Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:53, курсовая работа
Введение
Логистика произошла от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать.
Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее, сравнительно молодая наука. По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста
Введение 3
Глава 1 Общая характеристика логистики 4
1. 1 Понятие и сущность логистики 4
1. 2 Предмет изучения логистики и ее цели 7
1. 3 Задачи и функции логистики 8
1. 4 Материальный поток 10
1. 5 Информационный поток 14
Глава 2 Виды логистики 19
2.1 Закупочная логистика 19
2.2 Распределительная логистика 21
2.2.1 Логистика распределения, ее задачи и функции 21
2.2.2 Выбор канала сбыта готовой продукции 22
2.2.3 Определение оптимального размера заказа 24
2.3 Производственная логистика 25
2.3.1 Сущность и задачи производственной логистики 25
2.3.2 Система управления производством 26
2.3.3 "Тянущие" системы 27
2.3.4 "Толкающие" системы 29
2.4 Транспортная логистика 30
2.4.1 Задачи транспортной логистики 30
2.4.2 Выбор вида транспортного средства 31
2.4.3 Расчет количества автотранспортных средств 32
2.4.4 Транспортные тарифы 33
Глава 3 Расчетная часть 35
Заключение 39
Список литературы: 40
§ обеспечение складирование материальных ресурсов (готовой продукции) с минимальными затратами.
В более узком смысле, закупочная логистика представляет собой процесс закупок нужных предприятию материальных и других ресурсов, т.е. материально-техническое снабжение (МТС) производства.
В рыночных условиях процесс обеспечения производственной деятельности приобретает форму закупки, так как обмен продуктами осуществляется в процессе купли-продажи.
Материальной основой обеспечения процесса производства служит складское хозяйство. Оно включает в себя:
— территорию, здания и сооружения для хранения запасов материальных ресурсов;
— устройства и оборудование для их складской переработки;
— весовое, измерительное, противопожарное оборудование;
— средства и системы сбора и обработки информации.
Складское хозяйство предназначено для:
· накопления запасов материалов, изделий, конструкций, сырья, топлива и обеспечения бесперебойного снабжения и комплектации ими объектов строительства;
· рациональной организации погрузочно-разгрузочиых и складских работ с минимальными затратами труда и средств;
· правильного использования складских помещений и эксплуатации складского оборудования;
· осуществления надлежащей подготовки материальных ресурсов к производственному потреблению;
· организации централизованной доставки материалов и изделий к местам потребления;
· обеспечения сохранности материальных ценностей;
· своевременного выявления излишних материальных ценностей;
· снабжения планирующих органов управления сведениями о наличии запасов материальных ресурсов, их поступлении и расходе.
Склады предприятий классифицируются по следующим признакам:
1 по размерам складов различают от небольших помещений, общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров;
2 по типу зданий и сооружений - постоянные и временные. К постоянным относятся перегрузочные, на производственных предприятиях. К временным - участковые, предназначенные для хранения ограниченного количества продукции определенного участка и приобъектные - устраиваются на вновь строящихся объектах и состоят из открытых складских площадок в зоне действия монтажного механизма, кладовых для материалов закрытого хранения и специализированных складов;
3 по условиям хранения грузов - склады бывают закрытые (отапливаемые и не отапливаемые), полузакрытые (навесы), открытые и смешанные;
4 в зависимости от широты ассортимента хранимого груза выделяют специализированные склады, склады со смешанным или с универсальным ассортиментом;
5 по способу складской переработки различают механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные склады;
6 и другие.
Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в логистических процессах склады выполняют следующие сложные функции:
a) временное размещение и хранение материальных запасов;
b) преобразование материальных потоков;
c) обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.
Любой склад обрабатывает, по меньшей мере, три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний. Наличие входного потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза, выходного - погрузки транспорта, внутреннего - перемещения груза внутри склада.
Реализация функции временного хранения материальных запасов заключается в проведении работ по размещению грузов на хранение, обеспечению требуемых условий хранения, изъятию грузов из мест хранения.
Преобразование материальных потоков происходит путем расформирования одних грузовых партий или грузовых единиц и формирования других, т.е. осуществляется распаковка грузов, комплектование новых грузовых единиц, их упаковка, затаривание.
2.2 Распределительная логистика
2.2.1 Логистика распределения, ее задачи и функции
Производство связано с потреблением и процессом распределения Распределение в узком смысле - это комплекс операций по отгрузке готовой продукции со склада поставщика. Распределение в широком смысле - это процесс обращения с момента, когда изделие сходит с поточной линии, до момента, когда оно попадает на склад потребителя. Распределение включает: упаковку, экспедирование, управление сбытом, хранение продукции на складе поставщика, комплекс складского хозяйства, транспортное хозяйство.
Распределение можно рассматривать с позиции микро- и макрологистики. Основные функции микрологистических систем - закупка, производство и сбыт. Задачи распределения решаются на этом уровне при организации сбыта. Перечислим некоторые из них:
— планирование процесса реализации, получение и обработка заказа;
— упаковка, комплектация, выполнение других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
— отгрузка;
— доставка, контроль за транспортированием;
— послереализационное обслуживание.
На уровне макрологистики задачами распределения являются:
— выбор схемы распределения материального потока;
— размещение распределительных центров на логистическом полигоне, т.е. построение сети складских объектов.
