Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 02:47, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение бюджетирования как управленческой технологии в гибком развитии предприятия.
В связи с поставленной целью определены задачи, которые необходимо разрешить для ее достижения:
обобщить теоретические знания о понятии бюджета, его функциях;
ознакомиться с различными видами бюджетов на предприятии;
рассмотреть взаимодействие различных бюджетов;
проанализировать организацию бюджетирования в ООО «Фотон»;
на основе проведенного исследования выявить проблемы бюджетирования на предприятии и предложить мероприятия по его совершенствованию.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………
1.1. Понятие и функции бюджетов предприятия………………………… 5
1.2. Виды бюджетов на предприятии………………………………………. 10
1.3. Процесс разработки бюджета………………………………………….. 13
2. СИСТЕМА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В МУП «АВТОКОЛОННА 1514»
2.1. Организационная характеристика предприятия……………………. 17
2.2.Оценка организации бюджетирования в МУП «Автоколонна 1514» 22
ГЛАВА 3.НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЕМ МУП «АВТОКОЛОННА 1514»……………..
3.1 Мероприятия по совершенствованию бюджетирования…………… 36
3.2 Эффективность мероприятий по совершенствованию организации бюджетирования МУП «Автоколонна 1514»…………………………….. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..
Одним из источников доходов МУП «Автоколонна 1514» является финансирование из регионального и местного бюджетов. Прежде всего, поступления направлены на покрытие расходов по обслуживанию аэробуса, вагонеток и трамвайных путей.
По данным таблицы 2.2 видно, что финансирование в 2008 году увеличилось на 11 100 тыс. рублей по сравнению с 2007 годом, в 2009 году на 18 807,9. рублей по сравнению с 2008 годом.
Рост финансирования обусловлен тем, что у МУП «Автоколонна 1514» увеличились убытки. На дальнейшее увеличение финансирования будет оказывать влияние увеличение спроса на услуги по перевозке, что привлечёт к увеличению продаж абонементов и проездных билетов.
Бюджет расходов показывает направления запланированных расходов денежных средств организации в плановый период. При построении бюджета доходов формируется формат бюджетов.
Бюджет расходов приведен в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Бюджет расходов МУП «Автоколонна 1514» за 2007-2009 гг.
Расходы | Год | Абсолютное отклонение | Темп роста, % | ||||
2007 | 2008 | 2009 | 2008 от 2007 | 2009 от 2008 | 2008/2007г. | 2009/2008 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Расходы
на приобретение сырья/товаров:
-затраты на зап/ч, материалы -затраты на ГСМ -оплата услуг |
45741,9 10544,1 33677,9 1519,9 |
50040,6 8925,9 38308,2 2806,5 |
56428 9000 44777,4 2650,9 |
4298,7 -1618,2 4630,3 1286,6 |
6387,4 74,1 6469,2 -155,6 |
109,4 84,7 113,7 184,6 |
112,8 100,8 116,9 94,5 |
Расходы
на энергоресурсы:
-электроэнергия -теплоэнергия -вода |
41237,9 30455,8 4880,5 5901,6 |
43928,4 32441,4 5540,7 5946,6 |
43877,1 32400,3 6590,1 4886,7 |
2690,5 1985,6 660,2 45 |
-51,3 -41,1 1049,4 -1059,9 |
105 106,5 113,5 100,8 |
99,9 99,9 118,9 82,2 |
3.Затраты
на аренду
автотранспортного средства |
96 | 96 | 96 | 0 | 0 | 100 | 100 |
Продолжение таблицы 2.3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Расходы
по оплате труда:
-заработная плата -отчисления на социальное страхование |
169199,1 140658,3 28540,8 |
181560,9 144644,1 36916,8 |
189200,8 146700,9 42499,9 |
12361,8 3985,8 8376 |
7639,9 2056,8 5583,1 |
107,3 102,8 129,3 |
104,2 101,4 115,1 |
Расходы
на техобслуживание
-оборудование и запчасти -услуги подрядных организаций -техосмотр -затраты по реконструкции трамвайных путей |
53898,4 320 21,9 0,6 53555,9 |
54829,2 329,1 30,9 0,6 54668,6 |
55740,3 983,8 33 0,7 54722,8 |
930,8 9,1 9 0 912,7 |
911,1 654,7 2,1 0,1 254,2 |
101,7 102,8 141,1 100 101,2 |
101,7 298,9 106,8 116,7 100,5 |
6.Административно
управленческие расходы:
-командировочные -аудиторские -обслуживание оргтехники -канцтовары -связь, почтовые и телеграфные усл. -охрана труда -амортизация |
23031,4 510 22 100 500,9 1002,7 300,1 17332,7 |
