Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ и практического опыта исследования конкурентов, а также выбора стратегии конкуренции.
Задачами, которые необходимо решить для достижения указанной цели, являются: рассмотрение сущности конкуренции; рассмотрение теоретических направлений и практического опыта исследования конкурентов; формирование рекомендаций по совершенствованию и выбору стратегии конкуренции.
Предметом исследования данной работы является конкурентная стратегия и конкуренты предприятия. Объектом исследования является предприятие ОАО Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь».
Введение
5
1 Теоретические основы исследования конкурентов и выбора стратегии конкуренции
7
1.1 Сущность, основные виды и формы конкуренции
7
1.2 Основные направления исследования конкурентов
14
1.3 Виды стратегий конкуренции, классификация по М. Портеру
15
2 Анализ конкурентов ОАО МКФ «Красный Октябрь»
22
2.1 Характеристика предприятия ОАО МКФ «Красный Октябрь»
2.2 Анализ конкурентной среды предприятия ОАО МКФ «Красный Октябрь»
22
26
2.3 Анализ эффективности ОАО МКФ "Красный Октябрь" по сравнению с конкурентами
30
3 Рекомендации по совершенствованию конкурентоспособности, выбор стратегии конкуренции.
34
3.1 Рекомендации по совершенствованию конкурентоспособности ОАО «Красный Октябрь» на основе проведенных исследований конкурентов
34
3.2 Определение текущего метода конкуренции ОАО МКФ «Красный Октябрь»
39
3.3 Рекомендации по выбору стратегии конкуренции ОАО МКФ «Красный Октябрь»
41
Заключение
44
Список использованной литературы
45
Приложение 1
46
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ВГТУ», ВГТУ)
Инженерно-экономический факультет
Кафедра экономики и управления на предприятии машиностроения
Курсовая работа
по дисциплине «Маркетинг»
на тему: «Исследование конкурентов и выбор конкурентной стратегии»
Выполнила: студентка группы МП-101 Звягинцева Наталия Вячеславовна
Руководитель: к.э.н., доцент Кретова Наталия Николаевна
Оценка: ______________________________
Воронеж 2012
Замечания руководителя
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Инженерно-экономический факультет
Кафедра экономики и управлении на предприятии машиностроения
Студент группы ______________________________
(индекс группы)
______________________________
(фамилия, и.о.)
Задание на курсовую работу
3. Исходные данные_______________
Раздел |
Процент, % |
Срок |
Процент выполнения, % |
Подпись руководителя |
Руководитель__________________
5. Курсовая работа закончена “
(подпись студента)
Назначить защиту на “ ”
__________________________200_
Оценка руководителя ______________________________
Руководитель
______________________________
Cодержание
Введение |
5 |
1 Теоретические основы |
7 |
1.1 Сущность, основные виды и формы конкуренции |
7 |
1.2 Основные направления исследования конкурентов |
14 |
1.3 Виды стратегий конкуренции, |
15 |
2 Анализ конкурентов ОАО МКФ «Красный Октябрь» |
22 |
2.1 Характеристика предприятия 2.2 Анализ конкурентной среды
предприятия ОАО МКФ «Красный Октябрь» |
22
26 |
2.3 Анализ эффективности ОАО МКФ
"Красный Октябрь" по |
30 |
3 Рекомендации по |
34 |
3.1 Рекомендации по |
34 |
3.2 Определение текущего метода конкуренции ОАО МКФ «Красный Октябрь» |
39 |
3.3 Рекомендации по выбору |
41 |
Заключение |
44 |
Список использованной литературы |
45 |
Приложение 1 |
46 |
Введение
Для современного
рынка свойственна очень
Позиционирование
предприятия на рынке, заполненном
большим количеством
Деятельность любого предприятия может быть неэффективной и связанной с определенными трудностями, производимый товар может не продаваться и не пользоваться спросом, если не было осуществлено исследование конкурентов, имеющихся на рынке, и не был сделан анализ деятельности конкурентов, предлагающих подобную продукцию или услугу.
Конкурентная
разведка, производимая сегодня многими
предприятиями в своем сегменте
рынка, направлена на выявление и
изучение конкурентов, их конкурентных
преимуществ и конкурентных возможностей.
Если известен рынок конкурентов, выявлены
их возможности и основные преимущества,
предприятию или фирме
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ и практического опыта исследования конкурентов, а также выбора стратегии конкуренции.
Задачами, которые необходимо решить для достижения указанной цели, являются: рассмотрение сущности конкуренции; рассмотрение теоретических направлений и практического опыта исследования конкурентов; формирование рекомендаций по совершенствованию и выбору стратегии конкуренции.
Предметом исследования данной работы является конкурентная стратегия и конкуренты предприятия. Объектом исследования является предприятие ОАО Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь».
1 Теоретические
основы исследования
Теоретические
основы конкуренции начали закладываться
еще в период докапиталистических
формаций. Однако первые наиболее целостные
теоретические положения о
Конкуренция – широко известная фундаментальная экономическая категория. Тем не менее сам термин «конкуренция» часто понимается экономистами в различных смыслах (таблица 1).
Таблица 1
Подходы к определению конкуренции
Автор |
Понятие конкуренции |
1 |
2 |
Адам Смит [1] |
Связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между субъектами рынка за наиболее выгодные условия продажи и покупки товаров. Основным методом конкурентной борьбы ему виделось изменение цен. При этом он замечал, что рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее, следует строгим правилам поведения на рынке. В соответствии с этими правилами свободная конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Таким образом, конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования. Вместе с тем, конкуренция – механизм регулирования пропорций общественного производства, поскольку благодаря конкуренции происходит перераспределение капиталов между отраслями. Конкуренция – та самая «невидимая рука», которая координирует деятельность участников рынка. Продолжение таблицы 1
|
А. Маршалл [2] |
Связывает конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) является редким в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества. Поэтому владельцы благ имеют возможность распределять их, руководствуясь своей выгодой. Они выставляют условия или критерии (требуемый уровень цен, качества и т.п.) и в зависимости от исполнения этих условий решают, кому предоставить блага, а кому – нет. |
Й. Шумпетер [3] |
В рамках своей теории экономического развития определял конкуренцию как соперничество старого с новым. Нововведения скептически принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, механизм конкуренции Продолжение таблицы 1 вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии. |
Ф. Хайек [4] |
Рассматривал конкуренцию как «процедуру открытия». По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным. Скажем, в условиях типичного для реального рынка недостатка информации первоначально одинаково привлекательными могут казаться несколько возможных линий поведения предприятия. И только конкуренция «открывает», какая из них на самом деле верна, а какая ведет в тупик. |
В целом, при рассмотрении данных определений можно сделать вывод, что подходы и формулировки различны, однако, можно сформулировать наиболее полное определение конкуренции.
Конкуренция (от лат. сoncurre – сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.
Конкуренция
в РФ - состязательность хозяйствующих
субъектов, при которой их самостоятельные
действия эффективно ограничивают возможность
каждого из них односторонне воздействовать
на общие условия обращения
Рассматривая конкуренцию необходимо показать ее как положительные стороны, так и отрицательные.
Положительные стороны конкуренции:
1. конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
2. конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;
3. конкуренция стимулирует повышение качества товара;
4. конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
5. конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
6. конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
7. конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);
8. конкуренция вводит новые формы управления.
Отрицательные стороны конкуренции:
1. при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
2. многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы. [6]
Любой товар или услуга в большей или меньшей степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:
a) при его производстве:
Информация о работе Исследование конкурентов и выбор конкурентной стратегии