Функция распределительной логистики - выгодно распределить, реализовать, продать элементы материального потока. Распределительная логистика становится при этом новым подходом к сбыту и к снабжению.
На современном этапе средства достижения цели распределительной логистики являются иными, нежели чем у снабженческой политики, имеющей государственный характер: так как предприятие, которое распределит и сбудет свою продукцию, имеет возможность получить большую прибыль на данный вид деятельности. Но для этого предприятия-производители должны полностью изменить свое экономическое поведение. Поставщики, работающие в условиях экономической состязательности, видят свои главные задачи в постоянной готовности к расширению предложения товаров, обеспечению высокой конкурентоспособности своей продукции. Они ощущают необходимость в совершенствовании условий поставки, заинтересовывают покупателей в устойчивых контактах с ними и поддержании с ними дальнейших отношений.
Необходимость поддержания своей репутации заставляет фирмы-производители следить за выполнением заказов на поставку. Стремление к расширению рынков сбыта с той же целью способствует организации новых фирм, строительству дополнительных складов, облегчающих потребителям приобретение нужных материалов
2.2.2 Выбор канала сбыта готовой продукции
В рамках распределительной логистики существуют проблемы стратегии сбыта продукции и выбора каналов сбыта.
Каналы сбыта состоят из торговых организаций, при помощи которых товары промышленной фирмы могут продвигаться на рынок. При этом они могут принадлежать самой фирме в виде оптовых и розничных предприятий, сбытовых филиалов, а также специалистов торгового аппарата фирмы, или представлять собой независимые фирмы (оптовые и розничные), специализированные оптовые базы по материально-техническому снабжению промышленности, а также различные виды торговых агентов, оптовых торговцев. Одни торговые посредники покупают и продают товары от своего имени, другие действуют как агенты и только организуют заключение сделок купли-продажи. Кроме того, существуют такие формы реализации произведенной продукции, как телефонные продажи и продажи по каталогу, заказы от компьютера к компьютеру. Исходя из этого, различают прямой сбыт, когда производитель продукции вступает в непосредственные отношения с ее потребителем, и косвенный сбыт, когда производитель продукции прибегает к услугам независимых посредников. Выбор того или иного метода организации сбыта фирмы зависит от конкретных условий рынка, продаж и стратегии самой фирмы.
При формировании сбытовой системы и сети каналов товародвижения фирме-поставщику следует учитывать:
1 особенности конечных потребителей - их количество, конкуренцию, величину средней разовой покупки, уровень доходов, закономерность поведения при покупке товаров, объем услуг, условия кредита и др.;
2 возможность самой фирмы-изготовителя - ее финансовое положение, конкурентоспособность, основные направления рыночной стратегии, масштабы производства;
3 характеристику товара - вид, среднюю цену, сезонность производства и спроса, требования к техническому обслуживанию, сроки хранения и т. д;
4 степень конкуренции, сбытовую политику конкурентов - их число, концентрацию, сбытовую стратегию и тактику, взаимоотношения в системе сбыта;
5 характеристику и особенности рынка - фактическую и потенциальную емкость, обычаи и торговую практику, плотность распределение покупателей, средний доход на душу населения и т. д.;
6 сравнительную стоимость различных сбытовых систем.
Продавать производимую продукцию через собственную сбытовую сеть или пользоваться услугами посредников - проблема, которую решают с учетом многих факторов, относящихся как к товарам, так и к потребителям и посредникам.
Прямой сбыт возможен, когда:
a) количество продаваемого товара достаточно велико, чтобы оправдать немалые расходы на прямой сбыт;
b) потребителей немного и они расположены на относительно небольшой территории (существует концентрация рынка потребителей);
c) товар требует высокоспециализированного сервиса;
d) объем партии поставки достаточен для повагонной отправки или отправки контейнером;
e) имеется достаточная собственных базовых складов на рынках, где фирма ведет торговлю;
f) товар является узкоспециализированным или производится по спецификации покупателя;
g) рынок вертикален, т.е. товар используется немногими потребителями, хотя и в нескольких отраслях;
h) цена часто меняется.
Прямой метод продаж имеет преимущества - фирма получает возможности:
— непосредственно изучать свой рынок;
— сохранить полный контроль за ведением торговых операций;
— экономить средства на оплате услуг посредников;
— устанавливать тесное сотрудничество с потребителями.
Продажа товара оптовым посредникам рекомендуется в тех случаях, когда:
1 рынок горизонтален (множество потребителей в каждом секторе экономики) и требует создания мощной сбытовой сети, а средств для ее организации не хватает;
2 рынок разбросан географически, так что ни прямые контракты, ни работа агента не являются рентабельными;
3 разница между продажной ценой и себестоимостью невелика, так что содержание собственной сбытовой сети неэффективно;
4 можно значительно сэкономить на транспортных расходах, поставляя крупные партии товара небольшому числу оптовиков.
Фирме-производителю продажа товара через оптовика позволяет расширить границы рынка сбыта своей продукции и включить в него многочисленных мелких потребителей, которых она не в состоянии обслужить непосредственно. Некоторые фирмы пользуются услугами оптовых посредников при сбыте новых видов продукции, чтобы не тратить средства на стимулирование сбыта и на непосредственную продажу.
