Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ и практического опыта исследования конкурентов, а также выбора стратегии конкуренции.
Задачами, которые необходимо решить для достижения указанной цели, являются: рассмотрение сущности конкуренции; рассмотрение теоретических направлений и практического опыта исследования конкурентов; формирование рекомендаций по совершенствованию и выбору стратегии конкуренции.
Предметом исследования данной работы является конкурентная стратегия и конкуренты предприятия. Объектом исследования является предприятие ОАО Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь».
Введение
5
1 Теоретические основы исследования конкурентов и выбора стратегии конкуренции
7
1.1 Сущность, основные виды и формы конкуренции
7
1.2 Основные направления исследования конкурентов
14
1.3 Виды стратегий конкуренции, классификация по М. Портеру
15
2 Анализ конкурентов ОАО МКФ «Красный Октябрь»
22
2.1 Характеристика предприятия ОАО МКФ «Красный Октябрь»
2.2 Анализ конкурентной среды предприятия ОАО МКФ «Красный Октябрь»
22
26
2.3 Анализ эффективности ОАО МКФ "Красный Октябрь" по сравнению с конкурентами
30
3 Рекомендации по совершенствованию конкурентоспособности, выбор стратегии конкуренции.
34
3.1 Рекомендации по совершенствованию конкурентоспособности ОАО «Красный Октябрь» на основе проведенных исследований конкурентов
34
3.2 Определение текущего метода конкуренции ОАО МКФ «Красный Октябрь»
39
3.3 Рекомендации по выбору стратегии конкуренции ОАО МКФ «Красный Октябрь»
41
Заключение
44
Список использованной литературы
45
Приложение 1
46
3.2 Определение текущего метода конкуренции ОАО МКФ «Красный Октябрь»
Рассмотрим текущую стратегию ОАО МКФ «Красный Октябрь». Если проводить внутриотраслевой структурный анализ в соответствии с методологией М. Портера, то производителей можно разделить на 8 стратегических групп, представленных в табл. 3.
Таблица 3
Стратегические конкурентные группы на ранке развесных шоколадных конфет России
Показатели |
Методы конкуренции | |||
Ценовая конкуренция |
Совмещение методов (в основном цена+бренд) |
Неценовая конкуренция (качество и/или бренд) | ||
Сбытовая сеть |
Общероссийская (продажи в «родном» регионе минимум в 2 раза меньше сбыта за его пределами) |
1. «РОШЕН», КД Восток |
2. Nestle, СладКо |
3. «Красный Октябрь», «Рот Фронт», КК Бабаевский, «Рузанна», «А.Коркунов» |
Переходная |
4. КФ им. Крупской, «Красная Заря» |
5. «Акконд», «Ламзурь», «Южуралкондитер» |
6. Сормовская КФ, Новосибирская ШФ, Пермская КФ | |
Региональная (продажи в «родном» регионе минимум в 2 раза превышают сбыт за его пределами) |
7. Сарапульская КФ, «Заря» |
8. Воронежская КФ, Пензенская КФ |
Выделение
групп в таблице носит
Сбытовую сеть ОАО МКФ «Красный Октябрь» можно отнести к «межобластной», так как продукция распространяются в московской области и за ее пределами. Методом конкуренции является совмещенный, т.к. фабрика достигает конкурентных преимуществ как за счет снижения цены, так и за счет бренда на российском рынке. Оба этих показателя очень важны. Цены привлекают множество покупателей. Бренд Московской кондитерской фабрики узнаваем и отложился в сознании потребителей российского рынка. Предприятие зарекомендовало себя с лучшей стороны.
Итак, в плане метода конкуренции нет нареканий. Данный метод совмещает в себе все преимущества как ценового, так и неценового. Но что касается сбытовой сети, то фабрика ориентирована в основном на российский рынок. И как отмечалось ранее, ее доля на общероссийском рынке составляет около 23%. Для выхода продукции МКФ «Красный Октябрь» на мировой уровень, следует, данному аспекту уделить повышенное внимание.
3.3 Рекомендации
по выбору стратегии
В теоретической части были изучены классификации стратегий по М.Портеру: минимизация издержек, дифференциация и концентрация. Рассмотрим каждую из них, выбирая наиболее предпочтительную для ОАО МКФ «Красный Октябрь».
Стратегия концентрации в данном случае кардинально не подходит для фабрики. Она ориентирована на ведение конкуренции в какой-то определенной «нише», а не при столь массовом охвате, какой характерен для рынка кондитерских изделий.
