Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 20:56, курсовая работа
Основной обобщающей характеристикой жилищно-коммунальных услуг является их необходимость для функционирования системы жизнеобеспечения городов и населенных пунктов. Услуги, предоставляемые предприятиями отрасли, могут быть в виде доведенных до потребителя материальных носителей с определенными качественными показателями (тепло и электроэнергия, вода и.т.д.), а также непосредственно в виде работ на объекте (обслуживание жилых домов, санитарная очистка).
2.2 Ценообразование в жилищном хозяйстве
Социально-экономические преобразования в России, связанные с переходом к рыночной экономике, обусловили необходимость кардинального изменения всей системы хозяйственных отношений, в том числе в жилищном хозяйстве.
В условиях становления рыночных отношений один из основных элементов рыночного механизма - система ценообразования.
Цены затрагивают и производителя, и потребителя. Проведение той или иной политики ценообразования позволяет решать как экономические, так и социальные задачи, поэтому определение экономических методов прямого и кос венного регулирования цен на различных уровнях, определение объективных и субъективных факторов ценообразования на товары и услуги приобретает первостепенное значение. Вопросы ценообразования в жилищном хозяйстве важны не только потому, что в значительной степени предопределяют перспективы развития этого сектора экономики, но и потому, что несут социальную нагрузку, поскольку прямо влияют на жизненный уровень населения.
Цена должна играть важную стимулирующую роль в развитии и расширении производства, улучшении использования ресурсов, снижении затрат, повышении качества оказываемых услуг, с одной стороны, а также в формировании рациональной структуры потребления этих услуг, - с другой.
Однако система
При затратном подходе к формированию цены по совокупным расходам производителя (переменные и постоянные) фактор спроса не учитывается, как и способность потребителей оплачивать услуги соответствующей стоимости и качества.
Сегодня перекрестное субсидирование приводит к тому, что одинаковый вид коммунальных услуг предоставляется разным группам потребителей по различным тарифам. Сложнее всего приходится промышленным предприятиям, практически оплачивающим льготные тарифы для населения и бюджетных организаций.
В такой ситуации переход жилищно-коммунального хозяйства на безубыточный режим функционирования невозможен, поскольку нет четких критериев оплаты населением коммунальных услуг - не учтена их себестоимость и не установлен размер прибыли жилищно-эксплуатационных организаций при поэтапном уменьшении бюджетного финансирования.
Значительная дифференциация стоимости коммунальных услуг по регионам и муниципальным округам объясняется нечеткой тарифной и ценовой политикой. Основная задача тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве - определение принципов формирования «стартовой» цены, которая зависит от тарифа на данный вид услуги, а также от влияния спроса и предложения на нее в пределах муниципального образования.
При формировании
цены на коммунальные услуги необходимо
учитывать экономические и
В настоящее время проблема ценообразования является одной из самых сложных, но ее решение необходимо при разработке основополагающих документов, регламентирующих формирование тарифов на услуги жилищного хозяйства. Основные направления ценообразования на услуги отрасли определены в Концепции ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, разработанной Госстроем России и утвержденной Правительственной Комиссией по реформированию ЖКХ 29.01.99 г.
Эффективное использование новой тарифной и ценовой концепции будет зависеть от деятельности местных органов управления жилищно-коммунальным комплексом, от их профессионализма и компетентности.
Чтобы исключить постоянное кредитование производства услуг ЖКХ на местах и обеспечить реальную возможность планирования финансово-хозяйственной деятельности жилищно-коммунальных организаций, в данном секторе экономики главным направлением политики ценообразования должен стать принцип перехода к предоплате населением и другими потребителями услуг отрасли при обеспечении необходимых объемов и качества предоставляемых услуг.