31049,3 513,3 23 100,2 583,8 1044 318,3 23862,3 |
31484,4 325,5 22 114,9 573,5 982,3 328,9 24029,3 |
8017,9 3,3 1 0,2 81,9 41,3 18,2 6529,6 |
435,1 -187,8 -1 14,7 -9,8 -61,7 10,6 167 |
134,8 100,6 104,5 100,2 116,6 104,2 106,1 137,7 |
101,4 63,4 95,7 114,7 98,2 94,1 103,3 100,7 |
7.Банковское
обслуживание:
-проценты по кредитам -плата за РКО, инкассация -плата за начисление зарплаты на СКС -прочие |
4890 3980 651 259 - |
6168 4186,5 996 947,7 37,8 |
6233 4875,3 757,9 474,9 124,9 |
1278 206,5 345 688,7 37,9 |
65 688,8 -238,1 -472,8 87,1 |
126,1 105,2 153 365,9 - |
101,1 116,5 76,1 50,1 330,4 |
9.Аудит, консалтинг, обучение персонала | 101,2 | 199,8 | 203,7 | 98,6 | 3,9 | 197,4 | 101,9 |
10. Налоги | 5473,5 | 6590,7 | 7900 | 1117,2 | 1309,3 | 120,4 | 119,9 |
11.Пошлины, взносы, пени, штрафы и прочие | 11,7 | 10,8 | 11,9 | -0,9 | 1,1 | 92,3 | 110,2 |
12.Услуги охраны | 137,4 | 138,6 | 139 | 1,2 | 0,4 | 100,9 | 100,3 |
13. Прочие расходы | 4599 | 3408 | 4500 | -1191 | 1092 | 74,1 | 132,0 |
ИТОГО РАСХОДЫ | 346786 | 370551 | 393260,2 | 23765 | 22709,2 | 106,8 | 106,1 |
На основе данных таблицы 2.3 можно сделать вывод, что бюджет расходов предприятия в 2008 году возрос, по сравнению с 2007 годом на 23765 тыс. руб. или на 6,8%.; а в 2009 году рост бюджета расходов МУП «Автоколонна 1514», по сравнению с 2008 годом, составил 22709,2 тыс. руб. или 6,1%.
Это произошло из-за увеличения расходов на оплату труда, из-за роста налоговых отчислений, увеличения административно управленческих расходов, а также роста расходов на приобретение сырья и материалов.
Предприятие является планово-убыточным, в связи с тем, что доходы предприятия не покрывают расходы предприятия. Разница покрывается за счёт дотаций из городского и областного бюджета.
Бюджет доходов и расходов предприятия показывает соотношение всех запланированных доходов со всеми видами расходов, которые предполагается понести организации в плановый период.
Бюджет доходов и расходов предприятия направлен на то, чтобы определить наиболее эффективные пути использования денежных средств, установить лимиты основных статей бюджета расходов, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения статей бюджета доходов.
Таким образом, в МУП «Автоколонна 1514», кроме бюджетов по доходам и расходам составляют бюджет движения денежных средств.
Бюджет движения денежных средств — это в сущности план движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе предприятия или фирмы, отражающий все прогнозируемые поступления и списания денежных средств в результате хозяйственной деятельности. Он показывает возможные (предполагаемые исходя из условий договоров или контрактов) поступления авансов и предоплаты за поставляемую продукцию, наличных денежных средств, а также задержки поступлений за продукцию, отгруженную ранее (дебиторская задолженность). Важность этого документа в бизнесе все время возрастает14.
Схема
формирования бюджета движения денежных
средств в общем виде представлена
на рисунке 2.1:
Рис.
2.1. Схема формирования
бюджета движения денежных
средств
Составление данного бюджета призвано обеспечить сбалансированность поступлений и использования денежных средств предприятия или фирмы на предстоящий период.
Если в бюджете доходов и расходов в какие-то периоды могут быть запланированы убытки (в сущности, они неизбежны, если речь идет о становлении нового бизнеса или крупной технической реконструкции производства) в расчете на то, что будущая прибыль перекроет убытки прошлых лет, то в бюджете движения денежных средств все поступления должны превышать их использование в тот же период. Так называемое конечное сальдо в бюджете движения денежных средств должно быть обязательно положительным. Не денежный поток должен быть положительным, а именно конечное сальдо15.
Бюджет движения денежных средств составляется на весь бюджетный период (обычно на один календарный год) с максимально возможной детализацией внутри него.
Бюджет поступления денежных средств МУП «Автоколонна 1514» за 2007-2009 гг. приведен в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Бюджет поступления денежных средств МУП «Автоколонна 1514» за 2007-2009 гг.
