Совершенствования управления бюджетирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 02:47, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение бюджетирования как управленческой технологии в гибком развитии предприятия.

В связи с поставленной целью определены задачи, которые необходимо разрешить для ее достижения:

обобщить теоретические знания о понятии бюджета, его функциях;
ознакомиться с различными видами бюджетов на предприятии;
рассмотреть взаимодействие различных бюджетов;
проанализировать организацию бюджетирования в ООО «Фотон»;
на основе проведенного исследования выявить проблемы бюджетирования на предприятии и предложить мероприятия по его совершенствованию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………
1.1. Понятие и функции бюджетов предприятия………………………… 5
1.2. Виды бюджетов на предприятии………………………………………. 10
1.3. Процесс разработки бюджета………………………………………….. 13
2. СИСТЕМА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В МУП «АВТОКОЛОННА 1514»
2.1. Организационная характеристика предприятия……………………. 17
2.2.Оценка организации бюджетирования в МУП «Автоколонна 1514» 22
ГЛАВА 3.НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЕМ МУП «АВТОКОЛОННА 1514»……………..
3.1 Мероприятия по совершенствованию бюджетирования…………… 36
3.2 Эффективность мероприятий по совершенствованию организации бюджетирования МУП «Автоколонна 1514»…………………………….. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..

Работа состоит из  1 файл

курсовая бюджетирование.doc

— 555.00 Кб (Скачать документ)

 

      СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ  БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………  
1.1. Понятие  и функции бюджетов предприятия………………………… 5
1.2. Виды  бюджетов на предприятии………………………………………. 10
1.3. Процесс разработки бюджета………………………………………….. 13
2. СИСТЕМА  БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В МУП «АВТОКОЛОННА 1514»  
2.1. Организационная  характеристика предприятия……………………. 17
2.2.Оценка  организации бюджетирования в  МУП «Автоколонна 1514» 22
ГЛАВА 3.НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЕМ МУП «АВТОКОЛОННА 1514»……………..  
3.1 Мероприятия  по совершенствованию бюджетирования…………… 36
3.2 Эффективность  мероприятий по совершенствованию  организации бюджетирования МУП  «Автоколонна 1514»…………………………….. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 45
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 47

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Бюджетный процесс, протекающий на предприятии, можно представить как периодически повторяющуюся процедуру формирования, согласования и утверждения бюджетов, а также контроля их исполнения и анализа отклонений.

     В связи с этим, деятельность, направленная на структурирование бизнес-процессов, распределение функций и ответственности  конкретных лиц за результаты хозяйственной  деятельности, является базисом для  выполнения текущих процедур в системе бюджетирования.

     Разработка  структуры бюджета предприятия, по мнению специалистов, занимающихся постановкой бюджетного управления, является одной из первоочередных задач, осуществляемых на этапе постановки системы бюджетирования.

       В настоящее время бюджетирование применяется в российских компаниях в лучшем случае для того, чтобы контролировать отдельные показатели, например размеры дебиторской и кредиторской задолженности, или для того, чтобы установить уровни затрат в отдельных структурных подразделениях. Но никак не для того, чтобы управлять активами предприятия, добиваться роста капитализации или надежно определять инвестиционную привлекательность отдельных направлений хозяйственной деятельности. Другими словами, назначение бюджетирования в России неоправданно сужается.

     Полноценное бюджетирование в России — редкость. Нет понимания того, что большинство финансовых проблем наших предприятий возникает от недостаточного умения управлять финансами, что неплатежи — это не только, а часто и не столько результат изъянов бюджетной политики правительства, сколько отсутствия у руководителей четкой информации и надлежащего контроля за движением финансовых потоков.

     Успех внедрения бюджетирования в одной отдельно взятой компании будет зависеть от тщательности проработки всех регламентов и процедур составления и контроля исполнения бюджетов, а также от уровня квалификации и подготовки специалистов, отвечающих за бюджетирование.

     Бюджетирование  — это, с одной стороны, процесс  составления финансовых планов и смет, а с другой — управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений1.

     Бюджетирование  позволяет управлять финансами, как отдельного бизнеса, так и  предприятия в целом, определяя набор видов бизнеса, сроки и направления реструктуризации и т. п.

     Бюджет  — это финансовый план, охватывающий все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставлять все понесенные затраты и полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период времени в целом и по отдельным подпериодам.

     Целью данной работы является рассмотрение бюджетирования как управленческой технологии в гибком развитии предприятия.

     В связи с поставленной целью определены задачи, которые необходимо разрешить  для ее достижения:

  • обобщить теоретические знания о понятии бюджета, его функциях;
  • ознакомиться с различными видами бюджетов на предприятии;
  • рассмотреть взаимодействие различных бюджетов;
  • проанализировать организацию бюджетирования в ООО «Фотон»;
  • на основе проведенного исследования выявить проблемы бюджетирования на предприятии и предложить мероприятия по его совершенствованию.

     Теоретической и методологической основой для  исследования послужили нормативные  и правовые источники, тематическая учебная литература, монографии отечественных и зарубежных авторов.

