Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка направлений совершенствования коммерческой работы по формированию торгового ассортимента.
Объектом исследования курсовой работы является ОАО «Дружба Трейд».
Предметом исследования выступает коммерческая работа по формированию торгового ассортимента.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента в современных условиях;
2. Рассмотреть организационно – экономическую характеристику ОАО «Дружба Трейд»;
3. Провести анализ состояния коммерческой работы по формированию торгового ассортимента в розничной торговле;
Введение
3
1
Сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента в розничной торговле
5
2
Организационно – экономическая характеристика ОАО «Дружба Трейд»
22
3
Состояние коммерческой работы по формированию торгового ассортимента в розничной торговле
28
3.1
Факторы, определяющие построение ассортимента товаров организаций розничной торговли
28
3.2
Методы формирования торгового ассортимента
36
3.3
Контроль за состоянием торгового ассортимента и его результативность
48
4
Направления совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента
50
Заключение
53
Список использованных источников
По данным главы можно сделать следующий вывод.
ОАО «Дружба Трейд» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и счета в банке. Удельный вес работников имеющих высшее образование с 2006 года по 2008 год уменьшилось на 0,36 %,что следует оценить отрицательно. В целом 2008 г в хозяйственной деятельности ОАО «Дружба Трейд» по финансовым показателям можно оценить положительно, так как предприятие сработало с прибылью, а также с положительным ростом по основным показателям хозяйственно-финансовой деятельности. Основным районом деятельности ОАО «Дружба Трейд» является Волковысский район.
3.1 Факторы, определяющие
построение ассортимента
В ОАО «Дружба Трейд» при формировании ассортимента магазина используется метод ассортиментного перечня.
Ассортиментный перечень
товаров, рекомендуемый для всех
торговых объектов, разрабатывается
Министерством торговли Республики
Беларусь, согласовывается с
Органы управления торговлей облисполкомов, Волковысского горисполкома направляют ассортиментный перечень, разработанный Министерством торговли Республики Беларусь, гор(рай)исполкомам, или собственникам торговых объектов, которые разрабатывают и доводят ассортиментные перечни до торговых объектов.
В ассортиментных перечнях для торговых объектов собственником указывается: наименование товара, количество видов и разновидностей по каждому наименованию, которые должны быть в продаже, удельный вес товаров отечественного производства в розничном товарообороте.
В ассортиментный перечень Министерством торговли Республики Беларусь включаются товары, производимые в республике и поставляемые внутреннему рынку в объемах, достаточных для удовлетворения заявок торговых объектов всех форм собственности, а также продовольственные и непродовольственные товары, не вырабатываемые в республике, имеющие социальную значимость. Ассортиментные перечни являются минимальными для торговых объектов и могут дополняться другими разрешенными к реализации товарами при соблюдении действующих на территории республики правил их продажи.
Ассортиментный перечень
для торгового объекта
Ассортиментный перечень для торговых объектов утверждается по предоставлению собственника после согласования в установленном порядке с органами государственного санитарного надзора.
Ассортиментные перечни утверждают: для торговых объектов – исполнительные комитеты по месту нахождения торгового объекта.
Ассортиментные перечни разрабатываются и утверждаются на 2 года и доводятся Министерством торговли до органов управления торговлей облисполкомов, Волковысского горисполкома, организации торговли (объединений), республиканской собственности не позднее 60 дней до наступления года, региональными органами управления торговлей до объектов торговли – не позднее 30 дней.
Дополнения и изменения в ассортиментные перечни могут вноситься на основании предложений органов управления торговлей.
Ассортиментный перечень должен находиться в торговом объекте и предъявляться по требованию органов, уполномоченных осуществлять контроль.
Товары, включенные в ассортиментные перечни, должны быть в наличии в течение всего рабочего дня торгового объекта.
Несоблюдение ассортиментного
перечня и (или) удельного веса
товаров отечественного производства
в розничном товарообороте
Далее рассмотрим процесс разработки и утверждения ассортиментного перечня для ОАО «Дружба Трейд».
Ассортиментный перечень в соответствии с рекомендациями утвержден отделом торговли сектора торговли и услуг Волковысского райсполкома, согласовано с главным врачом Центра гигиены и эпидемиологии.
Все ассортиментные перечни ОАО «Дружба Трейд» разработаны и утверждены на 2009 год и доведены до ОАО «Дружба Трейд» 20.01.2009года. Перечень вывешен на видном для покупателей месте.
