Исследование рынка добычи нефти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:40, курсовая работа

Описание

Осуществление маркетинговой деятельности выступает как объективная необходимость ориентации научно-технической, производственной и сбыточной деятельности фирмы (предприятия) на учет рыночного спроса, потребностей и требований потребителей. Здесь отражается и постоянно усиливается тенденция к планомерной организации производства в целях повышения эффективности функционирования фирмы в целом и ее хозяйственных подразделений.

Содержание

Введение 3
1. Постановка и технология маркетингового исследования 5
1.1. Обоснование цели и задачи маркетингового исследования
5
1.2. Выбор методов сбора и технологии обработки данных
8
2. Представление результатов маркетингового исследования 17
2.1. Обработка первичной (вторичной) маркетинговой информации
17
2.2. Презентация результатов маркетингового исследования 33
3. Формирование маркетинговых решений по результатам исследования в области ценовой политики предприятия
40
Заключение 42
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсач Маркетинг.doc

— 548.00 Кб (Скачать документ)
 

      Таким образом, потенциал фирмы равен 69 процентов, значит ОАО  «ЛУКойл» является компанией высокого уровня.

            Наиболее сильными сторонами фирмы являются продуктовый, ресурсный и организационный блоки. Наиболее слабыми являются функциональный блок и блок управления. Но для того, чтобы полностью оценить положение фирмы, необходима оценка внешней среды. 

            Таблица 2.10

Оценка  факторов нестабильности внешней среды ОАО «ЛУКойл»

Факторы среды Привычность событий Темп изменений Предсказуемость будущего
1. Ухудшение  экономического положения в стране 3,5 4,5 3,5
2. Увеличение  норм налогообложения 2,0 3,5 3,0
3. Нестабильность  спроса и объема продаж 2,0 2,5 2,5
4. Появление  новых конкурентов 2,5 2,0 2,5
 
 

      Таким образом, оценив потенциал компании в целом можно выделить сильные  и слабые стороны предприятия (табл. 2.11), а также возможности и угрозы внешней среды (табл. 2.12). 
 

  Таблица 2. 11

Сильные и слабые стороны ОАО «ЛУКойл»

      № п/п       Сильные стороны       Слабые  стороны
      1 Спрос на продукцию  высоко эластичен по цене и  однороден  Недостаток  собственного капитала для дальнейшего  перспективного развития фирмы
      2 Предприятие имеет  доступ к дешевым источникам сырья, рабочей силы и другим источникам  снижения себестоимости продукции Оборудование  и механизмы устаревших образцов, не соответствующих достижениям  НТП
      3 Специализация в широкой и относительно защищенной рыночной нише.  Устаревшие  технологии добычи нефти и высокая доля некачественного сырья и материалов
      4 Большой опыт и  компетентность в области добычи нефти Качество  переработанной нефти не соответствует мировым  стандартам
      5 Наличие высококвалифицированных  кадров, способных проводить гибкую  рыночную стратегию и тактику.        
 

      Возможности  ОАО «ЛУКойл»  и угрозы внешней  среды являются ключевыми факторами. Хорошо обоснованные цели компании направлены на обеспечение возможностей роста  и защиты ее настоящего и будущего положения от внешних угроз. 

      Таблица 2.12

Возможности ОАО «ЛУКойл» и угрозы внешней  среды

Возможности  
 
Угрозы
  1. Возможность влиять на  ценовую конкуренцию
  2. Способность выйти на новые сегменты рынка.
  3. Растущий спрос на  нефть
1. 

2. 

Давление конкурентов (большое число конкурентов).

Инфляционный рост издержек, подрывающий способность фирмы снижать себестоимость работ

 

      В результате проведения анализа внутренней и внешней среды можно обобщить  их совместное влияние, для чего  необходимо использовать SWOT-анализ. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи ОАО «ЛУКойл», и внешними угрозами и возможностями. На основании списка сильных и слабых сторон предприятия, списка угроз и возможностей составим матрицу SWOT (табл. 2.13).

