Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:33, курсовая работа
Цель данной работы: определить сущность свободных экономических зон и выявить особенности их функционирования в Республике Беларусь. Для этого следует определить теоретические основы свободных экономических зон, изучить мировую практику их функционирования, провести анализ деятельности белорусских свободных экономических зон, выявить проблемы и рассмотреть перспективы их развития.
В XXI веке происходит переход от "индустриального общества", с господством материального (физического) капитала к "постиндустриальному", с главенствующей ролью нематериальных ресурсов (информации, знаний), изменяющих структуру общественного производства и обладающих своеобразной стоимостью, полезностью и ценностью, способных экономически конвертироваться в любую, необходимую для удовлетворения потребностей, форму.
Значительно изменяется структура как материального, так и нематериального производства капитала. Нематериальное производство всё в большей степени ориентируется на обоснование концепций и доктрин развития общества, на поиск "национальных идей", объединяющих людей, интересы которых в условиях рыночных связей и отношений предельно индивидуализированы и модифицированы. Производство нематериальных благ, имеющее прямое отношение к формированию общественного сознания, становится мощной материальной силой - фактором выхода на новую качественную основу производительных сил общества.
В ходе исторического развития взглядов на процесс общественного производства, в рамках экономической теории существенно трансформировалось понятие "капитал" как непосредственно только материального ресурса, способного самовозрастать и приносить экономическую прибыль. Это явление во многом обусловлено увеличением роли нематериального производства в современной структуре общественного производства.
Участники развития инновационного процесса
Необходимо совершенствование управления формированием и развитием эффективной системы стратегического партнерства государства, бизнес сообщества, науки и общества как субъектов инновационной инвестиционной деятельности на основе приоритетных способов и форм мобилизации инновационного потенциала.
Анализ опыта управления инновационным процессом в ОЭЗ Российской Федерации показывает, что государство является непременным участником этого процесса. Оно выполняет одну из важнейших ответственных и квалифицированных функций, которая требует высочайшего профессионализма, стратегического мышления и усилий со стороны руководителей государства. Однако не стоит сводить идею инновационного партнерства только к взаимоотношениям между предпринимателем и государством. Есть еще два участника этого партнерства: наука и гражданское общество, которое вместе должно управлять объектами инновационной инфраструктуры в ОЭЗ.
Развитие российских регионов в перспективе должно приобрести инновационный характер, пространственная конфигурация должна стать более гибкой, не привязанной к сложившейся энергосырьевой базе и центрам концентрации финансовых потоков. Будет расти также роль новых центров инновационного экономического роста, где предполагается концентрация кадрового и технологического потенциала, существенным образом влияющего на изменение территориальной структуры расселения и распределения трудовых ресурсов.
Вырабатывание политики интеллектуальной собственности
Конкурентоспособность российской экономики и ее хозяйствующих субъектов в XXI веке будет определяться способностью государства защищать и обеспечивать коммерческое использование наукоемких изобретений, ноу-хау и другие объектов интеллектуальной собственности (ИС). Патентная система обеспечивает также мотивацию патентообладателей и создателей изобретений - авторов, защищая их права и обеспечивая выплату вознаграждения, поощряя тем самым к созданию новых технологий. В силу этого ИС как нематериальный актив становится экономическим ресурсом, обеспечивающим их владельцу конкурентные преимущества и дополнительный доход.
Решению этой проблемы должно
способствовать формирование эффективной
политики в области ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ, реально функционирующей
НИС и современной
Разработка методологии
для создания региональных зон роста
инновационной экономики у
-- исследовать состояние и перспективы концентрации капитала в свободных (особых) экономических зонах, основы и типы их функционирования, а также возможности их трансформации в российских экономических условиях для формирования региональных зон роста инновационной экономики;
-- оценить роль нематериального капитала, адекватность и возможности адаптации и развития теории человеческого капитала для решения задач формирования инновационной экономики;
-- изучить возможности
развития и концентрации
-- оценить роль социального
капитала, адекватность и возможности
адаптации и развития теории
социального капитала для
-- изучить возможности
развития и концентрации
предложить стратегию создания и проект интеграции в федеральную сеть региональных зон роста инновационной экономики, позволяющие добиться социально-экономического эффекта за счет тройной концентрации: физического, человеческого и социального капиталов
Венчурный капитал
Немалое значение имеет и развитие венчурного капитала, совершенствование законодательства в инновационной сфере, развитие инновационной системы РАН.
Наиболее распространенное
понимание венчура - это финансирование
частным предпринимательским
Основными источниками ВФ являются:
- "бизнес-ангелы" (частные
лица, инвестирующие личные средства
в молодые перспективные фирмы)
- венчурные фонды,
аккумулирующие средства
Российский капитал пока что очень мало вкладывает в ВФ, хотя ВФ России выглядят инвестиционно более привлекательными по сравнению с европейским. Основными секторам вложений российских ВФ являются пищевая промышленность и телекоммуникации (в сумме эти две отрасли поглощают больше 50% вложений ВФ). Важный показателем успешности ВФ является число и доходность "выходов" (обычно это обратный выкуп или продажа стратегическому инвестору). Российские ВФ ориентируются на доходность 20% годовых.
Международным образцам ВФ соответствует "товарищество на вере". Однако в России такое товарищество является юридическим лицо и не прозрачно для налогообложения, должно платить все полагающиеся налоги. Для функционирования ВФ нужно однократное налогообложение, не должно быть налоговых фильтров при входе и при выходе. Единственная - хотя и усеченная - возможная форма - простое (договорное) товарищество (то есть фактически договор о совместной деятельности).
