Использование мерчандайзинга на предприятиях розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:57, курсовая работа

Описание

Мерчандайзинг – относительно новое понятие в российском маркетинге. И в первую очередь потому, что до некоторого времени этот тонкий и сложный инструмент увеличения продаж был в России просто не нужен – деньги можно было зарабатывать и более грубыми операциями. И только после кризиса 1998 года, сопровождавшегося ужесточением конкурентной борьбы на потребительских рынках, российский бизнес заинтересовался этой областью маркетинга. На протяжении всей истории товарноденежных отношений продавец каждый раз старался выделить свой товар, сделать его привлекательнее.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 2
Глава 1. Теоретические аспекты мерчандайзенга в розничной торговле
1.1Понятие, сущность и значение мерчандайзинга в розничной торговле ……………………………………….. 4
1.2.Общие правила мерчандайзинга современных супермаркетов ………………………………….. ………… 9
Глава 2. Применение мерчандайзинга в розничной торговле на примере гипермаркета «Виват»
2.1 Общая характеристика предприятия ………………… 13
2.2 Планировка торгового зала …. ………………………. 15
2.3 Выкладка товаров гипермаркета «ВИВАТ» …. …….. 30
Заключение………………………………………………… 37
Список использованной литературы…………………….. 38

Работа состоит из  1 файл

Кусовая работа.docx

— 91.30 Кб (Скачать документ)

Важно отметить информативную роль упаковки. Ее поверхность  может содержать информацию о  химико-биологическом составе содержимого  и его питательной ценности, о  сроках производства, хранения, о способах потребления и т. п. Информация на упаковке указывает покупателю товара на его принадлежность к той или  иной торговой марке. Это достигается  с помощью использования элементов  фирменного стиля: товарного знака, логотипа, фирменного слогана, фирменных  цветов и т. п. Иногда сама упаковка имеет «фирменный» характер. Например, дизайн пакетика для хрустящего картофеля  в сети предприятий питания McDonald’s даже зарегистрирован как товарный знак. Данная тенденция также характерна для стеклянной и пластиковой  тары для безалкогольных напитков (чаще регистрируемых как промышленные образцы).

Не менее  существенна стимулирующая роль упаковки. Поэтому очень важно  яркое, бросающееся в глаза оформление товара, которое должно вызывать желание  его приобрести. Нередко на упаковку наносятся развернутые рекламные  обращения.

Эффективность подобного коммуникационного воздействия  значительно возрастает в связи  с тем, что оно оказывается  в момент непосредственного выбора товара покупателем. Иными словами, коммуникативное воздействие на потребителя и его обратная реакция  практически совпадают во времени.

Успешной  реализации товаров и повышению  эффективности коммерческой деятельности способствует интерьер магазина. У  магазина должны быть какие-то собственные  притягательные черты.

Современный магазин рассматривается не только как место непосредственной продажи  товаров, но и как носитель рекламы.

Интерьер  магазина занимает важное место в  привлечении новых и закреплении  постоянных покупателей.

Важнейшее требование, предъявляемое к современному торговому оборудованию, заключается  в том, что оно должно быть менее  заметным, не отвлекать внимание покупателя от выставленных на нем товаров, более  того, представлять товар в лучшем виде.

В каждом магазине следует устанавливать  однотипное торговое оборудование. В  противном случае снижается эффект выкладки товаров, отвлекается внимание покупателей от представленного  для продажи товара.

Важное  значение в интерьере торгового  зала имеет цвет стен, который помогает покупателю составить достаточно полное представление о цвете, фактуре  и форме товара. Стены магазинов  чаще окрашивают в мягкие тона, которые  не отвлекают покупателя, причем необязательно  одинаковые.

Как бы ни были удачны композиции товарной выкладки и подбор выставленных товаров, они  не будут производить нужного  впечатления, пока свет не станет компонентом  оформления интерьера магазина. Освещение  решает задачи не только декоративного  оформления интерьера, оно призвано обеспечить необходимые условия  технологического процесса продажи  товаров и наряду с этим должно быть гармонично увязано с архитектурой интерьера магазина.

Рациональное  освещение торговых помещений помогает привлечь внимание покупателей именно к тем товарам, которые магазин  считает необходимым усиленно рекламировать. Изменение время от времени цвета  освещения отдельных участков, зон  торгового зала также привлекает покупателей и тем самым содействует  коммерческому успеху магазина.

Цветной свет не рекомендуется применять  в освещении рекламной экспозиции товаров в торговом зале.