Виды поступления | Год | Абсолютное отклонение | Темп роста, % | ||||
2007 | 2008 | 2009 | 2008 от 2007 | 2009 от 2008 | 2008/2007г. | 2009/2008 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Доходы
от оказания услуг по перевозке
- электротранспорт - автобус |
45741,9 29240,5 16501,4 |
69836,3 44585,4 25251 |
70645,8 49766,4 20879,4 |
24094,4 15344,9 8749,6 |
809,5 5181 -4371,6 |
152,7 152,5 153,0 |
101,2 111,6 82,7 |
2.Доходы
от оказа-ния доп. услуг
- столовая - автостоянка - здравпункт - металлолом - реклама - автоуслуги - простой вагона |
7241,8 1471,7 113,8 7,0 4860 350,2 136,9 302,2 |
11746,9 2307,9 185,1 12,3 8082,8 557,3 174,2 427,6 |
13980,1 2477 179,9 15,8 8744 787 811,2 965,2 |
4505,1 836,2 71,3 5,3 3222,8 207,1 37,3 125,4 |
2233,2 169,1 -5,2 3,5 661,2 229,7 637 537,6 |
162,2 156,8 162,6 175,7 166,3 159,1 127,2 141,5 |
119,0 107,3 97,2 128,5 108,2 141,2 465,7 225,7 |
3.Финансирование | 56428,9 | 88597,4 | 116766,3 | 32168,5 | 28168,9 | 157,0 | 131,8 |
4.Прочие | 734,7 | 1625,8 | 2100 | 891,1 | 474,2 | 221,3 | 129,2 |
5.Финансовые операции | 258,3 | 499,8 | 977,1 | 241,5 | 477,3 | 193,5 | 195,5 |
ИТОГО поступления средств | 110405,5 | 172306,2 | 204469,3 | 61900,7 | 32163,1 | 156,1 | 118,7 |
На основе данных таблицы 2.4, можно сделать вывод, что основным источником поступления денежных средств на предприятии являются доходы от оказания услуг по перевозке, как электротранспортом, так и автобусом.
В 2008 году, по сравнению с 2007 годом, наблюдается значительное увеличение доходов от оказания услуг по перевозке (24094,4 тыс. рублей или на 52,7%).
В 2009 году, по сравнению с 2008 годом, этот же показатель увеличился на 809,5 тыс. рублей или на 1,2%.
Кроме того, в анализируемом периоде значительно возрастают доходы от оказания дополнительных услуг. Увеличение составило 62,2% (в 2008 г. по сравнению с 2007 г.) и 15% (в 2009 г. по сравнению с 2008 г.).
Бюджет выбытия денежных средств включает в себя:
- расходы на приобретение сырья;
- расходы на энергоресурсы;
- коммерческие расходы;
- затраты на аренду помещений;
- расходы по оплате труда;
-административно-
-
расходы на операционное
- аудит;
- налоги;
- пошлины, взносы и пени;
- услуги охраны;
- прочие расходы;
Бюджет
выбытия денежных средств МУП
«Автоколонна 1514» за 2007-2009 гг. приведен
в таблице 2.5:
Таблица 2.5
Бюджет выбытия денежных средств МУП «Автоколонна 1514»
за 2007-2009 гг.
Виды выбытия | Год | Абсолютное отклонение | Темп роста, % | ||||
2007 | 2008 | 2009 | 2008 от 2007 | 2009 от 2008 | 2008/2007г. | 2009/2008 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1.Расходы
на приобретение сырья, - запчасти и материалы - услуги сторонних организаций - ГСМ - билетная продукция - столовая - здравпункт - страхование |
14119,4 2516,9 524,7 9749,2 299,6 601,8 20,3 406,9 |
18120,9 6490,1 1122,6 8682,4 300,3 1088,6 26,3 410,6 |
19322 7690,8 1332,9 8700,6 300,9 2100,7 29,7 421,6 |
4001,5 3973,2 597,9 -1066,8 0,7 486,8 6 3,7 |
1201,1 1200,7 200,3 18,2 0,6 1012,1 3,4 11 |
128,34 257,86 213,95 89,05 100,23 180,89 129,56 100,91 |
106,63 118,50 118,73 100,21 100,20 192,97 112,93 102,68 |
Расходы
на энергоресурсы:
- электроэнергия - теплоэнергия - вода - природный газ |
14826,9 13163,2 1570,8 88,0 4,9 |
19192,4 16720,6 2371,3 95,5 4,9 |
20775,7 16892,8 2421,8 98,8 4,9 |
4365,5 3557,4 800,5 7,5 0 |
1583,3 172,2 50,5 3,3 0 |
129,44 127,02 150,96 108,52 100 |
108,25 101,03 102,13 103,45 100 |
Коммерческие
расходы:
- транспортные расходы |
18,1 | 18,1 | 18,1 | 0 | 0 | 100 | 100 |
4.Затраты
на аренду помещений и |
44,6 | 77,4 | 80,1 | 32,8 | 2,7 | 173,54 | 103,49 |
Расходы
на оплату труда:
- заработная плата - отчисления на социальные нужды |
55925,4 43941,7 11983,7 |
83318 67544,6 15773,4 |
84564,9 68889,6 15789,3 |
27392,6 23602,9 3789,7 |
1246,9 1345 15,9 |
148,98 153,71 131,62 |
101,50 101,99 100,10 |
Расходы
на техобслуживание и ремонты:
- материалы - оборудование и запчасти - услуги подрядных организаций - техосмотр - оплата материалов, услуг по реконструкции |
13217,6 51,5 198,0 106,4 31,9 12829,9 |
31790,6 51,8 290,8 106,4 31,9 31309,7 |
48290,6 52,8 312,8 106,4 31,9 45999,7 |
18573 0,3 92,8 0 0 18479,8 |
16500 1 22 0 0 14690 |
240,52 100,58 146,87 100 100 244,04 |
151,90 101,93 107,56 100 100 146,92 |
Информация о работе Совершенствования управления бюджетирования