Исследование окружающей среды маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить окружающую среду маркетинга, ее влияние на деятельность предприятия и разработать рекомендации по улучшению ее состояния.
Исходя из вышеперечисленного, задачами курсовой работы являются:
1. Изучить сущность понятия окружающая среда маркетинга и ее влияние на деятельность предприятия.
2.Сущность макросреды и микросреды организации

Работа состоит из  1 файл

мой курсач по маркетингу.doc

— 413.50 Кб (Скачать документ)

Законодательство по регулированию предпринимательской  деятельности. В стране быстро растет число законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Их основой являются Конституция и Гражданский кодекс России. Государственное регулирование необходимо для защиты потребителей от недобросовестной деловой практики.

Руководитель маркетинга должен хорошо знать не только федеральные законы, охраняющие добросовестность конкуренции, интересы потребителей и высшие интересы общества, но также и местные законы, под действие которых подпадает его маркетинговая деятельность в том или ином регионе.

Культурная  среда. Люди живут в конкретном обществе, которое формирует их основные взгляды, ценности и нормы поведения. Почти не осознавая того, человек воспринимает мировоззрение, которое определяет его отношение к самому себе и взаимоотношения с другими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование окружающей маркетинговой среды в зарубежной и отечественной практике.

Опираясь на литературные источники я изучала маркетинговую  среду в зарубежной практике, как  она проявляется и какие факторы  влияют на предприятие. Как известно, маркетинговая среда предприятия состоит из микросреды и макросреды. Микросреда: конкуренты, клиенты, поставщики и посредники, а к макросреде относятся более широкие, социальные силы, чем к микросреде: природные, технологические политические, культурные и т.п. Я попытаюсь рассмотреть эти силы в детальном аспекте. И приведу примеры проявления этих сил в зарубежной практике.

 

Конкурентная среда:

Менеджеры зачастую не замечают своих конкурентов. Так, управляющий  рестораном Seafood Restaurant (Дары моря) в Хьюстоне считал, что у него нет конкурентов, поскольку его заведение было единственным рестораном с такой специализацией во всем районе, и очень скоро обанкротился. Жители этого района Хьюстона предпочитали тратить свои деньги в ресторанах другого типа, а если кому уж очень хотелось отведать даров моря, тот ездил в другие районы.

Демографическая среда:

Демографией, как я  уже говорила ранее, называется наука, изучающая народонаселение по численности, плотности, разделению на группы по признаку возраста, пола, расы, рода занятий и других статистических признаков. Демографическая среда небезынтересна для специалистов по маркетингу, поскольку рынок состоит из людей.

Самая главная демографическая  тенденция, отмечаемая сегодня в  США, - это старение населения. Данная тенденция связана с падением рождаемости, с одной стороны, и увеличением средней продолжительности жизни - с другой.

Экономическая среда:

Экономическая среда  состоит из факторов, которые влияют на покупательскую способность населения и характер покупок. От покупательской способности людей зависит не только их уровень благосостояния, но и само существование рынка.

Например, распределение  доходов в США все еще остается неравномерным. На верху социальной пирамиды находятся покупатели, относящиеся к высшему классу, чьи покупательские привычки не меняются в связи с изменениями экономической ситуации, кто всегда остается главным потребителем люксовых товаров. Есть также зажиточный средний класс, который хотя и является традиционно осторожным в покупках, все-таки может позволить себе время от времени хорошую жизнь. Рабочий класс вынужден строго ограничиваться самыми необходимыми тратами на пищу, одежду и жилье и должен жестко экономить, чтобы откладывать деньги. И, наконец, есть низший класс (люди, живущие на пособие по бедности, и многие из пенсионеров), который вынужден считать каждый грош, прежде чем купить что-то из самого необходимого для жизни.

У людей по мере роста  их доходов часто меняются покупательские привычки. Например, зарабатывающие от $20 000 до $30 000 тратят на питание 15,8% своего дохода, а зарабатывающие $50 000 и более - только 12,8%. С другой стороны, траты на развлечения, составляющие у людей первой группы 4,7%, подскакивает у людей второй группы до 6,1%. Эрнст Энгель обнаружил, что по мере увеличения семейного бюджета траты на продукты питания пропорционально уменьшаются, на жилье - остаются почти без изменения, а на все остальное - увеличиваются. Эта закономерность получила название закона Энгеля. Последующие исследования подтвердили его правоту.

