Использование мерчандайзинга на предприятиях розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:57, курсовая работа

Описание

Мерчандайзинг – относительно новое понятие в российском маркетинге. И в первую очередь потому, что до некоторого времени этот тонкий и сложный инструмент увеличения продаж был в России просто не нужен – деньги можно было зарабатывать и более грубыми операциями. И только после кризиса 1998 года, сопровождавшегося ужесточением конкурентной борьбы на потребительских рынках, российский бизнес заинтересовался этой областью маркетинга. На протяжении всей истории товарноденежных отношений продавец каждый раз старался выделить свой товар, сделать его привлекательнее.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 2
Глава 1. Теоретические аспекты мерчандайзенга в розничной торговле
1.1Понятие, сущность и значение мерчандайзинга в розничной торговле ……………………………………….. 4
1.2.Общие правила мерчандайзинга современных супермаркетов ………………………………….. ………… 9
Глава 2. Применение мерчандайзинга в розничной торговле на примере гипермаркета «Виват»
2.1 Общая характеристика предприятия ………………… 13
2.2 Планировка торгового зала …. ………………………. 15
2.3 Выкладка товаров гипермаркета «ВИВАТ» …. …….. 30
Заключение………………………………………………… 37
Список использованной литературы…………………….. 38

Работа состоит из  1 файл

Кусовая работа.docx

— 91.30 Кб (Скачать документ)

"Закон  группировки": товар должен располагаться  на витрине/прилавке группами, не  в разнобой. Товар должен объединяться  в группы по нескольким основаниям  одновременно, например, по торговой  марке, по виду товара, по весу/размеру  упаковки и по цене. Это позволяет  задержать внимание покупателя  на товаре и, соответственно, стимулирует  покупку (в магазинах часто  товар располагается иначе).

Мелкий  товар должен лежать ближе к покупателю, крупный можно расположить подальше.

Закон наилучшей  выкладки. У каждой продукции есть «удачные» и «неудачные» стороны, например. Крышка NIVEA Creame, которая так  хорошо известна покупателям. Выкладка «удачной» стороной ускоряет процесс  распознавания покупателем продукции.

Закон оптимальной  протяженности зрительного контакта. Вы достигните оптимальной концентрации внимания покупателя, если фейсинг  продукции (фейсинг, от английского "facing", - специальный термин "лицевая  часть упаковки товара) составляет 30 см. Если фейсинг слишком длинный, то внимание покупателя снижается. Одним  из условий существования мерчандайзинга остается наличие товара на полках и его доступность. Поэтому выкладка продукции имеет первостепенное значение.

Среди основных правил принято выделять следующие  критерии размещения товара на полках:

1) по  уровню 

стремимся занимать вертикальные блоки (легче  выделить и найти продукцию потребителю);

на уровне глаз (это полка, на которую чаще всего обращают внимание);

на один уровень ниже или выше глаз (соответственно занимают вторую и третью позиции);

самый нижний уровень лучше не использовать (менее  всего обращают внимание, и найти  товар гораздо труднее);

2) на  уровне (на полке) 

на расстоянии вытянутой руки (самое доступное  и удобное место);

слева направо (по размеру упаковки: от маленькой  к большой). Это правило реже применимо  при выкладке в вертикальных блоках;

от светлого к темному (в левой части продуктовой  линейки выставляются товары со светлой  упаковкой, далее, по мере сгущения красок, и правее — темные). Таким образом, продукция не раздражает глаза потребителя  и воспринимается как единое целое  — сравните с цветами радуги;

«в стенах»  ударных позиций (или замка) (под  ударными позициями понимаются наиболее популярные марки одной товарной группы, внутри которых располагаются  менее известные);

3) по  размеру упаковки 

маленькие —  вверху (так удобнее рассмотреть  упаковку и достать товар);

большие —  внизу (на большей упаковке и шрифт  больше, его можно с наименьшими  затратами рассмотреть на нижней полке);

4) среди  конкурентов 

рядом с  сильным (чтобы заимствовать популярность);

подальше  от слабого;

сами  по себе (если мы лидеры или обладаем уникальными свойствами);

5) дублирование 

повторение  одной и той же позиции марки  в слитном ряду (позволяет увеличить  вероятность обратить на себя внимание);

6) доступность 

по сроку  годности (товары с ограниченным сроком должны быть доступны в первую очередь);

по целостности  упаковки (продукция с нарушенной упаковкой должна изыматься из продажи).

