Исследование конкурентов и выбор конкурентной стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ и практического опыта исследования конкурентов, а также выбора стратегии конкуренции.
Задачами, которые необходимо решить для достижения указанной цели, являются: рассмотрение сущности конкуренции; рассмотрение теоретических направлений и практического опыта исследования конкурентов; формирование рекомендаций по совершенствованию и выбору стратегии конкуренции.
Предметом исследования данной работы является конкурентная стратегия и конкуренты предприятия. Объектом исследования является предприятие ОАО Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь».

Содержание

Введение
5
1 Теоретические основы исследования конкурентов и выбора стратегии конкуренции
7
1.1 Сущность, основные виды и формы конкуренции
7
1.2 Основные направления исследования конкурентов
14
1.3 Виды стратегий конкуренции, классификация по М. Портеру
15
2 Анализ конкурентов ОАО МКФ «Красный Октябрь»
22
2.1 Характеристика предприятия ОАО МКФ «Красный Октябрь»
2.2 Анализ конкурентной среды предприятия ОАО МКФ «Красный Октябрь»
22

26
2.3 Анализ эффективности ОАО МКФ "Красный Октябрь" по сравнению с конкурентами
30
3 Рекомендации по совершенствованию конкурентоспособности, выбор стратегии конкуренции.
34
3.1 Рекомендации по совершенствованию конкурентоспособности ОАО «Красный Октябрь» на основе проведенных исследований конкурентов
34
3.2 Определение текущего метода конкуренции ОАО МКФ «Красный Октябрь»
39
3.3 Рекомендации по выбору стратегии конкуренции ОАО МКФ «Красный Октябрь»
41
Заключение
44
Список использованной литературы
45
Приложение 1
46

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 1.46 Мб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО  «ВГТУ», ВГТУ)

 

Инженерно-экономический  факультет

 

Кафедра экономики  и управления на предприятии машиностроения

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по  дисциплине «Маркетинг»

на  тему: «Исследование конкурентов  и выбор конкурентной стратегии»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы МП-101 Звягинцева Наталия Вячеславовна

Руководитель: к.э.н., доцент Кретова Наталия Николаевна

Оценка: __________________________________________

 

 

 

Воронеж 2012

Замечания руководителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

Инженерно-экономический  факультет

 

Кафедра экономики и управлении на предприятии машиностроения

 

Студент группы ___________________________________________________________

(индекс группы)

___________________________________________________________

(фамилия, и.о.)

 

 

Задание на курсовую работу

 

  1. Тема_________________________________________________________

 

  1. Содежание____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Исходные данные___________________________________________________

 

 

  1. График выполнения

Раздел

Процент, %

Срок

Процент выполнения, %

Подпись руководителя

         
         
         
         

 

Руководитель______________________________

 

5. Курсовая работа закончена  “        “ ______________200__г._____________

(подпись студента)

 

  1. Допустить студента _______________________к защите курсовой работы.

Назначить защиту на “      ” __________________________200___г.

Оценка руководителя _____________________________________

Руководитель ____________________________________________

Cодержание

 

Введение

5

1 Теоретические основы исследования  конкурентов и выбора стратегии  конкуренции

7

1.1 Сущность, основные виды и формы конкуренции

7

1.2 Основные направления исследования конкурентов

14

1.3 Виды стратегий конкуренции, классификация  по М. Портеру

15

2 Анализ конкурентов ОАО МКФ  «Красный Октябрь»

22

2.1 Характеристика предприятия ОАО  МКФ «Красный Октябрь»

2.2 Анализ конкурентной среды предприятия ОАО МКФ «Красный Октябрь»                                                                                                                              

22

 

26

2.3 Анализ эффективности ОАО МКФ  "Красный Октябрь" по сравнению  с конкурентами

30

3 Рекомендации по совершенствованию  конкурентоспособности, выбор стратегии  конкуренции.

34

3.1 Рекомендации по совершенствованию  конкурентоспособности ОАО «Красный  Октябрь» на основе проведенных  исследований конкурентов

34

3.2 Определение текущего метода  конкуренции ОАО МКФ «Красный  Октябрь»

39

3.3 Рекомендации по выбору стратегии  конкуренции ОАО МКФ «Красный  Октябрь»

41

Заключение

44

Список использованной литературы

45

Приложение 1

46


 

 

 

 

Введение

 

Для современного рынка свойственна очень высокая  конкуренция, многочисленные фирмы  и предприятия, осуществляющие на нем  свою деятельность должны иметь высокие  конкурентные преимущества, чтобы их работа была эффективной и прибыльной.

