Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:40, курсовая работа
Осуществление маркетинговой деятельности выступает как объективная необходимость ориентации научно-технической, производственной и сбыточной деятельности фирмы (предприятия) на учет рыночного спроса, потребностей и требований потребителей. Здесь отражается и постоянно усиливается тенденция к планомерной организации производства в целях повышения эффективности функционирования фирмы в целом и ее хозяйственных подразделений.
Введение 3
1. Постановка и технология маркетингового исследования 5
1.1. Обоснование цели и задачи маркетингового исследования
5
1.2. Выбор методов сбора и технологии обработки данных
8
2. Представление результатов маркетингового исследования 17
2.1. Обработка первичной (вторичной) маркетинговой информации
17
2.2. Презентация результатов маркетингового исследования 33
3. Формирование маркетинговых решений по результатам исследования в области ценовой политики предприятия
40
Заключение 42
Список литературы
Внешнюю информацию можно подразделить на официально опубликованную, доступную для всех, и так называемую синдикативную информацию, недоступную для широкой публики и издаваемую отдельными организациями.
Сбор вторичной информации обычно предшествует сбору первичной информации.
Первичная информация – это данные, полученные специально для решения конкретной маркетинговой проблемы путем проведения так называемых полевых маркетинговых исследований; их сбор осуществляется путем наблюдений, обследований, экспериментальных исследований, выполняемой над частью общей совокупности исследуемых – выборкой.[7]
Основными методами получения первичных данных являются опрос, интервью - как разновидность опроса, наблюдение и эксперимент. Каждый из методов может использоваться в сочетании с другими, полевые исследования всегда дороже кабинетных. Поэтому они применяются в случаях, когда:
-
в результате вторичного
-
высокие затраты на полевые
исследования могут быть
Первой задачей выбора методов проведения маркетинговых исследований является ознакомление с отдельными методами, которые могут использоваться при сборе и анализе маркетинговой информации. Затем с учетом ресурсных возможностей выбирается наиболее подходящий набор этих методов. [4]
Прежде всего, дадим общую характеристику методам проведения маркетинговых исследований.
Наиболее широко используемыми методами проведения маркетинговых исследований являются:
Под обзорными исследованиями понимается сбор информации путем установления контактов с объектами исследования. В ходе опроса происходит систематический сбор информации от опрашиваемых лиц посредством контактов с ними лично, по телефону или по почте. Он может дать данные об отношениях, прошлых покупках и характеристиках потребностей. Однако на его точность влияют неправильные или искаженные ответы. Для фиксации ответов используется анкета (вопросник). Любая анкета требует тщательной разработки, опробования и отработки. К тому же, форма вопроса может повлиять на ответы респондента, поэтому при разработке вопросов необходимо учитывать ряд требований, которые обуславливают особенности человеческой психики. [12]
Опросы практически не имеют альтернативы в тех случаях, когда фирма нуждается в информации о знаниях, убеждениях, предпочтениях потребителей, о степени их удовлетворенности, об имидже фирмы и т.д.
Особое место в методическом арсенале маркетинга занимают методы экспертных оценок. Они позволяют достаточно быстро получить ответ о возможных процессах развития того или иного события на рынке, выявить сильные и слабые стороны предприятия, получить оценку эффективности тех или иных маркетинговых мероприятий.
Используются методы “Дельфи”, “Мозговой атаки”, “Адвоката дьявола”, “ метод комиссии” и др.
Правильное проведение экспертизы предполагает решение ряда вопросов, связанных с формированием экспертной группы, проведение процедуры экспертизы, выбором методов обработки результатов экспертных оценок. Основными требованиями к экспертам являются их компетентность, профессионализм, авторитетность, беспристрастность.[8]
Экспериментальные исследования могут применяться при тестировании новых продуктов, изменении методов торговли, продвижения. По результатам эксперимента выбирается оптимальный вариант действий. Существует несколько подходов или методик проведения экспериментальных исследований: при подходе “До и после” сравниваются результаты до изменений и после их проведения. При применении “Разницы” предлагаются, например, одновременно три типа продукта, один из которых обладает испытуемыми свойствами, т.е. респондент должен почувствовать это отличие.
Можно
выделить несколько групп экономико-
1) Статистические методы обработки информации (определение средних оценок, величин ошибок, степени согласованности мнений респондентов и т.д.)
