Теоретико-методические основы анализа себестоимости продукции предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:55, контрольная работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы, основываясь на новейшие достижения отечественной и мировой экономической науки определить основные факторы и резервы снижения себестоимости продукции на предприятии.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и состав себестоимости продукции;
- рассмотреть классификацию затрат;
- изучить модели и методы калькулирования продукции;
- провести анализ себестоимости продукции на ОАО «Нефтекамскшина»;
- предложить пути снижения себестоимости продукции.

Содержание

Введение 3
1 Теоретико-методические основы анализа себестоимости продукции предприятия 5
1.1 Классификация и состав затрат на производство и реализацию продукции 9
1.2 Модели и методы калькулирования себестоимости продукции 13
1.3 Методика анализа себестоимости продукции 18
2 Анализ себестоимости продукции на примере ОАО «Нефтекамскшина» 24
2.1 Структурно-динамический анализ себестоимости продукции 27
2.2 Факторный анализ себестоимости продукции 30
2.3 Предложения и рекомендации по снижению себестоимости продукции 34
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение А Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2008 г 42
Приложение Б Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2009 г 45
Приложение В Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2010 г 48
Приложение Г Отчет о прибылях и убытках за 2008г 51
Приложение Д Отчет о прибылях и убытках за 2009г 53
Приложение Е Отчет о прибылях и убытках за 2010г 55

Работа состоит из  1 файл

учёт и анализ.docx

— 135.06 Кб (Скачать документ)

 

Рисунок 2 - Общая схема использования попередельного метода учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)

 

При использовании  данного метода себестоимость единицы  продукции передела определяется по формуле:

 

(2)

 

При использовании  попередельного метода калькулирования следует иметь в виду два важных обстоятельства. Во-первых, при использовании данного метода получения информации о финансовом результате каждого конкретного процесса (передела) не может быть достигнуто. Во-вторых, многие затраты, которые классифицируется как косвенные при использовании позаказного метода, могут стать прямыми при использовании попередельного метода. К таким затратам можно отнести, в частности, расходы на контроль качества, амортизацию оборудования и т.п. [13. С. 62]

Варианты  учета затрат по переделам. При использовании  попередельного метода калькулирования организация имеет возможность выбора из ряда альтернативных способов учета затрат по переделам: бесполуфабрикатного и полуфабрикатного. Бесполуфабрикатный способ учета затрат по переделам означает, что затраты отражаются по каждому переделу в отдельности, а стоимость исходного сырья и материалов включается в себестоимость только первого передела. Себестоимость конечного продукта определяется как сумма затрат всех переделов, при этом стоимость продукции в промежуточных переделах не калькулируется. Данный способ учета затрат обычно используется в организациях, которые не реализуют на сторону продукцию каждого из переделов. Полуфабрикатный способ учета затрат по переделам означает, что расчету себестоимости подлежит не только конечный продукт, но и продукция каждого передела, являющаяся полуфабрикатом собственного производства, в отдельности. Данный способ учета применяется организациями, реализующими продукцию каждого передела. При применении полуфабрикатного способа учета себестоимость конечного продукта определяется как сумма себестоимости полуфабрикатов собственного производства и затрат последнего передела [13. С. 63].

Нормативный метод калькулирования себестоимости. Использование нормативного метода предполагает соблюдение следующих основных принципов:

- предварительное  составление калькуляции нормативной  себестоимости по каждому изделию  на основе действующих в организации  текущих норм и смет;

- ведение  в течение месяца учета изменений  действующих норм для корректировки  нормативной себестоимости, определения  влияния этих изменений на себестоимость продукции и эффективности мероприятий, послуживших причиной изменения норм;

- учет  фактических затрат в течение  месяца с подразделением их  на расходы по нормам и отклонениям  от норм [17. С. 13].

Попроцессный (простой, однопередельный) метод калькулирования себестоимости. Данный метод применяется в организациях со следующими признаками производственного процессе:

- массовый  характер производства одного  или несколько видов продукции;

- краткий  период технологического процессе;

- незавершенное  производство отсутствует или  оно незначительно.

При процессном методе затраты учитываются по установленным  статьям калькуляции по всему  производственному процессу или, кроме  того, по отдельным стадиям процесса производства. По окончании отчетного  периода совокупные затраты по производственному  процессу делят на количество единиц выпущенной продукции и исчисляют  себестоимость одной калькуляционной  единицы.