Например, сложившаяся  экономическая ситуация в Советской  России не способствовала развитию маркетинга. Вот некоторые данные за 1989 год. В  этот период рост фонда оплаты труда  более чем в пять раз превысил рост национального дохода. Денежные доходы населения увеличились по сравнению с 1988 годом на 12,9 %, что по темпам прироста в 1,4 раза опережает прирост производства товаров и услуг (9,1 %). Текущий неудовлетворенный спрос в 1989 году оценивался специалистами в интервале от 45 до 60 млрд. рублей, а накопленный (т.е. включая отложенный в прошлые годы) оценивался Госкомстатом СССР соответственно в 165 млрд. рублей. Вклады населения в учреждениях Сберегательного банка достигли 337,7 млрд. руб. Данные о темпах инфляции, построенные на регистрации цен по 650 основным товарам с учетом отложенного спроса, свидетельствовали, что инфляция характеризовалась цифрой в 7,5 %. Приведенные данные свидетельствуют о наличии огромного дефицита товаров, а дефицит – враг маркетинга номер один.

Природная среда.

Природная среда - это  ресурсы самой природы, необходимые  для маркетинговой деятельности или оказывающие на нее влияние. В 1960-е гг. родилось движение людей, озабоченных тем, что развитие современной  промышленности наносит природе  огромный урон. Массовыми тиражами выходили книги, предупреждающие о том, что вода, земля и воздух находятся в опасности, что природные ресурсы планеты невосполнимы. В Америке были созданы клубы активистов, такие, как "Клуб Сиерра", "Друзья планеты", законодатели предложили ряд мер, направленных на защиту окружающей среды.                                              

 Закон о предотвращении загрязнения природной среды, принятый в штате Флорида в 1988 г., потребовал от предприятий индустрии гостеприимства сократить к 1994 г. накопление мусора в курортной зоне на 30%. Ко времени принятия этого закона фирма Disney World уже разработала несколько программ, направленных на уничтожение или вторичную переработку мусора. Так что они продолжили эти программы, чтобы внести свой вклад в достижение контрольных цифр. При закупке продуктов для ресторанов предпочтение стало отдаваться большим контейнерам. Например, томатную пасту стали покупать не в маленьких банках, а в больших ёмкостях, и в результате этого количество пустых банок среди мусора уменьшилось в год на 86 000. Уменьшение размеров бумажных салфеток на 25% позволило сократить бумажный мусор на 130 т. Изношенное постельное белье стали использовать на тряпки, уменьшив таким образом нужду в бумажных полотенцах, предназначенных для уборки помещений. На предприятиях фирмы стали использовать для поливки газонов, деревьев и площадок для игры в гольф не питьевую, а так называемую "серую" воду - использованную и очищенную особым способом. По словам Роберта Пенна, начальника отдела местного муниципалитета по экологии, использование "серой" воды не только дало экономию муниципальных средств, но и безукоризненно с экологической точки зрения.

В России: Экологическое воздействие. Протесты против возобновления работы комбината.

Байкальский ЦБК до осени 2008 года являлся одним из основных загрязнителей воды озера Байкал.  По данным природоохранной организации «Гринпис», Байкальский ЦБК ежегодно сбрасывал в озеро порядка 100 тыс. кубометров сточных вод. По данным Евгения Шварца, директора по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы России, ссылавшегося на государственный доклад «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2008 г.», объём сбросов предприятия в 2008 году составил 27,53 млн. т, а с 1999 по 2007 годы, когда комбинат работал на полную мощность, — в пределах 36,8-48,2 млн. т ежегодно. В ходе погружения глубоководных аппаратов «Мир» в июле 2010 года в месте выхода сточных труб комбината на глубине 33 м были обнаружены опасные соединения хлора (ПДК по ним не установлены).

На протяжении последних  лет разрабатывался ряд программ, направленных на перепрофилирование либо перенос этого вредного производства. Однако перевод предприятия на замкнутый  цикл водооборота сдерживался неготовностью  канализационных очистных сооружений (КОС) города Байкальска: все хозяйственно-бытовые стоки города проходили через очистные сооружения предприятия.

В начале декабря 2007 года Росприроднадзор России направил в  арбитражный суд Иркутской области  иск с требованием приостановить  работу Байкальского ЦБК в связи с истечением 3 ноября сроков действия лицензий на использование водного объекта. По результатам проверки замглавы данного ведомства Олега Митволя, концентрация отдельных загрязняющих веществ в стоках предприятия превышена в 12 раз по сравнению с нормативом.

5 сентября 2008 года была  начата тестовая эксплуатация  системы замкнутого водооборота  комбината (технология позволяет  очищать сбросы на 98 %), сброс неочищенных  стоков прекращён.