Для рекламы  новых товаров в магазинах  с универсальным ассортиментом  товаров рекомендуется создавать  информационные уголки. Размещают их обычно у входных дверей или на широких площадках лестничных клеток магазина. Информационный уголок может  быть в виде витрины с выставленными  товарами-новинками, снабженными специальными картами с краткой аннотацией. Если речь идет о продуктах, то рядом  с ними рекомендуется разместить рекламные листовки, проспекты.

От характера  и вида упаковки товаров также  зависит их выкладка, которая призвана представить товар покупателю.

Рекламную выкладку товаров рекомендуется  организовывать исходя из соблюдения принципов их группировки. Правильная группировка помогает покупателю найти  и выбрать нужный товар. Существуют два принципа группировки товаров: по отраслевому (товарному) признаку и  по способу употребления.

В современных  продовольственных магазинах большое  значение имеет правильная выкладка сопутствующих непродовольственных  товаров.

Особый  вид группировки товаров связан с комплексностью спроса. Суть его  состоит в том, что подбираются  товары, предназначенные для удовлетворения определенного комплекса потребностей. В промтоварных магазинах это  могут быть потребительские комплексы: «Товары для женщин», «Товары  для мужчин», «Все для дома», «Все для отдыха» и т. д.

В торговых залах магазинов самообслуживания и магазинах, торгующих по образцам, вся выкладка товаров — средство демонстрационной рекламы. В этих магазинах  с помощью рекламной выкладки решаются две задачи:

информирование  покупателей о товарах, имеющихся  в продаже;

наглядная агитация, касающаяся качества, способов применения и особенностей конструкции  товара.

В зависимости  от этих задач рекламную выкладку товаров можно разделить на два  вида: выкладку-информацию и выкладку-консультацию. И тот, и другой вид выкладки сочетается с применением изобразительно-словесных  средств рекламы: плакатов, художественно  оформленных ценников, карточек с  текстом.

Выкладка-консультация дает покупателям возможность самостоятельно найти ответы на интересующие их вопросы  относительно качества, конструктивных особенностей товара, соответствия его  существующей моде и т. п. С этой целью  одни и те же предметы следует демонстрировать  в различных вариантах: в упаковке и без нее, в собранном и  разобранном виде, в комплекте  с сопутствующими товарами. Наиболее необходим подобный показ при торговле технически сложными изделиями (радио- и электротовары, фото- и культтовары). Благодаря такой выкладке покупатели сами знакомятся с особенностями товаров и реже обращаются к продавцам за разъяснениями и справками.

При организации  выкладки товара необходимо учитывать  некоторые особенности размещения товаров. Основные товары, за которыми покупатель специально приходит в магазин, не требуют броской выкладки. Размещение товаров другой категории (товаров  импульсивной покупки) должно быть броским  — их стоит располагать недалеко от входа в магазин и в местах, больше всех привлекающих внимание покупателей, а также у лестниц и касс.

Цветовая  блокировка

В среднем  посетитель гипермаркета пробегает взглядом по полкам товаров со скоростью 1,2 м/с с расстояния 2,5 метра. Чтобы выделить нужную упаковку среди сотен других, продавцы и дизайнеры иногда используют цветовую блокировку. Суть ее в том, что товары с упаковкой одного цвета на полке расставляют вместе. В результате создается одноцветный блок товаров. В то же время блоки, сочетающие различные цвета, могут рождать полезные для продажи ассоциации. Например, блоки белого, зеленого и синего цветов могут вызвать ассоциацию с расслабляющим и освежающим прибоем. Такое сочетание хорошо использовать в отделе, где продаются гели для душа и другие моющие средства.

Обратным  способом привлечения может служить  контраст - не только цветовой, но и  по форме. Например, привычный товар - литровая пачка сока - на полке явно выделяется более узкой и вытянутой  упаковкой.

При размещении товара в торговом зале используются различные психологические и  эмоциональные эффекты, такие как:

эффект  от использования различных цветов.

Используя определенные цвета для создания необходимых эффектов, можно существенно  увеличить продажи. Цвета могут  использоваться для создания акцентов. Например, голубой цвет символизирует  спокойствие и релаксацию. Белый  цвет - ощущение чистоты, ясности и  новых начинаний. Красный цвет - побуждение, ускорение. Желтый цвет – стимулирование.

