Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:33, курсовая работа
Цель данной работы: определить сущность свободных экономических зон и выявить особенности их функционирования в Республике Беларусь. Для этого следует определить теоретические основы свободных экономических зон, изучить мировую практику их функционирования, провести анализ деятельности белорусских свободных экономических зон, выявить проблемы и рассмотреть перспективы их развития.
Все эти вопросы заслуживают тщательного внимания и глубочайшего осмысления. Но, невзирая на ряд сложностей можно сказать, что "Находка" получила признание и неторопливо, но целенаправленно движется к реорганизации экономики во всех качествах и более ускоренному, чем в остальных регионах, созданию рыночных взаимоотношений.
Для завершения формирования свободной экономической зоны, которая станет аналогичной с теми, что работаю почти во всех странах мира, и для реализации разных инвестиционных проектов, имеющих государственное значение, без помощи правительства не обойтись. Необходимость зоны очевидна: АТР эволюционирует, интенсивно трансформируются существующие и формируются новейшие тенденции, определяющие характер экономических и политических отношений в регионе. Изменяется расстановка сил различных стран в экономической сфере, соотношение между отдельными отраслями индустрии и сферы услуг, организационные формы интернационального экономического сотрудничества. Растет спрос на современную технику, который не покрывается предложением из-за ограничительной практики, применяемой США и Японией в области передачи технологий. Таким образом, определенная политика государственной поддержки интеграции экономических центров Приморья необходима. Перераспределение ряда функций в пользу свободной экономической зоны дозволит ей оперативно учесть происходящие изменения, а России - проводить более гибкий экономический курс.
6. Зарубежный опыт создания и функционирования СЭЗ
Ранее уже отмечалось, что первые свободные экономические зоны (естественно, их структура и порядок формирования были иными, чем теперь) появились еще во второй половине XIX в. в странах Западной Европы. Но наибольший интерес к их созданию заметен в 20-30-е годы нынешнего столетия и особенно после второй мировой войны. Этому способствовал ряд причин: развитие НТР, усиление конкурентной борьбы за рынки сбыта и сырья; гигантский рост внешнеторгового оборота; распад колониальной системы, в результате чего на путь экономического развития вступило около ста независимых государств; решительное «вклинивание» в число развитых государств так называемых «новых индустриальных стран» и т.д. В числе государств, проявивших огромный интерес к свободным экономическим зонам, оказались и некоторые бывшие социалистические страны — Китай, Россия, Украина, Казахстан, Вьетнам. Рассмотрим опыт некоторых стран.
Западная Европа. Как было сказано в первом разделе, старейшими СЭЗ являются Гамбургская и Бременская в Германии, включенные еще в конце прошлого века в Таможенный союз. Позднее, уже в нынешнем столетии, появились зоны в Киле, Куксхафене и других городах. Появление СЭЗ именно в этих городах было не случайным. Гамбург — это город-земля, крупнейший морской речной порт, расположенный на реке Эльбе, в ста километрах от Северного моря. Международный аэропорт. Разнообразные отрасли промышленности. Гамбургская ЗСТ состоит из двух участков в порту, а также части территории другой зоны в Куксхафене (ЗСТ «Куксхафен» управляет администрация земли Нижняя Саксония). Что включает ЗСТ «Гамбург»? Это многочисленные шести- и восьми- этажные склады, пакгаузы (их площади, используемые для хранения товаров, превышают 600 тыс. м),хранилища для фруктов и овощей, хранилища для нефти и нефтепродуктов.
Управление СЭЗ «Гамбург» существенно отличается отуправления других зон. В чем это отличие? Администрация свободного Юпорта,которая управляет зоной свободной торговли (входит в состав правящих структур земли Гамбург), имеет право выполнять таможенные функции, за исключением сбора пошлин. Большинство складов и пакгаузов эксплуатируется фирмами и частными лицами самостоятельно, но строительство новых объектов хранения товаров требует обязательного согласования с руководством зоны. Местные власти имеют в своей структуре специальную компанию по сооружениям, которая владеет значительной частью транзитных складов ЗСТ; ей также принадлежат и некоторые пакгаузы.
В Дании зона свободной торговли сформировалась натерритории копенгагенского порта в конце прошлого века. Копенгаген не толькостолица Дании, но и крупнейший порт, международный аэропорт, здесь действуют автомобильный и железнодорожный паром, связанный с Мальме (Швеция). Высокоразвита промышленность экспортной направленности, здесь расположены крупнейшие торговые фирмы и банки. В настоящее время территория ЗСТ занимает около 700тыс.м. Здесь создана разветвленная и мощная сеть складских помещений(зернохранилище на 30 тыс. тонн, около 30 пакгаузов, несколько десятков транспортных депо и .др.), имеющих свыше 280 тыс. м площадей для складирования. Площади складирования расширяются, поскольку предприниматели – соучастники зоны на арендуемых у администраций ЗСТ землях ведут строительство новых складов. Управляет ЗСТ администрация копенгагенского порта через акционерную компанию (администрации принадлежит полный пакет акций). Акционерная компания(а значит, и администрация порта) является хозяйкой всех сооружений, расположенных в зоне.