Позиционирование  предприятия на рынке, заполненном  большим количеством конкурентов, должно обязательно предполагать анализ внешней среды и конкурентный анализ, производимые с целью выявления что из себя представляют основные конкуренты, сделать анализ конкурентов и определить в итоге свои показатели конкурентоспособности. Анализ конкуренции в своем сегменте рынка и оценка конкурентов, выпускающих подобный товар или оказывающих аналогичный тип услуг, предполагающий обязательный анализ цен конкурентов и качество их продукции или услуг, дает возможность правильно построить свою деятельность исходя из имеющихся условий конкуренции.

Деятельность  любого предприятия может быть неэффективной  и связанной с определенными  трудностями, производимый товар может  не продаваться и не пользоваться спросом, если не было осуществлено исследование конкурентов, имеющихся на рынке, и  не был сделан анализ деятельности конкурентов, предлагающих подобную продукцию  или услугу.

Конкурентная  разведка, производимая сегодня многими  предприятиями в своем сегменте рынка, направлена на выявление и  изучение конкурентов, их конкурентных преимуществ и конкурентных возможностей. Если известен рынок конкурентов, выявлены их возможности и основные преимущества, предприятию или фирме значительно  легче строить свою работу, скорректированную  по основным вопросам с учетом того, какие результаты дала бизнес разведка и маркетинговые исследования конкурентов.

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических  основ и практического опыта  исследования конкурентов, а также  выбора стратегии конкуренции.

Задачами, которые необходимо решить для достижения указанной цели, являются: рассмотрение сущности конкуренции; рассмотрение теоретических  направлений и практического  опыта исследования конкурентов; формирование рекомендаций по совершенствованию  и выбору стратегии конкуренции.

Предметом исследования данной работы является конкурентная стратегия и конкуренты предприятия. Объектом исследования является предприятие ОАО Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы исследования конкурентов  и выбора стратегии конкуренции

    1. Сущность, основные виды и формы конкуренции

Теоретические основы конкуренции начали закладываться  еще в период докапиталистических  формаций. Однако первые наиболее целостные  теоретические положения о конкурентной борьбе и ее движущих силах появились  только в середине XVIII века. Огромная заслуга в этом принадлежит представителям классической политической экономии А. Смиту, Д. Рикардо. В последующие периоды значительное развитие теория конкуренции получила благодаря трудам А. Маршалла, Дж. Кейнса, В. Леонтьева, Й. Шумпетера, П. Сраффы, М. Портера и др.

Конкуренция – широко известная фундаментальная  экономическая категория. Тем не менее сам термин «конкуренция» часто понимается экономистами в различных смыслах (таблица 1).

Таблица 1

Подходы к определению конкуренции

Автор

Понятие конкуренции

1

2

Адам Смит [1]

Связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между субъектами рынка за наиболее выгодные условия продажи и покупки товаров. Основным методом конкурентной борьбы ему виделось изменение цен. При этом он замечал, что рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее, следует строгим правилам поведения на рынке. В соответствии с этими правилами свободная конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Таким образом, конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования. Вместе с тем, конкуренция – механизм регулирования пропорций общественного производства, поскольку благодаря конкуренции происходит перераспределение капиталов между отраслями. Конкуренция – та самая «невидимая рука», которая координирует деятельность участников рынка.

Продолжение таблицы 1

А. Маршалл [2]

Связывает конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) является редким в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества. Поэтому владельцы благ имеют возможность распределять их, руководствуясь своей выгодой. Они выставляют условия или критерии (требуемый уровень цен, качества и т.п.) и в зависимости от исполнения этих условий решают, кому предоставить блага, а кому – нет.

 Й. Шумпетер [3]

В рамках своей теории экономического развития определял конкуренцию как соперничество старого с новым. Нововведения скептически принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, механизм конкуренции Продолжение таблицы 1


вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии.

Ф. Хайек [4]

Рассматривал конкуренцию как «процедуру открытия». По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным. Скажем, в условиях типичного для реального рынка недостатка информации первоначально одинаково привлекательными могут казаться несколько возможных линий поведения предприятия. И только конкуренция «открывает», какая из них на самом деле верна, а какая ведет в тупик.


 

В целом, при рассмотрении данных определений  можно сделать вывод, что подходы  и формулировки различны, однако, можно  сформулировать наиболее полное определение  конкуренции.

         Конкуренция (от лат. сoncurre – сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Конкуренция в РФ - состязательность хозяйствующих  субъектов, при которой их самостоятельные  действия эффективно ограничивают возможность  каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров  на соответствующем товаром рынке. [5]

Рассматривая  конкуренцию необходимо показать ее как положительные стороны, так  и отрицательные.

Положительные стороны конкуренции:

1. конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

2. конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

3. конкуренция стимулирует повышение качества товара;

4. конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

5. конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

6. конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

7. конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

8. конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции:

1. при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;

2. многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы. [6]

Любой товар  или услуга в большей или меньшей  степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность  влияют следующие факторы:

a) при его производстве:

Информация о работе Исследование конкурентов и выбор конкурентной стратегии