Исследование спроса на фармацевтическом рынке г. Москвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание

В настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без разработки маркетинговых исследований. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход.

Содержание

Введение
1.Система изучения спроса в маркетинговых исследованиях
2.Экономическая сущность спроса
3. Методология изучения спроса на рынке и информационная база для исследования
2.Анализ спроса на фармацевтическом рынке г. Москвы
2.1 факторы формирования спроса на фармацевтическом рынке
2.2. Оценка уровня удовлетворительности спроса на фармацевтическом рынке г. Москвы
2.3. Анализ потребительских предпочтений
3.Перспективы развития спроса на фармацевтическом рынке
3.1 Прогнозные значения спроса на продукцию
3.2. Формирование целевого рынка
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсач, наброски).doc

— 262.00 Кб (Скачать документ)
 

      В данной курсовой работе информационной базой для исследования будут являться данные центра статистики г. Москвы и Московской области об обороте лекарственных средств и различных лечебных препаратов.

      Анализ  показывает, что современная сеть реализации лекарственных средств  России начала формироваться в 1992 году, когда муниципальные аптеки получили возможность самостоятельно выбирать поставщика и формировать ассортимент.

      Процветание оптовиков в начальный период реформ во многом было обусловлено  отсутствием сбытовых сетей у  российских производителей, – когда централизованная система государственных закупок распалась, заводы оказались без каких-либо каналов сбыта. То же самое произошло и со многими производителями из бывших социалистических стран. Ситуация была очень выгодной для оптовых структур: производитель мог сбыть лекарства, а аптека закупить только с помощью них, что позволяло иметь высокие наценки, а соответственно и прибыли. Огромное количество появившихся тогда оптовых компаний было обусловлено возможностью получения быстрого и высокого дохода.

     Как правило, у большинства дистрибьюторов возможности были ограничены их регионом. Выбор поставщика затруднялся отсутствием  достаточных средств и опыта  работы в фармацевтическом бизнесе: оптовики обладали ограниченными знаниями о предложениях зарубежных фармацевтических фирм. Кроме того, важное значение играла ориентация конечного потребителя на традиционные лекарственные средства. Поэтому ассортимент даже крупнейших оптовиков не превышал тогда тысячи наименований.

     Фармацевтический  рынок ввиду его высокой социальной значимости не мог продолжительное время оставаться хаотичным. Поэтому на втором этапе развития дистрибуции произошло усиление государственного контроля за деятельностью дистрибьюторов, введение обязательного лицензирования, а также ужесточение требований к качеству поставляемых лекарственных средств. В то же время изменилась и финансовая ситуация в стране: на фоне начавшейся стабилизации курса рубля стало невозможно извлекать сверхприбыли.

     Изменившиеся  условия стали факторами торможения роста, а в последующем и снижения числа оптовых компаний на российском фармацевтическом рынке. Все это существенно повлияло на стратегию оптовой сферы – резко расширился ассортимент, и увеличилось число поставщиков оптовых компаний. В свою очередь, такая активность потребовала расширения рынка, и многие дистрибьюторы стали активно выходить на рынки сбыта в соседних регионах путем организации дочерних компаний, представительств и филиалов.

     Российские  производители постепенно создали  собственные оптовые и розничные  сбытовые сети в прилегающих регионах.

     На  третьем этапе развития дистрибьюции стали использоваться различные  типы поставок лекарственных средств, дотации государства сводятся к  минимуму и жестко регламентируются, практически отсутствует зависимость  от государственного бюджета. Таким образом, риск неоптимального заказа полностью лежит на самом дистрибьюторе, а не на государстве.

     Фактически  на третьем этапе дистрибьютор уже  не столько борется за то, чтобы  отвоевать место на рынке, сколько  активно влияет на формирование этого рынка, участвуя в рекламных кампаниях и крупных общественно-значимых акциях.

     По  итогам деятельности импортеров в 2010 году компании – прямые получатели по импорту можно разделить на типы: национальные с годовым объемом импорта более 60 млн. долл. США, почти достигшие уровня национальных– 15-50 млн. долл. США, крупные региональные – от 5 до 15 мл. долл. США и мелкие с объемом импорта в несколько млн. долл. США. В первую группу импортеров попало всего 3 российских дистрибьютора, в группе "почти национальных" дистрибьюторов оказалось порядка 15 компаний, крупных региональных оптовиков насчитывается около 28-30. Остальные 1800 импортеров являются мелкими региональными оптовиками, при этом около 20% этих компаний не являются фармацевтическими дистрибьюторами.

     При сравнении доли каждой из этих групп  оптовиков в общем объеме импорта  было выявлено, что мелкие региональные фирмы, составляющие 98% по количеству компаний-оптовиков, обеспечивают лишь около 42% объема импорта. Характерно то, что в категорию  национальных и "почти национальных" дистрибьюторов в большинстве попали московские компании.

     Скорее  всего, это связано с изначально более широкими возможностями для  дистрибьюторов именно в Москве: платежеспособный спрос значительно выше, более  высокий спрос на дорогие, а значит и более прибыльные, лекарства, близость представительств зарубежных производителей.