В мировой практике торговли товарами производственного назначения значительную роль играют сбытовые агенты: около 80% изготовителей этой продукции предпочитают в той или иной степени пользоваться их услугами. Агент не имеет складов, его задача - служить связующим звеном между производителем и покупателем. За свою деятельность он получает комиссионные - фиксированный процент от суммы сделки.
Обычно к услугам агентов прибегают, когда нерентабельно создавать собственную сбытовую сеть, ассортимент товара невелик и нет возможности заинтересовать в его продаже крупного оптового посредника.
Выбор сбытовых каналов представляет собой ответственную задачу, при решении которой необходимо учитывать и то обстоятельство, что при небольшом числе посредников легче обеспечить тесные связи с ними и тем самым гарантировать себе серьезное влияние на их работу, добиться желательной подготовки сбытового персонала и т.д. Вместе с тем, ориентация на излишнее число параллельно работающих на данном рынке посредников ставит фирму-поставщика в сильную зависимость от них, отказ одного из них выполнить заключенный контракт может нанести ей серьезный коммерческий ущерб.
2.2.3 Определение оптимального размера заказа
Одной из целей, стоящих перед логистикой, является замена запасов материалов информацией о возможности их быстрого приобретения. В связи с этим теория управления запасами предполагает несколько методов: метод АВС, "Канбан", "Джит". Остановимся более подробно на методе АВС. Согласно этому методу, все изделия, находящиеся на складе, делятся на три группы:
a) изделия А. Наиболее ценные (примерно 75-80% общей стоимости изделий, хранящихся на складе), но составляющие лишь 10-20% общего количества находящейся там продукции;
b) изделия В. Средние по стоимости (примерно 10-15% стоимости всех изделий), но в количественным отношении, составляющие 30-40% хранимой продукции,
c) изделия С. Самые дешевые (примерно 5-10% от общей стоимости хранимых изделий) и самые массовые (40-50% общего объема хранения).
В результате анализа сделан вывод о том, что на 20% продукции, находящейся на складе, приходится 80% вложенных в запасы средств. Это говорит о том, что большая часть капитала предприятия омертвляется при хранении на складе незначительного количества товаров, т.е. является напрасной тратой средств. Кривая АВС приведена на рисунке.
Для того чтобы знать, приносят ли средства, вложенные в запасы, прибыль, не лежат без дела, необходимо вести учет запасов. Причем в зависимости от разделения всех изделий, хранящихся на складе, на три категории (АВС) должен различаться и контроль за этими изделиями:
— изделия А должны находиться под строгим контролем. Необходим регулярный учет изделий. Изделия этой группы - основные;
— изделия В требуют обычного контроля, налаженного учета и постоянного внимания. Обычно это вспомогательные материалы;
— изделия С нуждаются в самом объективном контроле, таком, как периодическая проверка уровней запаса. К ним относятся инструменты, запасные части.
В результате разного учета в зависимости от принадлежности изделия к группам АВС различен и срок возобновления запасов данного изделия на складе, что позволяет определить причины увеличения затрат на складирование.
После того как мы наладим учет запасов на своем предприятии, необходимо определить оптимальный размер заказа требуемого сырья, материалов и изделий. Для этого следует выяснить уровень запасов на единицу продукции. Интуитивным методом очень трудно установить сбалансированное соотношение между расходами на содержание складских помещений, потребностями производства и емкостью складов.
Определить объем закупки - это значит найти оптимальный размер заказа, т.е. тот его уровень, при котором достигается максимальное использование складских помещений, минимизируются издержки хранения запасов, оптимизируются условия повторных заказов.
Для установления оптимального размера партии необходимо знать годовой объем потребления, стоимость подачи одного заказа (стоимость работы снабженца), стоимость единиц продукции и издержек, хранение единиц продукции на складе. Тогда оптимальный размер заказа можно посчитать по формуле
Оптимальный размер = (2-годовой объем потребления Ч на стоимость подачи заказов) / (стоимость единицы продукции Ч издержки хранения единиц продукции на складе)
Но нужно всегда помнить о том, что правильность определения оптимального размера заказа будет снижаться, если время внедрения заказа весьма продолжительно при значительном колебании спроса и нестабильных ценах.
2.3 Производственная логистика
2.3.1 Сущность и задачи производственной логистики
Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.
Как известно, общественное производство подразделяется на материальное и нематериальное. Производственная логистика рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства.
Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др. Характерная черта объектов изучения в производственной логистике - их территориальная компактность.
Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем. К ним можно отнести: промышленное предприятие, оптовое предприятие, имеющее складские сооружения; узловую грузовую станцию; узловой морской порт и др. Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро- и микроуровне.
На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источниками материальных потоков. Возможность адаптации макрологистических систем к изменениям окружающей среды в существенной степени определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных логистических систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материального потока, т.е. ассортимент и количество выпускаемой продукции.
На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры - обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.
Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:
· отход от избыточных запасов;
· отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;
· отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;
· устранение простоев оборудования;
· обязательное устранение брака;
· устранение нерациональных внутризаводских перевозок;
· превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.
2.3.2 Система управления производством
Для построения интегрированной информационно-управляющей логистической системы необходимо охватывать весь процесс движения материальных потоков от прибытия на завод сырья и других материалов и до отправления готовой продукции, анализировать всю технологическую цепь предприятия..
