Теоретико-методические основы анализа себестоимости продукции предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:55, контрольная работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы, основываясь на новейшие достижения отечественной и мировой экономической науки определить основные факторы и резервы снижения себестоимости продукции на предприятии.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и состав себестоимости продукции;
- рассмотреть классификацию затрат;
- изучить модели и методы калькулирования продукции;
- провести анализ себестоимости продукции на ОАО «Нефтекамскшина»;
- предложить пути снижения себестоимости продукции.

Содержание

Введение 3
1 Теоретико-методические основы анализа себестоимости продукции предприятия 5
1.1 Классификация и состав затрат на производство и реализацию продукции 9
1.2 Модели и методы калькулирования себестоимости продукции 13
1.3 Методика анализа себестоимости продукции 18
2 Анализ себестоимости продукции на примере ОАО «Нефтекамскшина» 24
2.1 Структурно-динамический анализ себестоимости продукции 27
2.2 Факторный анализ себестоимости продукции 30
2.3 Предложения и рекомендации по снижению себестоимости продукции 34
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение А Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2008 г 42
Приложение Б Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2009 г 45
Приложение В Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2010 г 48
Приложение Г Отчет о прибылях и убытках за 2008г 51
Приложение Д Отчет о прибылях и убытках за 2009г 53
Приложение Е Отчет о прибылях и убытках за 2010г 55

Работа состоит из  1 файл

учёт и анализ.docx

— 135.06 Кб (Скачать документ)

ООО «Торговый  дом «Кама» выполняет функцию  реализации продукции, а также изучение и расширение рынка сбыта, формирование ассортиментного ряда, определение  политики продаж, определение потенциальных  потребителей и размещение шинной продукции  на рынке.

Далее рассмотрим основные финансовые показатели анализируемого предприятия за период с 2008-2010 годы (таблице 1).

 

Таблица 1 - Основные финансовые показатели ОАО «Нефтекамскшина»

Показатели

Ед. изм.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Темп роста (%)

2009 г. к 2008 г.

2010 г. к 2009 г.

Товарная продукция в натуральном  выражении

тыс.шт.

12206,2

12414,9

11877,0

101,7

95,7

Товарная продукция ТП в стоимостном  выражении

млн. руб.

 

5342,0

 

5598,4

 

7330,7

 

104,8

 

130,9

Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг

млн.руб.

5426,0

6324,5

7409,2

85,8

117,2

Себестоимость товарной продукции 

млн.

руб.

 

4899,4

 

5781,1

 

6899,7

 

104,5

 

119,3

Прибыль от продаж

млн.руб.

526,6

543,4

509,6

118,0

93,8

Затраты на 1 руб. ТП

коп.

91,57

91,45

93,1

99,9

101,8

Производительность труда

Тыс.руб.

1133,5

1177,3

1165,6

3,9

99,0

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТАБЛИЦЫ 1

Показатели

Ед. изм.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Темп роста (%)

2009 г. к 2008 г.

2010 г. к 2009 г.

Среднесписочная численность, всего

чел.

10779,0

10556

10200

97,9

96,6

В том числе ППП

чел.

10768,0

10545

10189

97,9

96,6

Средняя заработная плата, всего

руб.

10896,8

13364,5

16794,1

122,6

125,7

В том числе ППП 

руб.

10892,5

13401,0

16910,2

123,0

126,2


 

Из таблицы 1 видно, что на протяжении анализируемого периода на ОАО «Нефтекамскшина» наблюдается устойчивая тенденция роста таких показателей как товарная продукция в стоимостном выражении, выручка от реализации товарной продукции и себестоимость. Так объем выпущенной продукции в 2010 году выше уровня 2008 года на 1988,7 млн.руб. или 37,2% ((7330,7/5342,0)*100-100). Увеличение выручки за три года составила 1983,2 млн.руб. или 36,5% ((7409,2/5426)*100-100), себестоимость выросла на 2000,3 млн.руб. или 40,8% ((6899,7/4899,4)*100-100). Следует отметить, что темпы роста себестоимости продукции опережают темпы роста как объема выпущенной продукции так и выручки, в результате чего в 2010 году наблюдается увеличение уровня затрат на 1 рубль товарной продукции на 1,65 коп. Рост затрат на 1 рубль товарной продукции в 2010 году по сравнению с 2009 годом привел в свою очередь к снижению прибыли от реализации товарной продукции на 33,8 млн.руб. или 6,2%.

