Совершенствование нормирования и организации оплаты труда (на примере ООО «Гарант»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:36, курсовая работа

Описание

Важное место в эффективной работе предприятий в сфере торговли занимает правильная, оптимальная организация трудовых процессов. Организация трудовых процессов представляет собой систему мероприятий, направленных на обеспечение рационального функционирования живого труда с целью повышения его производительности при эффективном использовании средств производства и создания наиболее благоприятных условий труда.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы нормирования и организация заработной платы в торговле
1.1. Нормирование труда в сфере торговли
1.2. Организация заработной платы в сфере торговли
1.3. Формы и системы заработной платы
2. Нормирование и организация оплаты труда (на примере ООО «Гарант»)
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Гарант»
2.2. Нормирование труда в ООО «Гарант»
2.3. Организация оплаты труда в ООО «Гарант»
3. Пути совершенствования нормирования и организации оплаты труда в ООО «Гарант»
3.1. Мероприятия по совершенствованию нормирования в ООО «Гарант»
3.2. Мероприятия по совершенствованию организации оплаты труда
Заключение
Используемая литература

Работа состоит из  1 файл

Сjвершенствование ЗП.doc

— 675.00 Кб (Скачать документ)

      повременно-премиальная;

      почасовая (редко применяется на практике).

Простая повременная оплата предполагает только выплаты в соответствии с установленным окладом (тарифной ставкой).

Повременно-премиальная система оплаты включает в себя наряду с должностным окладом (тарифной ставкой) и премию, которая позволяет устанавливать зависимость между величиной заработка и результатами деятельности предприятия или организации в целом.

Почасовая оплата труда предполагает иной (в отличие от традиционно применяемого) учет отработанного времени (по получасам), и изменений в штатной структуре.

Наиболее часто встречаются простая повременная и повременно-премиальная формы заработной платы.

Для того чтобы применение любого вида повременной оплаты труда было эффективным, необходимо выполнение следующих условий:

      тщательный учет фактически отработанного времени;

      наличие должностных инструкций по категориям работников (причем инструкции могут быть в любом виде) и положений о структурных подразделениях;

      контроль над выполнением работниками должностных инструкций;

      наличие системы и периодическое проведение аттестаций и пересмотра уровня квалификации.

Труд определенной части работников торговых организаций и предприятий оплачивается сдельно. Сдельная оплата представляет собой оплату в зависимости от объема выполненных работ в стоимостном или натуральном выражении по заранее установленным расценкам (в последнем заключается основное отличие сдельной оплаты от так называемых бестарифных схем). Чаще всего сдельная оплата применяется в розничной торговле для стимулирования объемов реализации, реже – в оптовой торговле и для работников неторговой деятельности.[5]

Сдельная оплата бывает индивидуальной и коллективной (бригадной).

При индивидуальной сдельной оплате заработная плата отдельного работника зависит от его выработки и величины сдельных расценок. При коллективной (бригадной) сдельной оплате труда заработная плата определяется исходя из выработки коллектива (бригады) в целом и сдельной коллективной расценки. Другими словами, заработная плата выделяется суммарно на коллектив (бригаду) в целом. Дальнейшее ее распределение осуществляется внутри коллектива (бригады) по утвержденным заранее критериям.

Сдельная оплата труда в торговых организациях и предприятиях имеет следующие системы: прямую сдельную и сдельно-премиальную. Прямая сдельная оплата труда предусматривает оплату по твердым неизменным расценкам, при этом заработок работника (или коллектива работников) изменяется пропорционально изменению выработки. Премирование прямая сдельная оплата труда не предполагает. При сдельно-премиальной системе оплаты труда величины заработка определяются в зависимости от объема вы­полненной работы по расценкам и с учетом премий за определенные достижения.

В настоящее время в торговых организациях и предприятиях используются следующие виды сдельных расценок:

1.      коллективная (бригадная) сдельная оплата;

2.      индивидуальные сдельные расценки;

      товарные расценки;

      расценки мелкой розницы;

      расценки на тысячу единиц принятой стеклотары;

      расценки за количество проданных товаров;

      процент с выручки и т.п.[5,с.211]

Применение сдельной оплаты труда в торговых организациях или на предприятиях эффективно при соблюдении следующих условий:

      установление оптимальной численности работников;

      достаточность доходов для формирования фондов оплаты труда и образования сдельных заработков;

      малый удельный вес в товарообороте дефицитных товаров;

      наличие реальной возможности постоянного роста объемов то­варооборота;

      строгий контроль за качеством обслуживания.

