
Список литературы 50
В Эквадоре антикризисные меры предусматривают, в частности, поддержку производственного сектора (ему было выдано $300 млн. из международных резервов страны), также улучшена налоговая дисциплина, снижен дефицит торгового баланса, урегулированы отношения с международными кредиторами, в результате экономика приобрела положительную динамику.
Правительство Боливии, не стало прибегать к сокращению госрасходов на фоне сокращения экспортных поступлений, было продолжено государственное инвестирование, что позволило остановить экономический спад. Это стало возможным в результате роста госдоходов после национализации газовой отрасли. Однако социальные расходы за годы кризиса выросли незначительно и их следует увеличить, принимая во внимание высокий уровень бедности в стране.
Руководство Кубы стоит за преобразование экономической модели и выхода из кризиса без социальных травм, путём постепенных реформ (политика адаптации в новых условиях). Предполагается ослабить контроль над частным бизнесом, а также сократить объём государственных субсидий и постепенно отойти от карточной системы. При этом в кубинской экономике главенствующая роль останется за планированием, которое «будет принимать во внимание рыночные тенденции», т.е. реформы направлены на спасение социализма, а не на возврат к капитализму.
В международной сфере страны «социализма 21 века» стоят за интенсификацию интеграционных процессов, выстраивание собственной «финансовой архитектуры», с целью восстановления экономического роста в условиях кризиса, и чтобы избавиться от чрезмерной внешней финансовой зависимости и оградить себя от сбоев в функционировании глобальной экономики. С этой целью был создан альянс леворадикальных сил ALBA (Боливарийская альтернатива для народов нашей Америки), куда входят 9 государств, в т.ч. Венесуэла, Куба, Боливия, Никарагуа, Эквадор. Для ослабления роли доллара в экономической жизни региона и зависимости стран от экономики США, в 2010 г. была введена сукре – единая система региональных взаиморасчётов, общая денежная единица ALBA. Пока сукре используется только в безналичных расчётах, в дальнейшем планируется и в виде наличных денег.
В международной
сфере страны с социалистическими
моделями экономики заняты поиском
новых внешнеэкономических
На основе анализа особенностей и общих черт экономических моделей стран леворадикальной ориентации ЛАКБ можно сделать следующие выводы:
1. Реализуемые в этих странах экономические модели не являются социалистическими с точки зрения классического определения социализма, т.к. в них в разной степени допускается частная собственность на средства производства. При наличии огромного количества нерешённых социальных проблем эти страны не могут считаться обществом социальной справедливости; что соответствовало бы социализму в классическом понимании.
2. Экономические модели в этих странах отличаются также от модели социализма в СССР. При всей негибкости и не достаточной эффективности, в СССР применялось планирование народного хозяйства, чего нет в указанных странах. Лишь на Кубе осуществляется планирование нормирования и распределения ограниченных ресурсов.
3. Экономические модели стран леворадикальной ориентации ЛАКБ не оптимальны для их развития, т.к. не позволяют решать стоящие перед ними ключевые экономические и социальные проблемы. Структура экономики этих стран остаётся непропорциональной, большинство из них по-прежнему являются монопроизводителями и экспортёрами ограниченной номенклатуры сырьевых товаров, обрабатывающая промышленность не конкурентоспособна в отсутствие технических инноваций и при низкой производительности труда. Растёт декапитализация экономики как следствие вмешательства государства и национализации ключевых отраслей. Остро стоит проблема инфляции и внешнего долга, не решены социальные проблемы, в том числе – бедность и безработица.
4. Говоря о перспективах леворадикального «социализма 21 века» в ЛАКБ, вряд ли можно рассчитывать на его успешное и долгосрочное развитие: национализация ключевых отраслей неизбежно приводит к серьёзным кризисным явлениям, вызванным отсутствием необходимых инвестиций для устойчивого развития экономики, а также неспособностью госструктур эффективно решать управленческие, технологические, административные задачи. В большинстве стран ситуация также осложняется наличием глубоких региональных и этнических противоречий, авторитарностью и высокой степенью коррумпированности руководства.