      Таблица 2.13

      Матрица SWOT

Квадранты матрицы 1.Возможность  влиять на ценовую конкуренцию

2.Способность  выйти на новые сегменты рынка. 

3.Растущий  спрос на нефть

1.Давление конкурентов  (большое число конкурентов).

2.Инфляционный  рост издержек, подрывающий способность  фирмы снижать себестоимость

Сильные стороны:
  1. Спрос на продукцию высоко эластичен по цене и  однороден.
  2. Предприятие имеет доступ к дешевым источникам сырья, рабочей силы и другим источникам  снижения себестоимости продукции.
  3. Специализация в широкой и относительно защищенной рыночной нише.
  4. Большой опыт и компетентность в области добычи нефти.
  5. Наличие высококвалифицированных кадров, способных проводить гибкую  рыночную страт. и такт.
1.Разработка  новой продукции 1. Укрепление  позиций на рынке за счет  имеющихся конкурентных преимуществ
Слабые  стороны:
  1. Недостаток собственного капитала для дальнейшего перспективного развития фирмы.
  2. Оборудование и механизмы устаревших образцов, не соответствующих достижениям НТП.
  3. Устаревшие технологии добычи нефти и высокая доля некачественного сырья и материалов.
  4. Качество переработанной нефти не соответствует мировым стандартам
1.Поиск путей  привлечения инвестиций

2.Техническое  переоснащение предприятия

1.Привлечение  новых потребителей с использованием  средств рекламы

2.Улучшение  качества продукции, приближение его к мировым стандартам

 

      Таким образом, на выбор решения фирмы  влияет большое число условий  и факторов, как внутренних, так  и внешних, а установление цепочек  связи с помощью матрицы SWOT позволяет сформулировать решения ОАО «ЛУКойл».

      Все вышеизложенное свидетельствует о том, что ОАО «ЛУКойл» занимает достаточно устойчивую позицию на товарном рынке, так как является одним из основных предприятий по добычи нефти на территории Российской Федерации. Диагностика потенциала предприятия показала, что эта организация достаточно полно использует возможности рынка и имеет перспективы улучшения своего финансово - экономического состояния и дальнейшего укрепления позиций на рынке, а также провести реконструкцию и модернизацию действующего производства. 

     2.2. Презентация результатов маркетингового  исследования 

     Информацию, полученную в результате проведения маркетингового исследования целесообразно  представлять в виде графиков, таблиц, схем и т.д.

 

Рис.2.3. Структура рынка добычи нефти 

     Как видно из рисунка 2.3 основные нефтедобывающие компании на 2003 г являются ЛУКойл, ЮКОС, Сургутнефтегаз, ТНК, Татнефть, Сибнефть.

     Сравнение итогов 2002 и 2003 годов показывает, что  среднесуточная добыча в целом по России возросла на 7%, в том числе  в нефтяных компаниях - на 6,5%. Наибольший рост среднесуточной добычи обеспечен в компаниях "ЮКОС" (17,4%), "Сибнефть" (16,8%), Роснефть" (10,8%), "Славнефть" (8,3%), и "Сургутнефтегаз" (8,1%). Вместе с тем снижение среднесуточной добычи допущено в АНК "Башнефть" (4,1%) и ОАО "Татнефть" (2,1%). [10]

Рис. 2.4. Структура экспорта нефти 

     Основные  лидерами в  экспортере нефти из России являются также ЛУКойл, ЮКОС, Сургутнефтегаз, ТНК (рис.2.4).

