Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 10:11, курсовая работа
Для обеспечения эффективного использования ресурсов и максимального удовлетворения потребительских требований специфика современной жизни требует от субъектов экономических отношений проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов. Цель любого рыночного исследования состоит в оценке существующей рыночной ситуации (конъюнктуры) и разработке прогноза развития рынка. Программа такого комплексного изучения зависит от особенностей товара, характера деятельности предприятия, масштабов производства экспортных, а также в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции.
Введение ________5
1.Анализ и прогноз конъюнктуры рынка. ________6
1.1. Изучение общехозяйственной конъюнктуры рынка. ________6
1.2. Анализ и прогноз конъюнктуры конкретного товарного рынка.________8
1.2.1. Оценка спроса и предложения. _______10
1.2.2. Показатели изучения конъюнктуры рынка _______16
1.2.3. Емкость рынка. _______18
Характеристика особенностей коммерческой деятельности. _______19
2. Исследование рынка на примере ЗАО «Полисорб» _______22
2.1. Общая характеристика предприятия. _______22
2.2. Анализ лекарственного сектора фармацевтической
промышленности _______24
2.3. Оценка дистрибьюторов _______29
2.4. Анализ конкурентов _______32
2.5. SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон,
возможностей и угроз) _______35
2.6. Распределение, продвижение. _______37
3. Рекомендации по корректировке маркетинговой стратегии предприятия с учетом результатов исследования рыночной конъюнктуры ________38
3.1 Сегментация рынка конечных потребителей. _______38
3.2. Рекламная кампания. ________40
3.3. Расширение дистрибьюторской сети и ассортимента выпускаемой продукции. 42
Заключение. _______44
Литература. _______46
1.2.3. Емкость рынка.
Емкость товарного рынка
– один из основных объектов исследований
в маркетинге, поскольку этот показатель
демонстрирует принципиально
Этот объем зависит, прежде всего, от общей экономической и политической ситуации в стране, куда экспортируется товар. Далее при оценке емкости принимают во внимание национальное производство, к которому прибавляют объем импорта данного товара и вычитают объем экспорта данной страной.
При исследовании емкости рынка товаров индивидуального (потребительского) назначения анализируют национальный доход, уровень доходов населения, заработную плату, потребительские расходы и т. д., то есть те факторы, которые определяют спрос на этот товар индивидуальных потребителей.
Если же речь идет о емкости рынка товаров производственного назначения (машин, оборудования, технологий), то ее определяют с помощью анализа тенденций развития соответствующих отраслей и инвестиционной политики предпринимателей, оперирующих в данной отрасли. Но так как нередко подобные статистические данные отсутствуют, приходится экстраполировать, исходя из общей тенденции других рынков и, вводить те или иные поправки.
Источник сведений – статистические, отраслевые и фирменные справочники, отраслевые и общеэкономические журналы.
Умножая эту емкость на среднюю стоимость товара, можно узнать объем предполагаемой выручки. Исходя из этого оцениваются ожидаемые затраты на рекламу и возможную прибыль.
Емкость рынка определяется по отдельным товарам и может выражаться в натуральных, стоимостных и относительных величинах.
При исследовании рынка
изучают как фактическую емкост
Характеристика особенностей коммерческой деятельности опирается на анализ фирм-конкурентов и изучение фирм – возможных покупателей товара. Если предприятию необходимо получить информацию о конкуренции, то следует учитывать, что речь идет не просто о конкурентах, а о конкурентах прямых и косвенных, об одинаковых и схожих продуктах, которые продаются теми же или иными путями.
Если эти дифференцированные отношения нельзя проработать детально, то необходимо знать, насколько в действительности рынок насыщен конкуренцией. Одним из способов выяснения активности конкурентов является наблюдение за конкурирующей рекламой.
Работу по данным о
фирмах-конкурентах следует
Типовое содержание сведений о фирме оформляется в виде «справки на фирму», которая включает различные разделы.
Выявление действующих и потенциальных конкурентов производится на основе двух подходов. Первый связан с оценкой потребностей, удовлетворяемых на рынке основными конкурирующими фирмами. Второй ориентируется на классификацию конкурентов в соответствии с типами рыночной стратегии, применяемой ими[4].
Первый подход, с точки
зрения потребительского спроса, имеет
целью сгруппировать
При этом выделяются следующие основные группы конкурентов.
