Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:33, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: определить сущность свободных экономических зон и выявить особенности их функционирования в Республике Беларусь. Для этого следует определить теоретические основы свободных экономических зон, изучить мировую практику их функционирования, провести анализ деятельности белорусских свободных экономических зон, выявить проблемы и рассмотреть перспективы их развития.

Работа состоит из  1 файл

свободные экономические зоны.doc

— 254.50 Кб (Скачать документ)

Заметная роль свободных  экономических зон в социально-экономическом  развитии отдельных обособленных районов  разных стран, той или иной отрасли производства, в привлечении иностранного капитала или оживлении деятельности мелкого и среднего отечественного предпринимательства, тем не менее, не является достаточным основанием рассматривать их как универсальный способ модернизации экономики. Степень влияния свободных экономических зон на остальную территорию многих развивающихся стран является довольно ограниченной. В особенности это справедливо для промышленно развитых стран, где, как правило, и не ставится специальной задачи распространения такого влияния. Организация свободных экономических зон играет поддерживающую, стимулирующую роль в оживлении предпринимательской деятельности данного региона или в акцентировании внимания на развитии той или иной отрасли экономики. В то же время, хотя функционирование свободных экономических зон в развивающихся странах не является панацеей по решению их многообразных социально-экономических проблем, они играют весьма заметную роль и в экономике, и в обществе этих стран. Для многих развивающихся стран свободные зоны становятся полюсами торгово-экономического, научно-технического и социального роста. Кроме того, в них отрабатывается модель в той или иной степени открытой экономики, пути интеграции в мировую экономику. Образование свободных экономических зон, особенно в развивающихся странах, сопряжено со значительными капиталовложениями и последующими существенными усилиями государства но их развитию. Без строго определенной централизованной поддержки они практически нежизнеспособны. По обследованию, проведенному Институтом Востоковедения РАН по 26 странам, собственные затраты по привлечению иностранных инвестиций в свободные экономические зоны составили в среднем 4 доллара на 1 доллар зарубежных инвестиций. В КНР, например, иностранные вложения в четыре свободные экономические зоны к концу 80-х годов составили 4 млрд. долл., в то время как начальные собственные инвестиции превышали 22 млрд. долл., что в 5,5 раз больше. По существу, вся инфраструктура свободных Экономических зон КНР была создана за счет централизованных государственных средств.

При многочисленных примерах успешного функционирования свободных  экономических зон, имеют место  и неудачные попытки их организации. Так, создание в Шри Ланке, Гватемале, Либерии, Сенегале и других странах  разного рода свободных экономических зон не только не увенчалось успехом, но многие из них вообще перестали функционировать. Позднее были предприняты попытки их реанимации, в той или иной степени успешные. К основным причинам неудач в работе СЭЗ в этих странах можно отнести политические, экономические, организационные.

Политические причины  связаны с общеполитической нестабильностью  в стране, гражданскими волнениями, вплоть до военных действий. К экономическим  причинам, прежде всего, следует отнести  чрезмерно усложненное, запутанное, с точки зрения инвестора, законодательство об инвестиционном режиме в Зоне. Бюрократическая заорганизованность управления свободными экономическими зонами, наличие многочисленных малооправданных процедур для регистрации иностранного инвестора в зоне, плохая пропаганда и реклама преимуществ специальной зоны - все это также заметно отражается на ее судьбе.

К сожалению, к числу  стран и регионов, где свободные  экономические зоны не только не дают пока заметного эффекта для народного  хозяйства, но и их собственное развитие оставляет желать лучшего, относится и Россия.

 

 

 

4. История возникновения Свободных экономических зон в России

 

Развитие интернационального разделения труда характеризуется  сейчас глубокими структурными сдвигами, вызванными современным шагом научно-технического прогресса и ускоренными им интернационализацией производства и обмена, ростом всеобщей взаимозависимости и глобализацией важных проблем человечества. Совместно с этим усиливается регионализация внутренних и интернациональных экономических отношений, которая выражает рвение отдельных государств и групп государств, их внутренних регионов приспособиться к новым условиям. Все более возрастает желание преодолеть отставание от фаворитов, создавая особенный, льготный режим внешнеэкономической и хозяйственной деятельности с учетом государственной и региональной особенностей, природных и геополитических данных, наличие производственных факторов и других возможностей. Тем самым такие регионы создают предпосылки для активного привлечения посторонних, в том числе иностранных, инвестиций и новых технологий, современного управленческого и другого опыта. Все это при нормальном соединении, с местными преимуществами и способностями, позволяет интенсифицировать и диверсифицировать экономическое развитие. И главное ориентироваться на наружные и внутренние потребности. Соответственно поменять место данного региона и его роль в международном разделении труда. Используемые в этих целях Свободные экономические зоны в последние десятилетия получили обширное распространение как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах, а вслед за ними с известным опозданием стали употребляться и бывшими социалистическими странами.

