Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:36, курсовая работа
Важное место в эффективной работе предприятий в сфере торговли занимает правильная, оптимальная организация трудовых процессов. Организация трудовых процессов представляет собой систему мероприятий, направленных на обеспечение рационального функционирования живого труда с целью повышения его производительности при эффективном использовании средств производства и создания наиболее благоприятных условий труда.
Введение
1. Теоретические основы нормирования и организация заработной платы в торговле
1.1. Нормирование труда в сфере торговли
1.2. Организация заработной платы в сфере торговли
1.3. Формы и системы заработной платы
2. Нормирование и организация оплаты труда (на примере ООО «Гарант»)
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Гарант»
2.2. Нормирование труда в ООО «Гарант»
2.3. Организация оплаты труда в ООО «Гарант»
3. Пути совершенствования нормирования и организации оплаты труда в ООО «Гарант»
3.1. Мероприятия по совершенствованию нормирования в ООО «Гарант»
3.2. Мероприятия по совершенствованию организации оплаты труда
Заключение
Используемая литература
повременно-премиальная;
почасовая (редко применяется на практике).
Простая повременная оплата предполагает только выплаты в соответствии с установленным окладом (тарифной ставкой).
Повременно-премиальная система оплаты включает в себя наряду с должностным окладом (тарифной ставкой) и премию, которая позволяет устанавливать зависимость между величиной заработка и результатами деятельности предприятия или организации в целом.
Почасовая оплата труда предполагает иной (в отличие от традиционно применяемого) учет отработанного времени (по получасам), и изменений в штатной структуре.
Наиболее часто встречаются простая повременная и повременно-премиальная формы заработной платы.
Для того чтобы применение любого вида повременной оплаты труда было эффективным, необходимо выполнение следующих условий:
тщательный учет фактически отработанного времени;
наличие должностных инструкций по категориям работников (причем инструкции могут быть в любом виде) и положений о структурных подразделениях;
контроль над выполнением работниками должностных инструкций;
наличие системы и периодическое проведение аттестаций и пересмотра уровня квалификации.
Труд определенной части работников торговых организаций и предприятий оплачивается сдельно. Сдельная оплата представляет собой оплату в зависимости от объема выполненных работ в стоимостном или натуральном выражении по заранее установленным расценкам (в последнем заключается основное отличие сдельной оплаты от так называемых бестарифных схем). Чаще всего сдельная оплата применяется в розничной торговле для стимулирования объемов реализации, реже – в оптовой торговле и для работников неторговой деятельности.[5]
Сдельная оплата бывает индивидуальной и коллективной (бригадной).
При индивидуальной сдельной оплате заработная плата отдельного работника зависит от его выработки и величины сдельных расценок. При коллективной (бригадной) сдельной оплате труда заработная плата определяется исходя из выработки коллектива (бригады) в целом и сдельной коллективной расценки. Другими словами, заработная плата выделяется суммарно на коллектив (бригаду) в целом. Дальнейшее ее распределение осуществляется внутри коллектива (бригады) по утвержденным заранее критериям.
Сдельная оплата труда в торговых организациях и предприятиях имеет следующие системы: прямую сдельную и сдельно-премиальную. Прямая сдельная оплата труда предусматривает оплату по твердым неизменным расценкам, при этом заработок работника (или коллектива работников) изменяется пропорционально изменению выработки. Премирование прямая сдельная оплата труда не предполагает. При сдельно-премиальной системе оплаты труда величины заработка определяются в зависимости от объема выполненной работы по расценкам и с учетом премий за определенные достижения.
В настоящее время в торговых организациях и предприятиях используются следующие виды сдельных расценок:
1. коллективная (бригадная) сдельная оплата;
2. индивидуальные сдельные расценки;
товарные расценки;
расценки мелкой розницы;
расценки на тысячу единиц принятой стеклотары;
расценки за количество проданных товаров;
процент с выручки и т.п.[5,с.211]
Применение сдельной оплаты труда в торговых организациях или на предприятиях эффективно при соблюдении следующих условий:
установление оптимальной численности работников;
достаточность доходов для формирования фондов оплаты труда и образования сдельных заработков;
малый удельный вес в товарообороте дефицитных товаров;
наличие реальной возможности постоянного роста объемов товарооборота;
строгий контроль за качеством обслуживания.