Изучив  модели и методы калькулирования себестоимости продукции, перейдем к рассмотрению методики анализа себестоимости продукции.

 

 

          1.3 Методика анализа себестоимости продукции

 

Себестоимость продукции является важнейшим показателем  экономической эффективности производства. В нем синтезируются все стороны  деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. Снижение себестоимости –  одна из важнейших первоочередных и  актуальных задач любого общества, каждой отрасли любого предприятия. От уровня себестоимости продукции зависят, сумма прибыли и уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия его платежеспособность, темпы расширенного воспроизводства, уровень цен на сельскохозяйственную продукцию [53. С.176].

Особую  актуальность проблемы снижения себестоимости  приобретает на современном этапе. Поиск резервов ее снижения помогает повысить свою конкурентоспособность, избежать банкротства и выжить в  условиях рыночной экономики.

Большую роль в этом должен сыграть анализ хозяйственной деятельности предприятий, основными задачами которого являются:

1. Осуществление  систематического контроля за выполнением плана снижения себестоимости продукции;

2. Изучение  влияния факторов на изменение  ее уровня;

3. Выявление  резервов снижения себестоимости  продукции;

4. Объективная  оценка деятельности предприятия  по использованию возможностей  снижения себестоимости продукции  и разработка мероприятий, направленных  на освоение выявленных резервов.

Основными источниками информации для анализа  себестоимости продукции является отчет «Затраты на основное производство», «Производство и себестоимость  продукции отрасли металлургии», а также первичные документы  по учету затрат на производство продукции  (схематично представлено на рисунок 3).

Анализ  себестоимости обычно начинают с  изучением общей суммы затрат на производство продукции, которая  может изменяться из–за объема и структуры выпуска, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных расходов.

При изменении  объема производства продукции возрастают только переменные расходы (сдельная зарплата производственных рабочих, прямые материальные затраты, услуги). Постоянные расходы (амортизация, арендная плата, повременная зарплата рабочих и административно –  управленческого персонала) остаются неизменными в краткосрочном периоде (при условии сохранения прежней производственной мощности предприятия).

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 - Общая блок – схема анализа себестоимости продукции

 

В свою очередь  себестоимость продукции зависти  от уровня ресурсоемкости производства (трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, энергоемкости). В целях более объективной оценки деятельности предприятий и более полного выявления резервов при анализе себестоимости продукции необходимо учитывать влияние внешнего инфляционного фактора. Для этого фактическое количество потребленных ресурсов на производство продукции отчетного периода нужно умножить на изменение среднего уровня цены по каждому виду ресурсов и результаты сложить.

Увеличение  суммы амортизации в связи  с инфляцией можно установить по актам переоценки основных средств. В процессе анализа необходимо изучить  также структуру издержек по экономическому содержанию, т. Е. по элементам затрат. Группировка затрат по элементам  необходима для того, чтобы изучить  материалоемкость, трудоемкость, энергоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля покупных кормов, семян и других видов продукции, что свидетельствует о повышении уровня кооперации и специализации хозяйства.

Важный  обобщающий показатель себестоимости  продукции – затраты на рубль  произведенной продукции (затратоемкость). Во-первых, он универсален: может рассчитываться в любой отрасли производства и; во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется данный показатель отношение суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в текущих ценах. В процессе анализа следует изучить динамику затрат на рубль продукции и провести сравнение по этому показателю. После этого нужно проанализировать выполнение плана по уровню данного показателя и установить факторы его изменения (рисунок 4).

 

 






 






 

 

Рисунок 4 - Структурно – логическая модель факторного анализа затратоемкости продукции

 

После общей  оценки выполнения плана по уровню себестоимости в целом по отрасли  следует проанализировать себестоимость  отдельных видов продукции отрасли  металлургии и вспомогательных  производств. Анализ себестоимости  отдельных видов продукции начинают с изучения её уровня и динамики, рассчитывают базисные и цепные темпы  роста, строят графики.

Уровень и темпы роста себестоимости  по каждому виду продукции сравнивают с данными других отраслей одинакового  производственного направления  и со средними данными. Это позволяет  установить тенденцию изменения себестоимости продукции отрасли металлургии и дать оценку работы.

