Услуги ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 20:56, курсовая работа

Описание

Основной обобщающей характеристикой жилищно-коммунальных услуг является их необходимость для функционирования системы жизнеобеспечения городов и населенных пунктов. Услуги, предоставляемые предприятиями отрасли, могут быть в виде доведенных до потребителя материальных носителей с определенными качественными показателями (тепло и электроэнергия, вода и.т.д.), а также непосредственно в виде работ на объекте (обслуживание жилых домов, санитарная очистка).

Работа состоит из  1 файл

Услуги ЖКХ.doc

— 417.50 Кб (Скачать документ)

- соблюдается  принцип равенства всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в данной сфере, независимо от организационно-правовой формы, т, е, какая бы организация ни оказывала конкретный вид услуг потребителям (муниципальное предприятие, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью), они все должны быть поставлены в равные условия: убытки возмещаются в той части финансовой деятельности, в которой они возникают.

Поскольку тариф  ниже себестоимости утверждается только для населения, любая организация будет иметь убыток от реализации услуг только населению. Во всей остальной деятельности должен соблюдаться порядок реализации работ, услуг по рыночным ценам, т. е. по налоговому законодательству не ниже себестоимости.

Главный принцип  определения финансовых взаимоотношений органа местного самоуправления (органа, регулирующего тарифы) и организации ЖКХ (осуществляющей свою деятельность по этим тарифам) заключается в том, что орган местного самоуправления должен нести ответственность перед организацией относительно той части ее финансовой деятельности, по которой он дает обязательные для нее указания.

Поскольку обязательные указания органа местного самоуправления, приведшие к возникновению убытка для организации, оказывающей жилищно-коммунальные услуги, исходят из деятельности, связанной с оказанием услуг населению, то именно орган местного самоуправления и должен нести ответственность по сумме соответствующего убытка.

Указанный выше порядок формирования сумм бюджетного финансирования должен быть предусмотрен для каждого вида услуг. Иными словами, рассчитываются и утверждаются отдельно, соответственно услугам, суммы бюджетных ассигнований на возмещение убытков от реализации населению услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации, технического обслуживания и ремонта жилищного фонда, газо- и электроснабжения при действии льготных цен и порядка предоставления субсидий. Такой порядок должен применяться финансирующим органом независимо от того, специализированной или многоотраслевой организацией оказываются услуги.

Остальные варианты вынужденно применяются на практике в тех случаях, когда финансовые возможности местных бюджетов недостаточны, чтобы обеспечить организации правомерный порядок возмещения убытков.

Охарактеризуем  остальные виды убытков и условия  определения их размеров.

Второй вид  убытка (от реализации отдельного вида ЖКУ всем потребителям) возникает, когда  в местном бюджете недостаточно средств для возмещения убытка от оказания услуг населению. Поскольку прибыль от реализации конкретного вида услуг прочим потребителям частично перекрывает этот убыток, размер убытка по виду деятельности меньше, чем размер убытка от оказания услуг населению.

Убыток по результатам хозяйственной деятельности организации (третий вид убытка) возникает в случае низкой обеспеченности бюджетными средствами. Орган местного самоуправления, как правило, принимает первое условие определения размеры убытка. Такие варианты приводят организацию ЖКХ к необходимости согласовать с финансирующим органом порядок дополнительного финансирования по статье бюджетного финансирования - на создание фондов накопления и потребления, что позволит обеспечить в объеме выделенных таким образом средств какие-либо социальные блага своим работникам и дальнейшее развитие.

Ни второй, ни третий вид убытков неправомерны для организаций, оказывающих ЖКУ в таких организационно-правовых формах, как акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью. Установление этих видов убытков для муниципальных предприятий объясняется лишь возможностью органа местного самоуправления создавать для муниципального предприятия ограниченные условия хозяйствования, пользуясь правом собственника независимо от правомерности такого решения.

Условия расчета  размера убытка применяются в  следующих ситуациях.

Третье условие  применяется для расчета убытка от реализации услуг только населению, поскольку характеризует разницу в цене, которая считается на основе тарифа для населения, в связи с чем учитывается в первом виде убытка.

Первое и  второе условия устанавливаются  при определении плановых сумм финансирования из расчета не выше убытка по третьему условию. Фактическое финансирование по таким видам убытков связано с суммами сложившихся убытков у организации по результатам деятельности. При этом по первому условию покрывается фактически сложившийся убыток без учета уровня рентабельности, а по второму - с учетом планового уровня рентабельности.

Четвертое условие возможно при низкой финансовой обеспеченности местных бюджетов и при принятии решения органа местного самоуправления о перекрестном субсидировании. При этом заведомо устанавливается порядок планового недофинансирования организаций, что влечет за собой корректировку в сторону уменьшения производственной программы организации (по объему эксплуатационных функций: работ по текущему ремонту и капитальному ремонту движимого и недвижимого имущества) под объем доходов, обеспеченных финансированием.

Устанавливая  порядок финансирования по четвертому условию, орган местного самоуправления должен определить максимальный размер бюджетного финансирования на случай корректировки сумм, указываемых в бюджетной росписи на начало текущего года, в сторону увеличения в течение текущего года.

Особенности порядка возмещения убытка.

Определив вид  и размер возмещаемого организации  убытка, финансирующий орган должен зафиксировать этот порядок своим нормативным документом - Положением (порядком) осуществления бюджетного финансирования организаций ЖКХ муниципального образования, в котором вместе с другими видами бюджетного финансирования нужно определить условия финансирования на возмещение убытков. Если такой документ не принимается в муниципальном образовании, характеристику возмещаемого убытка надо дать либо в самой бюджетной росписи, либо в приложении к ней. Отсутствие такого определения, утвержденного органом местного самоуправления, может вызвать конфликтные ситуации с налоговыми органами при проверке целевого использования организацией соответствующих бюджетных средств.