Следует отметить, что при снижении численности  персонала в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 2,1%, производительность труда, в частности выработка продукции, приходящаяся на 1 работника ППП увеличилась на 43,8 шт. или 3,9%, что свидетельствует об эффективности использования трудовых ресурсов. Однако в 2010 году производительность труда имеет тенденцию к снижению на 11,7 шт. или 1%, в результате неэффективного использования фонда рабочего времени в условиях остановки производства обусловленного мировым финансовым кризисом.

Положительной тенденцией является увеличение размера  средней заработной платы работникам предприятия, рост которой в 2009 году по сравнению с 2008 годом составил 2467,7руб. или 22,6%, в 2010 году по сравнению с 2009 годом 3429,6руб. или 25,7%.

Проанализировав основные показатели, характеризующие финансово-хозяйственную  деятельность ОАО «Нефтекамскшина», перейдем к анализу динамики и структуры себестоимости продукции анализируемого предприятия.

 

 

2.1 Структурно-динамический анализ себестоимости продукции

 

В ходе проведения анализа структуры  себестоимости на производство продукции необходимо рассмотреть динамику показателей по затратам. Анализ проведен на примере автопокрышек размера П8.25R20 за период с 2008-2010 гг. представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Анализ состава себестоимости на производство автопокрышки размера П8.25R20 за 2008-2010 гг.

Статьи затрат

П 8.25R20, У-2

2008 год

2009 год

2010 год

Затраты на выпуск

руб.

Затраты на

1000 шт.

руб.

Затраты на выпуск

руб.

Затраты на

1000 шт.

руб.

Затраты на выпуск

руб.

Затраты на

1000 шт.

руб.

Сырье

35147

428

37088

414

42651

409

Зарплата основных рабочих

4679265

57018

5989665

66899

7187598

76934

ЕСН

1229421

14981

1577690

17621

1893228

20264

Энергия

8558008

104282

9259440

103419

10092790

103220

Амортизация

763465

9303

734755

8207

720060

7386

Коммерческие расходы

411776

5018

509285

5688

611142

6257

Общепроизводственные расходы

10515581

128759

12368693

138147

14223997

146436

 

Продолжение таблицы 2

Статьи затрат

П 8.25R20, У-2

2008 год

2009 год

2010 год

Затраты на выпуск

руб.

Затраты на

1000 шт.

руб.

Затраты на выпуск

руб.

Затраты на

1000 шт.

руб.

Затраты на выпуск

руб.

Затраты на

1000 шт.

руб.

Общехозяйственные расходы

8656881

105283

9080358

101419

9443572

100404

Всего себестоимость

34883930

425072

39556974

441814

44215038

461310


 