Стратегия дифференциации могла бы стать основной для фабрики, если бы не некоторые аспекты. Московская кондитерская фабрика занимает недостаточно большой объем общероссийского рынка кондитерских изделий, и применение данной стратегии может привести к тому, что мы не только можем потерять долю на российском рынке, в силу увеличения издержек и повышения стоимости, но и к тому, что нашу хоть и обладающую уникальными характеристиками продукцию попросту вообще не заметят. Реализацию данной стратегии была бы возможна, если фабрика серьезно увеличила объемы поставки на мировой рынок и увеличила бы маркетинговую активность.
Таким образом, для Московской кондитерской фабрики наиболее оптимальной стратегией на сегодняшний день будет являться стратегия минимизации издержек. Данная стратегия позволит еще более снизить цену, тем самым достигнуть повышения спроса и максимального увеличения доли российского рынка. Минимизация издержек так же подходит для фабрики по той причине, что охват потребителей в области достаточно велик, компания является лидером.
Итак, по отношению к прямым отраслевым конкурентам Московская кондитерская фабрика, выбравшая минимальные издержки, имела бы более высокую рентабельность продаж, чем у конкурентов.
По отношению к покупателям фабрика также имела бы сильные позиции, так как никто кроме нее на рынке не смог бы предложить сравнительно низкие цены в долгосрочном периоде.
Также, если доля фабрики значительно превзойдет таковые других отраслевых организаций, она сможет до определенной степени диктовать поставщикам свои условия, что будет достаточно выгодно.
По отношению к потенциальным конкурентам, фабрика имела бы сильные позиции в силу своего положения, но они могут значительно ослабнуть, если конкуренты войдут в отрасль с новыми, более эффективными технологиями.
Огромное
внимание нужно уделить тщательному
отслеживанию изменений в
отраслевых технологиях, предпочтениях
потребителей, нужно быть готовым
в приемлемый срок осуществить
необходимую модернизацию или даже
полную замену производственных мощностей,
или внести должные коррективы
в номенклатуру производимой
продукции; в противном случае
она рискует потерпеть неудачу.
Ведь конкуренты не стоят на месте.
Происходит постоянное изменение и
совершенствование
Потребитель
должен стоять на первом месте. Необходим
учет и адаптация к его постоянно
меняющимся требованиям. Это должно
осознавать как руководство, так
и рядовые работники
Только следование всем вышеперечисленным аспектам в совокупности, сможет максимально увеличить успешность и производительность предприятия. Его конкурентоспособность.
Заключение
Актуальность
и важность проблемы изучения конкурентов
достаточно велика. Это является таким
условием маркетинговой деятельности,
когда успех коммерческого
Знание
конкурентов позволяет
Исходя из данной курсовой работы, можно сделать вывод, что анализ конкурентов действительно может помочь выявить как слабые, так и сильные стороны нашего предприятия. Исследования способствуют определению дальнейшей ориентации предприятия, тому, как наиболее успешно выбрать стратегию, учитывая активность и деятельность конкурентов на отдельно взятом рынке.
Итогом данной курсовой работы можно считать определение рекомендаций, по совершенствованию деятельности ОАО «Красный Октябрь», составленных на основе выявленных недостатков при исследовании конкурентов. А так же, были даны рекомендации по выбору дальнейшей стратегии предприятия. На мой взгляд, следование данным рекомендациям позволило бы существенно увеличить эффективность предприятия и «завоевать сердца» новых потребителей.
Список использованной литературы
1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народа. Петрозаводск: Петроком, 1993. – 320 с.
2. Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. – 310 с.
3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс,1982. – 298 с.
4. Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф: Начала-Фонд, 2000. – 255 с.
5. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 608 с.
6. Кулешова А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспет, 2005. – 256 с.
7. Олехнович Г.И. Конкурентные стратегии на мировых рынках: Курс лекций. – М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2005. – 256 с.
8. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — 3-е издание. — М.: Финпресс, 2003. – 496 с.
9. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 454 с.