Рассмотрим  особенности порядка направления  финансирующим органом бюджетных средств организации на возмещение убытков в зависимости от варианта определения его видов и размеров:

- получателем бюджетных средств на возмещение убытков может быть только та организация, которая осуществляет операции по реализации услуг населению и у которой по результатам финансовой деятельности складывается убыток;

- бюджетные  ассигнования на возмещение убытков такой организации направляются в размерах плановых сумм, предусмотренных бюджетной росписью. Никаких счетов на сумму бюджетных ассигнований организация, получающая средства на возмещение убытков, не выписывает и не выставляет ни бюджету, ни другой организации.

2. Анализ финансово-хозяйственной  деятельности ЖКХ (на примере Мегино-Кангаласского улуса)

2.1. Характеристика исследуемого  предприятия   

До образования  в 1998 г. муниципального учреждения “Мегино-Кангаласское Управление ЖКХ” существовал соответствующий отдел при администрации улуса. Учреждение является юридическим лицом в организационно-правовой форме муниципального учреждения, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в учреждениях банков и другие реквизиты, необходимые для своей деятельности. Учреждение находится в ведении Министерства ЖКХ Республики Саха (Якутия).

Основными целями и задачами Учреждения являются:

- управление  структурными подразделениями ЖКХ,  расположенными на территории улуса;

- обеспечение  потребностей населения улуса в жилищно-коммунальном обслуживании;

- осуществление  мероприятий по сохранности жилищного  фонда и объектов коммунального  назначения;

- дальнейшее  повышения уровня благоустройства  уровня населения;

- улучшение  санитарного состояния населенных  пунктов.

На учреждение возлагаются следующие функции:

- организация  технически правильной и рентабельной  эксплуатации жилищного фонда и объектов;

- осуществление  организационно-методической и технической  помощи на договорных началах  другим организациям;

- разработка и расширение проектов планов развития ЖКХ;

- проведение  капитального и текущего ремонтов  объектов коммунального назначения;

- контроль  за состоянием и правильной  эксплуатацией жилищного фонда;

- контроль  за соблюдением цен и тарифов  на продукцию и услуги;

- техническая  инвентаризация зданий, сооружений  и объектов внешнего благоустройства;

- проведение  мероприятий по ремонту, озеленению, благоустройству, санитарной очистке сел;

- поставка  теплоэнергии для потребителей, проживающих муниципальном, ведомственном или частном жилищном фонде и потребителям производственной сферы деятельности и прочим организациям и предприятиям;

- полное оперативное   ведение объектов инженерной  инфраструктуры;

- транспортные  услуги.

Структура Учреждения состоит из 32 подразделений (см. Приложение 1). Структурные подразделения не являются юридическим лицом, ими руководит начальник, который подчиняется непосредственно  директору Учреждения.

Таблица 2.1.

Структура жилищного  фонда улуса

 

Вид

собственности

Дома

Квар-тиры

Площадь,

тыс. кв. м.

Доля,

%

1. Муниципальное  жилье

310

1593

85,5

12,8

в т.ч. приватизированное

42

216

11,6

1,7

2. Государственное

125

640

34,5

5,1

3. Частный  жилфонд

7800

7909

552

82,1

Итого

8235

10133

672

100


 

В таблице 2.1. представлены данные, характеризующие принадлежность жилфонда улуса. 82,1% жилфонда представляет собой частный жилищный фонд, 12,8% муниципальное жилье, 5,1% ведомственное.

Общее количество квартир по улусу составляет 10133, из них частных - 7900, муниципальных - 1593, ведоственных - 640. Всего домов по улусу 8235, в.т.ч. частных - 7800, муниципальных - в 25 раз, а ведомственных - в 62 раза меньше частных. Обеспеченность населения жильем составляет 98,1%. Общее количество населения улуса составляет 38029 чел.

Таблица 2.2.

Оборудование  муниципального жилого фонда коммунальными услугами

 

Вид коммунальных услуг

Площадь, тыс. м2

%

Водопровод

Канализация

Центральное отопление

Ванные

Горячее водоснабжение

36,5

29,8

77,5

29,8

26

42,7

34,9

90,6

34,9

30,4


 

Уровень благоустройства  муниципального жилого фонда отражен в таблице 2.2. Наибольший удельный вес в структуре благоустройства занимает центральное отопление 90,6%, затем водопровод - 42,7%, канализация - 34,9% и водоснабжение - 30,4%.

                                                         

 

Таблица 2.3.

Состав муниципального жилого фонда улуса.

 

Тип зданий

Срок службы (лет)

50-20

20-10

10-5

Менее 5

Крупноблочные

-

10

5

10

Шлакоблочные

5

26

10

20

Деревянные

253

841

337

76


 

Степень износа основных фондов зависит от срока  службы. После 25 лет работы основные фонды переходят в разряд подлежащих  капитальному ремонту, что сразу ведет за собой повышение затрат на их обслуживание. Из приведенной таблицы можно сделать вывод, что чем больше ветшают основные фонды, тем больше материальные затраты расходуются на их содержание. Таким образом, наибольший удельный вес занимают деревянные здания со сроком службы от 20 до 50 лет (254), от 10 до 20 лет (841), от 10 до 5 лет (337) и менее 5 лет (76). Далее идут  шлако-блочные здания. Незначительно количество крупно-блочных зданий.

Информация о работе Услуги ЖКХ