В основе подобной группировки
лежит соответствующая
Для выявления наиболее
серьезных конкурентов и их роли
на рынке сбыта фирма широко использует
методы так называемого «
Выявление конкурентов на базе группировок по типу стратегии является широко распространенным методом. В основе данного подхода лежит группирование конкурентов в соответствии с ключевыми аспектами их ориентации в производственно-сбытовой деятельности. К таким аспектам относятся:
Весьма важен для анализа конкурентов учет стратегии мобильности стратегических ориентаций. Прогноз изменений в стратегии конкурентов позволяет выявить потенциально наиболее опасных из них. К таким относят:
Результатом исследования фирм-конкурентов должна быть оценка сильных и слабых сторон их деятельности.
Заключительным этапом в исследовании рынка является анализ коммерческой практики, где рассматриваются применение типовых контрактов, практика и условия проведения торгов, особенности условие международных сделок[15].
2. Исследование фармацевтического рынка на примере ЗАО«Полисорб».
2.1 Общая характеристика предприятия.
Закрытое акционерное общество «Полисорб» расположено в г. Челябинске. Зарегистрировано в 1997 году.
Правовая основа деятельности (разрешения, лицензии, прочее):
Производство организовано в арендованных площадях Уральского электродного института – цех, площадью 190 кв.м. Оборудование позволяет производить продукцию до 2000 кг в месяц. Оборудование изготовлено АО «Уралтехнис».
Сырьем для производства продукта является тонкодисперсная двуокись кремния (SiO2) выпускаемая под торговыми марками Аэросил, Белая сажа (БС), Росил.
Поставки сырья могут
осуществляться из г. Стерлитамак, ОАО
«Сода», Башкирия; г. Калуш, Калушский
опытно-экспериментальный
Degussa является на сегодняшний день мировым лидером в производстве Аэросила, с постоянно растущим производством в силу того, что в мире идет постоянный рост потребления Аэросила различных марок. Помимо фармацевтики Аэросил, БС, Росил находят широкое применение в производстве шин, косметики, высокочистых силикатов, пластмасс, клеящих веществ, красок и лаков, текстиля, бумаги и т.д.
Помимо действующих производств в нескольких странах, Degussa ведет строительство двух крупных комбинатов в Нидерландах.
Годовой выпуск продукции в совокупности составляет сотни тысяч тонн.
Можно с уверенностью говорить о том, что увеличение выпуска продукции ЗАО «Полисорб» будет обеспечено сырьем от одного из трех вышеперечисленных производств.
2.2 Анализ лекарственного сектора фармацевтической промышленности
На Российском рынке лекарственных средств эксперты выделяют две группы препаратов:
1 Традиционные лекарственные средства. Они выпускаются одновременно несколькими производителями, при этом имеют одно и тоже действующее вещество, одинаковую лекарственную форму, одинаковую дозировку, одинаковое название. Традиционные препараты хорошо знакомы потребителям.
К первой группе препаратов относится активированный уголь – один из главных конкурентов Полисорба. Ко второй группе относится Полисорб.
В первой группе
лекарственных средств
Рисунок 2.1. Хронологическая структура производственной программы ХФК «Акрихин» (2004-2009 г.г., %)
Для устойчивого развития в группе новых препаратов необходимо формирование бренда и занятие своей ниши на рынке. По оценке генерального директора ЗАО «Верофарм» А.Парканского, затраты на введение бренда в России составляют 1,2 – 1,6 млн. долл., если результат нужен на 3-4-й год, или 450 тыс. долл., при более медленном достижении результата (на 5-6-й год). Как показывает практика, затраты на рекламу качественного препарата окупаются и приносят значительную прибыль.
Таблица 2.1. Динамика цен на некоторые интенсивно продвигавшиеся российские препараты.
Август 2008 |
Февраль 2009 |
Август 2009 |
Изменение за год (в %) | |
Асвитол |
0.11 |
0.22 |
0.23 |
109.0 |
Бетаникомилон |
1.17 |
1.39 |
1.42 |
21.4 |
Кларотадин |
2.21 |
2.39 |
2.45 |
10.8 |
Коделак |
1.07 |
1.29 |
1.26 |
17.8 |
Пенталгин ICN |
1.12 |
1.35 |
1.49 |
33.0 |
Пенталгин М |
1.08 |
1.41 |
1.38 |
27.8 |
Хондроксид |
1.07 |
3.38 |
2.85 |
166.3 |
Цитропар |
0.35 |
0.22 |
0.24 |
-31.4 |
Эспол |
0.98 |
1.08 |
1.09 |
11.2 |
Из таблицы видно, что
интенсивная рекламная кампания
позволяет значительно
На российском рынке
лекарственных средств не редкость
случаи, когда рекламная кампания,
способствуя росту объемов