В СССР очень долгое время  бытовало представление, что роль иностранного капитала в производстве страны представляет опасность национальному развитию, а потому принципиально неприемлемо. С началом перестройки, признав взаимозависимость мира и необходимость интеграции в мировое хозяйство, страна приступила к проведению реформ внешнеэкономической деятельности, призванных децентрализовать её, отодвинуть стену, которая отделяет непосредственных производителей от внешнего рынка, заинтересовать их в расширении экспорта и совершенствовании его структуры. При всей непоследовательности этих реформ, неподкрепленных их рыночными преобразованиями народного хозяйства страны, они, в особенности после принятия законов, разрешающих и регулирующих функционирование совместных с зарубежными компаниями, логически подвели к необходимости практического использования свободных экономических зон. Но именно это способствовало положительным результатам китайских начинаний. Одни решительно высказывались за создание в стране свободных экономических зон как средства привлечения иностранных инвестиций и технологий, опыта современного рыночного хозяйствования, расширения и совершенствования экспортной базы, подъема экономически отставших регионов. Другие же, ссылаясь на тот же зарубежный опыт, высказали сомнение в необходимости создания у нас свободных экономических зон, в частности потому, что у России (в противоположность Китаю) нет государственного капитала за границей, равно как и дешевой рабочей силы, а также потому, что сам китайский опыт далеко не однозначен. Основной же довод противников свободных экономических зон сводился к тому, что их создание нарушит единство внутреннего рынка. И это затруднит переход всей страны к обычным рыночным отношениям, так как возникнут регионы особенного режима, что для привлечения иностранного капитала необходимы не привилегии и льготы, а единый для страны подходящий режим, подкрепленный единым экономическим местом, связывающим, по способности, группу "схожих" государств. Резонность этих доводов не вызывает сомнений, в особенности сейчас, когда на местности прежнего СССР образовалась группа государств, вошедших в СНГ.

И, тем не менее, актуальность создания действенных зон в России не вызывает колебаний, по ряду обстоятельств  она даже увеличивается. Новейшие аргументы  в пользу свободных экономических  зон только возрастают и приобретают  все большее значение. Наконец, центр тяжести проводимых реформ перемещается из центра в регионы, что требует и проведения эффективной региональной политики, от чего, в свою очередь, зависит не только судьба реформ, но и целостность страны. При умелом использовании свободные экономические зоны выступают как принципиальный элемент региональной политики во внешнеэкономических отношениях. Но вместе с тем они являются обоюдоострым орудием, что важно компетентно учитывать.

Второй этап развития свободных экономических зон наступил уже в 1990-х годах. После принятия парламентом и правительством решений о создании зон свободного предпринимательства в стране появилось 19 экстерриториальных экономических образований, в дальнейшем к ним прибавилось еще несколько. 
В конце 1991-начале 1992 годов, когда российское руководство приняло курс на широкое открытие экономики в целях ее стабилизации, выборочная 
либерализация предпринимательского климата на уровне отдельных зональных территорий во многом лишалась своего смысла. Принятые в этот период в Российской Федерации нормативно-правовые акты по регулированию внешнеэкономической деятельности не предусматривали должных изъятий применительно к зональным территориям. И хотя действовавшие в зонах статусные положения формально никто не отменял, налоговые службы истолковали их как утратившие силу, что фактически упраздняло значительную часть ранее предоставленных зонам льгот.

Такая неопределенность в законодательно-правовом положении  СЭЗ вызвала беспокойство иностранных  инвесторов, расценивших сложившуюся ситуацию как принципиальный отход правительства от линии на создание зон. Это, а также просьба руководителей зональных администраций (официальное обращение в федеральные органы власти весной 1992 г.) гарантировать действие ранее введенной в зонах системы льгот способствовали выходу в июне 1992 г. указа президента. В этом указе было подтверждено действие прежних зональных преференций для иностранных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями, сохранены отдельные льготы в области внешнеэкономической деятельности для российских предприятий и даже предусмотрены некоторые общие дополнительные льготы, нацеленные на облегчение финансирования объектов инфраструктуры в зонах. Предоставление для этих целей бюджетных кредитов, направление в специальные зональные фонды части средств от приватизации федеральной собственности и др. Принятие указа способствовало тому, что в отдельных зонах (Находка, Калининград) началась практическая разработка стратегии развития территории и конкретных инвестиционных проектов по ее обустройству.