В условиях инфляции наряду с абсолютной суммой затрат на единицу продукции необходимо анализировать и относительный  уровень себестоимости – затраты  на рубль производства каждого вида продукции, что позволяет в некоторой степени нейтрализовать влияние инфляционно фактора. Затем следует изучить причины роста себестоимости продукции. Одни из них являются объективными и не зависят от деятельности предприятий. Другие носят субъективный характер, непосредственно связаны с деятельностью, использованием имеющихся резервов. Далее анализируют уровень механизации производственных процессов, организацию труда, специализацию производства, технологию производства.

Для изучения влияния данных факторов на уровень  себестоимости продукции могут  быть использованы способы корреляционного  анализа, параллельных и динамических рядов, а при функциональных зависимостях – способы детерминированного факторного анализа. Необходимо изучить причины  изменения себестоимости каждого  вида продукции по основным статьям  затрат. В процессе анализа основное внимание уделяется калькуляционным  статьям, занимающим больший удельный вес в себестоимости продукции, а также тем, по которым допущены большие перерасходы ресурсов на единицу продукции.

Большое значение также имеет анализ затрат по каждой калькуляционной статье на рубль продукции. Это связано  с тем, что в условиях инфляции изучение абсолютной суммы затрат на единицу продукции не имеет смысла, ибо ее увеличение объективно обусловлено  ростом цен на потребленные ресурсы. Подобный постатейный анализ затрат делается по каждому виду продукции отрасли металлургии с последующим выяснением причин перерасхода или экономии средств по каждой статье расходов.

Таким образом, себестоимость продукции – важнейший  показатель экономической эффективности  ее производства, отражающий все стороны  хозяйственной деятельности и аккумулирующий результаты использования всех производственных ресурсов. От его уровня зависят  все финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов  хозяйствования. 

2 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «НЕФТЕКАМСКШИНА»

 

Компания  «Нефтекамскшина» - крупнейшая в шинной отрасли России и СНГ. В рейтинге мировых шинных компаний Нефтекамскшина занимает 20-е место среди 98 компаний.

Основная  деятельность - производство шин для  легковых, грузовых, легкогрузовых автомашин, сельскохозяйственной техники, автобусов.

ОАО «Нефтекамскшина» интегрировано в состав нефтехимического бизнес-направления ОАО «Татнефть» - управляющей компании ООО «Татнефть-Нефтехим» и состоит из завода массовых шин, завода грузовых шин и Производства легковых радиальных шин «Кама-Евро».

В ассортименте «Нефтекамскшина» более 150 типоразмеров и моделей шин. Большая часть выпускаемой продукции поставляется на комплектацию автозаводов – АвтВАЗа, КамАЗа, ИжМаша, и других. В компании выпускается каждая третья шина, производимая в России – более 12 миллионов штук в год.

Около 20 процентов продукции Компании экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья. Шины с маркой «Кама» отгружаются в страны СНГ, а также Англию, Голландию, Ирак, Финляндию, Иорданию, Кубу и другие страны.

Постоянно модернизируя действующее производство, Компания уделяет большое внимание строительству новых современных  линий и производств. Организация  производства высокоэффективных легковых радиальных шин и строительство  нового подготовительного производства с внедрением новейших технологий ведущих  мировых производителей шин говорят  о том, что продукция с маркой «Кама» отвечает самым строгим требованиям  потребителей.

ОАО «Нефтекамскшина» - крупнейшее среди российских шинных заводов предприятие по производственным мощностям, объему и ассортименту выпускаемой продукции.

Как самый  крупный в Российской Федерации  производитель легковых, грузовых и  сельскохозяйственных шин, акционерное  общество «Нефтекамскшина» постоянно занимается поддержанием и усилением конкурентоспособности своей продукции, повышением инвестиционной привлекательности предприятия. Потому что, выпуская более 30 % всех производимых в России шин и не уступая лидерства в отрасли, необходимо прилагать максимум усилий, чтобы не потерять достигнутого, не опускать, а повышать планку доверия участников рынка потребителей этой продукции.

Информация о работе Теоретико-методические основы анализа себестоимости продукции предприятия