Необходимо отметить, что деятельность ЗСТ находится под контролем правительства. Специальным законом ЗСТ имеет право хранения, сортировки и переупаковки, маркировки, переработки и экспонирования товаров. Для создания в ЗСТ каких-либо промышленных предприятий, а также организации розничной торговли внутри зоны требуется специальное разрешение Министерства общественных работ. Ограничением является потребление не декларируемых товаров, облагаемых пошлиной.
Несколько свободных экономических зон (практически все по виду ЗСТ) действуют в Австрии: в Линце, Граце, Зольбад-Халле и Вене.
Старейшая из них — в Линце. Это крупный город на севере Австрии (земля Верхняя Австрия), речной порт на Дунае, аэропорт, важный транспортный узел, развитая промышленность, продукция которой в значительной степени идет на экспорт. ЗСТ в Линце располагает значительными производственными площадями: около 40 тыс. м составляет площадь пакгаузов, транзитных депо, складов; около 100 тыс. м — площадки для открытого хранения; склад-холодильник площадью 5,8 тыс. м; промышленное здание площадью около 13тыс. м; сборочные мастерские — 5 тыс. м.; кроме того, административные здания.
Другие австрийские ЗСТ уступают линценской по своим масштабам. Согласно законодательству Австрии, зоны свободной торговли могут не только заниматься торговыми операциями, хранением, маркировкой, экспонированием, но и производственной деятельностью. Управляют зонами свободной торговли ТОО (товарищества с ограниченной ответственностью) — в трех зонах и акционерная компания — в одной. Участниками этих управленческих структур являются как местные органы власти, так и банки, торговые палаты, промышленные объединения.
Две зоны свободной торговли активно действуют в Греции —одна в Салониках, другая в Пиреях. Они созданы соответственно в 1925 и в 1932гг. Управление ЗСТ в Салониках возложено на специальный автономный орган, входящий в состав Министерства торгового флота, а в Пиреях — на администрацию порта.
Наряду со значительными льготами, предоставленными ЗСТ (например, предприятия, созданные в зонах с разрешения администрации, министерств торгового флота и финансов, имеют право беспошлинно ввозить необходимое сырье и материалы, льготы для транзитных грузов и т.д.), существуют и серьезные ограничения: запрещен ввоз товаров, составляющих монополию греческого правительства (соль, керосин, спички, бумага для сигарет и др.); ввоз в ЗСТ товаров греческого производства требует специального разрешения, также как и переработка товаров, предназначенных для использования в Греции, невозможна без одобрения таможенных органов.
В 60-е годы стала серьезно заниматься созданием свободных экономических зон Финляндия. Здесь появились ЗСТ в Ханко, Хельсинки, Турку. Они управляются акционерной компанией, причем часть акций принадлежит муниципалитетам. Заметим, что, кроме местных органов власти, деятельность ЗСТ держит под контролем и правительство Финляндии. Причем, государственные органы утверждают ставки в ЗСТ за хранение грузов, погрузочно-разгрузочные работы.
В конце 50-х годов была создана экспортная зона в районе крупнейшего международного аэропорта Шеннон в Ирландии. Главной задачей, которая была поставлена перед ЭПЗ «Шеннон», являлось создание новых рабочих мест. Руководит зоной правительственная «Компания развития Свободной зоны аэропорта Шеннон». Правительство сумело привлечь к деятельности зоны более 100фирм и компаний с численностью работающих около 5 тыс. человек. В середине 80-хгодов начал функционировать технопарк в портовом городе Лимерик, расположенном в 24 км от Шеннона. В технопарке участвует около 80 фирм, занятых разработкой наукоемких производств.
Мы уже отмечали, что значительное число свободных экономических зон возникло в «новых индустриальных странах».
