Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:33, курсовая работа
Цель данной работы: определить сущность свободных экономических зон и выявить особенности их функционирования в Республике Беларусь. Для этого следует определить теоретические основы свободных экономических зон, изучить мировую практику их функционирования, провести анализ деятельности белорусских свободных экономических зон, выявить проблемы и рассмотреть перспективы их развития.
С 80-х годов к созданию научных парков подключились Индия, Малайзия, Таиланд и др. В результате в 90-х годах в мире функционировало более 7 тыс. научных парков, включающих собственно научные парки, регионы науки, технополисы и "инкубаторы бизнеса".
Сервисные зоны представляют
собой территории с льготным режимом
предпринимательской
К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ), которые привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.
Главное требование от компании,
зарегистрированной в оффшорной
зонеи претендующей на получение
налоговых и иных льгот, - не быть
резидентом страны, где находится
оффшорный центр и не извлекать
на его территории прибыль. Налоговые гавани отличаются
от оффшорных зон тем, что в них (в НГ) все
фирмы (как местные, так и иностранные)
получают налоговые льготы на все или
некоторые виды деятельности. В настоящее
время в мире насчитывается более 300 оффшорных
центров. Среди них налоговых гаваней
- около 70. К числу стран, где уже давно
функционируют оффшорные компании, относятся:
Лихтенштейн, Панама, Норманские острова,
остров Мэн (Британия), Антильские острова,
Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария
и др. В последнее десятилетие оффшорные
зоны появились на Мальте, Маврикии, Западном
Самоа, в Израиле, Малайзии (о. Лабуан) и
других странах.
Промышленные, торговые, банковские, страховые
и другие компании в ОЗ либо вообще не
подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия),
либо облагаются небольшим паушальным
налогом (Лихтенштейн, Антильские острова,
Панама, остров Мэн и др.). В Швейцарии,
например, установлен более низкий размер
налога, который может и не взиматься при
определенных условиях.
Льготный режим в оффшорных зонах определяется:
- отсутствием валютных ограничений,
- свободным вывозом прибылей,
- низким уровнем уставного капитала,
- отсутствием таможенных
пошлин и сборов для
- экстерриториальностью и др.
Для стран, организующих оффшорные зоны, выгода состоит:
- в привлечении дополнительных иностранных капиталов;
- в получении дохода
от пребывания
-в создании дополнительных
рабочих мест для местных
Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций, в консалтинге. По некоторым оценкам, капитал, задействованный в сфере оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долл. В нем участвуют почти 2 млн. вкладчиков (юридических и физических лиц), и каждый год регистрируется несколько тысяч новых компаний, увеличивающих объемы оффшорной деятельности.
Деятельность оффшорных зон оценивается специалистами весьма неоднозначно. Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом "отмыва грязных денег" и разного рода банковских афер.
Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного по сравнению с общим режимом хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований.
Комплексные свободные экономические зоны появились сравнительно недавно, в начале 80-х годов. Некоторые из них были созданы с нуля, а большинство сформировались на базе зон с экспортно-ориентированной обрабатывающей промышленностью и представляют собой новую, более высокую, ступень развития. Отличие комплексных свободных экономических зон от других форм заключается в больших пространственных масштабах, в более высокой концентрации производства и в более широком поле деятельности.
Их функции составляют единое целое:
- преимущественное развитие международной торговли экспорто-замещающего производства,
- развитие финансового рынка,
- коммуникаций,
- туризма.
К комплексным СЭЗ можно отнести пять специальных экономических зон Китая, "открытые районы" КНР, зону "Манаус" в Бразилии, территорию "Огненная Земля" в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.
В 90-е годы активизируются процессы по формированию международных свободных экономических зон.
Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональном уровне привела к появлению так называемых "еврорегионов" как формы организации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет собой добровольное объединение пограничных областей различных государств, прежде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации внешнеэкономических связей друг с другом. Высшие органы каждой страны, осуществляющей свою деятельность в еврорегионе, делегируют данной области полномочия, способствующие интенсификации приграничных хозяйственных и иных связей. Активную роль в создании еврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, а также Украина и Беларусь.
3. Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон
Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существу они, как правило, сходны.
Выделяют четыре основные группы льгот:
1. Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно - тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций.
2. Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения.
3. Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.
4. Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.
Названные льготы применяются в самых различных комбинациях.
Льготы, предоставляемые свободным экономическим
зонам, не всегда являются главным стимулом
для притока в страну иностранного капитала.