Выигрышные  черты товара может подчеркнуть  и правильно подобранное освещение. Освещение подчеркивает разнообразие и качество представленной продукции, а также делает ее обозримой. Торговое оборудование должно быть освещено таким  образом, чтобы вся основная продукция  и информация о ней была четко  и ясно видна. В тоже время необходимо постараться избежать вертикального, яркого освещения продукции, резких теней, но также и отсутствия теней;

Товары-новинки  и дорогая продукция могут  быть представлены с помощью направленного  на них освещения для того, чтобы  выделить ее значимость. Общая освещенность также влияет на реакцию покупателя. К примеру, в помещении с неярким  светом он чувствует себя более расслаблено. В то же время человек стремится  выйти из менее освещенного участка  в более освещенный, поэтому приглушенный свет, который может быть хорош  в антикварной лавке, не может  использоваться в гипермаркете.

 

Заключение

 

Сейчас  любая компания, которая связана  с розничной торговлей, будь то продукты питания или крупногабаритное оборудование, должна овладеть основами новой практической дисциплины. Особенно актуально это  для торговых представителей, для  которых мерчандайзинг становится конкурентным преимуществом и возможностью для постоянного и тесного  сотрудничества со своими клиентами.

Как мы знаем  покупатель - существо хоть и привередливое, но импульсивное. Иногда, для того чтобы  подтолкнуть его к покупке, достаточно самых простых приемов, как: обещанные  скидки, красивая упаковка товара и  т.п. Одним словом, порой нужно  просто-напросто правильно представить  вашу продукцию непосредственно  в торговой точке - и увеличение продаж гарантировано.

Если  быть точнее, то при правильном акцентировании внимания покупателя на определенных марках или видах товаров можно  увеличить уровень их продаж до 90%.

Для правильной организации торговли важны также  выбор и размещение торгового  оборудования, мебели, важно учитывать  большое количество, влияющих на покупателей  факторов, таких как музыка, освещение, цвет, чистота, ценники…

Но все-таки главным в магазине является товар: его ассортимент, а потом уже  размещение и грамотно расставленные  акценты. Если товар неинтересный, некачественный, не имеет своего «лица», то все Ваши усилия по оформлению торгового зала, увы, были напрасны.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Парамонова, Т.Н. Мерчандайзинг учеб. пособие для вузов Т.Н. Парамонова, И.А. Рамазанов.- 2-е изд., стер. - М.: КноРус, 2006. - 144 с. - Библиогр.: с. 141-143.. - ISBN 5-85971-458-0
  2. Великанов, В. Как правильно организовать розничную торговлю / В. Великанов // Современная торговля. - 2008. - N 1. - С. 72-77.
  3. Оптимальная планировка продуктового магазина // Товаровед продовольственных товаров. - 2008. - N 4. - С. 23-24.
  4. Веллхофф, А. Методы мерчандайзинга / А. Веллхофф, Ж.-Э. Массон // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2004. - N 2. - С. 60-70. - рис., табл..
  5. Замуруева, Е. Организация торгового пространства и анализ ее результатов / Е. Замуруева // Современная торговля. - 2008. - N 6. - С. 42-47.
  6. Куликов, П. Уловки мерчандайзера: как "зацепить" покупателя / П. Куликов // Современная торговля. - 2004. - N 3. - С. 49-52.
  7. Серов, Г. Правильно оборудованный торговый зал / Г. Серов // Современная торговля. - 2007. - N 7. - С. 35-38.
  8. Котлер Ф. Основы маркетинга.—М.: Прогресс, 1990
  9. Качкалов И. Успех в рознице: три взгляда с трех сторон // Практический маркетинг. –2003. №78. – С. 3.

10. Е. Ромат. Интегрированные маркетинговые коммуникации в местах продажи. //Мерчандайзинг – Харьков, 2003. – С. 1928.

11. Деркач. Т. Технология дохода. // Мерчандайзинг – Харьков, 2003. – С. 161178

12. Богачёва. Традиционные заблуждения в мерчендайзинге // Секрет фирмы, 2007. –№24. – С. 1719.

13. Уразова Н. Что такое мерчандайзинг? – http://treningoff.ru/razdel/24/.

14.http://www.marketing.spb.ru/

15. http://vivat-retail.ru/company

 

 


Информация о работе Использование мерчандайзинга на предприятиях розничной торговли