Согласно представленных в таблице  данных фактическая себестоимость  товарной продукции размера П8.25R20 за период с 2009-2010 гг. увеличилась на 4673,0 тыс.руб. Данное увеличение произошло за счет роста общепроизводственных расходов на 1853,1 тыс. руб., увеличения выплат по оплате труда на 1310,4 тыс. руб., отчислений соц. страхования на 348,3 тыс.руб., энергии 701,4 тыс.руб. и общехозяйственных расходов 423,5 тыс.руб. Повышение общепроизводственных и коммерческих расходов связан с ростом заработной платы вспомогательных рабочих и РСС, а также ростом затрат на капитальный и текущий ремонт. В то же время на экономию себестоимости товарной продукции положительное влияние оказали такие элементы как амортизация. Уменьшение статьи амортизации, свидетельствует о старении парка специальной оснастки, величина которой снизилась по сравнению с 2008 г. на 28,7 тыс. руб. За период с 2009-2010 гг. себестоимость увеличилась на 4658,1 тыс.руб. Данное увеличение произошло за счет роста общепроизводственных расходов на 1855,3 тыс. руб., увеличения выплат по оплате труда на 1198,0 тыс. руб., отчислений соц. страхования на 315,5 тыс.руб., энергии 833,3 тыс.руб. и общехозяйственных расходов 363,2 тыс.руб. Повышение общепроизводственных и коммерческих расходов связан с ростом заработной платы вспомогательных рабочих и РСС, а также ростом затрат на капитальный и текущий ремонт. В то же время на экономию себестоимости товарной продукции положительное влияние оказали такие элементы как амортизация. Уменьшение статьи амортизации, свидетельствует о старении парка спец.оснастки, величина которой снизилась по сравнению с 2009 г. на 14,6 тыс. руб.

В таблице 3 представлен анализ структуры  затрат на производство продукции. Поскольку  стоимость материалов, поступивших  в переработку, не участвует в  формировании себестоимости продукции  ОАО «Нефтекамскшина», доля сырья в общей структуре себестоимости незначительна, составляет 0,1% и имеет тенденцию к снижению. Наибольший удельный вес приходится: на общепроизводственные расходы (30,14% в 2008 году, 31,27% в 2009 году и 32,17% в 2010 году), общехозяйственные расходы (24,82% в 2008 году, 22,96% в 2009 году и 21,35% в 2010 году), а также энергию, доля которой на протяжении анализируемого периода колеблется от 24,53% до 22,82%.

Таблица 3 - Структура затрат на производство автопокрышки размера П8.25R20 за 2008- 2010 гг.

Элементы затрат

Сумма, руб.

Структура затрат, %

2008 год

2009 год

2010 год

2008 год

2009 год

2010 год

Сырье

35147

37088

42651

0,10

0,09

0,09

Зарплата основных рабочих

4679265

5989665

7187598

13,41

15,14

16,25

ЕСН

1229421

1577690

1893228

3,52

3,98

4,28

Энергия

8558008

9259440

10092790

24,53

23,40

22,82

Амортизация

763465

734755

720060

2,18

1,85

1,62

Коммерческие расходы

411776

509285

611142

1,18

1,28

1,38

Общепроизводственные расходы

10515581

12368693

14223997

30,14

31,26

32,17

Общехозяйственные расходы

8656881

9080358

9443572

24,81

22,95

21,35

Всего себестоимость

34883930

39556974

44215038

100

100

100


 

Поскольку стоимость материалов, поступивших  в переработку, не участвует в  формировании себестоимости продукции  ОАО «Нефтекамскшина», доля сырья в общей структуре себестоимости незначительна, составляет 0,1% и имеет тенденцию к снижению. Наибольший удельный вес приходится: на общепроизводственные расходы (30,14% в 2008 году, 31,27% в 2009 году и 32,17% в 2010 году), общехозяйственные расходы (24,82% в 2008 году, 22,96% в 2009 году и 21,35% в 2010 году), а также энергию, доля которой на протяжении анализируемого периода колеблется от 24,53% до 22,82%.

Проанализировав динамику, состав и  структуру себестоимости продукции  предприятия перейдем к анализу  затрат на 1 рубль товарной продукции.

 

 

2.2 Факторный анализ себестоимости продукции

 

Одним из основных показателей себестоимости  продукции на ОАО «Нефтекамскшина» являются затраты на 1 рубль товарной продукции. Затраты на рубль произведенной продукции – очень важный обобщающий показатель, характеризующий уровень себестоимости продукции в целом по предприятию. Во-первых, он универсален, поскольку может рассчитываться в любой отрасли производства, а во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется данный показатель отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах. При его уровне ниже единицы производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы – убыточным. Снижение затрат на 1рубль объема продукции характеризует успешность работы предприятия по внедрению новой техники, повышению производительности труда, соблюдению режима экономии в расходовании материальных, трудовых и денежных ресурсов, выявлению и использованию внутренних резервов.

