Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:37, курсовая работа
Были определены следующие цели курсовой работы:
описание теоретического аспекта понятия конкурентоспособность и методов исследования конкурентоспособности продукции
анализ конкурентоспособности продукции ОАО «Нарочь» на основе теоретических разработок.
Можно выделить следующие этапы работы:
1. рассмотрение основ теории конкурентного преимущества товара
2. проведение анализа конкурентоспособности продукции ОАО «Нарочь»
определение выводов, полученных при анализе конкурентоспособности продукции ОАО «Нарочь»
резюмирование проделанной работы и подведение итогов
Введение……………………………………………………………………………… 3
1. Исследование товара и его конкурентоспособности – методическое пособие….4
1.1 Основы теории конкурентного преимущества..………...…… …….4
1.2 Исследование конкурентоспособности продуктов…..…….………………...……....6
2. Пример анализа конкурентоспособности товара………………………………...10
Этап 1. Определение характеристик «идеального» изделия целевого сегмента…………..…13
Этап 2. Сравнение продукции ОАО «Нарочь» и её приоритетных конкурентов и параметрами «идеального» изделия мебели………………...….14
Этап 3. Расчет конкурентоспособности по экономическим показателям……16
Этап 4. Расчет конкурентоспособности по потребительским показателям………………....17
Этап 5. Определение конкурентоспособности изделия мебели ОАО «Нарочь» по техническим показателям………………………………….19
Вывод………………………………………………………………………….. 22
Заключение..………………………………………………………………………...23
Список литературы.……………………………………………………...……………24
Министерство образования Республики Беларусь
Учебное учреждение:
Белорусский государственный
университет информатики и
Кафедра экономики
Курсовая работа по предмету
«Маркетинговые исследования» на тему:
«Исследование товара и его конкурентоспособности»
Проверил:
Соколов Н.М.
Минск 2004
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Исследование товара и его конкурентоспособности – методическое пособие….4
1.2 Исследование
конкурентоспособности продукто
2. Пример анализа конкурентоспособности товара………………………………...10
Этап 1. Определение характеристик «идеального» изделия целевого сегмента…………..…13
Этап 2. Сравнение продукции ОАО «Нарочь» и её приоритетных конкурентов и параметрами «идеального» изделия мебели………………...….14
Этап 3. Расчет конкурентоспособности по экономическим показателям……16
Этап 4. Расчет
конкурентоспособности по
Этап 5. Определение
конкурентоспособности изделия
мебели ОАО «Нарочь» по
Вывод…………………………………………………………………
Список литературы.………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Вопрос конкуренции и
Учитывая важность проблемы исследования товара и его конкурентоспособности, моя работа будет посвящена именно этому вопросу.
Были определены следующие цели курсовой работы:
Можно выделить следующие этапы работы:
1. рассмотрение
основ теории конкурентного
2. проведение анализа конкурентоспособности продукции ОАО «Нарочь»
1.1 Основы теории конкурентного преимущества
Конкурентоспособность отдельного товара (услуги) определяется как его преимущество по сравнению с каким-то другим товаром (аналогичным или товаром-заменителем) при решении потенциальным покупателем (заказчиком) своих проблем.
В общем, виде, конкурентоспособность
– это сравнительное
Начало создания теории сравнительных
преимуществ относят к концу XV
XIX вв. Сущность теории состояла в том, что преимущество в обмене получают те страны, которые производят продукцию с меньшими издержками.
Новые тенденции в развитии мирового
хозяйства в последние
Конкурентоспособность не является имманентным (внутренне присущим) качеством. Конкурентоспособность может быть оценена в сравнении конкурентов. Поэтому конкурентоспособность – понятие относительное.
Если применить теорию конкурентоспособности в узком смысле, касаемо конкурентоспособности товара (услуги), то получаем следующие выводы:
Оценка степени
Обоснованию сравнивать идентичные товары, то есть те, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, распространяемы по аналогичным каналам, ориентированы на одну и ту же целевую аудиторию. В противном случае сравнение будет некорректным.