2)
Многомерные методы (в первую
очередь факторный и
3)
Регрессионные и
4)
Методы статистической теории
принятия решений (теория игр,
теория массового обслуживания,
стохастическое
5)
Детерминированные методы
Эти пять групп методов, безусловно, не исчерпывают всего их разнообразия.
World Wide Web или “всемирная паутина”, как её ещё называют, действительно “захватывает” в свои сети все больше предпринимателей в России. Они всё больше рассматривают её, как общедоступный информационный и коммуникационный ресурс. Сегодня для многих из них вошло в норму указание на своей визитной карточке адреса электронной почты и даже сервера фирмы в Интернет. В действительности же Интернет открывает перед службой маркетинга новые возможности в изучение рынка и, главное, в общении в реальном времени со своими Потребителями в компьютерной гиперсреде.
Использование Интернет даёт возможность исследовать новые возможности рынка для своей продукции, выделять и изучать различные сегменты рынка. Отслеживание информации в сети повышает достоверность прогнозов и позволяет осуществлять диверсификацию видов своей деятельности гораздо быстрее, чем конкурентам, игнорирующим его.
Интернет
даёт шанс выйти на рынок практически
всем желающим, в некоторой степени,
нивелируя шансы крупных
Наряду
с созданием новых разделов на
собственном сервере
Если же на сервере разместить бланк-заказа на получение дополнительной информации или самой продукции, можно уже формировать банк данных потенциальных Потребителей. Это сегодня практикуется большинством предприятий имеющих сервера в Интернет.
Итак, используя Интернет, предприятие может самостоятельно проводить исследования рынка, включая:
Именно наличие обратной связи в Интернет даёт предприятию возможность быстро и оперативно обратиться к основным категориям Потребителей и выяснить у них, что именно, с точки зрения основных свойств продукции, ожидают они от неё, какое место в сфере их предпочтений занимает продукция конкурентов, выявить сектор неудовлетворенного спроса.
С помощью интерактивной анкеты можно провести опрос Потребителей с целью как выявления их отношения к конкретному свойству новой продукции и его привлекательности для него в сравнении с аналогичными свойствами продукции представленной другими производителями, так и в случае, если производится программный продукт, даже провести его тестовые испытания одной из рабочих версий. Проще говоря, к таким Потребителям, по аналогии с лицами владеющими основами компьютерной грамотности, можно смело применить эпитет – “продвинутый Потребитель”.
Порой оценки и мнения именно такой категории Пользователей наиболее важны предприятию при оценке сложных видов продукции, а выявить их традиционными методами очень сложно. Интерактивная анкета в сети пользуются большой популярностью и можно быть твердо уверенными, что если она грамотно сделана, то обязательно вызовет отклик у Потребителей, прописанных в сети. Помимо этого у вас появляется возможность польстить самолюбию продвинутого Потребителя, уже самим способом обращения к нему через гиперсреду, что положительно отразится на формировании положительного имиджа предприятия.
Помимо интерактивной анкеты в этих же целях можно использовать тематические телеконференции, которые пользуются большой популярностью среди специалистов и аналитиков.
Сегодня, руководителям
Рассмотрев все многообразие методов сбора и обработки маркетинговой информации, необходимо определиться с их выбором. [15]
Принимая
во внимание поставленные цели и задачи,
которые необходимо решить в процессе
маркетингового исследования, можно сделать
вывод, что для данного курсового проекта
наиболее оптимально подойдут такие методы,
как наблюдение за процессами, происходящими
на выбранном целевом рынке, а также сбор
информации с помощью всемирной сети Internet.
[9]
2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
РЕЗУЛЬТАТОВ МАРКЕТИНГОВОГО
2.1.
Обработка первичной
Обработка
первичной маркетинговой
Таблица 2.1.
Критерии обработки первичной информации
Критерии | Показатели детального анализа |
1. Анализ рынка |
|
2. Анализ собственных возможностей |
|
Критерий 1. Анализ рынка.
1) Конкуренты.
Добычу нефти в стране осуществляют около 200 предприятий - недропользователей, которыми в 2004 г. добыто порядка 323,2 млн. т, что на 17,9 млн. т превышает показатели предыдущего года. Основным фактором роста добычи нефти явилось улучшение конъюнктуры мировых цен на нефть, что позволило увеличить капитальные вложения в бурение и ремонт, а также ввести в эксплуатацию новые нефтяные месторождения. [10]