Данные  для анализа по размеру П 8.25R20 У 2 представлены в таблице.

 

Таблица 4 - Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции автопокрышки размера П 8.25R20 У 2

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Изменение, %

2009г. к 2008г.

2010г. к 2009г.

Объем производства (тыс.шт.)

82,066

89,533

92,32

109,09

103,11

Себестоимость единицы продукции  руб.

425,072

441,814

461,31

103,93

104,41

Цена продукции руб.

477,89

491,31

515,8

102,80

104,98

Затраты на 1 рубль товарной продукции

88,95

89,93

89,4

101,10

99,41


 

На основании  приведенных в таблице 4 данных можно  сделать вывод, что затраты на рубль товарной продукции автопокрышки размера П 8.25R20 У 2 имеют отрицательную тенденцию к увеличению от 88,95 коп. в 2008 году до 89,93 коп. в 2009 году. Данное обстоятельство свидетельствует о росте затрат на изготовление и реализацию данного вида автопокрышки, что в свою очередь повлечет за собой снижение прибыли от производства и реализации продукции. Проанализировав, затрат на один рубль товарной продукции автопокрышки размера П 8,25R20 У 2 за 2010 год свидетельствуют об уменьшении уровня затрат на рубль товарной продукции в 2010 г. По сравнению с 2009 г. на – 0,53 коп.

Далее в  ходе анализа необходимо проанализировать влияние факторов:

  • структурные сдвиги выпуска ТП;
  • изменение себестоимости отдельных видов продукции;
  • изменение оптовых цен на готовую продукцию.

Рассчитаем  влияние данных факторов на изменение  затрат на рубль товарной продукции используя данные таблицы 4.

1. Затраты  на 1 рубль товарной продукции  по автопокрышке размера П 8.25R20 У 2 на 2008 год составят:

3руб  тп = Ʃ (Кпл x Cпл) / Ʃ (Кпл x Цпл.) = (82,066 х 425,072) / (82,066 х 477,89) = (34883,959)/(39218,521)=88,95 коп.

2. Затраты  на рубль ТП при фактическом  объеме выпущенной продукции  и при себестоимости и ценах  за предыдущий год:

3руб  тп1= Ʃ (Кф. x Cпл) / Ʃ (Кф. x Цпл.) = (89,533 х 425,072) / (89,533 х 477,89) = (38057,971)/(42786,92)=88,95 коп.

3. Затраты на рубль ТП при  фактическом объеме выпущенной  продукции и фактической себестоимости  продукции и при ценах за  прошлый год:

3руб  тп2= Ʃ (Кф. x Cф.) / Ʃ (Кф. x Цпл.) = (89,533 х 441,814) / (89,533 х 447,89) = (39556,933)/(42786,92)=92,45коп.

4. Затраты  на рубль товарной продукции за 2008 год:

3руб  тпф= Ʃ (Кф. x Cф.) / Ʃ (Кф. x Цф.) = (89,533 х 441,814) / (89,533 х 491,31) = (39556,933)/(43988,458)=89,93коп.

Полученные  данные свидетельствуют об увеличении уровня затрат на рубль товарной продукции, в частности автопокрышки размера П 8.25R20 У 2 в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 0,98 коп.

∆Зруб.тпобщ. = Зрубтпф. – Зруб.тппл. = 89,93 – 88,95 = +0,98коп.

Определим влияние факторов на изменение затрат на рубль ТП:

Влияние фактора изменения количества выпущенной продукции:

∆Зруб.тпопр. = Зрубтп1. – Зруб.тппл = 88,95 - 88,95 = 0 коп.

- Влияние  фактора изменения себестоимости  товарной продукции:

∆Зруб.тп.с=3руб тп2-3руб тп1=92,45-88,95=+3,5 коп.

- Влияние  фактора изменения цен на готовую  продукцию предприятия:

Информация о работе Теоретико-методические основы анализа себестоимости продукции предприятия