Ассортиментная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:12, курсовая работа

Описание

В условиях рыночной экономики особое место занимает маркетинг как система управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы, нацеленная на эффективное удовлетворение потребительского спроса.
Предпринимательская деятельность является эффективной, когда производимый фирмой товар или оказываемая ею услуга находит спрос на рынке, а удовлетворение определенных потребностей покупателей благодаря приобретению данного товара или услуги приносит прибыль.
Для того чтобы производимый товар или оказываемая услуга были всегда конкурентоспособными и имели спрос, необходимо осуществлять множество маркетинговых решений.

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………………
1. Теоретические основы ассортиментной политики в розничной торговой организации……………………………………………………………………………
1.2. Понятие, показатели ассортимента……………………………………..
1.3. Особенности ассортиментной политики в розничной торговой организации…………………………………………………………………………….
1.4. Управление ассортиментом……………………………………………
2. Задание 1……………………………………………………………………….
3. Задание 2………………………………………………………………………
4. Задание 3………………………………………………………………………
Заключение по теоретической части …………………………

Работа состоит из  1 файл

маркет1.docx

— 157.66 Кб (Скачать документ)

   На  построение ассортиментной политики в  розничных торговых предприятиях влияет ряд экономических, социальных, демографических, специфических и др. факторов.

   К экономическим факторам относят  денежные доходы населения и распределение  их между отдельными группами населения, уровень розничных цен и их соотношение между отдельными видами и группами товаров; степень обеспеченности населения предметами длительного  пользования.

   Социальные  факторы к ним относятся социальная и профессиональная структура обслуживаемого населения; уровень образования  и культурного развития людей, праздники, мода и др.

   К демографическим факторам изменение  численности населения и его  состава по полу, возрасту, месту  проживания; размеру состава семьи.

   Природно  – естественные факторы – это  климатические условия, продолжительность  времён года, физиологические особенности  человеческого организма в зависимости  от пола, возраста и т. д.

   Специфические факторы оказывают разное значение на ассортиментную политику в каждом конкретном магазине, зависящих от типа и размера магазина, его специализации, технической оснащённости, условий  товароснабжения (наличия стабильности источников, отдалённости, вида, поставщика), численности и состава обслуживаемого населения, транспортных условий, наличие  др. розничных магазинов в зоне деятельности данного магазина.

   В случае отсутствия в продаже нужного  товара или неудовлетворительного  качества предположительного товара покупатель, как правило, не откладывает. А ищет ему замену с аналогичными удовлетворяющими потребностями. На спрос многих товаров  оказывает влияние сезонности и  производства со сменой времени года существенно меняются потребности  людей в предметах одежды, обуви, спортивных товарах. Ассортиментная политика в розничной торговой сети важная часть коммерческой стратегии в  розничной торговле.

   Проведение  ассортиментной политики требует принятия решений не только о включении  новых товаров, но и снятия товаров  с продажи. Фирмы изготовители и  поставщики товаров постоянно обновляются  номенклатуру своей продукции, стремясь получить всё новые и новые  прибыли. Ассортимент же является частью розничной стратегией и оружием  в конкурентной борьбе это предполагает его непрерывное и динамическое изменение. В некоторых случаях необходимость исключения определённого товара из ассортимента совершенно очевидна.

   Ассортиментная  политика магазина предполагает знание жизненных циклов производства и  реализации товаров, без которого нельзя правильно управлять торговым ассортиментом. Надо обратить внимание на стадии жизненного цикла товара:

  • На первой стадии внедрения производят самые ходовые и базовые модели, которые пользуются спросом покупателей;
  • К стадии зрелости выходит всевозможный ассортимент;
  • В стадии спада остаётся самый лучший и ходовой товар

   Ассортиментная  политика выделяет набор изделий, находящихся  одновременно на рынке, в разных жизненных  циклах. Номенклатура товара находящегося в спаде жизненного цикла, но по степени  новизны, гарантирует фирме относительно стабильные объёмы реализации, покрытие расходов и уровня прибыли.