2.3. Анализ наличия и движения основных фондов
Важнейшими основными фондами предприятий коммунального хозяйства, используемыми в процессе производства продукции, оказания услуг, являются производственные здания (здания водопроводных станций, электрических подстанций, котельных, гаражей), сооружения (кабельные и контактные сети, скважины, резервуары, водонапорные башни), машины и оборудование (паровые котлы, электрогенераторы, двигатели, преобразователи), транспортные средства (автомобили, автотранспорт), производственный и хозяйственный инвентарь.
Виды основных фондов |
2000 г., тыс. руб. |
Удельный вес, % |
2001 г., тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Здания |
72898 |
61 |
90121 |
55 |
Сооружения |
8010 |
7 |
9389 |
6 |
Машины и оборудование |
19590 |
16 |
25222 |
15 |
Транспортные средства |
19572 |
16 |
38658 |
24 |
Итого |
120070 |
100 |
163390 |
100 |
Из таблицы 2.4 видно, что в структуре основных фондов наибольший удельный вес занимают здания, транспортные средства, машины и оборудование и сооружения.
Основные фонды в Мегино-Кангаласском улусе сильно изношены. Почти 50% жилого фонда нуждается в капитальном ремонте, 70% машин и оборудования нуждается в полной замене. Только в 2001 г. началось некоторое обновление фонда транспортных средств. Учитывая, что ГСМ, уголь, нефть возят на автотранспорте, обновление транспортных средств выгодно для предприятия.
Причинами
изменения среднегодовой
Таблица 2.5.
Анализ наличия и движения основных средств за 2001 г. (млн. руб.)
Виды основных средств |
Движение основных средств | |||
Наличие на 01.01.01г. |
Введено в 2001 г. |
Выбыло в 2001 г. |
Наличие на 01.01.02 г. | |
Здания Сооружения Машины и обор. Транспорт |
72 8 19 19 |
17 2 11 25 |
- 1 6 7 |
90 9 24 37 |
Итого |
118 |
55 |
14 |
160 |
Показатели |
2000г |
2001г |
Отклонение | |
Абсол. |
В % | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Среднегодовая стоимость основных фондов, млн. руб. |
120 |
163,3 |
43,3 |
36,1 |
2. Доходы от оказания услуг по тарифу, млн. руб. |
56,8 |
77,9 |
21,1 |
13,7 |
3. прибыль (убыток), млн. руб. |
-67 |
-75 |
-8 |
-11,9 |
4. коэффициент износа основных фондов |
0,35 |
0,32 |
-0,03 |
-0,9 |
5. коэффициент годности |
65 |
68 |
3 |
4,6 |
6. коэффициент обновления |
0,2 |
0,34 |
0,14 |
70,0 |
7. коэффициент выбытия |
0,17 |
0,11 |
-0,06 |
-35,3 |
Продолжение табл. 2.6 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8.фондоотдача |
0,45 |
0,47 |
0,02 |
4,45 |
9. фондорентабельность |
-0,55 |
-0,45 |
-0,1 |
-18,2 |
Анализ показывает, что в отчетном году фондоотдача увеличилась по сравнению с прошлым годом на 0,02 руб. Это произошло за счет изменения величины стоимости основных фондов в целом и по отдельным группам, а также повышения эффективности их использования.
2.4. Анализ финансово-
Анализ проводится на основании данных формы № 1" Бухгалтерский баланс". Важнейшие характеристики финансового состояния нашего предприятия состоят в следующем:
Производственные запасы (тыс.руб.)
Код строки баланса |
На начало 2001 г. |
На конец 2001 г. |
Отклонение |
Стр. 211 |
4955 |
7866 |
+2911 |
Стр. 213 |
- |
- |
- |
Стр. 214 |
- |
73 |
+73 |
Стр. 215 |
- |
27 |
+27 |
Стр. 217 |
25 |
- |
-25 |
Увеличение
производственных запасов свидетельствует
о наращивании производственного
потенциала организации, о стремлении
за счет вложений в производственные запасы
защитить денежные активы организации
от обесценивания под воздействием инфляции.