Формирование ассортимента организации розничной торговли в современных условиях (на материалах ОАО Дружба Трэйд )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является разработка направлений совершенствования коммерческой работы по формированию торгового ассортимента.
Объектом исследования курсовой работы является ОАО «Дружба Трейд».
Предметом исследования выступает коммерческая работа по формированию торгового ассортимента.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента в современных условиях;
2. Рассмотреть организационно – экономическую характеристику ОАО «Дружба Трейд»;
3. Провести анализ состояния коммерческой работы по формированию торгового ассортимента в розничной торговле;

Содержание

Введение

3
1

Сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента в розничной торговле

5
2

Организационно – экономическая характеристика ОАО «Дружба Трейд»


22
3

Состояние коммерческой работы по формированию торгового ассортимента в розничной торговле

28
3.1

Факторы, определяющие построение ассортимента товаров организаций розничной торговли

28
3.2

Методы формирования торгового ассортимента

36
3.3

Контроль за состоянием торгового ассортимента и его результативность

48
4

Направления совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента

50

Заключение

53

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Белкоопсоюз.docx

— 133.24 Кб (Скачать документ)

 

По данным главы можно  сделать следующий вывод.

ОАО «Дружба Трейд» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и счета в банке. Удельный вес работников имеющих высшее образование с 2006 года по 2008 год уменьшилось на 0,36 %,что следует оценить отрицательно. В целом 2008 г в хозяйственной деятельности ОАО «Дружба Трейд» по финансовым показателям можно оценить положительно, так как предприятие сработало с прибылью, а также с положительным ростом по основным показателям хозяйственно-финансовой деятельности. Основным районом деятельности ОАО «Дружба Трейд» является Волковысский район.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Состояние коммерческой работы по формированию торгового ассортимента в розничной торговле

 

3.1 Факторы, определяющие  построение ассортимента товаров  организаций розничной торговли

 

 

В  ОАО «Дружба Трейд» при формировании ассортимента магазина используется метод ассортиментного перечня.

Ассортиментный перечень товаров, рекомендуемый для всех торговых объектов, разрабатывается  Министерством торговли Республики Беларусь, согласовывается с заинтересованными, утверждается решением коллегии и доводится  до органов управления торговлей  облисполкомов, Полоцкого горисполкома, организации торговли (объединении) республиканской собственности.

Органы управления торговлей  облисполкомов, Волковысского горисполкома направляют ассортиментный перечень, разработанный Министерством торговли Республики Беларусь, гор(рай)исполкомам, или собственникам торговых объектов, которые разрабатывают и доводят ассортиментные перечни до торговых объектов.

В ассортиментных перечнях для торговых объектов собственником  указывается: наименование товара, количество видов и разновидностей по каждому наименованию, которые должны быть в продаже, удельный вес товаров отечественного производства в розничном товарообороте.

В ассортиментный перечень Министерством торговли Республики Беларусь включаются товары, производимые в республике и поставляемые внутреннему рынку в объемах, достаточных для удовлетворения заявок торговых объектов всех форм собственности, а также продовольственные и непродовольственные товары, не вырабатываемые в республике, имеющие социальную значимость. Ассортиментные перечни являются минимальными для торговых объектов и могут дополняться другими разрешенными к реализации товарами при соблюдении действующих на территории республики правил их продажи.

Ассортиментный перечень для торгового объекта разрабатывается  собственником на основании обязательного, рекомендуемого Министерством торговли Республики Беларусь, с учетом типизации, специализации, месторасположения торгового объекта, регионального (местного) производства товаров, наличия торговых площадей и контингента обслуживаемого населения.

Ассортиментный перечень для торговых объектов утверждается по предоставлению собственника после согласования в установленном порядке с органами государственного санитарного надзора.

Ассортиментные перечни  утверждают: для торговых объектов – исполнительные комитеты по месту нахождения торгового объекта.

Ассортиментные перечни  разрабатываются и утверждаются на 2 года и доводятся Министерством  торговли до органов управления торговлей  облисполкомов, Волковысского горисполкома, организации торговли (объединений), республиканской собственности не позднее 60 дней до наступления года, региональными органами управления торговлей до объектов торговли – не позднее 30 дней.

