Услуги ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 20:56, курсовая работа

Описание

Основной обобщающей характеристикой жилищно-коммунальных услуг является их необходимость для функционирования системы жизнеобеспечения городов и населенных пунктов. Услуги, предоставляемые предприятиями отрасли, могут быть в виде доведенных до потребителя материальных носителей с определенными качественными показателями (тепло и электроэнергия, вода и.т.д.), а также непосредственно в виде работ на объекте (обслуживание жилых домов, санитарная очистка).

Работа состоит из  1 файл

Услуги ЖКХ.doc

— 417.50 Кб (Скачать документ)

В законе отмечены три  важные позиции:

- экономия  энергии в зданиях и сооружениях  (переход на новые теплозащитные конструкции окон, дверей, стен и т. д.);

- экономия энергии при  проектировании объектов строительства (поиск оптимального сочетания централизованных и локальных систем теплоснабжения и др.);

- использование правовых  и экономических механизмов, стимулирующих энергосбережение.

Одно из важных мероприятий по энергосбережению - установка узлов учета потребления тепловой энергии в зданиях и сооружениях. Опыт работы в Якутске и Нерюнгри показал, что такой учет дает ощутимую экономию бюджетных средств.

Не менее  важно кадровое обеспечение. В отрасли наблюдается дефицит квалифицированного обслуживающего персонала в улусах, большая текучесть кадров. Анализ аварий в системах теплоснабжения общим экономическим ущербом порядка 100 млн руб. показал, что крупные аварии произошли из-за низкой квалификации кадров. Поэтому сейчас восстановлена отраслевая номенклатура кадров. Принята программа подготовки и закрепления специалистов ЖКХ. Увеличен набор студентов в учебные заведения, открыты новые специальности в области ЖКХ.

Внедрение основных идей по повышению эффективности  управления позволило получить реальный экономический эффект. Например, удельный расход на содержание предприятий ЖКХ за счет бюджета снижен с 13 до 6 %.

О развитии любого государства судят главным образом по уровню благосостояния населения, которое, в свою очередь, напрямую зависит от качества и эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства.

1.2 Нормирование и тарифообразование  в сфере коммунальных   услуг

Один из основных аспектов реформы жилищно-коммунального хозяйства состоял в переходе к бездотационному финансированию отрасли. Однако осуществить перевод 100% оплаты всех коммунальных услуг на потребителя за счет снижения себестоимости коммунальных услуг на сегодняшний день так и не удалось. Основной причиной этого стало отсутствие экономических механизмов для реализации намеченных планов. В настоящее время цены на содержание жилья и услуг по подаче воды, тепла, электроэнергии и приему стоков неуклонно растут, что фактически противоречит главной концепции реформирования ЖКХ. Переход к рыночным отношениям в отрасли оказался проблематичным по следующим причинам:

- не сформированы  эффективные формы собственности на жилье, способные обеспечить весь жизненный цикл жилых домов;

- отсутствует рынок коммунальных услуг, что приводит к их концентрации в руках естественных монополий и делает бесконтрольными механизмы нормирования и тарифообразования;

- не отработан  механизм перепродажи коммунальных услуг, что ставит потребителей в неравные условия по одинаковым видам услуги противоречит основам законодательства.

Не секрет, что жилищно-коммунальное хозяйство  является одной из наиболее затратных  отраслей экономики, где крайне расточительно расходуются и потребляются вода, тепловая и электрическая энергия. Проблему снижения энергоресурсоемкости в ЖКХ можно по праву назвать одной из самых обсуждаемых в настоящее время.

Оплата коммунальных услуг в настоящее время производится по нормативам - тарифам. Под нормативом потребления понимается некоторый объем конкретного вида услуг (холодная и горячая вода, тепло, канализование, содержание зданий), который производитель обязан предоставить, а потребитель - использовать.

Норматив  по оплате (тариф) определяется себестоимостью услуги и установленной рентабельностью. Общие тенденции формирования этих показателей подчинены корпоративным интересам производителя и быть другими в существующей системе расчетов не могут.

В настоящее  время действуют четыре вида нормативов:

  • санитарно-гигиенические;
  • проектные;
  • установленные для взаиморасчетов;
  • эксплуатационные.

