Управление затратами на качество продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 18:51, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование методов управления затратами и качеством продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ .............................................6
1.1 Подходы к управлению затратами на качество продукции ....................6
1.2 Методы управления затратами на качество продукции ..........................8
1.2.1 Функционально – стоимостный анализ, FMEA – анализ, метод
Quality Function Deployment ............................................................8
1.2.2 Бечмаркинг, метод Just – In – Time................................................12
1.2.3 Системы «Стандарт – Костс» и «Директ – Костинг», контролинг..................................................................................15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ «СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО») .............................................19
2.1 Организационно – экономическая характеристика МУП
«Спецавтохозяйство» ..........................................................................19
2.2 Анализ затрат на производство продукции (оказание услуг)
предприятия .......................................................................................21
2.3 Пути снижения затрат на производство продукции (оказание услуг) МУП «Спецавтохозяйство» ................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .......................................31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 407.11 Кб (Скачать документ)

                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ .........................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ  .............................................6

    1. Подходы к управлению затратами на качество продукции ....................6
    2. Методы управления затратами на качество продукции ..........................8

   1.2.1 Функционально – стоимостный анализ, FMEA – анализ, метод  

            Quality Function Deployment ............................................................8

   1.2.2  Бечмаркинг, метод Just – In – Time................................................12

         1.2.3 Системы «Стандарт – Костс» и «Директ – Костинг», контролинг..................................................................................15

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ «СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО») .............................................19

   2.1  Организационно – экономическая характеристика МУП  

         «Спецавтохозяйство» ..........................................................................19   

   2.2  Анализ затрат на производство  продукции (оказание услуг) 

          предприятия .......................................................................................21

       2.3  Пути снижения затрат на  производство продукции (оказание услуг)  МУП «Спецавтохозяйство» ................................................................24

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................................................................................28

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .......................................31

                                                
 

                                            

                                               ВВЕДЕНИЕ

       На  современном этапе развития рыночной экономики российские предприятия  приходят к понимания того, что  дальнейшее укрепление их конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках зависит, в первую очередь, от качества. Активно внедряются системы качества в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000. Вместе с тем, эта деятельность носит порой формальный характер, а внедренная система качества только декларируется в сертификатах и недостаточно эффективно используется на практике. Ни теория, ни практика в настоящий момент не дают исчерпывающего ответа на вопрос: в чём состоят экономические методы управления качеством и как определить эффективность системы менеджмента качества (СМК).

       В условиях конкурентной борьбы для устойчивого  положения предприятия на рынке, улучшения качества выпускаемой  им продукции должно достигаться  с наименьшими затратами, а система  менеджмента качества должна быть надёжным и эффективным средством управления этим процессом.

       Вопросы «стоимости качества» за рубежом  стали подниматься ещё в начале 20 века, но лишь к середине 50 – х  гг. управление затратами сформировалось как самостоятельное научное  направление. Исследование Американских и европейских ученых были посвящены  поиску путей оптимизации затрат на обеспечение качества в рамках деятельности отдельных фирм и предприятий. В конце 1960-х гг. на основе критического анализа американского подхода  к решению экономических проблем  качества японские специалисты предложили концепцию, в основу которой положено формирование состава затрат на качество по принципу полезности. К началу 1970-х  гг. американская и японская концепция  практически сформировалась, и зарубежные исследования, посвященные вопросам определения, учёта и анализа  затрат на качество, были фактически прекращены.

       Первые  отечественные разработки, касающиеся управления затратами на качество, появились в конце 60-х гг. 20 века. В 1970-х гг. исследования по этой проблеме стали проводиться ленинградской  школой учёных – экономистов под  руководством профессора Е. М. Карлика. Исследования касались, прежде всего, определения понятия затрат на качество, а в дальнейшем были направлены на разработку концепции и методов организации учета затрат. При этом использование разработок зарубежных экономистов было практически невозможно. Это объясняется тем, что разработки отечественных ученных базировались на абсолютно иной, чем за рубежом, системе ценообразования, планирования и учета затрат. Технология построения исследовательских работ в СССР была такова, что даже при разработке конкретных прикладных методик обязательно проводилось их научное обоснование, в результате чего отечественные разработки отличаются более глубоким теоретическим анализом вопроса. В СССР основной задачей было повышение народнохозяйственной эффективности в целом, и проблемы управления качеством на предприятиях рассматривались исключительно в этом контексте, тогда как зарубежные исследования были направлены на решение проблем отдельных предприятий и организаций. В связи с этим, в настоящее время как в отечественной, так и в зарубежной науке отсутствует единый подход к содержанию, классификации затрат на качество, а также ко всему процессу управления ими. Работы в данной области носят разрозненный характер.

       Однако  вопросы управления затратами в  СМК ещё малоизученны. На предприятиях, как правило, не ведется учёт и, тем более, не осуществляется управление затратами на качество, отсутствует инструментария оценки эффективности СМК. Значимость проблемы управления затратами на качество и неразработанность многих её аспектов определяют актуальность темы курсовой работы.

       Целью работы является исследование методов управления затратами и качеством продукции.

       В соответствии с поставленной целью  в работе ставятся и решаются следующие  задачи:

       - изучение подходов к управлению  затратами на качество продукции;

      - исследование  существующих методов управления  затратами на   качество продукции;

      - анализ  затрат на производство продукции  (оказание услуг) предприятия;

      - выявление направлений снижения затрат на производство продукции (оказании услуг) предприятия.

