Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:58, реферат
Реклама так же стара, как и человеческое общество, у которого всегда были не только жизненные потребности в пище, сексе, физической и моральной защищенности, но и потребность в коммуникации. Развивалась культура, и эта потребность создавала различные средства коммуникации — словесные, изобразительные или предметные способы общения. В первобытном обществе нередко именно оперативная информация — се качество или доходчивость — могла сто
/. Предпосылки возникновения рекламы.
2. Влияние общественного строя па функционирование
рекламы.
3. Проблемы развития отечественного рынка рекламы.
4. Взаимодействие российского рынка рекламы с зару
Закон в России — меньше чем закон, об этом приходится лишь сожалеть. Народ у нас незаконопослушный. Но почему же, едва законодательная норма проклюнется на свет, к ней в одно мгновение склоняются лоббисты? И опекают ее до рождения, в момент рождения и потом постоянно, чтобы кто-нибудь не вздумал внести туда «ненужные» поправки. Между тем изменения и дополнения уже давно стучатся в дверь.
ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕКЛАМЫ
Естественно, для такой прагматической деятельности, как реклама, важно постоянно отслеживать, в какую цену ей обходится проведение акции. А раз мы начинаем опе-
рировать количеством затрат, необходимых для получения определенного результата, значит мы пользуемся понятием «эффективность». И есть весьма основательные соображения, чтобы сразу сказать: эффективность эта не стопроцентная. Стопроцентная эффективность рекламы подрубила бы тот самый сук, на котором она держится, ибо она перестала бы быть необходимой. Американцы говорят, что конкуренция, породившая рекламу, в то же самое время гарантирует существование взаимно исключающих друг друга предложений. Ведь микстура «Вике» не единственный бальзам для больного бронхитом, а курильщик, который дает соблазнить себя сигаретами «5а1ет», не станет покупать сигареты <ЛУт5Топ». Так что возникают проблемы выбора, решения и отказа. Далее. Одно из правил, которое действует в сфере рекламопро-изводителей, когда они обсуждают будущую рекламу -собственно рекламный текст — с рекламодателем, гласит: реклама начинается с качества товара. Ваш товар должен быть хорош, потому что если он плох, то хорошая реклама только поможет всему миру узнать об этом. Весьма эффективная по своей сути в данном случае реклама, обеспечившая такому товару желаемую продажу и повсеместную известность, вскоре обернется полным отторжением этого товара публикой. И какая получается в конечном итоге истинная эффективность такой рекламы? Безо всяких подсчетов, которые будут сложны не для профессионалов в области рекламы, ясно, что подсчитать эффективность затрат на рекламу, имея на выходе результат продажи товара, очень трудно, если не невозможно. Надо разложить путь к итогу на его составные части и выделить тот пункт, куда адресуются непосредственные затраты на то, чтобы реклама вышла на аудиторию (ясно, что затраты на создание собственно рекламного текста фирме легко подсчитать). Когда среди специалистов в области рекламы
зо
Основы рекламы
Глава 1. История развития рекламы в России... 31
идет разговор об эффективности, сравниваются именно эти цифры: сколько человек стоит за этим конкретным источником информации, который еще является и средством размещения рекламы; затраты фирмы на размещение ее рекламного сообщения в этом источнике. И тогда справедливы суждения типа: «Вложения в эту газету будут эффективнее, потому что за те же деньги мы получим больший выход на аудиторию, так как у этой газеты тираж больше». И ничего более — только потенциальное, пороговое, исходное условие того, что ваше рекламное сообщение в принципе оказывается доступным определенному числу зрителей, читателей или слушателей — в зависимости от того, о каком информационном канале идет речь. И не более того. Весь дальнейший путь рекламы -через сознание воспринимающего ее до конечного вожделенного рекламодателем итога — настолько многофакторный и многоуровневый, что требует специального рассмотрения.
Долго уже изучается эффективность воздействия на публику радио, телевидения, газет. Выяснено, что, по мнению многих исследователей, на итог воздействия средств массовой коммуникации могут влиять: выбор зрителем, читателем, слушателем материала, восприятие его, представление потребителя об источнике (доверие, престиж и т. д.), принадлежность его к той или иной социальной прослойке, активность лидера мнения группы, к которой потребитель принадлежит, его семейное положение, образовательный и культурный уровень, природа самого информационного средства, особенности его содержания, социальные условия, в которых происходит коммуникация и т. д. При этом, как полагают специалисты, вряд ли можно сказать об эффективности воздействия, но это уже будет истинная, конечная, реальная эффективность в отличие от пороговой, условной, ис-
печати, радио и
ходной, о которой мы уже говорили, телевидения.