Санитарно-гигиенические  нормы определяются на основании физиологических и гигиенических потребностей человека. Проектные нормы характеризуют максимально возможный уровень потребления и пропускную способность систем подачи и распределения ресурсов. Норму для взаиморасчетов, то есть тариф оплаты услуг, устанавливают и утверждают органы местного самоуправления в зависимости от климатической зоны, национальных традиций, сложившейся культуры водопользования, санитарно - гигиенических требований, наличия энергетических и водных ресурсов, производственных мощностей и ряда других факторов.

Под эксплуатационной нормой понимается рациональный объем  подачи и потребления продукции  при реально достижимом уровне снижения непроизводительных потерь как при подаче, так и при ее использовании.

Характерной особенностью коммунальных систем в нашей стране является существенное расхождение между объемами подачи продукта в систему, объемами его потребления и фактическими объемами оплаты услуг водопровода и канализации, тепло- и электроснабжения. При этом производитель не контролирует объемы фактического потребления и не может предъявлять счета за сверхнормативное использование своих услуг, а потребитель, не зная баланса по фактической подаче и фактическому потреблению, не может отказаться от оплаты сверхнормативных непроизводительных потерь и выделить объемы продукта, действительно подлежащие включению в состав себестоимости и в тариф.

Таким образом, разделение коммунальных платежей на тариф и норму является одним из порочных наследий бесхозяйственности прошлого, и в связи с этим проблема энергоресурсосбережения в ЖКХ сегодня не имеет прочной экономической и юридической основы, так как финансовые потоки не соответствуют товарным.

В сложившейся  системе дисбаланс между выработанными и оплаченными услугами относится производителем на плановые потери. Объемы этих потерь не участвуют в формировании себестоимости продукции. В итоге на эту же величину происходит завышение самой себестоимости. Следовательно, все потери коммунальных услуг оплачивает потребитель.

Оснащение жилищного  сектора приборами учета принудит производителей принять на себя все потери продукции, то есть только обострит проблему. Это неизбежно и абсолютно незаметно для законодателей и потребителей приведет к изменению ценовой политики в сторону второй стратегии и проблему не решит.

Доля ответственности  производителей за неэкономичность систем слишком велика, чтобы рассматривать вопросы бездотационного финансирования ЖКХ только за счет потребителя.

Все сказанное  свидетельствует о несовершенстве существующей двухэтапной процедуры ценообразования норма—тариф и нормативной системы взаиморасчетов за коммунальные услуги. На основании изложенного имеет смысл изменить структуру оплаты услуг ЖКХ, не разделяя тариф и норму, воду и канализацию.

Эффективный анализ процессов нормирования и  тарифообразования в ЖКХ должен быть основан на соотношении между сложившимися уровнем издержек производителей и уровнем потребления конкретного вида продукции.

Поскольку более  высокий уровень потребления предполагает и большую себестоимость, соотнести различия в объемах потребления коммунальных услуг позволит введение дифференцированных тарифов. В основе дифференцированного тарифа должна быть эксплуатационная норма, а в части оплаты — издержки производителя.

Механизм  дифференцированного тарифа прост. Потребление, превышающее эксплуатационную норму, оплачивается по завышенной цене, так как подразумевает качественно другой уровень издержек производителя. Такой подход, по нашему мнению, снимает конфликт между производителем и потребителем в процессе решения проблемы ресурсосбережения, потому что эффективное энергоресурсосбережение кроме расходов на его техническую реализацию означает для производителя еще и сужение рынков сбыта, а следовательно, двойные убытки. С другой стороны, потребитель получает возможность оплачивать услуги соответственно их качеству и объему фактического потребления. Дифференцированная оплата потребует от производителя эффективной финансовой и технологической деятельности, а от потребителя — рационального использования подаваемых ресурсов. Это, естественно, обусловит необходимость оснащения потребителей приборами учета.

Другим важнейшим аспектом совершенствования механизмов нормирования и тарифообразования в ЖКХ является проблема перекрестного финансирования. Эта схема предполагает завышение тарифов промышленным предприятиям и учреждениям социально-культурной сферы для обеспечения низкого тарифа для населения. Соотношение тарифов между группами потребителей регулируется таким образом, что для населения они становятся ниже себестоимости продаваемой продукции. Как правило, с этой целью повышаются отпускные тарифы для энергетических предприятий как наиболее платежеспособных. Однако анализ системы дотирования городским бюджетом расходов на горячую воду свидетельствует о финансовой неэффективности такой тарифной политики.

