Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:33, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: определить сущность свободных экономических зон и выявить особенности их функционирования в Республике Беларусь. Для этого следует определить теоретические основы свободных экономических зон, изучить мировую практику их функционирования, провести анализ деятельности белорусских свободных экономических зон, выявить проблемы и рассмотреть перспективы их развития.

Работа состоит из  1 файл

свободные экономические зоны.doc

— 254.50 Кб (Скачать документ)

В результате, к осени 1994 г. наметились следующие контуры  российской зональной политики:

- Урезание (до 1-2 кв. км) возможных  размеров свободных зон, исключающее  создание относительно крупных  комплексных зон свободного 
предпринимательства. 
- Формальное заимствование и перенос на российскую почву простейших образцов из мировой зональной практики без учета ее перспективных тенденций и без согласования с национальной промышленной политикой. 
- Усложненная система управления зонами, сопряженная с многочисленными бюрократическими согласованиями и невозможностью создания зон по инициативе местного руководства.

Ряд регионов, не дожидаясь  соответствующих законодательных  решений, начал интенсивную работу по реализации проектов точечных и  локальных с таможенных зон (обустройство территории, создание Компании развития и т.п.). Они сумели мобилизовать необходимые стартовые средства (кто - частные, а кто - государственные), и это предопределило их ближайший успех.

"Находка" - одна из более перспективных  зон 

К одной из первых свободных  экономических зон относится  СЭЗ "Находка", имевшая с самого начала достаточно детально разработанное и утвержденное положение о данной зоне. Как бы то ни было, Находка относится к числу тех немногих территорий, за которыми должен быть закреплен статус свободной экономической зоны. Она более привлекательна с точки зрения иностранных инвестиций, имеет самостоятельную программу действий. Невзирая на нестабильный правовой режим, свободная финансовая зона имеет определенные заслуги. На ноябрь 1993 года там было 271 предприятие с иностранными инвестициями, в том числе 45 со стопроцентным иностранным капиталом. В расчете на 1 обитателя это в 10 раз больше, чем в среднем по России и в 5 раз больше, чем в Приморском крае. На 1 рубль, направленный на развитие свободной экономической зоны " Находка " из государственного бюджета, её Административному комитету удалось привлечь 75 рублей внебюджетных инвестиций. В зоне начинают осуществляется несколько больших инвестиций и в частности, русско-южноамериканский технопарк. (Нужно увидеть, что технополисы и технопарки получают в промышленно развитых странах широчайшее распространение как места развертывания инновационной деятельности и сотворения венчурных (рисковых) компаний, занятых разработкой новой технологии).

Дальний Восток относится  к районам страны, на развитие которых  внешнеэкономический фактор оказывает существенное действие, так как тут есть нужные условия для развития рыночной экономики с большей степенью открытости и более стремительными темпами по сопоставлению с внутренними районами России. Это обусловлено тем, что:

1) Дальний Восток удален  от главных экономических центров  страны и географически близок  к странам Тихоокеанского бассейна.

2) Хозяйство Дальнего  Востока соединено с остальной  экономикой страны в основном  через технологические кооперационные  связи. 

3) Структуры производства и потребления Дальнего Востока и ряда государств Азиатско-тихоокеанского региона характеризуются взаимо дополняемостью.

4) Дальний Восток располагает  обеспеченными природными ресурсами,  обширное промышленное освоение  которых ввиду дефицита денег и материально-технических ресурсов у центрального правительства и слабого развития местных инвестиционных отраслей реально может быть только при условиях широкого привлечения иностранного капитала и технологий.

Вовлечение широких  территорий Дальнего Востока в международное разделение труда в Азиатско-тихоокеанском регионе является желательным действием для государств этого региона и России, но, остается много вопросов, связанных с привлечением иностранного капитала и технологий. Это, прежде всего низкие достоинства инвестирования, а также обострение конкуренции в Азиатско-тихоокеанском регионе за привлечение иностранного капитала, что является серьезным вызовом экономике Дальнего Востока, испытывающей острую потребность в денежных и материальных ресурсах. Поэтому в условиях, когда инвестиционный климат дальневосточного региона еще не вышел на уровень интернациональных стандартов, принципиальное значение приобретает проведение политики, направленной на ускорение формирования более подходящего микро-инвестиционного климата на отдельных территориях, где внедрение дополнительных преференций и концентрация имеющихся денежных ресурсов могут дать больший экономический эффект и провоцировать структурную перестройку. В этом смысле надежды связываются конкретно со свободной экономической зоной " Находка ", первой свободной экономической зоной на Дальнем Востоке и в России в целом. Успешное начало работы СЭЗ можно связать с 3-мя факторами:

1) наличие главенствующего  ресурса-местности свободной экономической зоны, особое географическое положение региона, дающее возможность создать наикрупнейший в России транспортный узел;

2) достаточно эффективная работа  с правительством Российской  Федерации, позволившая при отсутствии  стабильной экономической и законодательной политики в органах власти все же обеспечить таковую на местном уровне;

3) квалифицированная и результативная  работа управляющего персонала  компаний свободной экономической  зоны по созданию в ней собственников  и атрибутов рыночной экономики. 

Очень важно было не столько достигнуть льгот и преференций, сколько создать механизм настоящих продвижений инвестиций, создать мягкий инвестиционный климат. Этому способствует, во-первых, передача на места из центра разных бюрократических услуг в той либо другой области деятельности. Во-вторых, создание разных институтов и систем взаимодействия между ними для привлечения инвестиций в регион и для помощи в их освоении. Существовавшая ранее тенденция не позволяла завлекать мощные банки, а значит, делала банковскую систему неэффективной. Отсюда возникала необходимость переговоров с правительством, Министерством финансов, налоговой службой, Центральным банком о том, чтоб решать эти задачи с обоюдной выгодой. Необходимы льготы административно-правового характера. Находка - это большой порт, через который проходит значительный процент всех экспортных операций России, это денежные поступления от стальной дороги, обеспечивающей транзит по конвейерной полосе "Юго-Восточная Азия - Европа". Для поддержания развития портовых сооружений Находки были необходимы огромные средства. По мнению В. Завадникова - директора Административного Комитета свободной экономической зоны, для решения этих вопросов нужен ряд прав сохраняющих национальные интересы России. Администрация Комитета предложила решить эту задачу иначе: порт, являющийся на нынешний день акционерным обществом, может провести вторую эмиссию акций, получив таковым образом валютные средства на 80% от японских и южноамериканских инвестиций. Но в этом случае Восточный порт будет работать в интересах иностранных партнеров. Для того же, чтоб он работал в интересах России, по мнению В. Завадникова, нужно зафиксировать отношение Правительства к Находке, что выражается в передаче ряда прав на места. Это давало бы право местной администрации влиять на происходящие в свободной экономической зоне процессы. Эти трудности в какой-то мере были решены Постановлением Правительства Русской Федерации N1033 от 8 сентября 1994 года "О неких мерах по развитию свободной экономической зоны "Находка". Согласно этому постановлению, свободной экономической зоне были предоставлены кредиты на договорной базе для развития приоритетных объектов инфраструктуры до 2000 года. Министерству Экономики России, государственному таможенному комитету Российской Федерации, Министерству Внешнеэкономических Связей Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации постановлено рассмотреть предложения администраций Приморского края г. Находка и Партизанского района Приморского края по созданию свободных таможенных зон и промышленных парков (комплексов) на местности г. Находка и Партизанского района Приморского края. К решению важных вопросов были привлечены:

- Государственный комитет Российской  Федерации по управлению государственным  имуществом;

- Министерство транспорта Российской Федерации;

- Комитет Российской Федерации  по рыболовству; 

- Государственный комитет Российской  Федерации по антимонопольной  политике 

- Комитет по поддержке новейших  экономических структур.

Согласно Постановлению, аэропорту "Золотая равнина" придан статус совместного базирования, а администрациям Приморского края, г. Находки и Партизанского района Приморского края нужно "обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию грузового и пассажирского терминалов, служебных помещений для контрольных служб в аэропорту "Золотая равнина", а также остальных объектов, необходимых для его функционирования".