Анализируя применительно к информационным процессам понятие эффективности, выделяем три стадии с особым вниманием к начальному этапу, подразделяя потенциальную доступность для потребителя источника информации. Действительно, за подпиской на газету не всегда следует ежедневное ее чтение и еще меньше — контакт с конкретным сообщением. А это, как показали исследования массовых информационных процессов в среднем промышленном городе СССР 1960-х гг., «три большие разницы». Как нет ни одного сообщения, прочитанного всеми, так нет ни одного сообщения, не прочитанного хотя бы одним читателем. От стадии к стадии идет значительное уменьшение числа потребителей текста, задействованных в контакте с газетой. Однако можно констатировать, что нет точного математического аппарата, который позволил бы выйти на конечную эффективность. Она так и остается эквивалентом некой потенции, которую обещает «исходная» эффективность. Но это отнюдь не означает, что исследователи отказались от мысли как-то замерить влияние рекламных сообщений на получателя. Практически все подходы к проблеме могут быть сгруппированы в две стратегии, в равной мере распространенные в сегодняшних маркетинговых исследованиях. С одной стороны, это лабораторные исследования, устанавливающие некоторые зависимости между реакциями приемника на демонстрируемое сообщение визуального характера (механическое регистрирование внимания по движению глаза); замеры реакции на составляющие рекламного сообщения, когда они выступают в роли переменных (цвет, шрифт, композиция и пр.). Вторая стратегия лишь несколько раздвигает эти количественные рамки. Речь идет о массовых опросах, когда
32
Основы рекламы
по вербальному поведению опрашиваемых мы можем судить об их информационности, оценках, предпочтениях, намерениях поступить так или иначе по отношению к предмету рекламных сообщений: товаров, услуг, марок товаров, брендов, фирм. Но во всех этих случаях речь идет уже об изучении и анализе эффекта рекламных сообщений на потребителей. Как правило, классификации таких эффектов включают небольшое их число, оно в принципе соответствует возможностям замерить этот эффект. Так, распространенная в маркетинговых исследованиях классификация состоит из следующих эффектов: внимание (узнают ли, припоминают ли), когнитивный эффект (что конкретно припоминают и как это выражают), оценочный эффект (предпочтение бренда), конативный эффект (поведенческий эффект в обстановке эксперимента). Но это единичные исследования, в которых принимают участие отдельные люди. Если мы раздвинем рамки наблюдаемого объекта до общества в целом, нам понадобятся другие понятия для описания места рекламы в экономике, политике, обществе и т. д.
4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА РЕКЛАМЫ С ЗАРУБЕЖНЫМ
Взаимодействие на любом рынке — это прежде всего конкуренция. В данном случае — конкуренция между отечественными и зарубежными рекламистами.
Проявления международной конкуренции на национальном рекламном рынке разнообразны. Прежде чем рассматривать их, определим особенности конкуренции
Глава 1. История развития рекламы в России... 33
на рекламном рынке безотносительно к его иностранной составляющей.
На товарном рынке предприятия конкурируют между собой как продавцы (производители), а на рекламном рынке — как рекламодатели (потребители рекламных услуг по распространению рекламной продукции). Причем в своей политике они стремятся реализовать некие долгосрочные приоритеты, которые воплощаются в рыночной стратегии. Поэтому можно утверждать, что если на товарном рынке конкурируют друг с другом товары фирм, то на рекламном — их рекламные и маркетинговые стратегии, от качества проработки и реализации которых зависит степень доступа к сознанию и предпочтениям аудитории, которая является основным объектом конкурентной борьбы.
Конкуренция на рекламном, как и на любом другом рынке, ведется в двух основных формах — ценовой и неценовой. Первая предполагает стремление предложить рекламодателям наиболее экономически выгодный вариант производства (размещения) рекламной продукции. Вторая -привлечь его качеством исполнения, а также комплексом дополнительных услуг в рамках рекламной и маркетинговой стратегий. Если проецировать эти общие формы и направления конкуренции на отечественных и иностранных участников рынка, можно прийти к следующему выводу.
В действительности российские и зарубежные рекламодатели изначально оказываются в неравных условиях. Если первые могут пользоваться услугами национальных рекламных посредников, то вторые предоставляют услуги в других странах через посредничество фирм, находящихся за рубежом и обслуживаемых персоналом либо направленных из страны базирования фирмы. Таким образом, если действуют преимущественно глобальные, централизованно управляемые иностранные рекламные
2. Зак 659
34 Основы рекламы
кампании, международная конкуренция разворачивается между иностранными и отечественными участниками рекламного рынка за доступ к национальным рекламоносителям и аудитории. Если же действуют дифференцированные децентрализованно управляемые кампании, борьба между рекламодателями идет за отечественных рекламопроизводителей, а затем — образовавшимися альянсами — за отечественных рекламоносителей. Таким образом, форма проведения международных рекламных кампаний (глобальная или дифференцированная, централизованная или децентрализованная) во многом определяет тип международной конкуренции на национальных товарных рынках. Выбор иностранных рекламодателей порождает еще одно направление международной конкуренции на национальном рекламном рынке — борьбу отечественных и иностранных рекламопроизводителей за иностранных рекламодателей.
Рекламный рынок России формировался противоречиво, а конкуренция на нем представляет довольно сложную систему отношений.
