Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:58, реферат
Реклама так же стара, как и человеческое общество, у которого всегда были не только жизненные потребности в пище, сексе, физической и моральной защищенности, но и потребность в коммуникации. Развивалась культура, и эта потребность создавала различные средства коммуникации — словесные, изобразительные или предметные способы общения. В первобытном обществе нередко именно оперативная информация — се качество или доходчивость — могла сто
/. Предпосылки возникновения рекламы.
2. Влияние общественного строя па функционирование
рекламы.
3. Проблемы развития отечественного рынка рекламы.
4. Взаимодействие российского рынка рекламы с зару
I
Глава 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
РЕКЛАМЫ В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
/. Предпосылки возникновения рекламы.
2. Влияние общественного строя па функционирование
рекламы.
3. Проблемы развития отечественного рынка рекламы.
4. Взаимодействие российского рынка рекламы с зару
бежным.
\. ПРЕДПОСЫЛКИ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕКЛАМЫ
Реклама так же стара, как и человеческое общество, у которого всегда были не только жизненные потребности в пище, сексе, физической и моральной защищенности, но и потребность в коммуникации. Развивалась культура, и эта потребность создавала различные средства коммуникации — словесные, изобразительные или предметные способы общения. В первобытном обществе нередко именно оперативная информация — се качество или доходчивость — могла стоить жизни человеку или всему племени. Вот в это-то время и формируется
>сновы рекламы Глава 1. История развития рекламы в России...
система символов, которая в отечественных и зарубежных исследованиях получила название «протореклама». В нее входили звуковые, изобразительные, предметные знаки, имевшие сигнальный и демонстрационный характер. Перечислим главные:
1) маркеры, обозначавшие Гранины территории, нахо
дившейся в ведении того или иного племени;
2) варианты раскраски и татуировки, которыми пользо
вались члены различных племен;
3)некоторые сакральные предметы — талисманы, обереги: их закрепляли на теле, на одежде, устанавливали перед входом в жилище (кстати, и поныне подобные приемы используют многие жители Центральной Африки, Юго-Восточной Азии, Южной Америки).
С помощью таких сигнально-демонстрациоиных действий наши предки оповещали: перед вами человек дружественный, опасности нет. Или наоборот: это враждебное существо, и нужно бежать или обороняться. Раскраска, украшения, определенные знаки сообщали жизненно важную и срочную информацию относительно встречаемых людей куда быстрее, чем это происходит в аналогичных случаях в наши дни. Уже на стадии первобытной культуры явление проторекламы обнаруживает глубинные социально-психологические предпосылки. С образован чем поселений городского типа и урбанизацией культуры потребность общества в оперативной информации выходит на новый уровень. Первоначально города формируются ради лучшей защиты от вражеских набегов: их огораживают защитными валами, частоколами, позже — крепостными стенами. Относительная безопасность и концентрация населения делают города центрами ремесел и торговли. Здесь же возникают культовые постройки: зиккураты, храмы, молельные дома, места постоян-
ных жертвоприношений. Возникают три структурообразующих центра урбанистической культуры: административный, религиозный и рыночный. В этих условиях средства оперативного информирования относительно жизненно важных событий становятся иными. Протореклама сохраняет свое значение, но на передний план выходят профессионалы информирования. Ими становятся городские глашатаи, без которых не обходилось ни одно многолюдное поселение городского типа. Именно их уместно назвать первыми профессионалами рекламы. Можно с достаточным основанием предположить, что как раз их зычные «выкрики» относительно важнейших событий текущего дня стали основой названия самого явления — «реклама»: латинский глагол «гес!атаге» означает «выкрикивать». Глашатаи незамедлительно оповещали жителей многолюдного города о важных политических, религиозных, коммерческих и зрелищных событиях. Это могло быть объявление войны, заключение мира, открытие ярмарки, начало ритуальных шествий или освящение выстроенного храма и т. д.
В России глашатаев именовали биричами. О них упоминает уже «Повесть временных лет» (ее составил Нестор в 1113 г.). «Биричи объявляли, например, что летом запрещено топить печи и бани, что городские покосы отдаются на откуп, что хлеб на торгу запрещается покупать оптом («на закуп») до семи часов дня, а «врозь» (в розницу) — после семи».
И на Западе, и в России должность городского глашатая пользовалась всеобщим уважением, их экипировали за городской счет, снабжали отличительным жезлом и такими «орудиями труда», как рожок, труба или барабан, звуки которых привлекали внимание каждого.