Дополнения и изменения  в ассортиментные перечни могут  вноситься на основании предложений  органов управления торговлей.

Ассортиментный перечень должен находиться в торговом объекте  и предъявляться по требованию органов, уполномоченных осуществлять контроль.

Товары, включенные в ассортиментные перечни, должны быть в наличии в течение всего рабочего дня торгового объекта.

Несоблюдение ассортиментного  перечня и (или)  удельного веса товаров отечественного производства в розничном товарообороте рассматривается  как нарушение условий и правил осуществления розничной торговли, за что может применяться административное взыскание по статье 1-54 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях  и (или) приостанавливаться или аннулироваться действие специального разрешения (лицензии) или приложения к нему.

Далее рассмотрим процесс  разработки и утверждения ассортиментного  перечня для ОАО «Дружба Трейд».

Ассортиментный перечень в соответствии с рекомендациями утвержден отделом торговли сектора  торговли и услуг Волковысского райсполкома, согласовано с главным врачом Центра гигиены и эпидемиологии.

Все ассортиментные перечни  ОАО «Дружба Трейд» разработаны и утверждены на 2009 год и доведены до ОАО «Дружба Трейд» 20.01.2009года. Перечень вывешен на видном для покупателей месте.

Формирование ассортимента товаров в ОАО «Дружба Трейд»для магазинов осуществляется по этапам:

  1. Определяется ассортиментный профиль и направление специализации магазина в соответствии с выбранной коммерческой стратегией на

 

  1. Установление структуры ассортимента (основных групп реализуемых товаров) для каждого магазина с учетом его типоразмера и месторасположения, зоны деятельности. На этом этапе устанавливаются количественные соотношения отдельных групп товаров и происходит их увязка с плановыми показателями магазина.
  2. Подбор внутригруппового ассортимента по отличительным признакам с привязкой его к конкретной торговой площади. Этот этап самый трудный, итак как он означает не только выработку определенной модели, но также непрерывную работу по обеспечению жизнедеятельности этой модели.
  3. завершаются эти этапы разработкой конкретного перечня реализуемых товаров для каждого магазина. Пример ассортиментных перечней можно увидеть в Приложении (Н).

На формирование ассортимента в ОАО «Дружба Трейд» влияют такие факторы, как спрос, производство и конкуренты. Спрос, сформированный на рынке данной организации обязывает коммерческую службы  сформировать предложение, то есть запрашиваемый ассортимент. Спрос на каждую группу товаров в исследуемой организации изучается отдельно. Кроме того, являясь посредником, между производителем и потребителем, торговля доводит до последнего то, что предлагается производителем. Таким образом, изучение производства – также одна из основополагающих элементов при формировании ассортимента.

Кроме изучения спроса и  предложения, ОАО «Дружба Трейд» должен также выявлять и изучать своих конкурентов. Быть всегда впереди конкурирующих организаций. В настоящее время предприятие работает в условиях конкуренции со стороны расширяющейся сети коммерческих торговых точек и частных предпринимателей.

Ассортимент товаров в  розничной торговле представляет собой  предложение товаров. Поэтому он должен стимулировать потребителя  к покупке и быть шире, чем номенклатура спрашиваемых товаров,  с тем чтобы  обеспечить выбор.  В этом случае ассортимент будет активно воздействовать на спрос, формировать новые потребности, а это путь к увеличению объемов  товаров.

К общим факторам, которые  влияют на формирование ассортимента непродовольственных товаров относятся  покупательский спрос и производство товаров.

 Покупательский спрос  выступает в качестве основного  фактора, который рассматривает  коммерческая служба торгового  предприятия при формировании ассортимента непродовольственных товаров

К специфическим факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента непродовольственных  товаров в каждом конкретном магазине, относятся тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия  товароснабжения (прежде всего –  наличие стабильных источников), численность  и состав обслуживаемого населения.