Важную  роль в торговом зале играют указатели, которые, помимо своей основной роли «регулировщиков» движения покупательских потоков по торговому залу магазина, играют еще одну — рекламную. Они  напоминают о хорошо известных покупателям товарах, привлекают их внимание к товарам-новинкам. Указатели — различного рода табло, стрелки, схемы, пиктограммы — помогают покупателям ориентироваться в товарных отделах и секциях и быстро находить нужный товар.

Указатель может представлять схему расположения товарных отделов и секций магазина. На нем пишут название отдела, секции. Надпись может дополняться рисунками (силуэт изделия, которое продается  в отделе, секции). Рисунок на указателе  может быть выполнен в виде знака-символа (пиктограммы).

Пиктограммы представляют собой стилизованные  изображения товаров, характерные  для каждой отдельной группы. Такой  символ призван вызвать у покупателей  потребность в приобретении определенного  товара и воспринимается ими так  же легко, как знаки уличного движения.

Указатели должны быть, во-первых, достаточно крупными и выразительными, чтобы хорошо просматриваться  из любой точки торгового зала. Крупные буквы, видимые издали, —  наилучшее средство информации в  соответствующих товарных отделах. Указатели должны находиться в таких  местах, чтобы информация воспринималась до того, как покупатель подойдет непосредственно  к товару.

В больших  залах, где движение потоков покупателей  может быть неупорядоченным, необходимо, чтобы указатели дублировались  на взаимно перпендикулярных щитках.

Вторым  непременным условием устройства указательной рекламы является зрительная соотносимость  указателя и отдела, который он обозначает. Если указатель расположен чересчур высоко, то издали трудно определить, к какой части торговой площади  он непосредственно относится. Когда  указатель расположен недалеко от полок  с товарами, нужно, чтобы его решение (размер, цвет, форма букв) было более  активным, чем сам товар. В противном  случае он будет «вытеснен» товаром.

Третье  условие — смысловая читаемость указателя. Буквы лучше воспринимаются с увеличением их размеров и контраста по отношению к фону. Наибольший контраст получается при подсветке либо самих букв, либо поля вокруг них. В связи с этим светящиеся надписи читаются легче.

Обязательными условиями пиктограммы как рекламного средства должны быть понятность и  легкость зрительного восприятия данного  указателя-символа.

Текущую информацию о наличии товаров  в магазине покупатели могут получать из установки, называемой электротабло. Его размещают у входа в  торговый зал или на специальной  экспозиционной площадке.

Рекламные указатели, ценники, табло — все  эти виды рекламы принято называть немой справкой. К числу их следует  отнести и печатную рекламу, которая  дополняет другие виды рекламы.

Ориентирующая реклама в виде различных указателей только подводит покупателя к нужному  товару. Дальнейшие рекламные функции  выполняет ценник, поэтому все  товары должны быть снабжены им. Ценник должен быть достаточного формата и  напечатан крупным и четким шрифтом.

Чем сложнее  по своему техническому устройству товар, тем большую необходимость испытывает покупатель в информации о нем. На ценнике помимо цены могут быть помещены краткая характеристика товара, его  особые свойства и преимущества по сравнению с другими. Почти всегда это оказывает положительное  воздействие на покупателя, повышает его интерес к данному товару.

Немаловажную  рекламную роль в магазине может  играть внутренняя радиотрансляция. В  достаточно крупных магазинах администрация  по радио может делать объявления о поступлении в торговый зал  каких-либо новых товаров, обращать внимание покупателей на информацию о размещении товаров в отделах  и секциях магазина, о дополнительных услугах и т. д.

Широкое распространение в практике крупных  торговых центров получили «Товарные  информационные центры» (ТИЦ). Они представляют собой терминалы с несколькими  видеомониторами, на которых постоянно  демонстрируются рекламные видеоклипы о продукции, представленной в магазине. Коммерческая информация перемежается местными и национальными новостями. На тех же мониторах дается информация, как найти рекламируемые товары в данном розничном торговом предприятии. Использование ТИЦ позволяет увеличить сбыт в некоторых случаях до 75%.

Стимулируют покупки генераторы различных запахов: шоколада, яблочного пирога, копченой ветчины и т. п. Эти запахи, синтезируемые  с помощью специальных устройств, призваны вызывать у посетителей  магазинов чувство голода. И не удивительно что собственная  пекарня «ВИВАТ» пользуется большим спросом, там всегда стоит приятный запах свежей выпечки.

В крупных  торговых предприятиях актуальным является также использование приемов  паблик рилейшнз. В их числе: проведение презентаций (наиболее крупных поставщиков, нового товара и т. д.), рассылка пресс-релизов, организация мероприятий событийного  характера (N лет работы конкретного  магазина, J-й посетитель и т. п.).