Итак, рекламный процесс начинает приобретать в деятельности глашатаев общественно востребованную
Основы рекламы
и общественно-кодифицированную форму. Однако завершится этот процесс много позже: лишь на исходе Средневековья, когда появились новые способы тиражирования информации. Пока же важные публичные акции глашатаев подчас с трудом пробиваются к горожанам сквозь призывы самодеятельных рекламистов. Так, громогласно заявила о себе стихийная, фольклорная составляющая рекламного процесса. Тексты глашатаев тяготели к возможно более лаконичному, деловому варианту информирования масс. Реклама фольклорного типа вбирала в себя и использовала самые разнообразные порождения творчества народа. Об этом можно судить по дошедшим до наших дней записям торгового русского фольклора. Здесь и краткие заклички, и хитроумные прибаутки, и велеречивые речитативные уговоры, и иные приемы, которыми продавцы стремились привлечь к себе внимание потенциальных покупателей, например трещотки и губные гармошки, пританцовывание и экспрессивные жесты, некоторая необычность одежды и т. д. В этой ярмарочной разноголосице постепенно отрабатываются жанровые варианты устной рекламы торгового и зрелищного типа. В текстах официальных глашатаев содержатся истоки политической и социальной рекламы. Образцы религиозной рекламы звучат в эпоху западноевропейского и российского Средневековья из уст проповедников, странствующих монахов, миссионеров и особо почитаемых на Руси юродивых.
Появившиеся технические способы массового тиражирования текстов (а также разветвленная система печатной прессы) вытесняют устную рекламу. Печатная же реклама часто объединяет слово и изображение. Профессиональное рекламное производство все более усложняется. А между тем диапазон самостоятельного рекламного творчества, хотя и резко, сужается, но не исчезает вовсе,
Глава 1. История развития рекламы в России...
а сосуществует параллельно с техногенными вариантам:, рекламных произведений.
Качественно новую стадию своей истории реклама переживает с развитием массового производства. В это время происходит обострение конкуренции, в некоторых развитых странах «рынок покупателей» постепенно превращается в «рынок продавцов» — предложение товаров и услуг значительно превышает спрос на них. В таких условиях вырастает роль профессионально развитых рекламных технологий, способных тонко уловить, на чем можно добиться прибыльности и устойчивости производства, как поднять авторитетность перспективных предприятий и фирм. В период индустриализации (она особенно бурно развивалась с середины XIX в.) процесс создания профессиональной рекламы во многом приобретает также индустриальный характер. Внутри рекламной профессии происходит разделение труда, выпуск продукции (рекламных текстов) ставится «на поток», обостряется борьба за новых заказчиков, за их образцовое обслуживание. Более того, реклама ищет опору в социологических и психологических научных разработках, открывающих эффективные способы воздействия на массовую аудиторию. Появившись в Западной Европе и Северной Америке в середине XIX в., названные тенденции укореняются на рубеже XIX—XX вв. Сегодня они воспринимаются как сами собой разумеющиеся. Энергично и оперативно осваивает ныне рекламная сфера новые технологии. Их спектр очень широк — от рукописных текстов до современного Интернета. Однако это освоение неизбежно усложняет творческий процесс: между рекламодателем и аудиторией возникает все больше промежуточных звеньев. В конце XIX в. в США и Германии начали выходить периодические издания, посвященные изучению феномена рекламы.
Основы рекламы Глава 1. История развития рекламы в России...
Уже в начале XX в., несмотря на отсутствие специальной законодательной базы и юридического регламентирования, реклама не только информировала, но и преследовала следующие цели:
1. Предостерегала от подделок. Предостережения
особенно часто встречались при рекламе лекарств:
«Избегайте вредных для здоровья подделок и тре
буйте Лециталь Медико-Фармацевтического Това
рищества, С. Питерсбург, Артиллерийская 2, и,
прежде чем купить, вырежьте фабричную марку и
предъявите ее...»
2. Объясняла. «Следует обращать вниманий на назва
ние... и отказываться от подделок... как никуда не
годных подражаний, ни по составу, ни по действию
ничего общего со Спермином-Пеля не имеющих и
часто содержащих вредные для здоровья вещества».
3. Образовывала. «Вытяжка из семенных желез изго
тавливается естественным путем без огня и хими
ческих реакций и ничего общего не имеет с хими
чески изготовленным спермином».
Детство и зрелость советской рекламы наступили практически одновременно, ибо жизнь ей была суждена краткая, как век бабочки, — в начале 20-х гг. прошлого века. У нее была особая цель: не просто продать товар, а противопоставить государственное хорошее сомнительному частному. Главными креаторами были поэт-футурист Владимир Маяковский и художник-конструктивист Александр Радченко, работавшие в тандеме и определившие стиль рекламы 1920-х гг. Для своих заказчиков они создавали слоганы и плакаты, продвигавшие не только марку, но и новьп? стиль жизни- «Долой темноты и невежества иго — в Госиздате любая учебная книга», «Нигде, кроме как в Моссельпроме», «Лучших сосок не было и нет — готов сосать до старости лет!». С конструктивист-
скими элементами детской наборной кассы — брусками, линейками, вопросительными и восклицательными знаками — наша реклама расстаться не может до сих пор. Гонорары доходили до 8000 руб. при средней зарплате в 50 руб. советского служащего.