Формирование торгового  ассортимента определяют социально-экономические  факторы.

Ассортимент детской одежды, например, формируется в расчете  на  слои населения с разным уровнем  дохода: в ассортимент включатся  как дорогие, так и дешевые  товары.

Ассортимент товаров зависит  также от размера торговой площади  магазина. В однотипных магазинах  количество разновидностей больше там, где больше торговая площадь.

Важную роль играет район (зона) деятельности магазина. Это определяет номенклатуру видов и количество разновидностей  непродовольственных  товаров, которые должны входить  в торговый ассортимент магазинов, обслуживающих данный сегмент. Дело в том, что не все обслуживаемые  регионы одинаковы по социальному  составу населения, его покупательной  способности.  Например, в маленьких  сельских населенных пунктах  ассортимент  непродовольственных товаров будет  уже; с учетом того, что покупательная  способность сельского населения  ниже,  в продаже будет больше дешевых товаров. 

       Основополагающим  принципом является соответствие  ассортимента магазина характеру  предъявляемого потребителями спроса. Так как спрос является категорией  постоянно меняющейся как качественно,  так и количественно, следовательно,  ассортимент непродовольственных  товаров  должен быть гибким  и изменяться в соответствии  со спросом. 

В магазинах продавцы в  процессе общения с покупателями изучают их требования к ассортименту товаров, качеству товаров, ведут учет реализованного спроса. Неудовлетворенный  спрос может регистрироваться в  специальных журналах. Не менее важной является функция формирования спроса продавцами. Но для этого необходим  высокий профессионализм, хорошее  знание потребительских свойств  товаров, психологии и этики торговли.

Источниками информации о спросе являются статистическая отчетность, данные бюджетных обследований и домашних хозяйств, оперативные ведомственные материалы, а также сплошные и выборочные обследования.

Носителями информации о спросе в магазинах являются инвентаризационные ведомости, приходные накладные, товарные чеки, отрывные ярлыки.

  В условиях перехода  к рыночным отношениям работа  по формированию ассортимента  в магазинах значительно усложняется.  Широта и глубина реализуемых  товаров во многом зависят  от квалификации работников магазинов  и коммерческих служб организаций,  которые должны располагать обширной  информацией о спросе покупателей,  источниках возможного поступления  товаров, ценах на товары и  другой коммерческой информацией.

С целью получения изменений  в процессе формирования коммерческой деятельности, проведем анализ структуры  ассортиментного перечня ОАО «Дружба Трейд» в 2009г. данные сведем в таблице 3.1.1.

 

Таблица 3.1.1 – Характеристика ассортиментных перечней ОАО

                           «Дружба Трейд» за 2009

Наименование  секции

Количество разновидностей

Удельный вес  в общем количестве разновидностей

1.Секция «Парфюмерия»

161

6,3

2.Секция «Канцтовары и  игрушки»

182

7,1

3.Секция «Химия»

130

5,1

4.Секция «Электротовары»

283

11,1

5. Секция «Товары для  мужчин»

78

3,1

6.Секция «Соки»

114

5,6

7. Секция « Галантерея  – ткани»

388

15,2

8. Секция «Товары для  дома»

136

5,3

9. Секция «Женская одежда»

91

3,6

10. Секция «Металлическая  галантерея»

162

6,3

11. Секция «Товары для  детей»

59

2,3

12. Секция «Чулки –  носки и корсетные изделия»

53

2,1

13 Молочный отдел

164

6,4


Продолжение табл. 3.1.1

Наименование  секции

Количество разновидностей

Удельный вес  в общем количестве разновидностей

14 Кондитерский отдел 

144

5,6

15 Бакалейный отдел

136

5,3

16 Мясной отдел

35

1,4

17Отдел кулинарных изделий

36

1,4

18Рыбный отдел

32

1,3

19Овощной отдел

15

0,6

20 Водочный отдел

127

5,0

21Хлебный отдел

29

1,1

13. Итого наименований  товаров

2555

100

Информация о работе Формирование ассортимента организации розничной торговли в современных условиях (на материалах ОАО Дружба Трэйд )