Тариф на подпиточную  воду, используемую для нужд ГВС, формируется из платы за тепло и за воду. Холодная вода продается энергопроизводителю по завышенному тарифу, что значительно увеличивает конечную стоимость подпиточной воды для нужд ГВС, так как рентабельность энергопроизводителя начисляется на завышенный отпускной тариф. Поскольку размер дотации за горячее водоснабжение исчисляется от ее конечной стоимости, получается, что холодная вода вопреки идее перекрестного субсидирования продается энергоснабжающему предприятию гораздо ниже себестоимости.

В заключение следует отметить, что изменение  основ ценообразования само по себе еще не решает проблемы реформирования ЖКХ. Необходимо разработать стройную систему мер организационного и юридического обеспечения реформы.

1.3 Порядок бюджетного финансирования возмещения убытков

Особенность деятельности организаций ЖКХ по предоставлению населению жилищно-коммунальных услуг - необходимость расчетов с населением по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном органами местного самоуправления.

Работая при  этом по регулируемым ценам (тарифам), установленным ниже себестоимости, организации ЖКХ получают средства из бюджета на покрытие убытков.

Убытки организаций  ЖКХ могут быть:

  • от реализации отдельного вида жилищно-коммунальной услуги населению;
  • от реализации отдельного вида жилищно-коммунальной услуги в целом всем потребителям;
  • по результатам финансово-хозяйственной деятельности организации в целом.

Убытки могут  быть конкретизированы исходя из определенных условий:

1) фактически  произведенные организацией расходы, не покрытые полученными доходами от населения или всех потребителей (непокрытые затраты по счету 20 "Основное производство" и доля расходов в виде обязательных налогов и платежей, уплачиваемых за счет финансовых результатов);

2) фактически произведенные организацией расходы с учетом планового уровня рентабельности;

3) планируемые  бюджетные поступления из расчета  разницы в цене (в этом случае только в части реализации услуг населению);

4) планируемые  возможные бюджетные поступления.

Таким образом, если виды убытков рассмотреть с  учетом каждого из приведенных условий конкретизации их размеров, получается 10 вариантов понятия "убыток", из которых органу местного самоуправления в целях субсидирования предприятия нужно выбрать один. Однако существование 10 вариантов не означает, что все они правомерны.

Правомерен  лишь один убыток - от реализации отдельного вида жилищно-коммунальной услуги населению в планируемой сумме из расчета разницы в цене без учета налогов.

Данный вариант  правомерен по следующим причинам:

- для каждого  вида жилищно-коммунальных услуг  по группам потребителей рассчитывается планово-расчетный экономический тариф (ПРЭТ) под определенную производственную программу;

- определяя  ПРЭТ по группе потребителей (население) долю оплаты населением, т. е. тариф для населения, орган местного самоуправления тем самым устанавливает разницу от ПРЭТ для возмещения организации с условием сохранения порядка выполнения организацией производственной программы в полном объеме;

- поскольку при определении ПРЭТ учитывались рентабельность и налоги с оборота, для возмещения убытка соответствующая сумма в виде "разницы в тарифе" уменьшается на сумму налогов с оборота (НДС, налог на содержание объектов жилищной и социальной сферы, налог на пользователей автодорог), но при этом содержит в себе долю рентабельности;

- закладывая  в объем бюджетного финансирования  предусмотренную расчетом сумму ассигнований и осуществляя финансирование в запланированном объеме, орган местного самоуправления вправе установить ответственность организации ЖКХ за прочие убытки, которые она может допустить в работе, и реализовать свое право на долю прибыли муниципального предприятия;

- все остальные  цены, тарифы, расценки, применяемые  организацией как для конкретного вида услуги для прочих потребителей, кроме населения, так и для прочих видов деятельности для всех потребителей, не могут быть ниже себестоимости и в обязательном порядке предусматривают рентабельность; определенные указанным образом условия бюджетного финансирования позволяют организации ЖКХ осуществлять свою деятельность не только безубыточно, но и с определенной прибылью, самостоятельно формировать фонды и решать вопросы стимулирования работников и расширения производства;

Информация о работе Услуги ЖКХ