      Следует выделить товарные группы:

  • основная – товары, приносящие предприятию основную прибыль и находящиеся в стадии роста.
  • Поддерживающая – товары, стабилизирующие выручку от продаж и находящиеся в стадии зрелости.
  • Стратегическая – товары, призванные обеспечивать будущую прибыль предприятия.
  • Тактическая – товары призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящихся, как правило, в стадии роста и зрелости.

   При определении ассортиментной политики выделяют два принципа:

   Принцип синергизма товары и услуги внутренне  увязаны и дополняют друг друга. Масштаб деятельности фирмы определяет широкую экономию.

   Принцип стратегической гибкости преодолевает недостаток, построение стратегических зон хозяйствования и товарной номенклатуры, которые зависят от различных  технологий, требуют разнородных  экономических, культурных и политических условий, уравновешивают рисковые и устойчивые товарные группы, что сказывается на деятельности фирмы. Такой принцип требует финансовых затрат и под силу крупным фирмам.

   Принципы  подбора ассортиментных групп товаров  должны гармоничны всем ассортиментным группам.

   Принципы  формирования ассортимента торговой организации:

   Ориентируются на одну ассортиментную группу характерна для специализированных магазинов. Устойчивый ассортимент товаров  в магазине обуславливает сокращение затрат времени покупателей на поиск  товаров, позволяет стандартизировать  все важнейшие торгово-технологические  процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами  трудовых, материальных и финансовых ресурсов (обувь, одежда, галантерея).

   Ориентация  на место производства товара (это  менее распространено), подходит тем  торговым организациям, которые ориентируются  на производство в определённом географическом регионе (одежда из Германии, Белорусский  трикотаж и т. д.). Обеспечивает соответствие ассортимента характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами  покупателей.

   Ориентация  на определённый уровень цен означает, что торговая организация подбирает  ассортимент таким образом, чтобы  соответствовало платежеспособности покупателей.

   Ориентация  на самообслуживание может сочетаться с другими принципами формирования ассортимента, но чтобы товары имели  несущую информацию о нём и  достаточно просты, и не требовали  дополнительной консультации продавца. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс  ознакомления с предлагаемыми к  продаже товарами, сокращает затраты  времени на осуществление покупок, способствует совершению «импульсивных  покупок».

   Ориентация  на широту и глубину ассортимента товара. Ширина и глубина ассортимента в магазине зависят от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма  товарной специализации, размер торговой площади, а также состояние предложения  на потребительском рынке.

   Одним из принципов правильного формирование ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий его  рентабельной деятельности. Рентабельность является главным фактором для функционирования торгового предприятия. При построении ассортимента необходимо учитывать  издержкоёмкость и налогоёмкость  реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы.

   Особенностью  ассортиментной политики является и  ценообразование, которое воспринимается не экономическим, а порой психологическим  восприятием цены покупателя. При  этом устанавливаются:

   Ценовые линии – где совокупность цен  на одинаковый товар, будет рознится с качеством.

   Цена  «выше норминала» - характеризуется  низкой ценой на основной товар и  приложения к нему дополнительного  товара;

   Цена  «с приманкой» - доступность цен  массовому покупателю основного  товара и повышенные цены на широкий  круг дополнительных товаров к нему;

   Цены  на сопутствующие товары;

   Цена  на комплект (стоимость набора товара);

   Цены  на побочные продукты;

   Психологические цены (например: цены которые заканчиваются  на 9 или 99 рублей).

   Между отдельными товарами внутри ассортимента могут складываться различные связи:

  • Взаимозаменяемость;
  • Взаимозависимость.

   Используется  перекрёстная эластичность для изменения  взаимосвязи товаров. Можно это  сделать методом переключения спроса с одного товара на другой. 

1.4. УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ 

    Товарная  политика предприятия - комплекс действий торгового посредника на основе наличия  у него чётко сформулированной программы  действий на рынке. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер  по формированию ассортимента и его  управлению, поддержанию конкурентоспособности  товаров на требуемом уровне, нахождение для товаров оптимальной товарной ниши (сегментирование рынка), разработку ценовой политики, послепродажного  сервиса и т.п. Товарная политика разрабатывается на основе данных о  состоянии спроса и предложения, наличия товаров заменителей, общего состояния рынка.

