Выдача строительного
кредита осуществляется путем открытия
кредитной линии, при этом ссуда выдается
заемщику по частям, соответствующим стоимости законченных
этапов строительно-монтажных работ.
Конкретные
условия жилищного кредитования
устанавливаются банком по согласованию
с заемщиком.
3.3. Совершенствование методологической
базы установления цен на оказываемые
услуги в ЖКХ
Как было сказано
в предыдущей главе, правильность и обоснованность
определения тарифов на услуги жилищно-коммунального
хозяйства является весьма важной проблемой
для успешной реализации жилищной реформы.
На наш
взгляд:
- основой
детального анализа особенностей
тарифообразования должны стать формирование баланса
материальных потоков или технический
аудит;
- расчет себестоимости
коммунальных услуг необходимо производить по валовому продукту
на основании показаний приборов учета;
- в основу
реструктуризации оплаты услуг ЖКХ
необходимо положить принцип неразрывности
материальных потоков, их технологическую
взаимосвязь и дифференцирование каждого
материального потока по категориям;
- необходимо
аннулировать практику завышения отпускных
тарифов, производи гелями, получающими
дотации из бюджета, и отказаться от идеи
перекрестного субсидирования, обосновывая
единый тариф для всех групп потребителей;
- процесс
нормирования и тарифообразования
необходимо связать с процессом оснащения
жилищного сектора приборами учета.
При этом следует исходить из следующих
положений:
- без приборов учета величина потребления назначается по фактической подаче с учетом местных потерь;
- при наличии прибора группового учета оплата производится по его показаниям, сумма оплаты при этом делится на всех проживающих;
- при установке индивидуальных приборов расчет производится на основании их показаний;
- при наличии и групповых, и индивидуальных приборов жильцам, не имеющим индивидуальных приборов, величина потребления рассчитывается как осредненная разница между показаниями группового и всех индивидуальных приборов.
Из сказанного
можно сделать следующие выводы:
а) основой
ценовой политики в ЖКХ должны
стать дифференцированные тарифы, исчисляемые,
исходя из эксплуатационных норм;
б) основа для
покупки и оснащения жилищного фонда
приборами учета- законодательное исключение
из оплаты непроизводительных потерь
продукции;
в) основа тарифообразования:
схема высокий тариф - низкая норма.
В заключение
следует отметить, что изменение
основ ценообразования само по
себе еще не решает проблемы реформирования
ЖКХ. Необходимо разработать стройную
систему мер организационного и юридического
обеспечения реформы.
Заключение
В результате проведенного
анализа финансово-хозяйственной
деятельности МУ МК УЖКХ можно сделать
следующие выводы: балансовая стоимость
жилого фонда за 2001 г. увеличилась на 17223
тыс.руб. при увеличении общей площади
на 6%.
Затраты на 1 руб.
оказанных услуг возросли в 1,4 раза
к уровню предыдущего года, что свидетельствует
о снижении эффективности хозяйствования.
Претерпела
изменения структура затрат, что
обусловлено как совершенствованием нормативной документации
по затратам действующих формах статистической
отчетности, так и результатами хозяйственной
деятельности.
Первоочередными
мерами по снижению себестоимости услуг
в коммунальной сфере должны стать:
- более полное
использование имеющейся технической
базы для проведения ремонта
и сведение до минимума объема
подрядных работ;
- расчет и
обоснование норм затрат на
эксплуатацию жилищного фонда;
- принятие на
баланс новых объектов жилищного
фонда при обязательной передаче производственной базы,
рассчитанной по соответствующим нормативам,
для обеспечения их технической эксплуатации;
- приведение
в соответствие плановых и
отчетных данных, учитывая введенные за анализируемый
период изменения в бухгалтерском учете
и калькулировании;
За анализируемый
год на предприятии получен убыток,
превышающий аналогичный показатель предыдущего
года на 20%. Это обусловлено тем, что почти
в 1,2 раза возросли убытки от основной
деятельности. Убытки от основной деятельности
вызваны потерями воды и тепла во внешних
сетях, а также бюджетным дотированием
расходов по теплоснабжению и водоснабжению
по социальным нормам, которые часто не
соответствуют реальным затратам. В этих
условиях экономически оправдана установка
счетчиков воды и тепла в домах и квартирах.
Для снижения убыточности
и улучшения финансового состояния
коммунального предприятия целесообразно:
- составить
таблицы доходов и расходов
по видам работ и оперативно проанализировать отклонение
от плана и вызвавшие их причины, рассчитать
влияние факторов (особенно роста цен,
расценок, тарифов, норм расхода материалов
и трудоемкости работ);
- своевременно
учитывать все вводимые изменения
по расчету налогов;
- использовать дифференцированные тарифы
на жилье и коммунальные услуги, вести
более строгий учет сверхнормативной
площади и второго жилья оплата которых
может производиться по повышенным тарифам
и ставкам, что обеспечить получение дополнительного
финансирования, кроме того, следует ввести
повышенные тарифы на сверхнормативное
потребление коммунальных услуг;
- учитывая рост
дебиторской задолженности следует
создать при предприятии единый расчетно-кассовый
центр, в который будут поступать платежи
за коммунальные услуги, а в созданной
базе будет своевременно отслеживаться
задолженность по оплате. Другим вариантом
сокращения задолженности по оплате жилья
и коммунальных услуг является ее взыскание
в бесспорном порядке на основании исполнительных
листов: при просрочке оплаты, превышающей
3 месяца, производитель услуг вправе прекратить
их поставку вплоть до ликвидации задолженности;
- одним из
путей сокращение просроченной
задолженности может быть привлечение квартиросъемщиков,
потребителей услуг к отработке задолженности
на вспомогательных работах, например,
по уборке территорий, при проведении
текущего ремонта и т.д.;
- улучшению
финансового состояния коммунальных
предприятий должны способствовать вышестоящие организации,
маневрируя финансовыми ресурсами в пользу
организации и предприятий ЖКХ. Они должны
способствовать выживаемости предприятий
ЖКХ за счет комплекса мер. К такого рода
мерам можно отнести. например:
- освобождение
коммунальных предприятий от
земельного налога;
- распространение
налоговых льгот на предприятия,
выпускающие продукцию для нужд
ЖКХ.