Наряду  с традиционными приемами (скидки, сезонные распродажи, лотереи, конкурсы и т. п.) можно выделить специфические, используемые на предприятиях розничной  торговли.

К ним  можно отнести мгновенные распродажи (fair sales). В начале их проведения в  торговом центре по внутренней радиосети  объявляется, что в конкретном отделе на короткий промежуток времени (например, на 20—30 минут) устанавливается скидка на все товары (размер скидки также  оглашается). При этом владельцы  отдела, где проводятся мгновенные распродажи, рассчитывают на то, что  покупатели задержатся у прилавка и  после окончания объявленного времени.

Специфическим приемом является также «убыточный лидер». Так называют товары, цены на которые устанавливаются на уровне себестоимости или даже ниже. Покупатель, привлеченный такой «приманкой», обязательно  купит что-либо кроме нее, компенсируя  потери владельцев, связанные с продажей «лидера».

Важной  формой рекламного воздействия на покупателей  является проведение выставок-продаж. Организация выставок-продаж требует  соответствующей подготовки. За неделю до их проведения рекламные объявления могут передаваться по радио, телевидению, публиковаться в местной печати (если этот магазин достаточно крупный  и может себе это позволить). В  магазине оформляются витрины и  торговый зал. В продовольственных  магазинах выставки-продажи могут  сопровождаться дегустациями товаров, блюд, приготовленных из рекламируемых  продуктов.

И это  еще не все. В рамках торгового  маркетинга производитель совместно  с розничным торговцем может  организовывать промоушн акции по продвижению  товара, а именно: проводить дегустации, конкурсы, лотереи, разыгрывать призы, то есть делать все, что способствует покупке и поощряет желание потребителя  приобрести определенную марку.

Инструменты мерчендайзинга

Среди ключевых инструментов мерчендайзинга можно  выделить(4):

дизайн  магазина (как внешний, так и внутренний);

планирование  магазина (точнее, планирование потоков  движения покупателей);

реклама и прочие инструменты на месте  продажи;

цветовая  блокировка;

комплексные меры.

2.3 Выкладка товаров гипермаркета «ВИВАТ»

Согласно  теории мерчандайзинга существуют определенные правила выкладки товаров. Полочное пространство необходимо разместить адекватно  продажам и прибыли, приносимой определенными  марками и их видами. Товары могут  располагаться на уровне пола, рук  и глаз (лучшим является расположение на уровне рук и глаз).

Выкладка  на полках

Выкладка  продукции имеет первостепенное значение. Основополагающий принцип размещения (выкладки) — поиск нужного товара должен быть максимально облегчен. При размещении товаров важно помнить, что глаз человека легче переходит слева направо и сверху вниз, как при чтении.

При дисплейной выкладке дополнительные точки продажи  размещаются на видимых местах соответственно движению покупателей. На практике чаще всего эти способы комбинируют.

Правильная  выкладка - это способ увеличения продаж за счет такого расположения товара на полках и прилавках магазина, при  котором:

- все  товары хорошо видны на прилавке;

- представляют  собой единую систему, гамму;

- каждый  товар выложен в самом выгодном  и привлекательном для покупателя  виде;

- рекламные  материалы и аксессуары дополнительно  привлекают внимание и создают  положительный эмоциональный настрой;

- покупателю  легко осуществить покупки.

Важность  этих факторов тем более очевидна, что 80% решений о покупке конкретной торговой марки, по мнению экспертов, делается непосредственно у прилавка: человек  решает, что ему купить, только когда  видит товар.

Законы  восприятия.

Закон "Фигуры и фона": один объект ярко выделен  на фоне других. Этот закон используют, если хотят привлечь внимание к конкретному  товару для его продвижения. Выделение  может быть за счет яркой и нестандартной  упаковки, дополнительной подсветки, стикеров, но рекламные материалы не должны отвлекать внимание.

"Уровень  глаз": наибольшая концентрация  внимания приходится на уровень  глаз, поэтому продвигаемый товар  нужно расположить именно там,  чтобы человек его не искал  и в любом случае его увидел.

"Мертвая  зона": это нижний левый угол, поэтому нижние полки должны занимать либо редко покупаемые позиции, либо крупные упаковки, либо товар целенаправленного спроса.

"Закон  переключения внимания": если  взгляд не фиксирует привлекательный  для себя объект, то внимание  переключается на другое пространство  в поисках "фигуры" - поэтому  нельзя располагать товар в  строгую линеечку, так как человек  просто пройдет мимо в поисках  чего-нибудь яркого (за исключением  тех, кто ищет конкретный товар).

Информация о работе Использование мерчандайзинга на предприятиях розничной торговли