Вообще можно выделить 2 вида конкурентного преимущества товара:
Первое преимущество заключается в росте прибыли за счет эффекта масштаба при изготовлении стандартных изделий. Второе – рост прибыли вследствие более высокой цены, достигнутой в результате придания товару уникальности и лучших потребительских свойств, рассчитанного на конкретные узкие группы потребителей.
Выбор стратегии зависит от факторов:
Как уже было сказано, конкурентоспособность не является компонентом качества. Поэтому существует необходимость проводить анализ среды. Выделяют следующие факторы внешней среды, влияющие на успех в конкурентной борьбе (рис. 1) , так называемые «детерминанты ромба».
Рис. 1. Детерминанты «стратегического ромба»
Конкурентное преимущество товара и фирмы в целом не может быть поддержана без постоянного совершенствования всех детерминант «ромба». Учитывая это, каждая фирма должна постоянно поддерживать на высоком уровне свой стратегический потенциал, его факторы (кадры, НИОКР, технологии, инвестиции в основные фонды, маркетинговые исследования и коммуникации), чтобы иметь возможность, систематически анализируя макро и микросреды достигать максимального конкурентного статуса, обеспечивающего длительное процветание фирмы.
Изучение конкурентоспособности продукции проводят по схеме, представленной на рис.2. Прежде чем приступить к расчету количественного значения показателя конкурентоспособности по алгоритму, представленному на рис.2, необходимо провести ряд дополнительных исследований.
На первой стадии проводится экспериментальное определение или расчет всех характеристик собственного товара. На второй – определяются цели оценки конкурентоспособности. На третьей – методами маркетинга проводятся сегментация рынка и обоснование целевого сегмента. Оценку конкурентоспособности товара необходимо проводить для каждого сегмента
Оценить показатель конкурентоспособности можно несколькими методами:
В основе первого метода лежит расчет
единичных и групповых
На первом этапе выбирается база сравнения. В качестве базы для сравнения может служить либо лучший из уже существующих на целевом рынке товар-конкурент, либо некоторый абстрактный эталон.
На втором этапе выделяются наиболее значимые для потребителя критерии.
Перечень
критериев для мебельной
На третьем этапе по каждому критерию рассчитывается единичный показатель конкурентоспособности (qi).
На четвертом этапе внутри каждой группы критериев производят ранжирование показателей по степени их значимости для потребителя и в соответствии с этим присваивают им вес: аni – для потребительских показателей, аэi – для экономических, акi – для показателей качества, аmi– для технических. Причем:
где Р, l, f, t – количество экономических, потребительских показателей качества и технических параметров.
На пятом этапе производится расчет группового показателя как сводного индекса конкурентоспособности по каждой группе критериев (Q)
(3)
где Qn, Qэ, Qк, Qm – сводные параметрические индексы конкурентоспособности по потребительским, экономическим, качественным и техническим параметрам.
На шестом этапе рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности (К):
Экономический смысл интегрального показателя конкурентоспособности заключается в том, что на единицу затрат потребитель получает К единиц полезного эффекта. Если К больше 1, то уровень качества (технического уровня или потребительских свойств) выше уровня затрат и товар является конкурентным, если К менее 1 – неконкурентным на данном рынке.
Данный метод имеет ряд
Второй метод, основан на использовании функции желательности
Этот метод более трудоемок в математических расчетах. Суть его сводится к тому, что определяются параметры сравниваемых объектов в интервале (0-1). Затем для сравнения параметров различной размерности рассчитывают приведенные значения параметров аппроксимирующей функции. Далее рассчитывают значение функции желательности по всему изделию (по всем параметрам), используя геометрическую среднюю. Сравнивая значение функции желательности, полученное вышеуказанным способом определяют изделие, обладающее наилучшей совокупностью потребительских свойств.
Информация о работе Исследование товара и его конкурентоспособности