Анкета и анкетирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 13:35, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение сущности анкетирования и возможности его использования при проведении маркетинговых исследований.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

1. Сформулировать понятие и выявить значение анкетирования как инструмента маркетинговых исследований.

2. Рассмотреть виды анкетирования.

3. Проследить технологии создания анкет.

4. Проанализировать возможности применения анкетирования в системе маркетинговых исследований в торговом центре «МЕТРО Кэш энд Керри».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

1. Цели, задачи и требования к анкетированию………………………………………...5

2. Технология создания анкеты…………………………………………………………..8

3. Маркетинговый анализ анкетирования конкретной организации на примере торгового центра «МЕТРО Кэш энд Керри»………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………………….33

Список использованной литературы…………………………………………………...35

Работа состоит из  1 файл

курсовая по МИ.doc

— 715.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 
 
 

Факультет менеджмента и маркетинга 

Кафедра маркетинга 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Маркетинговые исследования» 

на тему: Анкета и анкетирование 
 
 
 
 
 

                                                Дата выполнения

                                                   Подпись студентки 
 
 
 

Калуга 2011 
 
 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………...3

1. Цели, задачи и требования к анкетированию………………………………………...5

2. Технология создания анкеты…………………………………………………………..8

3. Маркетинговый анализ анкетирования конкретной организации на примере торгового центра «МЕТРО Кэш энд Керри»………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………………….33

Список  использованной литературы…………………………………………………...35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В практике социологических исследований одним из распространенных видом  опроса является, помимо интервью, анкетирование, или анкетный опрос. Это объясняется как разнообразием, так и качеством той социологической информации, которую можно получить с его помощью. Анкетный опрос основан на высказываниях отдельных лиц и проводится в целях выявления тончайших нюансов во мнении опрашиваемых (респондентов). Метод анкетного опроса является важнейшим источником информации о реально существующих социальных фактах и социальной деятельности.

     Проблема  данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

     Актуальность данной работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к вопросам анкетирования в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

     При помощи метода анкетирования можно  с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

     С помощью анкетирования можно  определить предпочтения разных слоёв  населения: какие товары наиболее важны для людей, какие профессии востребованы, каких домашних животных они предпочитают заводить и т. д. Анкетирование широко распространено при приеме на работу и проведении собеседований с персоналом.

     Целью исследования является изучение сущности анкетирования и возможности его использования при проведении маркетинговых исследований.

     Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

     1. Сформулировать понятие и выявить  значение анкетирования как инструмента маркетинговых исследований.

     2. Рассмотреть виды анкетирования.

     3. Проследить технологии создания  анкет.

     4. Проанализировать возможности применения  анкетирования в системе маркетинговых исследований в торговом центре «МЕТРО Кэш энд Керри».

     Объектом  исследования является анкетирование как инструмента маркетинговых исследований.

     Предмет исследования – анкетирование посетителей торгового центра «МЕТРО Кэш энд Керри». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Цели, задачи и требования к анкетированию

     Одним из наиболее информативных способов опроса является анкетирование. Анкетирование представляет собой заполнение таблиц с заранее подготовленным перечнем вопросов по интересующим маркетинговую службу вопросам. Анкета – это вопросник, на который предлагается ответить опрашиваемому лицу (респонденту). Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.

     Анкетирование целесообразно в двух случаях:

  • когда нужно опросить большое число респондентов за относительно короткое время;
  • респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.

     Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер.

     Анкетирование на современном этапе применяется  не только для исследования потребительских предпочтений, запросов, нужд и т.д., но и для отслеживания мнений экспертов. Часть специалистов области маркетинга сходятся во мнении, что экспертный метод даёт возможность получения разнообразной информации высокой прогностической ценности, что очень важно в области маркетинга, который, как известно, является сферой быстрого устаревания информации. Апробация методики, в которой из полученных экспертных оценок составляется и анализируется матрица, показала, что она позволяет быстро получить количественные оценки достаточно большого числа разнородных факторов.

     В последнее время сфера использования  анкет расширилась: если раньше при  их помощи изучалось потребительское  поведение, то в настоящее время  к ним прибегают, чтобы отслеживать мнение экспертов по тем или иным направлениям. С каждый годом появляются новые методики составления анкет и проведения собственно анкетирования. Дело в том, что в современных условиях хозяйствования рынок переполнен однотипными товарам, а, следовательно, потребитель стремиться их различать уже не по внешнему виду и иным видимым характеристикам, но и по эмоционально-психологическим составляющим. В целом анкетирование является одним из средств сбора первичной информации, которую необходимо быстро обрабатывать, т.к. она быстро устаревает и теряет свою ценностью для исследователя.