Во-первых, весьма неоднозначно выглядела политика отечественных предприятий как рекламодателей. В условиях замены денег суррогатами в практику вошла неадекватная оценка спроса и места предприятия на рынке, что препятствовало реализации маркетинговых подходов к управлению. Те же предприятия, которые все-таки занимались рекламной деятельностью, зачастую руководствовались весьма краткосрочными задачами, из-за которых:
* реклама часто имела спекулятивный характер, буду
чи рассчитанной на одноразовое привлечение ауди
тории, граничащее с ее обманом (сознательным
введением в заблуждение);
* отсутствовала системная проработка рекламной
кампании в рамках единого комплекса маркетинга;
Глава 1. История развития рекламы в России...
» предприятия стремились сэкономить средства рекламных бюджетов, в результате чего бюджет становился определяющим при выборе СМИ, подавляя все целевые ориентиры рекламной деятельности.
Неудивительно поэтому, что большинство российских рекламодателей, выходя на рекламный рынок, стремились работать напрямую со средствами распространения, не прибегая к услугам профессиональных рекламистов.
Во-вторых, сами средства распространения (прежде всего СМИ) также были заинтересованы в этом, так как их владельцы создают доход преимущественно на размещении, а не на производстве рекламы. Согласно данным Госкомстата, большую часть доходов от рекламного бизнеса в печатных изданиях и телерадиокомпаниях приносит продажа рекламного времени и пространства (88,2 % и 94,4 % валового дохода электронных и печатных средств массовой информации соответственно). Это наименее затратный вид услуг. По данным того же источника, лишь около 17 % СМИ сотрудничают на постоянной основе с профессионалами. Рекламные агентства, напротив, наибольший доход извлекают от продажи услуг по планированию, созданию и размещению рекламы (38,8 %) — наиболее трудоемких из всех видов рекламных услуг, а на долю доходов от продажи имеющегося у них рекламного пространства и времени приходится лишь 27,0 %. Не случайно, для рекламных агентств характерен самый высокий уровень затрат на выполнение рекламных работ: их доля в 1997 г. составила 91,6 % против 54,7 % в печатных средствах массовой информации и 31,9 % — в электронных. Основные распространители рекламы ведут политику снижения тарифов и увеличения за счет этого притока рекламодателей, оказывающих, мягко говоря, нерыночные услуги СМИ, а чаще — их администрации. Печатные
2'
Основы рекламы
Глава 1. История развития рекламы в России...
з/
издания переполнены скрытой рекламой, размещение которой не подпадает под законодательство по рекламе и, что самое главное, перенаправляет поток доходов от заказных публикаций с банковских счетов средств распространения в карманы редакторов и журналистов.
Все это позволяет сделать достаточно обоснованный вывод о том, что рекламный рынок России монополизирован, причем не производителями рекламы, а распорядителями рекламного времени (площадей). Эта монополия создает неравные условия для различных клиентов и во всяком случае ограничивает доступ к каналам распространения для значительной части профессионалов в области производства рекламной продукции. Причиной такой монополии стала прежде всего неадекватная политика рекламодателей. Именно их непритязательность к качеству рекламы позволила рекламораспространителям пренебречь содержательной стороной рекламного процесса, используя СМИ лишь как средство извлечения конъюнктурных прибылей. Результаты низкокачественной рекламной деятельности привели не к накапливанию опыта, а к резкому сокращению спроса на рекламу со стороны отечественных рекламодателей. Негативное отношение российских предприятий к рекламе как средству расширения сбыта из-за неэффективности рекламной деятельности обусловило их кратковременное присутствие на российском рынке.
Монополизация процесса распространения рекламы стала фактором международной конкуренции на рекламном рынке, поскольку поставила иностранцев в преимущественное положение по сравнению с отечественными рекламодателями. Деятельность зарубежных рекламодателей сводится к тому, чтобы максимально использовать глобальные маркетинговые (и в том числе рекламные) идеи и стратегии и, таким образом, не иметь дел с рекла-
мопроизводителями в России. Они пользуются лишь российскими каналами распространения рекламной информации, которая создается за пределами страны. В результате российские профессиональные производители рекламы практически полностью отсекаются от средств размещения информации, что создает угрозу полной потери конкурентоспособности российских участников рекламного и товарного рынков. В этих условиях из-за негативных ожиданий происходит сокращение расходов на рекламу отечественных компаний и их уход с общенационального рекламного рынка на региональные и, наоборот, сохранение лидирующих позиций иностранцев в общенациональных СМИ.
При явном изменении технологий расширения сбыта в пользу использования методов неценовой конкуренции роль рекламы для отечественных предприятий за 1994—1997 гг. практически не изменилась, несмотря на то, что иностранные компании наращивали свое присутствие на российском рекламном рынке. В результате в 1997 г. в первую сотню рекламодателей вошли лишь 12 отечественных компаний, а наиболее крупная из их занимала лишь 27-е место.