На современном предприятии задержка в получении информации о состоянии производства в течение 1-2 часов может привести к его остановке. Поэтому требуется непрерывное информационное слежение за ходом производственного процесса и материальных потоков для принятия эффективных управленческих решений.
В рамках логистической системы реализуется пять уровней управления:
1 административный (вышестоящий);
2 уровень управления положением (распределение заказов по средствам погрузки и транспортировки, контроль выполнения заказов по отдельным параметрам, воздействие по упразднению помех и конфликтных ситуаций);
3 уровень выполнения отдельных заказов согласно плану-графику;
4 оперативный режим управления информационными материальными потоками;
5 управление в режиме реального времени "on line" - реализация выполнения плана по отдельным технологическим агрегатам.
Одним из существенных качественных показателей эффективности производства является продолжительность цикла. Среднюю продолжительность производственного цикла можно выразить через отношение средней величины запасов к средней мощности предприятия, цеха, участка. Для обеспечения максимального уменьшения продолжительности производственного цикла необходимо обеспечить синхронизацию ритмов (параллельность), например, поступление заготовок и выпуск готовой продукции. Поставка заготовок к рабочим местам организуется по четкому графику. Для достижения высокой производительности, ритмичности и снижения уровня запасов нежелательно на одном производственном участке планировать заказы с большим различием продолжительности цикла. Для гармонизации производства, сокращения времени производственного цикла и снижения запасов крупные заказы рекомендуют делить на части. Для уменьшения средней продолжительности производственного цикла должна быть реализована дисциплина обслуживания в порядке поступления заявок.
Существует два варианта управления материальными потоками в рамках внутрипроизводственной системы, между которыми имеется принципиальное различие. Один из вариантов основан на так называемой толкающей логистике, второй - на логистике цели. Толкающая логистика реализуется системой МРП, а логистика цели - системой "Канбан".
2.3.3 "Тянущие" системы
Благодаря широкому внедрению гибких производственных систем в наиболее развитых странах появилось больше возможностей оптимизировать товаропотоки и создать гибкие цехи производства, где подача необходимых комплектующих изделий и полуфабрикатов осуществляется роботами и передвижными устройствами, управляемыми дистанционно. Они также направлены на минимизацию материальных запасов.
Целевая логистика, в рамках которой непосредственно реализуется принцип системы "Канбан" - "точно в срок" (ТВС), основывается на управлении материальными потоками в зависимости от фактической загрузки производственных ячеек. Она носит название "тянущей".
В этом случае управляющее воздействие центрального органа прилагается только к последнему агрегату логистической системы на выходе готового продукта, и информационные связи, сигнализирующие о состоянии технологических агрегатов, направляются от выхода ко входу технологической цепи. Активность предыдущих блоков логистической цепи проявляется лишь тогда, когда на следующей ступени уровень запаса материалов достигает минимального значения. Эти связи обеспечивают реализацию тянущего принципа функционирования логистической системы. Система "Канбан" позволяет выпускать продукцию высокого качества с минимальными запасами. Это существенно повышает ее конкурентоспособность, особенно на внешних рынках.
"Канбан" является информационной системой, обеспечивающей оперативное регулирование количества производимой продукции на каждой стадии производства.
Система "Канбан" базируется на строгом контроле качества на всех уровнях производственного процесса; высоких квалификационных навыках работников и их повышенной ответственности; тесном сотрудничестве и прочных связях с поставщиками.
Рассмотрим "тянущие системы" GIM, MOB и ТВС. Всем им присуще:
· предоставление всех материалов в соответствующем количестве, качестве и ассортименте к моменту и месту их потребления;
· замена запасов материалов информацией о возможности их быстрого приобретения;
· замена политики продажи произведенных товаров политикой производства продаваемых товаров;
· снижение оптимального размера партии поставок и обработки до единицы;
· выполнение всех заказов с высшим качеством и в минимальные сроки.
Система GIM. Служит для интеграции производственных и транспортных процессов. В системе GIM реализуются "бездокументарные" технологии; вместо сопровождаемых груз перевозочных документов по каналам связи параллельно с грузом передается информация, содержащая о каждой отправке все необходимые реквизиты. Для функционирования системы создают разветвленную сеть АСУ, позволяющую объединять поставщика, магистральный транспорт, складские комплексы, железнодорожные станции и транспортные узлы. Благодаря системе GIM на всех участках маршрута в любое время можно получить информацию о грузе и на основе этого принимать управляющие решения.
Система MOB. Целью этой системы является выбор между двумя производственными стратегиями: "производить" или "закупать". Принять правильное решение можно, если будет учтено множество разнообразных факторов, таких, как затраты на закупку в сравнении с производственными затратами; качество закупаемых (производимых) деталей; затраты на складирование; условия поставок; цена закупаемой продукции и т.д. Следует произвести расчет в табличной форме и на основе его принять решение.
Система ТВС. Является саморегулирующейся системой обеспечения производства материальными ресурсами. Она затрагивает упорядочение движения материальных потоков, минимизацию производственных запасов и объемов незавершенного производства.
