Совершенствование нормирования и организации оплаты труда (на примере ООО «Гарант»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:36, курсовая работа

Описание

Важное место в эффективной работе предприятий в сфере торговли занимает правильная, оптимальная организация трудовых процессов. Организация трудовых процессов представляет собой систему мероприятий, направленных на обеспечение рационального функционирования живого труда с целью повышения его производительности при эффективном использовании средств производства и создания наиболее благоприятных условий труда.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы нормирования и организация заработной платы в торговле
1.1. Нормирование труда в сфере торговли
1.2. Организация заработной платы в сфере торговли
1.3. Формы и системы заработной платы
2. Нормирование и организация оплаты труда (на примере ООО «Гарант»)
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Гарант»
2.2. Нормирование труда в ООО «Гарант»
2.3. Организация оплаты труда в ООО «Гарант»
3. Пути совершенствования нормирования и организации оплаты труда в ООО «Гарант»
3.1. Мероприятия по совершенствованию нормирования в ООО «Гарант»
3.2. Мероприятия по совершенствованию организации оплаты труда
Заключение
Используемая литература

Работа состоит из  1 файл

Сjвершенствование ЗП.doc

— 675.00 Кб (Скачать документ)

 

По данным таблицы 12 видно, что среднемесячная заработная плата одного торгового работника в 2008 году по сравнению с 2006 выросла на 15,3%,  среднемесячная заработная плата одного работника вспомогательного персонала выросла на 24,1 %, среднемесячная заработная плата одного работника управленческого персонала выросла на 80,8 %, т.е. темп роста заработной платы торговых работников ниже, чем в целом по магазину, что не дает достаточного экономического стимула в достижении более высоких результатов труда. Темп роста фонда заработной платы составил 141,9, он  превышает  темп роста товарооборота. Величина прибыли на 1 рубль ФЗП так же сокращается, что является негативным моментом в использовании ФЗП предприятия.

Таким образом, в данном разделе описана организация труда в магазине, рассмотрены основные формы и системы оплаты труда, применяемые в ООО «Гарант», представлен расчет заработной платы по различным системам оплаты труда, выявлена необходимость совершенствования системы оплаты труда по ряду показателей.


3. Пути совершенствования нормирования и организации оплаты труда в ООО «Гарант»

3.1. Мероприятия по совершенствованию нормирования в ООО «Гарант»

 

Технологии нормирования труда должны применяться в современной экономике для обоснования численности и формирования норм на выполнение операций рабочих, торгового и обслуживающего персонала. Результатами такой работы являются: снижение потерь рабочего времени, повышение производительности труда, оптимизация штата и фонда заработной платы, в конечном счете – рост финансовых показателей предприятия.

После внедрения системы нормирования труда на предприятии происходит увеличение объемов выпуска, растет качество продукции (услуг), сокращаются издержки, снижается текучесть кадров, уменьшается число трудовых конфликтов. Работодатель заинтересован в рациональном использовании труда работников, в оптимизации численности персонала, минимизации затрат рабочего времени. Программы по нормированию труда представляют собой взаимоувязанные мероприятия, направленные на максимальное использование трудового потенциала всех работников путем расширения сферы нормирования, а также через обеспечение высокого качества норм и нормативов.

При нормировании  труда работников используют нормы времени, выработки, обслуживания, численности, управляемости.

Рассмотрим и рассчитаем эти основные нормы на примере работников ООО «Гарант». Чтобы установить норму времени, необходимо выяснить состав затрат рабочего времени и конкретные их величины для выполнения данной работы.

В торговле работа продавцов при традиционной схеме продаж состоит из повторяющихся операций по обслуживанию покупателей. При организации работы в торговых залах и расположении товара на стеллажах работа консультантов и менеджеров по продажам сводится к консультированию покупателей и выписыванию торговых чеков. Зная поток покупателей, можно определить необходимую численность работников данной категории.

Произведем расчет необходимого количества кассиров.

Непосредственно на выполнение рабочего времени кассиры затрачивают время, которое равняется общему времени смены (12часов) минус подготовительно-заключительное время, время перерывов для отдыха (1,5 часа).

Нвр=12-1,5=10,5 часов

На одного человека кассир тратит в среднем 5 минут рабочего времени, в день через магазин проходит примерно 350 покупателей.

350*5=1750 минут или 29,16 часов необходимо для обслуживания покупателей.

Нч=29,16 часов/10,5 часов = 2,8 чел.

