Теоретико-методические основы анализа себестоимости продукции предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:55, контрольная работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы, основываясь на новейшие достижения отечественной и мировой экономической науки определить основные факторы и резервы снижения себестоимости продукции на предприятии.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и состав себестоимости продукции;
- рассмотреть классификацию затрат;
- изучить модели и методы калькулирования продукции;
- провести анализ себестоимости продукции на ОАО «Нефтекамскшина»;
- предложить пути снижения себестоимости продукции.

Содержание

Введение 3
1 Теоретико-методические основы анализа себестоимости продукции предприятия 5
1.1 Классификация и состав затрат на производство и реализацию продукции 9
1.2 Модели и методы калькулирования себестоимости продукции 13
1.3 Методика анализа себестоимости продукции 18
2 Анализ себестоимости продукции на примере ОАО «Нефтекамскшина» 24
2.1 Структурно-динамический анализ себестоимости продукции 27
2.2 Факторный анализ себестоимости продукции 30
2.3 Предложения и рекомендации по снижению себестоимости продукции 34
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение А Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2008 г 42
Приложение Б Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2009 г 45
Приложение В Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2010 г 48
Приложение Г Отчет о прибылях и убытках за 2008г 51
Приложение Д Отчет о прибылях и убытках за 2009г 53
Приложение Е Отчет о прибылях и убытках за 2010г 55

Работа состоит из  1 файл

учёт и анализ.docx

— 135.06 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                  3

1 Теоретико-методические основы анализа себестоимости продукции предприятия                                                                                                            5

    1. Классификация и состав затрат на производство и реализацию продукции   9
    2. Модели и методы калькулирования себестоимости продукции                     13
    3. Методика анализа себестоимости продукции                                                  18

2 Анализ себестоимости продукции на примере ОАО «Нефтекамскшина»       24

2.1 Структурно-динамический анализ себестоимости продукции                       27

    1. Факторный анализ себестоимости продукции                                                30

2.3 Предложения и рекомендации по снижению себестоимости продукции      34

Заключение                                                                                                                 38

Список использованных источников                                                                       40

Приложение А Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2008 г                                 42

Приложение Б Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2009 г                                  45

Приложение В Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2010 г                                 48

Приложение  Г Отчет о прибылях и убытках за 2008г                                           51

Приложение Д Отчет о прибылях и убытках за 2009г                                          53

Приложение Е Отчет о прибылях и убытках за 2010г                                           55

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предприятия, для того, чтобы выжить, должны проявлять  инициативу, предприимчивость и бережливость с тем, чтобы повысить эффективность  производства. Одним из важнейших  показателей, который используется для принятия управленческих решений, является себестоимость выпускаемой  продукции.

Себестоимость промышленной продукции  – один из важнейших рычагов повышения  эффективности производства, поскольку  от того насколько точно определены текущие затраты предприятия  на производство и реализацию продукции, зависит величина прибыли. В себестоимости  продукции отражаются все текущие  затраты, то есть стоимость материалов, заработная плата, амортизация, затраты  на различные виды энергии и т.д.

Актуальность исследуемой темы выражается в том что: анализ себестоимости продукции имеет немаловажное значение, так как при снижении себестоимости продукции увеличивается прибыль организации.

Цель курсовой работы заключается  в том, чтобы, основываясь на новейшие достижения отечественной и мировой экономической науки определить основные факторы и резервы снижения себестоимости продукции на предприятии.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

  • раскрыть сущность и состав себестоимости продукции;
  • рассмотреть классификацию затрат;
  • изучить модели и методы калькулирования продукции;
  • провести анализ себестоимости продукции на ОАО «Нефтекамскшина»;
  • предложить пути снижения себестоимости продукции.

Объектом исследования послужила  деятельность промышленного предприятия  ОАО «Нефтекамскшина».

Предметом исследования является анализ себестоимости продукции на ОАО  «Нефтекамскшина».

Информационной базой послужили  годовые отчеты анализируемого предприятия ОАО «Нефтекамскшина» за 2008, 2009 и 2010 годы, а также данные, опубликованные в периодической печати.

В процессе работы применялись такие  общенаучные методы исследования как  анализ и синтез, логический подход к оценке экономических явлений, комплексность, системность, сравнение  изучаемых показателей, экономико-статистические методы.

Практическая  значимость исследования состоит в  том, что разработанные в курсовой работе рекомендации, сформулированные выводы и подготовленные на их основе предложения могут использоваться в практике.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

В первой главе рассмотрены теоретико-методические основы анализа себестоимости продукции  предприятия.

Во второй главе представлен  анализ себестоимости продукции  предприятия на примере ОАО «Нефтекамскшина».

 

 

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Особенности управления производством в условиях рыночной экономики заключаются  в том, что в процессе производственной деятельности необходимо постоянно  соизмерять доходы с затратами, просчитывать свои возможности и прежде чем  принимать какое-либо решение, касающееся своего производства, руководитель должен знать – принесут ли эти изменения  дополнительный доход. В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции [15. С. 389].

Себестоимость продукции является важнейшим показателем  экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все  стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования  всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования, конкурентоспособность продукции [20. С. 231].

Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты  предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Себестоимость продукции является не только важнейшей  экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует  уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

При этом следует отметить, что в экономической  литературе нет единого мнения о  содержании категории себестоимости, единой классификации производственных затрат. Различное содержание, вкладываемое разными авторами в понятие себестоимости приводит к различной трактовке основных элементов себестоимости, ее абсолютного уровня, методики исчисления. Наличие спорных и нерешенных вопросов данной проблемы связано с недостачей ясности в разработке экономического содержания издержек производства и себестоимости. Вполне оправданной, поэтому, является всесторонний анализ различных значений, понятий издержек производства и себестоимости.

Кучерин А. П. [11. С.16] дает следующее определение себестоимости. Себестоимость – это обособившая часть стоимости в которой потребленные в производстве материалы, средства и оплата труда выражены в денежной форме. Себестоимость продукции является одним из наиболее важных показателей экономической эффективности производства. Она показывает, во что обходится производство продукции конкретному предприятию. В себестоимости получают отражение качественная сторона деятельности предприятий: эффективность использования производственных ресурсов. Состояние технологии производства у организации, внедрении достижений науки и передового опыта, уровень управления хозяйства.

Себестоимость валовой продукции представляет собой сумму всех производственных затрат на ее получение. Себестоимость  единицы продукции определяется как отношение производственных затрат к объему валовой продукции  конкретного вида.

Степанов  А. И. придерживается мнения, что себестоимость  – это экономическая категория  отражающая процессы производства, обращения  и распределения, то есть является анализирующим  показателем. Ее нельзя рассматривать  только с точки зрения количественной, как величину, характеризующую определенный уровень затрат. Она является важнейшим  качественным показателем определяющим состояние экономии хозяйства и  свидетельствует о рациональности его ведения. Себестоимость есть часть стоимости, являющимися денежным выражением расходов предприятий на производство продукции, ее реализацию.

Белый И. Н. [22. С.19] считает, что экономическую основу себестоимости составляют отношения простого воспроизводства по возмещению в денежной форме расходов предприятий, обусловленных производством и реализацией продукции, оказанием услуг и выполнением работ. Себестоимость – обособившаяся часть стоимости, выражающая в денежной форме затраты предприятия, обусловленная оборотом средств производства, оплатой труда, количественно соответствующей авансированному фонду заработной платы и использованием элементов прибавочного продукта, которые являются предпосылкой, условием производственного процесса, выступают частью авансированных средств и возмещение которых является экономической основой обеспечения процесса простого воспроизводства на предприятиях. Он так же утверждает, что одним из условий обеспечения сопоставимости показателя себестоимости различных хозяйств и их подразделений, а также по периодам является учет качества продукции.

Таким образом, правильное определение себестоимости  продукции служит базой для определения  продажной цены изготовленной продукции, позволяет оценить реальные затраты  на производство, способствует выявлению  резервов снижения производственных затрат и повышения рентабельности работы организации.

Как экономическая  категория себестоимости продукции  выполняет ряд таких важнейших  функций, как:

- учет  и контроль всех затрат на  выпуск и реализацию;

- служит  базой для формирования оптовой  цены на продукцию предприятия  и вычисление прибыли и рентабельности;

- экономические  особенности целесообразности вложения  реальных инвестиций на реконструкцию,  техническое перевооружение и  расширение действующего предприятия;

- определение  оптимальных размеров предприятия  и др.

Различают следующие виды себестоимости:

- цеховая  себестоимость представляет собой  затраты цеха, связанные с производством  продукции.

- производственная  себестоимость, кроме затрат цехов,  включает общепроизводственные  и общехозяйственные расходы.

- полная  себестоимость отражает все затраты  на производство и реализацию  продукции, слагается из производственной  себестоимости и коммерческих  расходов (расходы на тару и  упаковку, транспортировку продукции,  прочие расходы).

Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.

Индивидуальная  себестоимость обусловливается  конкретными условиями, в которых  действует то или иное предприятие.

Среднеотраслевая  себестоимость определяется как  средневзвешенная величина и характеризуется  средние затраты на единицу продукции  по отрасли, поэтому она находится  ближе общественно необходимым  затратам труда. В рыночной экономике  роль и значение себестоимости продукции  для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижение себестоимости  продукции для предприятия заключается  в:

- увеличение  прибыли, остающейся в распоряжении  предприятия, а следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;

- появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;

-снижение  себестоимости продукции и акционерных  обществах, что считается хорошей  предпосылкой для выплаты дивидендов  и повышения их уровней.

Определив сущность и значение себестоимости  продукции как экономической  категории, перейдем к изучению классификации  и состав затрат на производство и  реализацию продукции.

 

 

 

          1.1 Классификация и состав затрат на производство и реализацию продукции

 

          Классификация затрат производится по ряду признаков:

- первичные  элементы затрат;

- статьи  расходов (статьи калькуляции);

- способ  отнесения затрат на себестоимость  продукции;

- функциональная  роль затрат в формировании  себестоимости продукции;

- степень  зависимости от изменения объема  производства.

Классификация затрат по первичным элементам характеризуется  разделение себестоимости продукции  на простые общепринятые элементы затрат.

Информация о работе Теоретико-методические основы анализа себестоимости продукции предприятия