В системе ТВС тесно увязаны спрос на продукцию производственно-технического назначения, стратегия ее реализации и организация самого производственного процесса, основанного на повышении его эффективности: затраты на содержание производства запасов уменьшаются, а оборот капитала возрастает. Система предполагает сокращение разницы между временем поступления материалов на очередную стадию производства, минуя стадии промежуточного складирования и времени их потребления.
Цели "тянущей" системы следующие:
a) предотвращение распространения возрастающего колебания спроса или объема продукции от последующего процесса к предшествующему;
b) сведение к минимуму колебании размера запаса деталей между операциями для упрощения управления материальными запасами;
c) повышение уровня цехового управления путем децентрализации управления.
"Тянущая" система предусматривает сохранение определенного уровня материального запаса на каждом этапе производства; движение от последующего участка к предыдущему заказу на израсходованные в процессе производства материалы. Для практической реализации системы необходимо установить нормативный момент возобновления заказа и стандартный размер партии заказываемых деталей.
2.3.4 "Толкающие" системы
Для "толкающей" системы характерно изготовление деталей в соответствии с производственным графиком, детали поступают по мере готовности с предшествующей стадии производственного процесса на последующую. Чем больше разрастается "толкающая" система, тем характернее для нее становятся проблемы: в случае изменения спроса или сбоев в производственном процессе практически невозможно перепланировать производство для каждой его стадии. Эти затруднения ведут к созданию избыточных внутрипроизводственных запасов между различными технологическими стадиями, которые называются буферными запасами. Они служат для повышения управленческой гибкости на тех участках производства, где возможно возникновение срывов поставок или работа малыми партиями неэкономична.
"Толкающая" система характеризуется:
1) ориентацией на значительное число поставщиков, нерегулярными поставками, в основном большими партиями;
2) ориентацией производства на максимальную загрузку производственных мощностей и реализацией концепции "непрерывного" производства;
3) планированием, которое начинается с заготовительного производства;
4) централизованным оперативным управлением производством; составлением производственных графиков для всех этапов производства;
5) запасами в виде излишних материальных ресурсов; отсутствием буферных запасов, что может привести к сбою производства; не всегда минимальным операционным заделом; существованием запасов готовой продукции;
6) применением специализированного оборудования, размещенного по участкам, и универсального - по линейному принципу;
7) использованием узкоспециализированных рабочих-многостаночников;
8) сплошным (выборочным) контролем на всех стадиях производства, что удлиняет его продолжительность.
Микрологистическая система использует метод МРП. Существует несколько модификаций системы МРП (МРП-1, МРП-2). Система МРП-1 располагает широким набором машинных программ, которые обеспечивают согласование и оперативное регулирование снабженческих, производственных и сбытовых функций в масштабе фирмы в режиме реального времени. МРП-2 включает функции системы МРП, управления технологическими процессами, САПР и др. Определение потребности в материалах предполагает решение ряда задач, в том числе прогнозирование, управление запасами, управление закупками и т.д.
В последние годы в ряде западных стран применяется система управления и планирования распределения продукции ДРП, позволяющая не только учитывать конъюнктуру, но и воздействовать на нее. Эта система обеспечивает устойчивые связи снабжения, производства и сбыта, используя элементы МРП.
Система ДРП, являясь базой для интегрального планирования логистических функций и их увязки, позволяет прогнозировать рыночную конъюнктуру, оптимизировать логистические издержки за счет транспортных расходов и затрат на товародвижение. ДРП дает возможность планировать поставки и запасы на различных уровнях цепи распределения (центральный, периферийный склады). Система ДРП осуществляет информационное обеспечение различных уровней цепи распределения по вопросам рыночной конъюнктуры.
С 80-х годов широко используется метод ОПТ. Основным принципом системы ОПТ является выявление в производстве "узких" мест или критических ресурсов (запасы сырья и материалов, машины и оборудование, технологические процессы, персонал). От эффективности использования критических ресурсов зависят темпы развития производственной системы, в то время как повышение эффективности использования некритических ресурсов на развитие системы практически не сказывается. Потери критических ресурсов крайне негативно отражаются на производстве в целом.
2.4 Транспортная логистика
2.4.1 Задачи транспортной логистики
Значение транспорта в промышленном производстве обусловлено большой материалоемкостью работ и трудоемкостью погрузочно-разгрузочных операций. Удельный вес затрат на перевозки достигает 20 % общей стоимости произведенной продукции, а трудоемкость транспортных и погрузочно-разгрузочных работ составляет почти 40% общих трудозатрат.
Задачи транспортной логистики:
1 выбор вида транспортных средств;
2 выбор типа транспортных средств;
3 совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
4 совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
5 обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
6 определение рациональных маршрутов доставки.
2.4.2 Выбор вида транспортного средства
Задача выбора вида транспорта решается во взаимосвязи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и т.д. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.
В производственной сфере используются все основные виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, тракторный и воздушный. Автомобильный транспорт - основной, на его долю приходится свыше 80% грузов (по массе), железнодорожным и водным транспортом перевозится, соответственно, 15% и 5%.
Автомобильный транспорт имеет такие преимущества, как мобильность и высокая маневренность. С его помощью груз может доставляться "от дверей до дверей" с необходимой степенью срочности, также он обеспечивает регулярность поставки. Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта относят также срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность.