     Разработка  нефтяных месторождений находится  в достаточно сложном положении, этому способствуют значительный фонд простаивающих скважин, нарушение баланса отбора жидкости и закачки воды в пласт, большие потери попутного газа. Следует отметить положительный опыт Башнефти: несмотря на падение темпов добычи нефти, компания достигла самого высокого темпа отбора остаточных запасов среди компаний, работающих в Урало-Поволжье, путем внедрения передовых методов увеличения нефтеотдачи пластов и интенсификации разбуривания новых и старых месторождений. [22]

     Достаточно  благоприятная конъюнктура на мировых рынках и девальвация рубля создали хорошие условия для инвестирования в нефтяной комплекс. В первом полугодии 2004 года капитальные вложения в нефтедобычу выросли на 92% (капитальные вложения в промышленность за тот же период выросли на 19%). В 2003 году собственные средства компаний в общем объеме инвестиций составляли 77%. В нынешней экономической конъюнктуре нефтяные компании способны самостоятельно инвестировать свое развитие, не испытывая глобальной зависимости от иностранного капитала.

       

     Рис. 2.5 Структура инвестиций в нефтяную промышленность, млн. руб. 

     Как видно из рисунка 2.5 лидером по инвестициям, несомненно, является Сургутнефтегаз.

     По  подсчетам инвестиционные потребности  нефтяной отрасли до 2020г. нуждаются  в объеме 200-240 млрд. долларов. Если из этой суммы вычесть средства, необходимые для развития транспортной инфраструктуры, а также для развития нефтедобычи в новых регионах (прежде всего в Восточной Сибири), то получается, что для увеличения нефтедобычи в районах текущей нефтедобычи ежегодные инвестиционные потребности будут составлять 9-12 млрд. долларов. [3] 
 
 
 

       Для решения задач курсовой необходимо представить структуру рынка добычи нефти и построить матрицу позиционирования. 

Рис. 2.6 Матрица позиционирования

Где: A - ЛУКойл

        В - ЮКОС

        С - Сибнефть

        D - Сургутнефтегаз

       Ось Х – Конкурентоспособность

       Ось Y – Привлекательность

       R (радиус) – Доля занимаемая на рынке

      По  результатам оценки внутренней ситуации на предприятии при помощи графического метода можно сформировать маркетинговые возможности фирмы.

 

 Рис.2.6 Оценка состояния функционального блока 

      Наиболее  значимую долю в данном блоке составляют НИЭКР и разработка новых месторождений. 
 

   

 Рис2.7 Оценка блока управления 

      В блоке управления преимущественную позицию занимает  стиль управления фирмой. 

 

 Рис.2.8 Оценка потенциальных возможностей фирмы 

 В потенциале фирмы наибольший удельный вес занимает продуктовый блок, а также ресурсный. 

 

 Рис2.9 Оценка факторов нестабильности внешней среды ОАО «ЛУКойл» 

 Таким образом, в оценке факторов нестабильности наибольшую угрозу представляют новые конкуренты, которые могут появиться в будущем.

3. ФОРМИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ РЕШЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 

      Полученная  в результате проведения маркетингового исследования информация может быть использована в следующих направлениях деятельности ОАО «ЛУКойл»:

      1. Инвестиционная политика

      Опираясь  на полученную информацию, руководство  предприятия может принять положительное решение о вложении средств в восстановление скважин, доразведку, доразработку уже разведанных месторождений, а также разработка новых месторождений (прежде всего в Восточной Сибири). Но и здесь существуют свои риски, т.к. по оценкам исследователей если выходить в Восточную Сибирь, то там себестоимость добычи нефти будет с коэффициентом 2-3 к себестоимости добычи нефти в Западной Сибири. А эта добыча планируется вся на  экспорт.

     Реализация  этого проекта имеет следующее значение:

1) Удержание (и возможное увеличение) своей доли рынка добычи нефти;

2) Модернизация  производства, что позволит не  отставать по технологическому  уровню переработки сырья от  новых ГПЗ и НПЗ, создаваемых  другими фирмами;

3) Укрепление  своих позиций как на рынке  добычи нефти в России, так и в целом на мировом нефтяном рынке.

      2. Товарно-производственная политика

      Опираясь  на информацию о благоприятной ценовой  конъюнктуре рынка добычи нефти, руководство предприятия может  принять следующие действия в  рамках товарно-производственной политики:

Информация о работе Исследование рынка добычи нефти