Формирование ассортимента товаров в ОАО «Дружба Трейд»для магазинов осуществляется по этапам:
На формирование ассортимента в ОАО «Дружба Трейд» влияют такие факторы, как спрос, производство и конкуренты. Спрос, сформированный на рынке данной организации обязывает коммерческую службы сформировать предложение, то есть запрашиваемый ассортимент. Спрос на каждую группу товаров в исследуемой организации изучается отдельно. Кроме того, являясь посредником, между производителем и потребителем, торговля доводит до последнего то, что предлагается производителем. Таким образом, изучение производства – также одна из основополагающих элементов при формировании ассортимента.
Кроме изучения спроса и предложения, ОАО «Дружба Трейд» должен также выявлять и изучать своих конкурентов. Быть всегда впереди конкурирующих организаций. В настоящее время предприятие работает в условиях конкуренции со стороны расширяющейся сети коммерческих торговых точек и частных предпринимателей.
Ассортимент товаров в
розничной торговле представляет собой
предложение товаров. Поэтому он
должен стимулировать потребителя
к покупке и быть шире, чем номенклатура
спрашиваемых товаров, с тем чтобы
обеспечить выбор. В этом случае
ассортимент будет активно
К общим факторам, которые
влияют на формирование ассортимента
непродовольственных товаров
Покупательский спрос
выступает в качестве
К специфическим факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента непродовольственных товаров в каждом конкретном магазине, относятся тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия товароснабжения (прежде всего – наличие стабильных источников), численность и состав обслуживаемого населения.
Формирование торгового ассортимента определяют социально-экономические факторы.
Ассортимент детской одежды, например, формируется в расчете на слои населения с разным уровнем дохода: в ассортимент включатся как дорогие, так и дешевые товары.
Ассортимент товаров зависит также от размера торговой площади магазина. В однотипных магазинах количество разновидностей больше там, где больше торговая площадь.
Важную роль играет район
(зона) деятельности магазина. Это определяет
номенклатуру видов и количество
разновидностей непродовольственных
товаров, которые должны входить
в торговый ассортимент магазинов,
обслуживающих данный сегмент. Дело
в том, что не все обслуживаемые
регионы одинаковы по социальному
составу населения, его покупательной
способности. Например, в маленьких
сельских населенных пунктах ассортимент
непродовольственных товаров
Основополагающим
принципом является
В магазинах продавцы в процессе общения с покупателями изучают их требования к ассортименту товаров, качеству товаров, ведут учет реализованного спроса. Неудовлетворенный спрос может регистрироваться в специальных журналах. Не менее важной является функция формирования спроса продавцами. Но для этого необходим высокий профессионализм, хорошее знание потребительских свойств товаров, психологии и этики торговли.
Источниками информации о спросе являются статистическая отчетность, данные бюджетных обследований и домашних хозяйств, оперативные ведомственные материалы, а также сплошные и выборочные обследования.
Носителями информации о спросе в магазинах являются инвентаризационные ведомости, приходные накладные, товарные чеки, отрывные ярлыки.
В условиях перехода
к рыночным отношениям работа
по формированию ассортимента
в магазинах значительно
С целью получения изменений в процессе формирования коммерческой деятельности, проведем анализ структуры ассортиментного перечня ОАО «Дружба Трейд» в 2009г. данные сведем в таблице 3.1.1.
Таблица 3.1.1 – Характеристика ассортиментных перечней ОАО
«Дружба Трейд» за 2009
Наименование секции |
Количество разновидностей |
Удельный вес в общем количестве разновидностей |
1.Секция «Парфюмерия» |
161 |
6,3 |
2.Секция «Канцтовары и игрушки» |
182 |
7,1 |
3.Секция «Химия» |
130 |
5,1 |
4.Секция «Электротовары» |
283 |
11,1 |
5. Секция «Товары для мужчин» |
78 |
3,1 |
6.Секция «Соки» |
114 |
5,6 |
7. Секция « Галантерея – ткани» |
388 |
15,2 |
8. Секция «Товары для дома» |
136 |
5,3 |
9. Секция «Женская одежда» |
91 |
3,6 |
10. Секция «Металлическая галантерея» |
162 |
6,3 |
11. Секция «Товары для детей» |
59 |
2,3 |
12. Секция «Чулки – носки и корсетные изделия» |
53 |
2,1 |
13 Молочный отдел |
164 |
6,4 |
Продолжение табл. 3.1.1
Наименование секции |
Количество разновидностей |
Удельный вес в общем количестве разновидностей |
14 Кондитерский отдел |
144 |
5,6 |
15 Бакалейный отдел |
136 |
5,3 |
16 Мясной отдел |
35 |
1,4 |
17Отдел кулинарных изделий |
36 |
1,4 |
18Рыбный отдел |
32 |
1,3 |
19Овощной отдел |
15 |
0,6 |
20 Водочный отдел |
127 |
5,0 |
21Хлебный отдел |
29 |
1,1 |
13. Итого наименований товаров |
2555 |
100 |