      Рынок – это сложное и многостороннее явление, которое характеризуется  разным уровнем своего развития, особенностями  исторического, социального, культурного  характера, присущих различным странам; это та среда, в которой только могут быть удовлетворены все  нужды потребителей через взаимодействие спроса и предложения; т.е. это с  одной стороны сфера отношений  между субъектами экономики, а с  другой - составная часть рыночной экономики, куда входят сферы производства товаров, их потребления и распределения, а также элементы планирования и  регулирования экономики. Постоянный анализ рыночной среды, оценка и продуманное  применение полученной информации –  залог успешной работы любой фирмы. Прогноз развития рынка состоит  в определении условий, при которых  обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса потребителей в товарах данного  предприятия и создаются предпосылки  для эффективного сбыта данной продукции.

      Начать  свою деятельность по оценке конъюнктуры  лучше всего с общего исследования рынка, т.е. оценки общеэкономической  ситуации на нем. Рыночное окружение  устанавливает пределы того, что  может быть достигнуто. Такая оценка позволяет вовремя и без серьезных  затрат изменять маркетинговую политику относительно ассортимента и объемов  реализуемой продукции, своевременно вести поиск новых рынков сбыта, новых видов товаров, способов их продвижения, оптимизировать затраты  и определять потребность в инвестициях.

      Проведению  анализа способствует рассмотрение коньюнктурообразующих факторов, которые  можно подразделить на две группы - постоянно действующие и временные. Постоянно действующие коньюнктурообразующие  факторы особенно проявляются на  рынке промышленных товаров и  услуг. К ним относят:

  1. НТП, меняющий отраслевую структуру экономики, товарный ассортимент, способствующий изменению структуры товарных рынков, обострению конкуренции, и дестабилизации существующей экономической ситуации. Он основная причина структурной безработицы.
  2. Уровень монополизации цен, характеризующий экономическую мощь фирмы, так же как и занимаемая доля рынка и способности приспосабливаться к изменениям спроса. Этот критерий особенно важен для товарных рынков.
  3. Государственное регулирование как административное, воздействующее на динамику производства и платежеспособного спроса, так и путем прямых покупок и продаж для корректировки спроса и предположения на социально и стратегически важных рынках (рынки сельхоз продукции, валютный и т. п.)
  4. Межгосударственное регулирование значимо для мировых рынков различных видов продовольствия, защите собственных внутренних рынков от конкурентов извне, установления единых мировых цен на некоторые товары.
  5. Состояние информационных систем. Ничто так не нервирует субъектов экономической деятельности как отсутствие  информации.
  6. Валютная и кредитно - денежная ситуация в стране и за её пределами. Колебания национального курса валюты либо помогают отечественным производителям в конкурентной борьбе с импортными товарами (небольшое обесценивание национальной валюты и как следствие удорожание импортных поставок), либо ставит их в невыгодное положение, когда намного дешевле привезти из-за тридевять земель, чем произвести на месте.
  7. Энергетические и экологические проблемы - достаточно жесткие по своему воздействию коньюнктурообразующие факторы. В последнее время это основные параметры, определяющие технологию производства и требования к свойствам товара.

      Кроме постоянных факторов, которые необходимо учитывать любому участнику рынка, существуют и такие, которые зависят  от специфики реализуемых товаров  или услуг, среди которых можно  выделить:

        1. Сезонность важна для рынка сельхозпродукции и как следствия смежных рынков (рынок ГСМ, автомобильных и ж/д. перевозок и т.п.). Нивелировать этот фактор в какой-то степени позволяет НТП;
        2. Политические конфликты. О действии этой группы факторов жители РФ знают не понаслышке.
        3. Социальные конфликты особенно опасны для ключевых отраслей экономики, имеющих государственное значение (ВПК, горнодобывающая промышленность.);
        4. Стихийные бедствия, часто приводящие к нарушению деятельности целых отраслей экономики и иногда серьёзным экологическим проблемам, что в свою очередь вызывает кризисы в сопутствующих секторах экономики.

Информация о работе Ассортиментная политика предприятия