Расчет заработной платы на предприятии осуществляется по следующим формулам.
При повременной оплате заработная плата подсчитывается по формуле:
ЗП = ТС * РВ, где
ЗП – заработная плата;
ТС – тарифная сетка присвоенного рабочему квалифицированного разряда;
РВ – фактически отработанное время.[1,c.162]
Повременно-премиальная система оплаты труда представляет собой сочетание простой повременной оплаты труда с премированием за выполнение количественных и качественных показателей по специальным положениям о премировании работников.
Можно рассчитать по следующей формуле:
Зп.пр=Зокл+Пр, где
Зп.пр- заработная плата при повременно-премиальной системе,
Зокл - установленный оклад за фактически отработанное время,
Пр – премия за выполнение количественных и качественных показателей.
При сдельной оплате заработок рассчитывается по формуле:
ЗП = СР * ВП, где
ЗП – заработная плата рабочего
СР – сдельная расценка за единицу продукции
ВП – количество изготовленной продукции.[1,с.162]
При прямой сдельной системе оплата производится на основе индивидуальной сдельной расценки с учетом объема продукции по формуле:
Зпр = сумма (Зр * qi), где
Зр — сдельная расценка за единицу продукции (работы), руб.;
qi — количество изготовленных изделий i-гo вида (шт.).
При этом сдельная расценка за единицу продукции (работы) может быть рассчитана по следующим формулам:
Зр = Тч / Вч или Зр = Тч * tн
Тч - часовая тарифная ставка, устанавливаемая в соответствии с разрядом выполняемой работы;
Вч — норма выработки данной продукции за час;
tH — норма времени на единицу продукции.
Гибкость и подвижность любой системе оплаты труда придает использование систем премирования. Роль премий определяют следующие условия:
премии позволяют стимулировать работников торговли, делая зависимым уровень заработной платы от конкретных результатов труда;
выплата премий позволяет увязывать прирост средней заработной платы с показателями торговой деятельности;
премии обеспечивают одновременно как коллективную, так и индивидуальную материальную заинтересованность.
В настоящее время торговые организации и предприятия могут применять следующие основные системы премирования:
1. за основные результаты хозяйственной деятельности;
2. вознаграждение по итогам работы за год;
3. поощрения работников за выполнение важных заданий;
4. специальные системы премирования (за сбор и сдачу тары, за внедрение новой техники, за снижение товарных потерь и т.д.);
5. система оказания единовременной помощи работникам.[5]
Применяемые премиальные системы должны быть утверждены внутренними юридическими документами и содержать ряд обязательных составных элементов. Это:
условия премирования;
показатели премирования;
размеры и шкала премирования;
круг премируемых работников;
источник премирования.
В качестве дополнительной части заработной платы часто используются и схемы участия работников в прибыли.
Выплата премий, доплат, компенсаций и т.п. предельными размерами не ограничивается. Конкретные размеры премиальных и прочих выплат устанавливаются исходя из значимости достижений, их срочности и важности с учетом имеющихся средств.
В торговых предприятиях и организациях может применяться и такая форма материального стимулирования труда работников, как система надбавок и доплат. [5] По механизму использования и по присущим ей чертам (в том числе и юридическим) система надбавок и доплат близка к тарифной системе и часто рассматривается как временное увеличение тарифной части заработка. Регулируются условия назначения и выплаты надбавок и доплат Трудовым кодексом, причем размеры определяют сами торговые предприятия.
Надбавки к заработной плате представляют собой денежные выплаты, которые начисляются работникам сверх их основной ставки (оклада) и в значительной мере являются выплатами стимулирующего характера. В торговых предприятиях могут применяться следующие виды надбавок:
за профессиональное мастерство;
за высокие достижения в труде.
Доплаты представляют собой денежные выплаты, с помощью которых компенсируются дополнительные затраты или особенности труда работников, производимые по указанию администрации организации (или предприятия) или с ее согласия.[5] В современных условиях в торговле могут применяться следующие основные виды доплат:
за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объемов выполняемых работ;
за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника;
работникам, для которых рабочий день устанавливается с разделением на две части (перерыв свыше двух часов, который не включается в рабочее время);
за работу в ночное время;
подросткам за сокращенный рабочий день и т.п.