Государство должно вкладывать в ВФ, создавая технопарки и осуществляя начальное (на начальных этапах инновационного проекта) финансирование.
Для успешного развития ВФ в России не хватает "историй успеха", ведь венчурные инвесторы вкладывают, по их признанию, не в технологии, а в людей. Предлагается создать Российский институт успеха, коллекционирующий и обобщающий российские истории успеха ВФ.
Необходимым условием успешного формирования ИЭ является создание благоприятной законодательной базы. Анализируются законодательные новации в инновационной сфере, обсуждаемые в настоящее время в Государственной Думе. Наиболее важное значение, по мнению автора, будут иметь три проекта. Во-первых, законопроект "Об инновационной системе Российской Федерации", регламентирующий реализацию системного подхода к инновационной деятельности через создание инновационной системы РФ и региональных инновационных систем. Во-вторых, законопроект о создании малых инновационных компаний, предоставляющий научно-образовательным учреждениям право без согласия государства создавать малые и средние предприятия. В-третьих, законопроект "О передаче технологий" (аналог закона Бая-Доула в США), регламентирующий передача рынку интеллектуальной собственности, созданной на бюджетные деньги, на открытых конкурсах.
Нужны и другие законы. В первую очередь, предлагается разработать Закон о технологических инновациях (аналог закона Стивенсона-Уайдлена в США), чтобы заполнить как раз ту брешь, где речь идет о продвижении разработок в бизнес, о формах сотрудничества между государством и бизнесом и пр.
Инвестиции
В современных условиях
инвестиции для России становятся важнейшим
стратегическим ресурсом развития промышленного
производства, что обуславливается
их особой ролью в экономике и
противоречиями, складывающимися между необходи
В настоящее время
в России происходит увеличение притока
иностранных инвестиций. Тем не менее,
в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается
очень небольшим и явно не удовлетворяющим
потребности российской экономики. Это
объясняется неблагоприятным инвестиционным
климатом в стране в целом и по отношению
к иностранным инвестициям в особенности.
Неблагоприятный инвестиционный климат
приводит к тому, что некоторые российские
компании отказываются от уже выделенных
иностранных средств, поскольку их использование,
учитывая высокое налогообложение и таможенные
сборы, невыгодно. Например, отказались
от иностранных кредитов ряд российских
нефтяных компаний.
Сложность работы в российских условиях вынуждает иностранных инвесторов вкладывать деньги не напрямую, а через российских посредников (в основном банки), ориентирующихся на российском рынке. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий.
Важными причинами такого положения являются неопределенность прав собственности, отсутствие оперативной процедуры банкротства, сохранение неэффективного директорского корпуса и сложность замены старого руководства предприятия.
Слабое развитие иностранных инвестиций порождает низкую конкурентоспособность российского производства, дальнейшее уменьшение доли российского рынка, занятой товарами российского производства.
Можно утверждать, что
развитие иностранных инвестиций в
России не соответствует потенциалу
российского рынка и при
Как свидетельствует
мировой опыт, продуманная политика
привлечения иностранного капитала
- это самый прямой и достаточно
эффективный путь выхода из кризиса,
рычаг ускорения социально-
Рассмотрев проблему привлечения иностранных инвестиций в экономику России, можно сделать следующие выводы. Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества с высоким качеством жизни населения.
Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.
Анализ показал, что остро стоит проблема отраслевого "перекоса" привлечения иностранных инвестиций. В настоящее время иностранные инвесторы в России ориентируются на вложения в отрасли, обеспечивающие гарантированный экспорт или быстрый оборот вложенных средств (нефтедобыча, добыча других природных ресурсов, торговля и общественное питание, пищевая промышленность). Зарубежные инвестиции не идут в те отрасли, которые наиболее нуждаются в них, и являются приоритетными для развития экономики России (сельское хозяйство, машиностроение, производственная инфраструктура). Очевиден существенный пробел в современной инвестиционной политике Российской Федерации, выражающейся в отсутствии четких приоритетов в вопросах привлечения и стимулирования капиталовложений в высокотехнологические отрасли, которые сегодня являются главной движущей силой мировой экономики.
Можно говорить о формировании
новой тенденции в структуре
основных государств, инвестирующих капитал в Россию.
Новая группа лидеров включает в себя
одну высокоразвитую страну (Великобритания),
одну развитую (Нидерланды) и два государства,
предоставляющие инвесторам льготные
условия налогообложения (Люксембург
и Кипр). Традиционно около трети всех
капиталов приходило из стран и территорий
с оффшорными режимами. Проблемой остается
региональный дисбаланс инвестиций, что
связано со значительной дифференциацией
регионов по уровню инвестиционного риска
и инвестиционного потенциала. Иностранный
инвестор присутствует в тех регионах
страны, в которых сосредоточены отечественные
финансовые ресурсы. Город Москва - лидер
по привлеченным инвестициям, на втором
месте г. Санкт - Петербург. Тюменская,
Сахалинская области, Красноярский край
обладают значительными запасами сырья.
Свердловская, Челябинская, Омская области
имеют развитую инфраструктуру и сравнительно
высокую платежеспособность населения.
Анализ статистической информации показал
необходимость совершенствования инвестиционной
политики России, так как положительные
стороны иностранных инвестиций значительно
превосходят отрицательные.