Тем не менее, к началу 1993 г. в правительстве возобладала  линия на 
ликвидацию "суперзон". Подготовленный проект Закона РФ "О свободных 
экономических зонах" предусматривал формирование преимущественно микрозон двух разновидностей - свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зональных территорий был положен принцип сочетания их выгодного географического положения с минимизацией затрат на их инфраструктурное обустройство, что обосновывалось необходимостью более реалистичного подхода к масштабности зональных проектов. На фактическое закрытие ранее созданных зон были направлены решения, принятые в июне 1993 г.: законодательное урезание предоставленных зонам таможенных льгот (Закон РФ "0 таможенном тарифе") и очередная отмена налоговых преференций (письмо ГНС и Минфина РФ). И хотя иностранным инвесторам указом президента были даны гарантии по сохранению прежних условий деятельности на три года вперед, над зонами нависла атмосфера бесперспективности.

Такое развитие событий, прежде всего, отражало стремление правительства  удержать те или иные территории, претендующие на статус свободной зоны, в пределах национального экономического пространства.

 

 

 

 

 

5. Задачи формирования и функционирования свободных экономических зон в России

Приступив к учреждению свободных экономических зон  на собственной местности, Россия, похоже, следовала наполеоновскому принципу "поначалу ввязаться, а потом уж осмотреться". Но это "потом" затянулось так навечно, что лишило сам процесс и серьезной законодательной базы, и четкой стратегии. В итоге целые области и края, превосходящие по площади целые страны, получили статус свободных экономических зон без учета предпосылок и способностей действенного выхода на наружный рынок. Что же касается тех территорий, которые вправду заслуживают этого статуса (Находка, Выборг, Калининград и некие остальные), то и центр, и местные власти оказались на месте неподготовленными к созданию там свободных экономических зон. Отсутствие же общероссийского закона о свободных экономических зонах вносит неопределенность в правовой статус зон, в распределение правомочий и ответственности в отношении организаций и управления ими меж центром и местной администрацией, серьезно ограничивает инициативу последней. Очевидно, что это вредит становлению свободных экономических зон, как и вообще привлечению иностранных инвестиций в страну, непостоянность законодательства в отношении налогов и пошлин, денежного режима и остальных условий, которые изменяются в разные стороны не один раз в течение года. В Особенности нехорошим было аннулирование с начала 1992 года ряда объявленных льгот для свободных экономических зон. А уровень этих льгот существенно уступает тем, что имеются в ряде зарубежных государств, включая и некоторых членов СНГ.

Хотя признается, что  для крупномасштабных инвестиций важнее стабильность политического и правового  режима, чем величина льгот, беда в  том, что Россия не может гордиться  ни первым, ни вторым, несмотря на существенное превышение в мире спроса на иностранные инвестиции над их предложением. По существу, местные органы не располагают соответствующими способностями для денежной помощи обустройству свободных экономических зон, а иностранный капитал готов вкладывать средства только в партнерстве с инвесторами для разделения риска и как в доказательство их серьезного подхода к делу. Обобщающим показателем привлекательности для иностранных инвесторов служит инвестиционный климат и связанный с ним инвестиционный риск. А тут Россия занимает очень скромное место, уступая даже некоторым бывшим союзным республикам, хотя и неизмеримо превосходит их по масштабам внутреннего рынка, технологическому уровню, многообразию и обилию ресурсов, в особенности природных. Неблагоприятный инвестиционный климат в стране определяется неустойчивой политической и социально-экономической обстановкой, непредсказуемостью его развития, дополняемых неполнотой, нечеткостью, а иногда и противоречивостью законодательства, его непостоянностью, несоблюдением на практике, бюрократизмом, коррупцией. Большая часть этих и почти всех остальных недочетов может быть ликвидирована в сравнимо далекой перспективе. И в данной связи свободные экономические зоны разрешают на суженной и относительно изолированной местности создать более подходящий экономический локальный климат, что будет содействовать привлечению иностранных инвестиций как в них самих, так и через них в страну в целом, имея в виду с самого начала ориентацию схожих зон на широкие связи как с мировым, так и с внутренним рынком, представляющим по своим перспективам главную притягательную силу для таковых инвестиций.

По сути, основными  преимуществами русских свободных  экономических зон для возможных  иностранных инвесторов выступают:

- богатство сравнимо  дешевых и различных природных и энергетических ресурсов;

- наличие в стране  квалифицированной и пока еще  совершенно дешевый рабочей силы, которая может быть применена  в сравнимо сложных производствах; 

- огромное количество  обученных кадров ученых и  инженеров, могущих предоставить  приличный инновационный материал;

- современные производственные  мощности большого военно-промышленного  комплекса; 

- выгодное геополитическое  положение России, что обещает  огромные потенциальные способности  трансконтинентальной кооперации, в которую могут быть эффективно включены большие ресурсы Сибири и Дальнего Востока. Бесспорно, для этого требуются значительные вложения в недостающую для подобной масштабной кооперации инфраструктуру.

Информация о работе Свободные экономические зоны