То есть для обслуживания такого потока покупателей необходимо как минимум 3 кассира, но так как в магазине работает 2 зала (продуктовый и промтоварный), количество кассиров равняется 4.

При расчете как нормативной, так и штатной численности часто получают результаты, выраженные дробными числами, которые необходимо округлить. В практике принято оперировать штатными единицами не менее 0,25 ставки.

Установим норму выработки продавцов-фасовщиков теоретически. Непосредственно на выполнение рабочего времени они затрачивают время, которое равняется общему времени смены (12часов) минус подготовительно-заключительное время, время перерывов для отдыха (1,5 часа).

Нвр=12-1,5=10,5 часов

Производительность весов составляет 50 кг в час или 60 мин / 50 кг =1,2 мин.  на 1 кг.

Определяем норму выработки в смену на 1 человека.

Нвыр=50 кг*10,5 часов = 525 кг

На основании фотографии рабочего дня можно выяснить, что действительно потраченное время на выполнение рабочих операций составляет часа 9,3 часа. (рис. 1), то есть в реальности выработка фасовщика равна 465 кг.

Н выр = 50 кг *9,3=465 кг

Норма выработки в действительности меньше, то есть для оптимизации процесса необходимо провести ряд мероприятий (обеспечить своевременную обеспеченность товарами для фасовки и др.).



Рис.1 Пример фотографии рабочего дня

 

Рассмотрим расчет нормативной численности уборщиков, осуществляющих уборку торгового зала, коридоров и туалетов. Нормы обслуживания и времени обслуживания для данных видов работ приведены в табл. 3 и определены на основе «Норм времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений» (2001 год).

             

Таблица 13

Нормы обслуживания и времени обслуживания для отдельных видов работ, выполняемых уборщиками служебных помещений

Виды работ

Нормы

обслуживания,

м2 в смену

Нормы времени обслуживания,

чел./мин на 1 м2

Подметание торгового зала и коридоров

2500

0,191

Мытье полов в торговом зале и коридорах

990

0,484

Подметание лестниц и лестничных клеток

940

0,510

Мытье полов на лестницах и лестничных клетках

470

1,028

Мытье полов в туалете

420

1,146

 

Уборщики ежедневно при 12-часовом рабочем дне за одну смену прибирает 830 м2 полов в торговом зале, коридорах и офисного здания, а также мытье  5м2 полов в туалетах. При этом норма времени на выполнение вспомогательных функций составляет 3%, норма времени на отдых и личные нужды работников — 2%.

К = 1+(3+2)/100=1,05

При расчете нормативной численности персонала на основе норм обслуживания

Нч = 1,05((830/2500)+(830/990)+(5/420))=1,24чел.

При расчете нормативной численности персонала на основе норм времени обслуживания

Тн.о. = 1,05*((830*0,191*1)+(830*0,484*1)+(5*1,146*1))=6,57ч.

Нч=6,57/12=0,54 чел.

Таким образом, нормативная численность уборщиков, выполняющих указанные работы, должна составлять 1 чел. в смену.

Расчет необходимого количества грузчиков.

Согласно положению Р 2.2.755-99 и требованиям ПОТ РМ 007-98 суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа смены с пола, для мужчин при допустимом классе условий труда составляет до 435 кг за 1 ч рабочей смены.

Расчет суммарной массы перемещаемых грузов одним грузчиком магазина в течение месяца будем производить по формуле:

Мгр = Нгр * Тсм;

где Тсм – допустимая масса поднимаемого и перемещаемого груза за 1 ч = 435 кг (из таблицы положения Р 2.2.755-99)

Нгр – продолжительность смены (норматив 11 ч)

Следовательно, суммарная масса перемещаемых грузов одним рабочим

Мгр = 435*11 = 4785 кг (в день).

Часть погрузочно-разгрузочных работ и внутримагазинное перемещение товара выполняются с применением средств механизации (электропогрузчики, тележки), поэтому экспертным путем расчетный показатель увеличим на 15%.

Таким образом, норматив по грузообороту на одного грузчика магазина (грузчика) в день будет равен 5503 кг. По данным товарно-транспортных накладных в одну смену в магазин привозят около 3000 кг.

Нч=3000/5503=0,54 чел., то есть для выполнения всех погрузочно-разгрузочных работ магазина достаточно одного грузчика в смену. Численность грузчиков в действительности составляет 2 грузчика.