Интересен опыт Республики Корея, которую за гигантский экономический скачок часто называют «азиатским тигром». Равная по площади территории Ростовской области, с 45-миллионным населением, бедная полезными ископаемыми, с малоплодными землями и гористым рельефом, эта страна из отсталой в экономическом отношении стала индустриальным государством с высокоразвитым машиностроением. Например, Республика Корея уже в 1989 г. производила более 1 млн. автомобилей, большая часть которых шла на экспорт, причем в развитые страны. Так, экспорт автомобилей только в США достиг 400 тыс. штук. Высокими темпами развивается электроника, приборостроение, судостроение (в конце 80-х годов республика вышла на второе место в мире). Это один из крупнейших в мире производителей синтетических волокон (80% экспортируется), автошин (входит в первую десятку мира). Успешно развиваются черная и цветная металлургия, атомная энергетика(уже действует 10 АЭС, их доля в энергобалансе составляет 1/3). Эти успехи достигнуты благодаря таким важным факторам, как финансовая помощь США, Японии, западноевропейских государств; благодаря дешевизне рабочей силы (в середине 80-х годов зарплата корейцев искусственно удерживалась на уровне в 9-10 раз ниже американского, продолжительность же рабочей недели, по данным профсоюзов, составляла более 70часов). Во многом успех южнокорейской экономики связан и с весьма эффективным государственным регулированием. С 1962 г. начали осуществляться пятилетние планы. Сейчас реализуется программа седьмой пятилетки. В Республике Корея в правящих кругах популярен лозунг: «Экспорт—движущая сила экономики».Действительно, если в начале 60-х годов доля экспорта в ВНК составляла 2,5%, то в конце 80-х годов—почти 40%. За счет сбыта товаров на внешних рынках обеспечивается около половины прироста производства внутри страны. В развитии производственно-экспортных операций правительство страны важное значение придает свободным экономическим зонам. В1968 г. Управление экономического планирования объявило о создании ЭПЗ в городе Масон. Это крупный морской порт в заливе Чинхеман, здесь крупное судостроение, электротехническое и сталелитейное производства, рыбо переработка.
Первоначально зона имела площадь 538 тыс. м, здесь было размещено около 75 предприятий с числом занятых 10 тыс. человек, производивших на экспорт электронику, приборы, часы, текстиль, обувь, шины. В дальнейшем предполагается расширение площади до 800 тыс. м. В качестве льгот ЭПЗ получила пятилетнее освобождение от подоходного налога с предприятий, расположенных в зоне, и в дальнейшем еще на три года с уменьшением ставки до 50%. Однако эти льготы получили продолжение и в последующие годы. Льготы имеют иностранные работники (они освобождаются от подоходного налога, могут переводить за рубеж полученные прибыли и др.). ЭПЗ в Масоне получила скидку на 30% за используемую электроэнергию.
Кроме Масона, были созданы и другие свободные экономические зоны, например в Чинхе, Ири, Инчхоне и др. Всего в ЭПЗ участвует более 120 промышленно-торговых компаний, фирм, предприятий с числом занятых около 50 тысяч человек.
Управление ЭПЗ несколько раз менялось, пока не был создан специальный орган при Министерстве торговли и промышленности. Этот орган имеет значительную автономию и является своеобразным посредником между производственными звеньями и различными государственными ведомствами.
Среди других «новых индустриальных стран», где активно функционируют свободные экономические зоны, отметим также Турцию и Малайзию.
В Турции накоплен значительный опыт, хотя и не всегда он давал положительные результаты. Дело в том, что первый закон «О свободной зоне»был принят в этой стране еще в 1927 г., но первая экспортно-промышленная зона была создана только в 1987 г. вблизи города Мерсий. Это порт на юге Турции, на побережье Средиземного моря, важный промышленный центр (автосборка, нефтепереработка, текстильная и пищевая промышленность). Разрешение на участие в предпринимательской деятельности в свободной экономической зоне получили более 200 компаний, из них 15% — с участием иностранного капитала. В настоящее время общая площадь ЭПЗ равна примерно 800 тыс. кв. м; в районе Антальи (город на Юго-западе Турции; машиностроение, пищевая и текстильная промышленность) она составляет более 570тыс. кв. метров; в районе Адана (город на юге Турции, крупный торгово-промышленный центр) и в районе Измира (второй после Стамбула по импорту и главный по экспорту товаров.
7. Что может помочь для решения задач при формировании и функционировании особых экономических зон?
Опыт создания свободных экономических зон в современной России
принято считать неудачным. И неудачи
эти объясняются несколькими факторами:
коррупция, непродуманность организационной
структуры управления, отсутствие жесткого
контроля при исполнении бюджетных субсидий
и деятельностью хозяйствующих субъектов
СЭЗ.
Факторы эти, главным образом, субъективные
и отнюдь не позволяют говорить о том,
что сама идея свободных экономических
зон неприемлема для России. Напротив,
для большинства экономистов, очевидно,
что с помощью механизма СЭЗ можно решить
проблему экономических взаимоотношений
федерального центра и субъектов РФ.
"Национальная идея" как стимул результативного развития СЭЗ
В российском обществе существует дефицит устоявшихся, разделяемых людьми ценностей, рациональной трудовой этики и ответственности, корпоративной идентичности и самоотдачи, что сдерживает формирование отношений доверия между работодателем и работником, партнерами по бизнесу. В этих условиях необходимость исследований потенциала доверия как механизма социальной интеграции в отдельных организациях и обществе в целом приобретает особую остроту.