     Курсовая  работа состоит из введения (обосновывается актуальность темы, определяется цель и задачи исследования), трех глав (теоретические  и практические аспекты бюджетирования и перспективы совершенствования  бюджетного процесса на предприятии), заключения (приводятся выводы по работе). 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 

1.1. Понятие и функции  бюджетов предприятия 

     В самом общем виде назначение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа:

     - планирования и принятия управленческих  решений в компании;

     - оценки всех аспектов финансовой  состоятельности компании;

     - укрепления финансовой дисциплины  и подчинения интересов отдельных  структурных подразделений интересам  компании в целом и собственникам ее капитала.

     При этом в каждой компании может быть свое назначение бюджетирования в зависимости, как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Поэтому, говоря о назначении бюджетирования, необходимо помнить, что в каждой компании в качестве управленческой технологии оно может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства, свой собственный инструментарий.

     Прежде  всего, бюджеты (финансовые планы) разрабатываются с целью прогнозирования финансовых результатов, установления целевых показателей финансовой эффективности и рентабельности, лимитов наиболее важных (критических) расходов, обоснования финансовой состоятельности бизнесов, которыми занимается данная компания, или реализуемых ею инвестиционных проектов2.

     Бюджеты должны дать руководителям компании возможность провести сравнительный  анализ финансовой эффективности работы различных структурных подразделений, определить наиболее предпочтительные для дальнейшего развития сферы хозяйственной деятельности, направления структурной перестройки деятельности компании (свертывания одних и развития других видов бизнеса) и т. п.

     Роль  системы управленческого учета  и бюджетирования заключается в  том, чтобы представить всю финансовую информацию, показать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме для любого, даже не очень сведущего в тонкостях бухгалтерского учета менеджера, представить соответствующие показатели хозяйственной деятельности в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде3.

     Под бюджетированием в бухгалтерском  управленческом учете понимается процесс  планирования. Соответственно бюджет - это план.

     Планирование - это особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а охватывает деятельность всего предприятия.

     Различают текущее (краткосрочное)планирование (разработка смет, бюджетов) - сроком до года - и перспективное планирование (сроком более года).Обычно перспективные планы разрабатываются сроком на 3-5 лет.

     При рассмотрении планирования деятельности предприятия речь пойдет о краткосрочном (или сметном) бюджетировании.

     Смета (или бюджет) - это финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций4.

     Бюджет - это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.

     Бюджет  является количественным выражением планов деятельности и развития организации, координирующим и корректирующим в  цифрах проекты руководителей. В результате его составления становиться ясно, какую прибыль получит предприятие при одобрении того или иного плана развития.

     Использование бюджета создает для организации  следующие преимущества5:

     1. Планирование помогает контролировать деятельность организации. Без наличия плана управляющий, как правило, только реагирует на обстановку, вместо того, чтобы ее контролировать. Бюджет, являясь составной частью плана, содействует четкой и целенаправленной деятельности предприятия.

     2. Бюджет является составной частью управленческого контроля, создает объективную основу оценки результатов деятельности организации в целом и ее подразделений. В отсутствии бюджета, при сравнении показателей текущего периода с предыдущими можно прийти к ошибочным выводам, а именно: показатели прошлых периодов может включать в себя результаты низко производительной работы. Улучшение этих показателей означает, что предприятие стало работать лучше, но свои возможности оно не исчерпало. При использовании показателей предыдущих периодов не учитывает появившиеся возможности, которых не существовало в прошлом.

     3. Бюджет является средством, координирующим деятельности различных подразделений организации. Оно побуждает управляющих отдельных звеньев строить свою деятельность, принимая во внимание интересы организации в целом.

     4. Бюджет - основа для оценки выполнения  плана центрами ответственности  и их руководителей: работа  менеджеров оценивается по отчетам  о выполнении бюджета; сравнение  фактически достигнутых результатов с данными бюджета указывает области, куда следует направить внимание и действия.

     Процесс составления организацией бюджета  называется бюджетным циклом, который  состоит из нескольких этапов (рис. 1.1):

     

Рис. 1.1. Бюджетный цикл 

     Функции планирования и контроля сконцентрированы на бюджете или как иначе называют финансовой смете. Бюджет распределяет долгосрочные планы предприятия  на краткосрочные и среднесрочные, требует системной отчетности о  результатах хозяйственной деятельности. Эта отчетность разрабатывается для того, чтобы ориентироваться в выполнении долгосрочных программ6.

     Таким образом, бюджет предприятия представляет собой своего рода эталон, базу и служит средством эффективного финансового контроля в течение предусмотренного периода, а процесс составления бюджетов - один из важнейших в системе планирования и контроля в управленческом учете. Причем, бюджет должен представлять информацию доступным и ясным образом так, чтобы его содержание было понятно пользователю.

     Идеальной является ситуация, когда бюджет, определенный в начале отчетного периода, будет отражаться в финансовых отчетах, составленных на конец отчетного периода. Создание ежегодного бюджета представляет собой процесс управления от руководства до работников операционного уровня и является жизненно важным для поддержания эффективного финансового управления. 

1.2. Виды бюджетов  на предприятии 

     В зависимости от поставленных задач  различают следующие виды бюджетов7 (рис. 1.2.):

     

       

       

Рис. 1.2. Виды бюджетов на предприятии

     Бюджет, охватывающий общую деятельность предприятия, называется генеральным бюджетом. Цель генерального бюджета - объединить и суммировать суммы и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами.

Информация о работе Совершенствования управления бюджетирования