Таким образом, внедрив на предприятии систему нормирования труда, можно оптимизировать численность персонала, данные проведенных расчетов  представлены в таблице 14 в сопоставлении с фактической численностью.

 

 

Таблица 14

Фактическая и плановая численность персонала

 

Как видим из таблицы 14, для осуществления дальнейшей деятельности торгового предприятия. С учетом применения научно-обоснованных норм и нормативов необходимо….

3.2. Мероприятия по совершенствованию организации оплаты труда

 

Все формы и системы заработной платы представляют собой способ установления зависимости между величиной зарплаты работника и количеством, качеством труда, его мерой и реальной оплатой. Однако в современных условиях все формы утратили свою мотивационную роль в повышении производительности труда и улучшении качества работы трудящихся. Поскольку предельная эффективность труда зависит не только от индивидуальных способностей вовлеченных работников, но и от технологического уровня развития предприятия, состояния рыночной конъюнктуры, наличия резервной армии работников, требующейся квалификации.

В настоящее время в экономической литературе все чаще появляются размышления о бестарифной системе оплаты труда. В ней основную роль играют коэффициенты, учитывающие стаж работы, качество труда и еще ряд других показателей.

Предложим магазину ввести систему премирования работников за конкретные заранее установленные определенные показатели, что, безусловно, усилит личную и коллективную заинтересованность в выполнении и перевыполнении плана. При решении вопросов связанных с премированием возможно применение косвенного метода, который поможет относительно быстро реализовать  и в большей степени способствовать повышению труда работников.

Рассмотрим несколько способов решения данной проблемы.

Суть первого варианта заключается в том, что работникам устанавливается нормированное задание и оплата производится с учетом его выполнения. При этом оплата состоит из двух частей. Первая- это оплата по тарифу (окладу) за отработанное время. Другая – дополнительная оплата за выполнение нормативного задания. Дополнительная оплата предусматривается за выполнение нормативного задания сверх 80%, которое устанавливается каждому из работников исходя из планированного оборота розничной торговли и годового номинального фонда рабочего времени.

В конце каждого месяца определяется фактический оборот розничной торговли в час и, сопоставляя эту величину с нормальной, рассчитывают уровень выполнения нормативного задания, дополнительную оплату начисляют по результатам работы за месяц в зависимости от уровня выполнения нормативного задания.

Для определения размера дополнительной оплаты можно использовать шкалу премирования, описанную в таблице 15.

 

 

 

 

 

Таблица 15

Предполагаемая шкала премирования работников магазина

Уровень выполнения нормативного задания, %

Дополнительная оплата к повременной части заработка

Свыше 80 до85

1,0% за каждый процент выполнения сверх 80

  >>  85 до 90

1,5% за каждый процент выполнения сверх 85

   >> 90 до 95

2,0% за каждый процент выполнения сверх 90

   >> 95 до 100 и выше

2,5% за каждый процент выполнения сверх 95

На основе шкалы премирования рассчитаем размер премий.

В магазине по штатному расписанию числятся 26 а не 28?человек основного персонала.

План оборота розничной торговли на 2008 год 105245,0 тыс. руб.

Годовой фонд рабочего времени 56940 чел.*ч.

Определим объем нормативного задания 105245,0 : 56940 = 1,84 тыс.руб./ч.

В январе оборот торговли 8257,35 тыс.руб., а отработанное время равно 4836 чел.час., отсюда фактический размер оборота розничной торговли в час будет равен 8257,35:4386 = 1,88 тыс.руб./чел.  Уровень выполнения нормативного задания 1,88/1,84*100 = 102,2%.  Работник получит в январе  премию сверх своего оклада за отработанное время в размере 18% = (102,2-95)*2,5.

Второй вариант  определения нормативного задания заключается в том, что в качестве коллективного нормированного задания для работников основного персонала устанавливается нормативная выработка в рублях оборота торговли на одного работника.

Система стимулирования предусматривает как выполнение, так и перевыполнение нормативных заданий при условии высокого качества торгового обслуживания населения.

В зависимости от наличия средств на предприятии могут применяться следующие методы установления размеров премирования за выполнение и перевыполнение нормативного задания (таблица 16).

Таблица 16

Методы установления размеров премирования за выполнение и перевыполнение нормативного задания

Метод

За выполнение плана оборота розничной торговли, %

За каждый процент перевыполнения плана оборота розничной торговли, %

А

20

3

Б

15

2,5

В

10

2

Информация о работе Совершенствование нормирования и организации оплаты труда (на примере ООО «Гарант»)