Железнодорожный транспорт используют иногда для внутрипостроечных перевозок по замкнутым трассам без выхода на внешние сети при значительных грузопотоках на длительный период. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов. Однако применение этих видов транспорта целесообразно лишь при значительных расстояниях из-за большой трудоемкости и стоимости погрузочно-разгрузочных и складских операций, а также увеличения сроков доставки.
Тракторный транспорт в качестве внутрипостроечного имеет преимущественное применение при бездорожье, сложном рельефе местности, подаче в монтажную зону технологического оборудования и тяжеловесных сборных элементов и при их перемещениях на сравнительно небольшие расстояния от места укрупненной сборки к месту монтажа.
Воздушный транспорт используется ограниченно, главным образом, для доставки людей, техники, материалов в труднодоступные места и для срочных перевозок небольших по объему и массе грузов. Основные его преимущества - скорость и возможность достижения отдаленных районов. К недостаткам относят высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графиков поставки.
Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта:
a) время доставки;
b) частоту отправлений грузов;
c) надежность соблюдения графика доставки;
d) способность перевозить разные грузы;
e) способность доставлять груз в любую точку территории;
f) стоимость перевозки.
2.4.3 Расчет количества автотранспортных средств
На стадии ТЭО расчет выполняют по нормативным показателям для определения потребности в транспортных средствах на один миллион рублей сметной стоимости работ в год. В норматив потребности входят все виды автомашин и учитывается суммарная потребность в автотранспортных средствах независимо от подчиненности парка машин. В процессе производственных работ потребность в средствах транспорта определяют в следующем порядке: выявляют потребность в перевозках; составляют схему грузопотоков; рассчитывают грузооборот по календарным периодам работ (смену, сутки, неделю, месяц); подбирают виды автотранспортных средств; определяют производительность транспортной единицы; рассчитывают потребность в транспортных средствах по видам и составляют транспортный график.
Объем перевозок - это количество груза, подлежащего перевозке, в тоннах за единицу времени.
Грузооборот - объем транспортной работы в тонно-километрах за единицу времени (т-км).
Грузопоток - часть грузооборота в определенном направлении. Различают внешние и внутрипроизводственные грузопотоки. К внешним относят грузы, поступающие по автомобильным, железнодорожным и водным путям общего пользования. К внутрипроизводственным относят грузы, поступающие с промежуточных складов на участковые, приобъектные или непосредственно к месту производства работ, а также хозяйственно-бытовые перевозки. Выбор вида внутрипроизводственного транспорта осуществляют на основании технических, производственных и экономических соображений. К факторам технического порядка относят данные сопоставления характера груза и параметров тех или иных средств транспорта. Выбор средств транспорта осуществляют исходя из производственных обстоятельств: сроков перевозок, состояния путей и средств транспорта, возможностей бесперегрузочной доставки грузов и др.
Выбор вариантов внутрипроизводственного транспорта производят также с учетом экономических показателей. Основным экономическим показателем работы транспорта и главным критерием при выборе его вида является себестоимость перевозки груза. Себестоимость внешних перевозок транспортом общего назначения определяют действующими тарифами. Для оценки различных вариантов перевозки грузов служит показатель величины приведенных затрат (Спр):
где С - себестоимость доставки;
К - единовременные затраты (капитальные вложения);
Е - коэффициент эффективности капиталовложений.
Себестоимость внутрипроизводственных перевозок (С) определяют по формуле:
где Сэ.с - себестоимость эксплуатации транспортных средств за расчетный период;
Спр - себестоимость погрузочно-разгрузочных работ;
Сэ.т - себестоимость эксплуатации транспортных средств. Суточная производительность транспортной единицы (Псут) рассчитывается:
где g - грузоподъемность автомобиля, т;
v - коэффициент использования грузоподъемности;
Тн - среднее время работы автомобиля в сутки, ч.;
l - расстояние перевозки, км;
Vт - техническая скорость передвижения автомобиля, км/ч;
в - коэффициент использования пробега;
Тпр - время простоя транспортной единицы под погрузкой и разгрузкой за одну поездку, ч.
Потребность во всех видах автотранспортных средств для предприятия определяют как сумму количества автомобилей, необходимых для перевозки грузов, по формуле:
где Vгод - годовой объем перевозок k видов грузов,
б - коэффициент использования парка (от 0,64 до 0,7).
Для уменьшения затрат по транспортному хозяйству необходима хорошо организованная, отлаженная и гибкая система транспортной логистики.
2.4.4 Транспортные тарифы
Расчеты за услуги, оказываемые транспортной организацией, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:
— платы, взыскиваемые за перевозку грузов;
— сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
— правила исчисления плат и сборов.
Система тарифов для различных видов транспорта имеют свои особенности. В железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие тарифы:
a) общие тарифы - это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов;
b) исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности;
c) льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог;
d) местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги.
Кроме провозной платы железная дорога взимает с грузополучателей и грузоотправителей платы за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Эти платы называются сборами и взыскиваются за выполнение силами железной дороги следующих операций: за хранение, взвешивание или проверку веса груза, за подачу или уборку вагонов, за их дезинфекцию, за экспедирование грузов, за погрузочно-разгрузочные работы, а также за ряд других операций.
На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:
§ сдельные тарифы на перевозку грузов;
§ тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;
§ тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;
§ тарифы из покилометрового расчета;
§ тарифы за перегон подвижного состава;
§ договорные тарифы.