Более существенными в этом отношении
могут оказаться такие факторы, как политическая
стабильность, инвестиционные гарантии,
качество инфраструктуры, квалификация
рабочей силы, упрощение административных
процедур и др. Вместе с тем, при таких
равных условиях на первый план выступают
предоставляемые зоной льготы.
Мировой опыт функционирования СЭЗ позволяет
сформулировать основные выводы об их
достижениях, общих чертах и особенностях
развития. Функционирование свободных
экономических зон в промышленно развитых
странах свидетельствует, что в основе
их успеха лежит, с одной стороны, хорошее
планирование начальных стадий их развития,
а с другой - гибкость управления зонами.
Изменяющаяся ситуация в мировом хозяйстве
(научно-техническая революция, конкуренция
между международными корпорациями, изменения
в курсах валют, в системе международного
обмена и др.), влияет на развитие свободных
экономических зон и, соответственно,
требует адекватного реагирования на
эти изменения.
Социально-экономические выгоды от создания зон (внешнеторговых в США, "Шеннон" в Ирландии и др.) достаточно весомы. Эти зоны создали значительное число рабочих мест, оживили международный торговый обмен, повысили внешнеторговую результативность, научно-производственный потенциал этих стран и др. Важным аспектом деятельности СЭЗ в промышленно развитых странах является то, что они работают не только на мировой, но и на внутренний рынок.
Свободные экономические
зоны, функционирующие в
Так, наибольшее распространение в этих странах получили, во-первых, экспортно-производственные зоны. Как было сказано выше, целесообразность создания экспортно-производственных зон определяется рядом экономических причин и, прежде всего: потребностью развития индустрии и производства промышленных товаров на экспорт, привлечением в страну иностранного капитала, передовой науки и технологии, современной технической информации.
Во-вторых, особый режим
хозяйствования в СЭЗ развивающихся
стран становится более либеральным
и льготным для иностранных
В-третьих, в процессе функционирования свободных экономических зон происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. Современная научно-техническая революция на первый план выдвигает такие экономические зоны, в которых сосредоточиваются наукоемкие отрасли производства, связанные с разработками новой и высокой технологий.
Среди развивающихся стран весьма заметное развитие и резонанс получили свободные экономические зоны Китая. Начав с небольших территорий, объединенных специальными зонами в начале 80-х годов, китайское руководство к середине 90-х годов распространило их режим на сотни квадратных километров. Помимо наиболее известных в стране и за рубежом свободных экономических зон - "Шэньчжень", "Чжухай", "Сямэнь", "Шаньтоу", имеющих многолетнюю историю, а также зоны "Хайнань", существующей с 1988 г., в стране заметное развитие получили зоны технико-экономического развития (более двух десятков) и зоны развития новой и высокой технологии - технопарки. Особая роль отводится шанхайской зоне экономического развития "Пудун". Значение проекта, рассчитанного на несколько десятилетий, определяется не только тем, что зона "Пудун" должна стать в перспективе крупным центром промышленного производства Китая, но и призвана способствовать превращению Шанхая в крупнейший торговый и финансовый центр Азиатско-Тихоокеанского региона.
Создание специальных
экономических зон (СЭЗ) стало важной
составной частью проведения открытой
внешнеэкономической политики, провозглашенной
китайским руководством в конце
70-х годов. При выборе модели развития
СЭЗ китайское руководство
С начала 90-х годов в портовых городах,
специальных экономических зонах КНР
начинают возникать свободные таможенные
территории- зоны свободной (беспошлинной)
торговли (ЗСТ). Зоны свободной торговли,
как утверждают китайские специалисты,
будут развиваться по моделям, сходным
с теми, которые существуют в других странах.
По свидетельству китайского руководства
развитие зон свободной торговли явится
одним из магистральных направлений реализации
открытой внешнеэкономической политики
вплоть до 2000 года.
Практика функционирования
китайских свободных
Свободные экономические зоны в КНР (помимо общих с другими странами целей специальных зон) в целом являются экспериментом по использованию рыночных отношений в условиях преобладания государственной собственности. Переход "всех разом" к рыночному хозяйству признан в Китае неприемлемым, чреватым серьезными потрясениями для народа и экономики в целом. Специфика китайского опыта регулирования свободных экономических зон заключается в том, что они для современного Китая - нечто большее, чем специальные районы по стимулированию иностранного и отечественного предпринимательства. А также привлечению инвестиций, ускоренному развитию тех или иных отраслей и др. В свободных экономических зонах Китая происходит становление и опробование, как указывают китайские экономисты, экономической модели, по которой в XXI веке будет жить практически весь Китай.