2 октября 2008 года предприятие  перешло на замкнутый водооборот. Однако, экологи считают, что это не решит проблемы загрязнения Байкала. При этом было прекращено производство вискозной беленой целлюлозы, которую при замкнутом цикле водооборота производить невозможно.

6 ноября 2008 года Арбитражный  суд Иркутской области вынес решения по Делу № А19-18235/07-23 о приостановлении деятельности ОАО «Байкальский ЦБК», и по Делу № А19-1004/08-54 о возмещении вреда окружающей среде ОАО «Байкальский ЦБК» по заявлениям Росприроднадзора в пользу БЦБК, в удовлетворении заявленных требований отказано.

13 января 2010 года постановлением  правительства № 1 «О внесении  изменений в перечень видов  деятельности, запрещенных в центральной  экологической зоне Байкальской  природной территории», подписанным  В. Путиным во изменение Постановления от 30 августа 2001 года, была создана правовая база для возобновления работы комбината. Решение вызвало протесты общественности и акции протеста в Иркутской области и Москве в феврале — марте 2010 года.

Политическая среда.

Маркетинговые решения во многом диктуются особенностями политической среды, включающей в себя законодательные и правительственные учреждения, а также различные политические группировки, оказывающие влияние на индивидуальную и коллективную деятельность человека.

В Нью-Йорке, например, в 1990 г. гостиничный налог был поднят до 21,25% для всех гостиничных номеров стоимостью больше $100 в сутки. В результате этого устроители конференций стали избегать Нью-Йорк за его недружелюбную политику в этом вопросе. Они просто выбирали другие города в качестве места проведения своих мероприятий и в итоге наполняемость отелей снизилась на 37%. В результате, несмотря на повышение этого налога, муниципалитет получил в виде суммарного налога еще меньше, чем получал до этого. Убедившись в этом, Нью-Йорк снизил гостиничный налог с проживающих, сделав его таким же, как и в других городах.

Культурная среда:

Культурная среда включает в себя институты и учреждения, которые оказывают влияние на основные ценности, предпочтения и поведенческие нормы общества.

В любом обществе люди придерживаются определенных основополагающих ценностей. Например, большинство американцев  считает, что главное в их жизни - это быть честными, трудолюбивыми, иметь хорошую семью и не жалеть денег на благотворительность.

Во многих странах Западного мира некоторые убеждения, связанные с личными привычками (например, курение и алкоголь), на протяжении двух столетий значительно менялись, но не до такой степени радикально, как в США. В период освоения Дикого Запада отношение к выпивке было более чем терпимое. Введение "сухого закона" было попыткой полного искоренения этой пагубной привычки. В наши дни общество мирится с употреблением горячительных напитков, но призывает, чтобы и те, кто "употребляет", как и те, кто продает спиртные напитки, осознавали свою ответственность. Ведущие фирмы ликероводочной промышленности ответили на это кампанией за "повышение культуры употребления алкогольных напитков". Индустрия гостеприимства отреагировала, разработав строгие правила торговли спиртным и организовав соответствующее обучение персонала, занимающегося ею по долгу службы. Индустрия верит, что в деле изменения вкусов потребителей активный маркетинг тоже может сыграть свою положительную роль. Вместо того, чтобы бездумно спаивать своих посетителей, ресторан может сместить акцент на культурные мероприятия или хорошую кухню: это не в меньшей степени будет способствовать процветанию бизнеса.

 

Глава 3: Анализ состояния  маркетинга на предприятии ЗАО «Улан-Удэстальмост»

3.1. Краткая технико- экономическая характеристика ЗАО «Улан-Удэстальмост».

 ЗАО «Улан-Удэстальмост»- специализированное предприятие находится в столице Республики Бурятия в городе Улан-Удэ, п. Матросова и является региональным лидером в   области   изготовления   стальных   конструкций   мостов  любого   назначения   и климатического исполнения.

Предприятие выпускает металлоконструкции автодорожных, железнодорожных, пешеходных мостов по типовым и индивидуальным проектам, высокопрочные метизы (болты, гайки и шайбы) для монтажа  пролётных строений, промышленные строительные конструкции- фермы, подкрановые балки, колонны, бункера конструкции для линий электропередач, стальные фланцы для трубопроводов и разнообразные металлические изделия бытового назначения.

 Соединение деталей конструкций  осуществляются на высокопрочных болтах и при помощи различных видов электросварки: автоматической, в среде защитных газов, под слоем флюса, полуавтоматическая. В цехах завода производится контрольная сборка элементов конструкций в проектное положение, что обеспечивает хорошую собираемость при монтаже.

Информация о работе Исследование окружающей среды маркетинга