       Предметом исследования является механизм управления затратами, возникающими в процессе формирования качества продукции.

       Объект  исследования –  предприятие МУП «Спецавтохозяйство»,     г. Минеральные Воды, работающее в сфере оказания услуг.

       Теорико – методологической основой работы послужили исследования в области управления затратами предприятия, менеджмента качества продукции. При подготовке курсовой работы использовались монографии и учебные пособия российских и зарубежных авторов по исследуемым проблемам, нормативно – правовые акты, методологические документы.

       Эмпирической  основой работы выступают первичные материалы и данные бухгалтерской отчетности предприятия МУП «Спецавтохозяйство».

       Структура работы определена поставленной целью и отражает логику решения поставленных задач. Курсовая работа состоит из: содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы и 2-х приложений.                                                                                        

        

        

                          
     
     

       

           ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

         УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ  НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

      

    1. Подходы к управлению затратами на качество продукции
 

       Важнейшей характеристикой деятельности предприятия, обусловленной его положением на рынке, является конкурентоспособность. В связи с этим значение имеет  величина затрат на создание качественного  продукта и её сравнение с аналогичными затратами у конкурентов.

       Дж. Джуран и А. Фейгабаум предлагали делить затраты на четыре группы, что  позволило им сформировать задачу такого распределения затрат между группами, которое минимизирует их общую величину (приложение № 1, рис. 1).1

       Позднее Ф. Кросби предложил иной подход, состоящий  в разделении затрат на две категории. В его основе лежит стремление к нулевому уровню дефектов в процессе деятельности предприятия. Он различает затраты, связанные с производством «правильной продукции с первого раза» (цена соответствия), и затраты, вызванные необходимостью исправления допущенных несоответствий ил брака (цена несоответствия). Для диагностики уровня, достигнутого предприятием в отношении понимания проблем качества, Ф. Кросби ввел так называемую решетку зрелости. Однако практическая реализация подхода Ф. Кросби в силу ряда причин не всегда вела к желаемым результатам.

       Оценив  недостатки описанных выше подходов, Э. Деминг пришел к мысли о том, что не стоит тратить время и силы на измерение затрат к качеству. Гораздо лучше сосредоточиться на программе действий, направленных  на улучшение всей работы предприятия и на минимизацию всех видов неэффективных затрат. Тогда «лишние» затраты исчезнут сами собой, а то, что действительно важно знать для эффективного управления бизнесом, всё равно никогда не известно в полном объеме.2 Время показало, что подход Э. Деминга оказался очень результативным. Его подход положен в основу серии стандартов ИСО 9000.

       В современной практике затраты на качество подразделяются на две категории (приложение № 1, рис. 2). Во-первых, это  затраты, характеризующие попытки  обеспечить и гарантировать должный  уровень качества продукции, т. е. затраты, связанные с достижением соответствия качеству. Во-вторых, затраты, связанные  с восстановлением качества, т. е. затраты на несоответствие качеству. Первая категория в свою очередь  делится на затраты, связанные с  предупреждением дефектов, и затраты, связанные с оценкой и контролем продукции. Вторая категория предполагает деление на затраты по внешним и внутренним отказам.3

       Интересной  представляется классификация затрат, связанных с качеством, согласно их направленности: конкретные действия, эффективность, ошибки, производственный процесс и др.4

       Ориентация  на конкретные действия предусматривает  классификацию затрат, связанных  с качеством, на издержки профилактики, контроля и ошибок (приложение № 1, рис. 3)

       Издержки  профилактики определяются видами деятельности, которые специально осуществляются во избежание отклонений от требуемого качества. Издержки контроля возникают в связи с измерениями, оценками, аудиторскими проверками, которые гарантируют соответствие товаров и услуг установленным нормам, стандартам и требованиям. Издержки ошибок являются результатом действий, которые вызваны недостаточным несоответствием товаров и услуг нормам, стандартам и требованиям. В зависимости от места возникновения ошибок затраты классифицируются на внутренние (например, на дополнительную обработку) и внешние (например, на гарантийное обслуживание). Именно эта классификация является наиболее часто используемой в зарубежной практике.5

       В теоретическом плане учёт издержек в разрезе ошибок исходит из того, что даже возможная или незначительная ошибка может привести к тяжёлым  последствиям, и поэтому необходима детальная классификация этой группы издержек – издержек ошибок. Здесь  классификация производится по двум критериям:

  1. По месту возникновения издержки ошибок дифференцируются на внутренние и внешние;
  2. По последствиям ошибок различаются прямые и косвенные издержки, а также издержки, связанные с потерей альтернативных возможностей получения прибыли.

     Главное преимущество учета издержек ошибок заключается в возможности их выражения через конкретные категории  затрат.

     По  отношению к производственному  процессу затраты на качество подразделяются на производственные, осуществленные организацией с целью достижения и обеспечения требуемого уровня качества, и непроизводственные, связанные с подтверждением качества продукции и предъявляемые потребителю объективных доказательств этого качества (приложение № 1, рис. 4).

     При этом производственные затраты включают расходы на предупредительные мероприятия  и оценку. А также расходы на дефекты и потери. Затраты на обеспечение  качества вне производства включают конкретные дополнительные средства обеспечения  качества: мероприятия, процедуры, данные, демонстрационные испытания, отдельные  и дополнительные оценки, проводимые признанными и независимыми испытательными органами.

Информация о работе Управление затратами на качество продукции