5. В условиях глобального
6. Перед указанной группой стран
стоит задача перехода от
7. Решение столь глобальных
1.ИЛА РАН. Аналитические
2. ИЛА РАН. Малые страны
3. ИЛА РАН. Латинская Америка:
проблемы модернизации в
Бобровников А.В.,Теперман В.
4. ИЛА РАН. Эффект
5. ИЛА РАН. Аналитические
6. ИЛА РАН. Никарагуа:
7. ИЛА РАН. Венесуэла в поисках альтернативы.
В.И.Булавин, Э.С.Дабагян, В.
8. ИЛА РАН. Боливия: время
В.М.Давыдов. Москва, 2009 г.
9. Фидель Кастро. Политическая Биография. Н. Леонов, В. Бородаев
10. Куба: строительство социализма. Москва, 1983 г.
11. Куба 90-х: модель "переходной" экономики и сотрудничество с Россией.
Москва, 1998 г.
12. Вопросы экономической
Москва, 2002 г.
13. Журнал «Латинская Америка»
14. Куба: от адаптации к переменам? Москва, 2007 г.
15. ИЛА РАН. Чилийская модель: её преимущества и риски (мандат М. Бачелет).
В.М.Давыдов. Москва, 2009 г.
16. www.embaven.ru; www.rianovosti.ru; www.kommersant.ru; www.neftegaz.ru; www.lenta.ru; www.rbc.ru
1 World trade in 2006 – Overview./- http://www.wto/org/; Comision Economica para America Latina y el Caribe. - http://www.eclac/
2 Никарагуа: сандинисты снова у власти. М., 2008, с. 5
3
http://www.chile.mid.ru/0ld/
4 Куба: строительство социализма. М., 1983, с. 17
5 Куба 90-х: модель «переходной» экономики и сотрудничество с Россией. М., 1998, с. 62
6 Куба 90-х: модель «переходной» экономики и сотрудничество с Россией. М., 1998, с. 62
7 Малые страны Латинской Америки. М., 2002, с. 110
8 Малые страны Латинской Америки. М., 2002, с. 113
9 Малые страны Латинской Америки. М., 2002, с. 113
10Там же
11 Эффект адаптационного реформирования: от Латинской Америки к России. М., 2003, с. 16
12 Латинская Америка: проблемы модернизации в контексте устойчивого развития. М., 2007, с. 61
13 Латинская Америка: проблемы модернизации в контексте устойчивого развития. М., 2007, с. 62
14 Куба: от адаптации к переменам? М., 2007, с. 33
15Малые страны Латинской Америки. М., 2002, с. 120
16 Малые страны Латинской Америки. М., 2002, с. 121
17 Там же
18 Там же, с. 122
19 Там же, с. 125
20 Там же, с. 128
21 Чикагские мальчики и чилийское экономическое чудо. www.scepsis.ru
22 Там же
23 Там же
24
www.commandantecha.
25 www.embaven.ru
26 www.embaven.ru
27 Там же
28 www.rianovosti.ru
29 Там же
30 Латинская Америка: проблемы модернизации в контексте устойчивого развития. М., 2007, с. 262
31 Там же, с. 263
32 Там же, с. 163
33 www.rbc.ru
34 Там же, с. 262
35 Латинская Америка: проблемы модернизации в контексте устойчивого развития. М., 2007, с. 265
36Там же, с. 5
37 Боливия – время левоиндихенистского эксперимента. М., 2009, с. 9
38 Там же, с. 4
39 Боливия – время левоиндихенистского эксперимента. М., 2009, с. 36
40Боливия – время левоиндихенистского эксперимента. М., 2009, с. 43
41 Боливия – время левоиндихенистского эксперимента. М., 2009, с. 45
42Никарагуа: сандинисты снова у власти. М., 2008. с. 28
43 Там же, с. 30
44 www.lenta.ru
45 www.lenta.ru
46 www.neftegaz.ru
47 Эквадор на пути «гражданской революции» М., 2009, с. 54
48 Там же. с. 48
49 Кризис, антикризисная политика и перспективы посткризисного развития. М., 2010, с. 19
50 «Латинская Америка», №1, 2010, с. 27
51 Там же, с. 37
52 Латинская Америка», №1, 2010, с. 75
Информация о работе Социалистические модели экономики стран Латинской Америки