На размер тарифной платы оказывают влияние следующие факторы:
— расстояние перевозки;
— масса груза;
— объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля. По этому показателю все перевозимые автотранспортом грузы подразделяются на четыре класса:
1) грузоподъемность автомобиля;
2) общий пробег;
3) время использования автомобиля;
4) тип автомобиля.
Каждый из тарифов на перевозку грузов автотранспортом учитывает не всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки. Например, для расчета стоимости перевозки по сдельному тарифу необходимо принять во внимание расстояние перевозки, массу груза и его класс, характеризующий степень использования грузоподъемности автомобиля.
Во всех случаях на размер платы за использование автомобиля оказывает влияние район, в котором осуществляется перевозка. Это объясняется устойчивыми различиями в уровне себестоимости перевозок грузов по районам. Корректировки в тарифную стоимость вносятся с помощью так называемых поправочных коэффициентов.
Глава 3 Расчетная часть
Планируется открыть предприятие по производству и продаже волейбольных мячей. Проведя обстоятельное маркетинговое исследование и изучив затратную часть этого бизнеса, были собраны следующие данные:
| ||
вариант | 5 |
|
Цена упаковки в расчете на 1 мяч, руб. | 20 |
|
Стоимость необходимого оборудования, тыс. руб. | 120 |
|
Срок службы оборудования, лет. | 5 |
|
Предположительная остаточная стоимость оборудования по окончании срока службы, тыс. руб. | 10 |
|
Производительность оборудования мячей в час. | 4 |
|
Расход сырья на 1 мяч, руб. | 110 |
|
Необходимо нанять рабочих, чел. | 2 |
|
Заработная плата 1 рабочего, руб. в неделю | 850 |
|
Заработная плата управляющего руб. в месяц | 10000 |
|
Аренда помещений, руб. в месяц | 6000 |
|
Обслуживание оборудования, руб. за цикл | 1200 |
|
Объем продаж мячей в год | 6000 |
|
Заработная плата дополнительного работника, руб. в месяц | 3100 |
|
|
|
|
Планируется решение всех организационных и финансовых вопросов доверить одному лицу - управляющему. Для производства следует арендовать помещение. Существенным вопросом является обслуживание оборудования (один цикл составляет 100 часов работы оборудования). Также необходимо учесть отчисления во внебюджетные фонды 26 % от фонда оплаты труда работников.
Необходимо рассчитать и построить график точки безубыточности. Оптовую цену предприятия с налогом на добавленную стоимость 18 %, учитывая, что порог рентабельности равен 15%. Реализация продукции будет осуществляться через посредников за комиссионные, следовательно, розничная надбавка будет равна 10 % с каждого проданного мяча. Определить объем чистой прибыли, если учесть что налог на прибыль 24 %. Возможно ли нанять дополнительного рабочего для помощи в основном производстве.
Решение:
1.Затраты на годовой объем продукции, т.е. на 6000 мячей
а) затраты на упаковку
20*6000=120000 руб.
б) затраты на сырье
110*6000=660000 руб.
в) амортизационные отчисления за год
Агод=(120-10)/5=22000 руб.
г) обслуживание оборудования: цикл-100 часов, за 1 час - 4 мяча, следовательно, за цикл 100*4=400 мячей
стоимость обслуживания цикла - 1200, отсюда на 1 мяч: 1200/400=3 руб.
На годовой объем: 6000*3=18000 руб.
д) заработная плата одного рабочего
850*4*12=40800 руб.
е) заработная плата управляющего за год
10000*12=120000 руб.
ж) аренда в год
6000*12=72000 руб.
з) начисление на з/п
(2*40800+120000)*0,26=52416 руб.
2. Всего затраты предприятия:
120000+660000+22000+18000+
3. Прибыль предприятия =1105216 *0,15=165782,4 руб.
4. Цена на 1 мяч =(1105216 +165782,4)/6000=211,83 руб.
5. Комиссионные посредникам =211,83*0,1=21,18 руб.
6. Цена с учетом комиссионных=211,83+21,18=233,
7. НДС =233,01*0,18=41,94 руб.
8. Цена реализации одного мяча =233,01+41,94=274,95 руб.
9. Валовой доход от реализации мячей =274,95*6000=1649700 руб.
10. Балансовая прибыль = ВД - НДС - Комис. посредникам - все затраты предприятия =1649700-(41,94*6000)-(21,18*
11. Налог на прибыль =165764*0,24=39783,36 руб.
12. Чистая прибыль =165764-39783,36 =125980,64 руб.
Расчет точки безубыточности
Тбез =И пост/(Цена реал. ед-цы продук. - И перемен. сред. на ед-цу)
1) И пост =амортизация + ст-ть обслуживания оборудования + з/п управляющего + аренда + начисление на з/п управляющего
Начисление на з/п управляющего=120000*0,26=31200 руб.
И пост=22000+18000+120000+72000+
2) И переменные на весь объем продукции = затраты на упаковку + затраты на сырье + з/п рабочего + начисление на з/п рабочего + налог на прибыль
Начисление на з/п рабочего=2*40800*0,26=21216 руб.