10. Сайт «Энциклопедия маркетинга» http://www.marketing.spb.ru/
11. Сайт
предприятия «Красный Октябрь»
12. Сайт компании «Nestle» http://www.nestle.ru/
13. Сайт
компании «Марс» http://www.mars.com/cis/ru/
14. Сайт компании «СладкО» http://www.sladco.ru/
15. Сайт «SWOT анализ» http://www.swot-analysis.ru/
Приложение 1
Сравнение цен на развесные конфеты стандартных рецептур («советских брендов») различных кондитерских фабрик
1 |
2 |
3 |
4 |
Стандартное наименование |
Наименование, данное производителем |
Фабрика-производитель |
Отношение к цене Московской КФ, % |
Буревестник |
Парящий буревестник |
Nestle |
85,52 |
Буревестник |
Пермская |
90,95 | |
Песня о буревестнике |
Заря |
90,60 | |
Буревестник |
Им. Крупской |
96,03 | |
Буревестник |
КИО |
101,59 | |
Буревестник |
КК Бабаевский |
120,79 | |
Буревестник |
Красная Заря |
89,05 | |
Буревестник |
Новосибирская ШФ |
106,35 | |
Буревестник |
Пензенская |
91,90 | |
Буревестник |
Воронежская |
100,00 | |
Буревестник |
Приморский кондитер |
104,76 | |
Буревестник |
Южуралкондитер |
87,46 | |
Весна |
Весна |
Пермская |
96,86 |
Весна |
КИО |
104,40 | |
Весна |
КК Бабаевский |
118,62 | |
Весна |
Новосибирская ШФ |
103,53 | |
Весна |
Пензенская |
101,60 | |
Весна |
Воронежская |
100,00 | |
Весна |
Приморский кондитер |
107,04 | |
Кара-Кум |
Кара-Кум |
Пермская |
96,68 |
Кара-Кум |
Заря |
83,34 | |
Кара-Кум |
Новосибирская ШФ |
97,23 | |
Кара-Кум |
Пензенская |
107,88 | |
Вечный Кара-Кум |
Воронежская |
100,00 | |
Кара-Кум |
Приморский кондитер |
93,16 | |
Кара-Кум |
Южуралкондитер |
95,38 | |
Ласточка
|
Городская ласточка |
Nestle |
85,52 |
Милая ласточка |
Пермская |
90,95 | |
Небесные ласточки |
Заря |
95,24 | |
Ласточка |
Им. Крупской |
96,03 | |
Ласточка |
КИО |
100,00 | |
Ласточка |
КК Бабаевский |
119,05 | |
Ласточка |
Красная Заря |
94,29 | |
Ласточка |
Новосибирская ШФ |
98,41 | |
Ласточка |
Пензенская |
93,65 | |
Ласточка – вестница весны |
Воронежская |
100,00 | |
Ласточка |
Приморский кондитер |
106,35 | |
Маска
1 |
Маска невидимка |
Nestle |
97,26 |
Озорная маска |
Пермская |
82,60 | |
Маска |
Заря |
67,72 | |
Маска |
КК Бабаевский |
100,31 | |
Маска |
Новосибирская ШФ |
83,85 | |
Маска |
Пензенская |
84,48 | |
Маска |
Воронежская |
100,00 | |
Маска |
Приморский кондитер |
81,25 | |
2 |
3 |
4 | |
Морские |
Морские чудеса |
Nestle |
89,86 |
Морские |
Воронежская |
100,00 | |
Морские |
КИО |
100,00 | |
Морские |
КК Бабаевский |
110,32 | |
Морские сокровища |
Красная Заря |
93,97 | |
Морские |
Новосибирская ШФ |
97,62 | |
Морской бриз |
Пензенская |
91,90 | |
Морские сказки |
Пермская |
90,95 | |
Морские |
Приморский кондитер |
98,41 | |
Морские |
Южуралкондитер |
88,25 | |
Пилот |
Пилот |
Воронежская |
100,00 |
Пилот |
КИО |
95,24 | |
Пилот |
КК Бабаевский |
103,49 | |
Пилот |
Пензенская |
85,08 | |
Пилот |
Пермская |
80,79 | |
Пилот |
Южуралкондитер |
81,75 | |
Ромашка |
Скромница ромашка |
Nestle |
93,10 |
Ромашковый луг |
Воронежская |
100,00 | |
Белая ромашка |
Им. Крупской |
102,19 | |
Ромашка |
КИО |
95,67 | |
Ромашка |
Красная Заря |
92,48 | |
Ромашка |
Новосибирская ШФ |
105,09 | |
Ромашка |
Пензенская |
93,35 | |
Ромашки подружки |
Пермская |
92,62 | |
Ромашка |
Приморский кондитер |
113,06 | |
Ромашка |
Южуралкондитер |
87,11 |
Информация о работе Исследование конкурентов и выбор конкурентной стратегии