Заинтересованность Правительства  обусловлена высочайшим потенциалом, которым владеет "Находка": в  тех непростых условиях, в которых  она начинала действовать, невзирая на все трудности, в ней произошли определенные трансформации, свидетельствующие о начале развития региона:

1) возникает строительство больших  объектов, связанных с инженерной  инфраструктурой: по обеспечению  теплом, водой, связью, электроэнергией. Формируется план усовершенствования работы транспортной системы: морских портов, аэропортов, железнодорожных парков. Прорабатываются проекты технопарков, технополисов. Находка была единственным в стране местом, где в течение двух месяцев был выполнен указ президента об акционировании объектов федеральной принадлежности. Было приватизировано 52 объекта.

2) В Находке стало  достаточно просто зарегистрировать  предприятие с иностранными инвестициями. Это делалось за 36 часов с момента  подачи документов.

3) На территории СЭЗ  "Находка" приступают к работе 15 банков: 14 филиалов и 1-ый местный  самостоятельный банк "Находка". Административный Комитет - один  из его огромнейших акционеров. Сам банк является акционером  Азиатско-тихоокеанской межбанковской финансовой биржи(выполняет функцию по купле-продаже валюты) и Владивостокской интернациональной фондовой биржи. Появляются и несколько проектов по развертыванию новейших самостоятельных коммерческих банков. Проводятся консультации по созданию ипотечного банка. Ведется работа по созданию клирингового центра. Намечается развернуть деятельность совместных банков с ролью иностранных партнеров от 31 до 100% , планируется создать на местности филиалы и консульства иностранных банков и выработать корреспондентские дела с иностранными банками.

4) Формируется рынок  ценных бумаг. С августа 1992г.  работает Находкинское финансовое  акционерное общество-депозитарий  по учету ценных бумаг в  безналичной форме, в то время  один из огромнейших в стране, а также - инвестиционная компания с фондовым магазином. Удачно действуют три компании фондовых брокеров и денежных консультантов. Формируется уставной капитал Чекового инвестиционного фонда. Ведется подготовительная работа и консультации по реорганизации Фонда социальной защиты и Фонда медицинского страхования в самостоятельные денежные университеты. Идет подготовка проекта по созданию Личного пенсионного фонда. Первостепенные вопросы - это установление корреспондентских отношений и способности учета средств по счетам "депо".

5) Страховые компании  дают все виды страховых услуг.  Довольно удачно скооперировано  страхование грузов, судов, строений, автотранспорта, населения; медицинское  страхование. В 1992 г. сотворено  особое страховое общество "Находка  Ре" для страхования денежных рисков(кредитов, инвестиций) и перестрахования ответственности страховых компаний. Уставной фонд-235 млн. рублей, денежные активы-400 млн. рублей. Учредители-администрации свободной экономической зоны , г. Находки и Партизанского района, ведущие компании и организации "Находки". Сейчас открываются филиалы в г. Москве и Санкт-Петербурге.

6) Передача информации  осуществлялось электронной почтой "РЕЛКОМ" и сетью "Спринт". Прорабатывался проект по развертыванию  узла сети "Иаснет".

7) Три компании начинают осуществлять аудиторскую деятельность. Две трастовые компании инициируют предоставление сервиса, связанного с доверительным управлением собственностью. Несколько компаний осуществляют операции с недвижимостью.

Достоинства свободной  экономической зоны "Находка" очевидны, и это оценили иностранные инвесторы, вложив свой капитал.

Но намеченные результаты ни по масштабам, ни по темпам наращивания  не отвечали задаче формирования на территории города Находка экономической зоны, соответствующей мировым эталонам. Результаты справедливо вызывали скепсис российских и зарубежных бизнесменов по поводу перспектив использования зоны. Одним из обстоятельств, которое сдерживало приток капитала, стало отсутствие юридических актов, верно определяющих возможности органов управления свободной экономической зоной, регулирования предпринимательства на её территории. А также не имелось наличия гарантий для инвесторов и бизнесменов. Естественно, нельзя обойти и проблему финансирования, которая стояла очень остро, но, была существенно облегчена все тем же Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994г. Помимо всего накладывает отпечаток и нерешенный вопрос обеспечения строящихся компаний трудовыми ресурсами. В течение долгого времени вся экономика края была нацелена на морской промысел, уровень образования населения маленький, строящимся же сейчас большим фабричным объектам необходимы кадры, владеющие определенным профессиональным уровнем.

Информация о работе Свободные экономические зоны