Надбавки и доплаты устанавливаются только на период работы по данной профессии (должности) в конкретно взятом торговом предприятии. При переходе работника в другое предприятие, а также на работу по другой профессии (либо при смене должности) выплата надбавок или доплат может быть прекращена.[5]
Для специалистов, служащих и руководителей используется система должностных окладов. Должностной оклад – абсолютный размер заработной платы, устанавливаемый в соответствии с занимаемой должностью.[1, с.168]
Труд руководителей оценивается по результатам работы всего коллектива, по степени выполнения возложенных на них функций, достигнутому уровню организации труда, а труд специалистов и служащих – исходя из объёма, полноты, качества и своевременности выполнения должностных обязанностей. Премии начисляются за основные результаты хозяйственной деятельности.[1,с.168]
Таким образом, в первой части были рассмотрены теоретические основы нормирования и организации оплаты труда в сфере торговли.
2. Нормирование и организация оплаты труда (на примере ООО «Гарант»)
Юридический адрес ООО «Гарант».: город Слободской, улица Кирова, 35.
ООО «Гарант» находится в самом центре небольшого микрорайона города Слободского. Конечно, это не единственный магазин в этом микрорайоне, но он один в котором можно приобрести как продовольственные, так и непродовольственные товары. Также наш магазин является серьёзным конкурентом для других магазинов не только в этом плане, но и в том, что в ООО «Гарант» более низкие цены и, что привлекает большее количество покупателей.
ООО «Гарант» - это одноэтажное здание, которое разделено на два отдела: для продовольственных и непродовольственных товаров. Здесь же находится и офис ООО «Гарант». С торца здания находится складское помещение, где и осуществляются погрузочно-разгрузочные работы.
ООО «Гарант» работает с 9.00 до 21.00 ежедневно. Данный магазин строился именно в расчет на большой процент системы самообслуживания покупателей. Значительный экономический эффект при самообслуживании достигается за счет увеличения пропускной способности магазина, роста его товарооборота и валового дохода, ощутимого сокращения численности торговых работников и повышения производительности их труда, снижения уровня издержек обращения. К числу преимуществ метода самообслуживания следует отметить его универсальность. Методом самообслуживания можно продавать подавляющее большинство продовольственных и непродовольственных товаров.
При продаже товаров с открытой выкладкой обеспечивается свободный доступ покупателей ко всем имеющимся в продаже товарам. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей и осуществлению операций по отпуску товаров. По сравнению с продажей через прилавок этот метод удобен тем, что знакомиться с товаром могут одновременно несколько покупателей. Это ускоряет процесс продажи и увеличивает пропускную способность магазина. При этом производительность труда продавцов значительно повышается.
Система самообслуживания имеет более высокие экономические и социальные показатели: растёт товарооборот, увеличивается производительность труда, экономится время покупателей на совершение покупок.
В ООО «Гарант» имеются большие складские помещения, в некоторых из которых проведен капитальный ремонт. Торговые залы и складские помещения оборудованы современным холодильным оборудованием. Это позволяет создавать дополнительные условия для хранения товарных запасов магазинов, а также создавать дополнительные резервы для бесперебойной работы предприятия.
Свободному доступу покупателей при выборе товара и организации рабочего места продавца способствуют морозильные витрины, комбинированные прилавки, находящиеся в торговом зале продовольственного товара.
Эффективность функционирования магазина на рынке может определяться на основе экономических показателей деятельности торгового предприятия за 2006 - 2008 гг.
Таблица 1
Динамика объемов товарооборота, млн. руб.
Наименование | 2006 | 2007 | 2008 | 2008 к 2006 в % |
Общий объем товарооборота, руб. | 101,7 | 107,6 | 121,9 | 119,9 |
Продовольственные товары | 51,4 | 53,3 | 54,1 | 105,3 |
Непродовольственные товары | 50,3 | 54,3 | 67,8 | 134,8 |