Отечественная реклама возродилась в конце 1980-х гг. Первый рекламный отдел появился в газете «Правда» -в ней стали печатать коммерческие объявления. Вскоре в числе ее спонсоров появились греки, которые постепенно и прибрали газету к своим рукам. На телевидение первая коммерческая реклама проникла, как лазутчик во вражеский стан, где-то в 1988 г. В программе «Поле чудес» крутили какой-то странный ролик с летающим предметом в безвоздушном черном пространстве и закадрово-загробный голос приглашал к сотрудничеству. Насколько было это эффективно — осталось тайной. А вот реклама с двумя целующимися пиявками канувшего в Лету Инкомбанка запомнилась многим: красивая девушка, ставшая лицом банка, и лозунг: «Каждую минуту мы обращаем в доход нашего клиента...» Первое раздражение аудитории зафиксировано практически в то же время. Только намечавшийся рынок тогда делили между собой первое российское агентство полного цикла «Совэвро» и совместное предприятие «Внешторгреклама» и Уоип§ & КиЫсат. Аббревиатуру «СП» все дружно забыли, а Уоип§ & КиЫсат сегодня в первых рядах уважаемых сетевиков. Долго так продолжаться не могло. Молодые, гениальные, наглые и ненасытные бывшие журналисты, телевизионщики, кавээнщики, выпускники филологических факультетов, забросившие старославянский и Достоевского, увидели в рекламе идеальное поле деятельности для себя. Они решили делать рекламную историю России. И вот уже они осваивают профессию копирайтеров, закладывая основы современной рекламы. Россия отличалась
I
10
Основы рекламы глава 1. История развития рекламы в России...
11
от другого мира тем, что не было ничего, а потом все ниши начали заполняться. Поэтому, не имея никакого опыта, желающие смело называли себя рекламным агентством, банком, аудиторской фирмой — сравнивать было не с чем. Детские игры во взрослый бизнес закончились довольно быстро. Вслед за отважными одиночками из США и Европы в Россию пришли международные сетевые агентства — открывались филиалы международных рекламно-коммуникационных групп, которые в тот момент, скорее, «столбили» рынок, чем делали реальные деньги. Собственно, поэтому сюда мало приезжало профессионалов. Например, Эдуард Морадпур, имевший собственное агентство во Франции. Сюда пришли такие монстры мирового бизнеса, как ВВОО и др. Если бы к нам не пришли западные сети, рынок сложился бы совершенно по-другому и по другим принципам. Приехавший в Россию в 1989 г. Эдуард Морадпур открыл бюро двух дополнявших друг друга сетевых агентств — САКАТ К.и5$1а и 1МТЕК.Е5РАСЕ5. Рекламного рынка как такового еще не было. Он одним из первых старался его создать: учил людей, открывал агентства, был пионером рынка. Сегодня этого патриарха аудитория легко опознает по слогану «Чистота — чисто «Тайд», Мойдодыру в рекламе порошка «Миф» и ролику стиральной машины «Аристон» в духе «9,5 недель» — с элегантно раздевающимся красавчиком, чьи вещи тут же отправляются в автомат.
Другое наследство иностранцев в российской рекламе — это щиты. Их самый распространенный формат -3 на 6 м — результат чисто английского консерватизма. Англичане были первыми заказчиками щитов — естественно, они выбрали родной формат. Американец Энтони Хейз открыл России бизнес на неоновых вывесках. Приехав в 1993 г. в Москву, он основал компанию «Три-нити Неон».
Россияне тоже не дремали. В 1990 г. недавний выпускник Московского энергетического института, бывший организатор дискотек и директор занимавшихся концертной деятельностью компаний «Рекорд» и «Лис'С» Сергей Лисовский организовал «Премьер СВ». Лисовский быстро сообразил, что в рекламе есть область, в которой крутятся не просто большие, а очень большие деньги. Называется она «размещение рекламы». Именно он первым заговорил о том, что нельзя допустить, чтобы размещение рекламы уплыло в руки иностранцев. Его фирма «Премьер СВ» до сих пор держит лидерство в продаже рекламного времени на телевидении. Примерно в то же время появился на свет еще один лидер нашего рекламного рынка — медиакон-церн «Видео Интернэшнл» Юрия Заполя. Нынешнял группа компаний свое сотрудничество с ВГТРК начала еще в 1990 г. Зарождавшийся рынок сумел сразу и отрекла-мировать себя, и пропиарить. Практически одновременно с его рождением стала складываться и его инфраструктура. В 1990 г. в Москве уже проходит первый фестиваль рекламы. Действовали все фирмы почти наугад: никто не знал, какова правильная цена разработки рекламной кампании, размещения ролика, печати плаката. Не было представлений о структуре затрат и даже о прибыли, которую хотят получить. Все определялось на ходу и на глазок. Директор агентства Аг1-сот Алексей Пугачев рассказывал историю о том, как он попытался разместить на ОРТ рекламу с медиабюджетом в миллион долларов. Были у его клиента такие деньги, но никто не верил Пугачеву и только сомневались: с нормальным ли человеком разговаривают? Деньги все-таки нашли желающего ими распорядиться: директор агентства «Видео-Арт» Ирина Борисова сказала: «Миллион долларов9 Угу». Вскоре такие суммы уже никого не шокировали.