     Различают следующие виды анкетирования:

     1. По способу общения между исследователем  и опрашиваемыми:

  • прессовый: вопросник печатают в газете или журнале;
  • почтовый: анкеты рассылают по почте;
  • раздаточный: анкетёр раздаёт анкеты группе респондентов;
  • публикация анкет в Интернете.

     Прессовый, почтовый и опрос в Интернете  являются заочными. При таком анкетировании нет непосредственного контакта анкетёра с респондентом. В случае с раздаточным опросом (очное анкетирование) анкетёр выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако, анкета заполняется респондентом самостоятельно.

     Почтовый  опрос является одним самых неэффективных  видов, однако при правильной его организации, можно значительно повысить его отдачу. Для увеличения количества желающих принять участие в почтовом опросе следует, считает она, обязательно мотивировать опрашиваемых: присланный ответ будет участвовать в розыгрыше призов, первые приславшие получат купон со скидками и т.д.

     2. По месту проведения:

  • по месту жительства;
  • по месту работы;
  • по месту учёбы.

     В последних двух случаях анкетирование  может быть групповым (или аудиторным). 
 

     3. По уровню стандартизации:

  • полностью стандартизированные;
  • частично стандартизированные.

     Этот  вид анкетирования определяется характером вопросов (закрытыми или  полузакрытыми).

     4. По полноте охвата:

  • опрос всех представителей выборки;
  • выборочное: опрос части выборки.

     Анкетирование имеет как достоинства (оперативность, экономия средств и времени и др.), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, её достоверностью и т.д. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации.

     Из  вышеизложенного следует, что классификация анкет, используемых в маркетинге весьма разнообразна. Разделение анкет по виду зависит от выбранного классификационного признака, который и определяет, что именно будет «выясняться» с помощью составленной анкеты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Технология создания анкеты

     Анкета  – это ряд вопросов, на которые  опрашиваемый должен дать ответ. Анкета – инструмент очень гибкий в том смысле, что для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками и последовательностью, т.е. вопросы можно задавать множеством разных способов. Хорошая анкета должна: облегчить ответ опрашиваемого лица; сформулировать вопрос с учётом его влияния на ответ опрашиваемого; позволить легко провести анализ. При этом анкета должна быть опробована, и в ней должны быть устранены все выявленные недостатки.

     Структура анкеты выглядит следующим образом:

     1. Служебное поле. В нём указываются  дата заполнения, регион, Ф.И.О. интервьюера, другие данные. Данные служебного поля могут использоваться для верификации работы интервьюера.

     2. Введение. Служит связующим звеном  между респондентом и интервьюером. Оно должно быть чётким, простым, лаконичным. В нём указывается цель исследования, информация о том, кто его проводит. Введение выполняет стимулирующую функцию посредством подчёркивания значимости ответа респондента, указания на материальные стимулы (призы, бонусы, участие в лотерее).

     3. Тело анкеты. В этой части раскрываются  основные вопросы, на которые  мы пытаемся получить ответ  в процессе исследования.

     4. Классификационная часть. Содержит информацию об основных социально-экономических характеристиках, которые ложатся в основу сегментирования рынка. Эта часть в общем случае может разбиваться на три области:

     1) Область, где вопросы задаются  непосредственно респонденту.

     Часто возникающей в этой части задачей  является определение уровня дохода респондента. Доход можно определить такими путями:

  • установить интервальную шкалу доходов, которая корреспондируется с уровнем цен на исследуемую продукцию;
  • определить род занятий респондента;
  • установить наличие определённых знаковых товаров у респондента, которые могут свидетельствовать об определённом уровне дохода.

     2) Область, которая заполняется  интервьюером самостоятельно на  основе визуальной информации. Это, обычно, возраст, пол и т.д.

     3) Название предприятия, адрес,  контактный телефон. Если опрос  проводится на дому или, если  проводится маркетинговое исследование  на промышленном рынке, необходимо обязательно указать номер телефона опрашиваемого.

     В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга отбирает вопросы, продумывает их формулирование и последовательность. В общем случае структура вопросов анкеты состоит из трёх элементов:

     1. Целевые повременные – содержат  данные анкеты, которые непосредственно  связаны с главной целью исследования. Они обычно описывают отношение, знание товара и поведение потребителя.

Информация о работе Анкета и анкетирование