Расчет заработной платы на предприятии осуществляется по следующим формулам.

При повременной оплате заработная плата подсчитывается по формуле:

ЗП = ТС * РВ, где

ЗП – заработная плата;

ТС – тарифная сетка присвоенного рабочему квалифицированного разряда;

РВ – фактически отработанное время.[1,c.162]

Повременно-премиальная система оплаты труда представляет собой сочетание простой повременной оплаты труда с премированием за выполнение количественных и качественных показателей по специальным положениям о премировании работников.

Можно рассчитать по следующей формуле:

Зп.пр=Зокл+Пр, где

Зп.пр- заработная плата при повременно-премиальной системе,

Зокл - установленный оклад за фактически отработанное время,

Пр – премия за выполнение количественных и качественных показателей.

При сдельной оплате заработок рассчитывается по формуле:

ЗП = СР * ВП, где

ЗП – заработная плата рабочего

СР – сдельная расценка за единицу продукции

ВП – количество изготовленной продукции.[1,с.162]

При прямой сдельной системе оплата производится на основе индивидуальной сдельной расценки с учетом объема продукции по формуле:

Зпр = сумма (Зр * qi), где

Зр — сдельная расценка за единицу продукции (работы), руб.;

qi — количество изготовленных изделий i-гo вида (шт.).

При этом сдельная расценка за единицу продукции (работы) может быть рассчитана по следующим формулам:

Зр = Тч / Вч  или  Зр = Тч * tн

Тч - часовая тарифная ставка, устанавливаемая в соответствии с раз­рядом выполняемой работы;

Вч — норма выработки данной продукции за час;

tH — норма времени на единицу продукции.

Гибкость и подвижность любой системе оплаты труда придает использование систем премирования. Роль премий определяют следующие условия:

      премии позволяют стимулировать работников торговли, делая зависимым уровень заработной платы от конкретных результатов труда;

      выплата премий позволяет увязывать прирост средней заработной платы с показателями торговой деятельности;

      премии обеспечивают одновременно как коллективную, так и индивидуальную материальную заинтересованность.

В настоящее время торговые организации и предприятия могут применять следующие основные системы премирования:

1.      за основные результаты хозяйственной деятельности;

2.      вознаграждение по итогам работы за год;

3.      поощрения работников за выполнение важных заданий;

4.      специальные системы премирования (за сбор и сдачу тары, за внедрение новой техники, за снижение товарных потерь и т.д.);

5.      система оказания единовременной помощи работникам.[5]

Применяемые премиальные системы должны быть утверждены внутренними юридическими документами и содержать ряд обязательных составных элементов. Это:

      условия премирования;

      показатели премирования;

      размеры и шкала премирования;

      круг премируемых работников;

      источник премирования.

В качестве дополнительной части заработной платы часто ис­пользуются и схемы участия работников в прибыли.

Выплата премий, доплат, компенсаций и т.п. предельными размерами не ограничивается. Конкретные размеры премиальных и прочих выплат устанавливаются исходя из значимости достижений, их срочности и важности с учетом имеющихся средств.

В торговых предприятиях и организациях может применяться и такая форма материального стимулирования труда работников, как система надбавок и доплат. [5] По механизму использования и по присущим ей чертам (в том числе и юридическим) система надбавок и доплат близка к тарифной системе и часто рассматривается как временное увеличение тарифной части заработка. Регулируются условия назначения и выплаты надбавок и доплат Трудовым кодексом, причем размеры определяют сами торговые предприятия.

Надбавки к заработной плате представляют собой денежные выплаты, которые начисляются работникам сверх их основной ставки (оклада) и в значительной мере являются выплатами стимулирующего характера. В торговых предприятиях могут применяться следующие виды надбавок:

      за профессиональное мастерство;

      за высокие достижения в труде.