И перем=120000+660000+40800+
И перем средние, на 1 мяч =881799,36 /6000=146,97
Тбез =263200/(274,95-146,97)=2057
Проверка: 274,95*2057=565572,15
146,97*2057+263200=565517,29
Расчет точки безубыточности с дополнительным рабочим
а) з/п рабочего=40800 руб.
б) з/п дополнительного рабочего
3100*12=37200 руб.
в) з/п управляющего=120000 руб.
г) начисление на з/п
(2*40800+120000+37200)*0,26=
2. Всего затраты предприятия:
120000+660000+22000+18000+
3.Прибыль предприятия = 1152088*0,15=172813,2 руб.
4. Цена на 1 мяч =(1152088+172813,2)/6000=220,
5. Комиссионные посредникам = 220,82 *0,1=22,08 руб.
6. Цена с учетом комиссионных = 220,82+22,08=242,9 руб.
7. НДС = 242,9*0,18=43,72 руб.
8. Цена реализации 1 мяча = 242,9+43,72=286,62 руб.
9. Валовой доход от реализации = 286,62*6000=1719720 руб.
10. Балансовая прибыль = ВД - НДС - Комис. посредникам - все затраты предприятия =1719720-(43,72*6000)-(22,08*
11. Налог на прибыль =172832*0,24=41479,68 руб.
12. Чистая прибыль =172832-41479,68=131352,32 руб.
Расчет точки безубыточности
Тбез =И пост/( Цена реал. ед-цы продук - И перемен. сред. на ед-цу)
1) И пост =амортизация + ст-ть обслуживания оборудования + з/п управляющего + аренда + начисление на з/п управляющего
Начисление на з/п управляющего=120000*0,26=31200 руб.
И пост=22000+18000+120000+72000+
2) И переменные на весь объем продукции = затраты на упаковку + затраты на сырье + з/п рабочего + з/п допол-ого рабочего + начисление на з/п рабочего + начисление на з/п допол-ого рабочего + налог на прибыль
Начисление на з/п рабочего=2*40800*0,26=21216 руб.
Начисление на з/п допол-ого рабочего=37200*0,26=9672 руб.
И перем=120000+660000+40800+
И перем средние, на 1 мяч = 930367,68/6000=155,06
Тбез = 263200/(286,62-155,06)=2001
Проверка: 286,62*2001=573526,62
155,06*2001+263200=573475,06
Заключение
Логистика в России, как наука начала развиваться сравнительно недавно (около 2-х лет назад), но уже сейчас можно говорить о ее значимости на предприятии. Применение логистики на промышленных предприятиях приводит к следующему:
— производство ориентировано на рынок;
— налаживаются партнерские отношения с поставщиками;
— сокращаются простои оборудования;
— оптимизируются запасы - одна из центральных проблем логистики (анализ опыта ряда фирм Западной Европы показывает, что применение логистики позволяет уменьшить производственные запасы на 50%);
— сокращается численность вспомогательных рабочих;
— улучшается качество выпускаемой продукции;
— улучшается использование производственных и складских площадей;
— сокращается время движения продукции на 25-30%;
— снижается уровень запасов продукции у потребителя в 30-50%.
— обеспечивается комплексный учет всех затрат по завозу и вывозу грузов, а не только перевозочных тарифов, которые составляют лишь часть совокупных затрат на передвижение продукции.
— повышается уровень транспортного обслуживания, что достигается не только и не столько улучшением работы транспортных подразделений, сколько слаженным выполнением комплекса работ по снабжению, сбыту и перевозкам продукции.
Логистика как сегодня, так и в будущем будет основным фактором в конкурентной борьбе. Успех в конкурентной борьбе между предприятиями и сетями единой цепочки создания стоимости, между странами и экономическими регионами определяется в первую очередь уровнем компетенции в логистике. Так, исследования, проведенные на предприятиях, доказывают положительную взаимосвязь между эффективной логистикой и успехом в предпринимательской деятельности. По сути, отдел логистики должен являться связующим звеном в работе всех служб предприятия, так сказать координирующим центром фирмы.
Исключительное значение, которое имеет логистика сегодня и которым будет обладать в будущем, объясняется в первую очередь современными представлениями о логистике, а во-вторых, современным и будущим состоянием развития систем создания стоимости и экономических структур.
На рынке труда уже появляется спрос на специалистов такого профиля. Возможно в скором будущем профессия «логистик» будет входить в десятку наиболее престижных и пользующихся спросом специальностей.
Список литературы:
1 Аникин Б.А. Логистика. М.: ИНФРА-М, 1998.
2 Берков М.В. Информационные технологии в логистике, М.:Фин. и статистика, 1999.
3 Гражданский А.М. Основы логистики. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1995.
4 Гордон М. II. Функции и развитие логистики в сфере товароведения // Риск. 1993. № 1.С. 42.
5 Дегтяренко В. Н. Основы логистики маркетинга. Ростов н/Д, 1992.
6 Залманова М. И. Закупочная и распределительная логистика. Саратов, 1992.
7 Лавров С. Н., Фролов Б. А. Валютно-финансовые отношения предприятий и организаций с зарубежными партнерами, М., 1992.
8 Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1997.
9 Рынок и логистика. М.: Экономика, 1993.
10 Смехов А. А. Введение в логистику. М., 1995.
11 Смехов А. А. Логистика и транспорт. М., 1995.
Информация о работе Значение логистики в деятельности промышленных предприятий