     Как правило, для классификации оптовиков  недостаточно использовать только объем  импорта, необходимо учитывать также  широту ассортимента и региональную активность компаний. Анализ некоторых крупнейших оптовиков по этим параметрам, позволил разделить их на 8 групп. (табл. 1)

     Таблица 1

     Классификация некоторых крупнейших дистрибьюторов

 
КАТЕГОРИЯ КОМПАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Национальный  уровень I Протек

Сиа Интернейшнл

Лидерство по всем параметрам
Национальный  уровень II Инвакорп Лидерство по всем параметрам, но не достаточно широкий ассортимент
Почти национальный дистрибьютор I Биотэк

Экохелп

Достигнут значительный региональный охват, но недостаточен либо ассортимент, либо объем импорта
Почти национальный дистрибьютор II Интерлизинг

Россибфармация

Вита +

Фарм Тамда 77

Филиалов уже  много, хотя не достаточно для национального  уровня, кроме того недостаточен либо ассортимент, либо объем импорта
Почти национальный дистрибьютор III Фармимэкс Филиалов уже  много, хотя не достаточно для национального  уровня, достигнут широкий ассортимент, но недостаточен объем импорта
Крупный региональный дистрибьютор I Сурамед

Панацея

Хитон

Начата региональная экспансия – имеется несколько филиалов, ассортимент и объемы импорта позволяют расширить долю на рынке
Крупный региональный дистрибьютор II Фармакоптево

ВМВ

АС Бюро

Катрен

ЦАС №1

Лидируют по объемам импорта или ассортименту, но нет филиалов. Эти компании могут  начать очень успешную региональную экспансию
Крупный региональный дистрибьютор III Классик ЛТД

Диагностические системы

Занимают лидирующие позиции среди импортеров в пределах своего региона, филиалов нет, ассортимент  еще недостаточен, чтобы начать региональную экспансию
 

      В настоящее время оптовая сеть России достигла максимальных по мировым  масштабам размеров – около 3,5 тысяч  фирм. Однако она характеризуется  низкой концентрацией: на долю трех ведущих  компаний приходится лишь 15% рынка. По итогам  2009 г. концентрация российских импортеров значительно увеличилась, и десятка занимает уже половину иностранного сегмента на российском рынке. Таким образом, можно предположить, что этот этап станет завершающим на пути формирования фармацевтической оптовой сети.

      Исследуя  фармацевтические товарные потоки, можно отметить тенденцию сокращения прямых импортных поставок мелким и средним оптовым фирмам – происходит полное или частичное переключение многих иностранных производителей на работу с национальными и крупнейшими региональными дистрибьюторами. Это предопределило еще одну тенденцию рынка – снижение общего количества импортеров наряду с ростом числа крупных. Российские же производители работают и с мелкими оптовиками и с аптеками напрямую. Связано это с обоснованной географической целесообразностью – производитель напрямую работает с большинством оптовиков и многими аптеками своего региона, что максимально сокращает транспортные расходы и время поставки.

      В розничной же сети ситуация другая: В сентябре 2009 г. отделом социологических исследований ЗАО ЦМИ Фармэксперт было проведено социологическое исследование «Перепись аптек», посвященное изучению всех аптечных учреждений Москвы. Всего в исследовании приняло участие более 2000 аптек. Как и следовало ожидать, только 11% аптек являются государственными, большая часть аптек — частные (89%) и представляют собой по форме собственности, как правило, Общество с Ограниченной Ответственностью (66%) и Закрытое Акционерное Общество (18%). Данный фактор обусловлен юридическими особенностями регистрации и никак не связан с изучаемыми параметрами аптек.

      Аптечный  сектор Москвы представлен на 55% сетевыми и на 45% несетевыми аптеками

      Наиболее крупными аптечными сетями являются Столичные аптеки (7%), (рис. 1) ()О3 Аптека (5%), Аптеки 36,6 (5%) и т. д. Как показывают результаты опроса, доля сетевых аптек значительна (55%), однако если рассматривать отдельно каждую сеть аптек, можно сделать вывод, что в общем объеме аптечного сектора их доля сравнительно мала. По форме торговли, аптеки, как правило, являются закрытыми (69%). Аптеки, в которых смешанная форма торговли составляют 25%. Аптеки с открытой формой торговли занимают всего 6%

 

      

                                                 структура аптечных сетей г.  Москва (рис. 1)

 
 

      Это связано с трудностями организации сохранности товара в торговом зале. Аптеки открытой формы приходится оснащать автономными системами охраны (магнитными полосами на товаре, видеокамерами), присутствие сотрудников охранных фирм также необходимо. Очень важны также тщательный подбор персонала и организация грамотной планировки торгового пространства для лучшей просматриваемости зала. Тем нее менее в большинстве аптек (80%) продукция выложена продуманно и привлекает внимание. Однако в 20% аптек вопросы мерчандайзинга все же остались непродуманными: препараты на витринах и стендах выложены хаотично, мало привлекая внимание покупателей

      Около половины московских аптек не предоставляют  скидки (49%) (рис. 2). Если скидки и предоставляются, то это, как правило, незначительное снижение стоимости лекарств по социальной карте москвича (31%), а также фиксированные скидки (25%)

      

                    предоставление скидок в аптеках  г. Москвы (рис. 2)

 

      График  работы наибольшей доли аптек (47%) составляет 14 часов с 9:00 до 23:00 часов 7 дней в неделю, а количество аптек, работающих круглосуточно и без выходных, составляет 10%. Такое время работы обусловлено тем, что люди имеют возможность совершать покупки в аптеке либо в выходной день, либо по дороге домой, возвращаясь с работы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. АНАЛИЗ СПРОСА НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ Г. МОСКВЫ

      Изучение  потребителей имеет главной своей  целью понимание их потребностей для обеспечения их наиболее полного  удовлетворения.

      Для наиболее полного удовлетворения потребностей необходимо выявить и глубоко  проанализировать уже сложившиеся потребности, изучить закономерности их развития и формирования новых потребностей.

      2.1 факторы формирования спроса  на фармацевтическом рынке

      Все факторы спроса на фармацевтические препараты можно разделить на внутренние, относящиеся к деятельности объекта анализа, и внешние, связанные, в основном, с особенностями функционирования внешней среды.

Информация о работе Исследование спроса на фармацевтическом рынке г. Москвы