Выполненный анализ
финансового состояния жилищно-коммунального
предприятия показал, что предложенная
методика дает возможность полнее использовать
резервы для повышения эффективности
его работы, что, в свою очередь позволит
стабилизировать деятельность и определить
источники финансирования его развития.
Библиографический список
- Конституция РФ. – М.,1993.
- Жилищный кодекс РСФСР. – М.: Спарк, 1995.
- Об основах Федеральной жилищной политики. Ведомости Съезда народных депутатов РФ. №3. 1993.
- О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации. Указ Президента РФ №425 от 28.04.97.
- Энергосбережение в России. Постановление Правительства РФ от 24.04.98 № 80.
- Об административной ответственности за несоблюдение действующих нормативных актов, технических правил, правил эксплуатации жилого фонда, объектов социально-культурного и производственного назначения. Закон Республики Саха (Якутия) от 11.07.97 З№185-1.
- Об энергосбережении и эффективном использовании энергии. Закон Республики Саха (Якутия) от 06.05.99 З№89-11.
- Борковская В.Г. Ценообразование в жилищном хозяйстве. // Жилищно-коммунальное хозяйство. №6. 2000.
- Голукова Л.Л. Анализ финансового состояния предприятия.// Жилищно-коммунальное хозяйство. №6. 2001.
- Корсакова К.М. Особенности формирования отдельных показателей бухгалтерской отчетности организаций.// Жилищно-коммунальное хозяйство. №12. 2000.
- Кылатчанов А.П. Обеспечение безопасности эксплуатации систем водоснабжения.// Жилищно-коммунальное хозяйство. №10. 1999.
- Маликова И.П. Бухгалтерский учет начислений на суммы льгот и субсидий.// Жилищно-коммунальное хозяйство. №10. 2000.
- Маликова И.П. Порядок бюджетного финансирования возмещения убытков при работе с регулирующим тарифом.// Жилищно-коммунальное хозяйство. №12. 2000.
- Назаренко М.Н. Совершенствовать финансово-экономическую систему ЖКХ.// Жилищно-коммунальное хозяйство. №10. 2001.
- Предприятия ЖКХ: для руководителей. Бухгалтеров и контролирующих органов предприятий ЖКХ. - М: Современная экономика и право, 2000.
- Попов В.Л. Основные направления государственной политики по управлению ЖКХ.// Жилищно-коммунальное хозяйство. №10. 1999.
- Скрыбыкин А.Н. Опыт реформирования ЖКХ г. Якутска.// Жилищно-коммунальное хозяйство. №10. 1999.
- Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2001.
- Станкевич Н.О. Бюджетные ассигнования на покрытие убытков.// Жилищно-коммунальное хозяйство. №10. 2000.
- Таги-Заде Ф.Г. О задачах новой тарифной политики в коммунальном хозяйстве.// Жилищно-коммунальное хозяйство. №12. 2000.
- Таги-Заде Ф.Г. Налоговая система с саморегулирующим механизмом.// Жилищно-коммунальное хозяйство. №3. 2000.
- Таги-Заде Ф.Г. Затратные цены как антистимулы.// Жилищно-коммунальное хозяйство. №4. 2000.
- Тихонов В.С. Кадровая политика ЖКХ Республики Саха (Якутия).// Жилищно-коммунальное хозяйство. №10. 1999.
- Федин П.И. Совершенствование системы финансирования ЖКХ.// Жилищно-коммунальное хозяйство . №11. 2001.
- Худякова Г.А.. Молотков А.И. Реальный путь снижения издержек.// Жилищно-коммунальное хозяйство. №10. 2001.
- Чернышев Л.Н. Ценовая и тарифная политика в ЖКХ: комментарии, практические рекомендации, нормативные документы. – М.: Книжный мир, 1998.
- Чечевицын Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник. - М.: Маркетинг, 2001.
- Чупин В.Д. Шлафман В.В. Нормирование и тарифообразование в сфере коммунальных услуг. // Жилищно-коммунальное хозяйство. №3. 2000.
Приложение
Структурные подразделения
МУ МК УЖКХ
- Коммунальное хозяйство с.Майя
- Участок теплоснабжения с.Майя
- Балыктах
- Бэдимэ
- Беке
- Бырама
- Бютейдях
- Дойду
- Елечей
- Ломтука
- Матта
- Нижний-Бестях
- Норагана
- Павловск
- Петровка
- Россолода
- Сола (Морук)
- Сола (Мельжяхси)
- Сымах
- Табага
- Тарат
- Телиги
- Техтюр
- Томтор
- Тумул
- Тюнгюлю
- Хаптагай
- Хатылыма
- Хоробут
- Хочо
- Чемоики
- Чюйя