Доплаты представляют собой денежные выплаты, с помощью которых компенсируются дополнительные затраты или особенности труда работников, производимые по указанию администрации организации (или предприятия) или с ее согласия.[5] В современных условиях в торговле могут применяться следующие основные виды доплат:

      за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объемов выполняемых работ;

      за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника;

      работникам, для которых рабочий день устанавливается с разделением на две части (перерыв свыше двух часов, который не включается в рабочее время);

      за работу в ночное время;

      подросткам за сокращенный рабочий день и т.п.

Надбавки и доплаты устанавливаются только на период работы по данной профессии (должности) в конкретно взятом торговом предприятии. При переходе работника в другое предприятие, а также на работу по другой профессии (либо при смене должности) выплата надбавок или доплат может быть прекращена.[5]

Для специалистов, служащих и руководителей используется система должностных окладов. Должностной оклад – абсолютный размер заработной платы, устанавливаемый в соответствии с занимаемой должностью.[1, с.168]

Труд руководителей оценивается по результатам работы всего коллектива, по степени выполнения возложенных на них функций, достигнутому уровню организации труда, а труд специалистов и служащих – исходя из объёма, полноты, качества и своевременности выполнения должностных обязанностей. Премии начисляются за основные результаты хозяйственной деятельности.[1,с.168]

Таким образом, в первой части были рассмотрены теоретические основы нормирования и организации оплаты труда в сфере торговли.
2. Нормирование и организация оплаты труда (на примере ООО «Гарант»)

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Гарант»

 

Юридический адрес ООО «Гарант».: город Слободской, улица Кирова, 35.

ООО «Гарант» находится в самом центре небольшого микрорайона города Слободского. Конечно, это не единственный магазин в этом микрорайоне, но он один в котором  можно приобрести как продовольственные, так и непродовольственные товары. Также наш магазин является серьёзным конкурентом для других магазинов не только в этом плане, но и в том, что в ООО «Гарант» более низкие цены и, что привлекает большее количество покупателей.

ООО «Гарант» - это одноэтажное здание, которое разделено на два отдела: для продовольственных и непродовольственных товаров. Здесь же находится и офис ООО «Гарант». С торца здания находится складское помещение, где и осуществляются погрузочно-разгрузочные работы.

ООО «Гарант» работает с 9.00 до 21.00 ежедневно. Данный магазин строился именно в расчет на большой процент системы самообслуживания покупателей. Значительный экономический эффект при самообслуживании достигается за счет увеличения пропускной способности магазина, роста его товарооборота и валового дохода, ощутимого сокращения численности торговых работников и повышения производительности их труда, снижения уровня издержек обращения. К числу преимуществ метода самообслуживания следует отметить его универсальность. Методом самообслуживания можно продавать подавляющее большинство продовольственных и непродовольственных товаров.

При продаже товаров с открытой выкладкой обеспечивается свободный доступ покупателей ко всем имеющимся в продаже товарам. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей и осуществлению операций по отпуску товаров. По сравнению с продажей через прилавок этот метод удобен тем, что знакомиться с товаром могут одновременно несколько покупателей. Это ускоряет процесс продажи и увеличивает пропускную способность магазина. При этом производительность труда продавцов значительно повышается.

Система самообслуживания имеет более высокие экономические и социальные показатели: растёт товарооборот, увеличивается производительность труда, экономится время покупателей на совершение покупок.

В ООО «Гарант» имеются большие складские помещения, в некоторых из которых проведен капитальный ремонт. Торговые залы и складские помещения оборудованы современным холодильным оборудованием. Это позволяет создавать дополнительные условия для хранения товарных запасов магазинов, а также создавать дополнительные резервы для бесперебойной работы предприятия.

Свободному доступу покупателей при выборе товара и организации рабочего места продавца способствуют морозильные витрины, комбинированные прилавки, находящиеся в торговом зале продовольственного товара.

Эффективность функционирования магазина на рынке может определяться на основе экономических показателей деятельности торгового предприятия за 2006 - 2008 гг.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Динамика объемов товарооборота, млн. руб.

Наименование

2006

2007

2008

2008 к 2006 в %

Общий объем товарооборота, руб.

101,7

107,6

121,9

119,9

Продовольственные товары

51,4

53,3

54,1

105,3

Непродовольственные товары

50,3

54,3

67,8

134,8

Информация о работе Совершенствование нормирования и организации оплаты труда (на примере ООО «Гарант»)