Коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:49, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение учебно-методической литературы и периодических изданий, проведение комплексного анализа деятельности АО «Рахат» по выбранной теме курсовой работы, и на основе этого выработка предложений и рекомендаций по повышению эффективности коммуникации в процессе управления на данном предприятии.

Содержание

Введение………………………………………………………..…..3
1 Теоретические аспекты организации коммуникационного процесса в
менеджменте…………………………………………………………….…..5
1.1 Понятие и сущность коммуникационного процесса……………………5
1.2 Значение теории информации в организациях коммуникационных
процессов…………………………………………………………………..9
2 Практические аспекты реализации коммуникаций……………………...14
2.1 Роль коммуникаций в системе управления организаций Казахстана...14
2.2 Опыт коммуникаций в процессе управления организаций зарубежных
странах…………………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………...…………....24
Список использованных источников……………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 148.50 Кб (Скачать документ)
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

      Введение………………………………………………………..…..3

    1 Теоретические аспекты организации коммуникационного процесса в

         менеджменте…………………………………………………………….…..5                              

    1.1 Понятие и сущность коммуникационного процесса……………………5

     1.2 Значение теории информации в организациях коммуникационных

           процессов…………………………………………………………………..9

    2 Практические аспекты реализации коммуникаций……………………...14

    2.1 Роль коммуникаций в системе управления организаций Казахстана...14

    2.2  Опыт коммуникаций в процессе управления организаций зарубежных

           странах…………………………………………………………………...20

    Заключение……………………………………………………...…………....24

    Список использованных источников……………………………………….27 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

      Современное состояние общество, деятельность любого предприятия не возможна без осуществления коммуникаций. Коммуникация – это процесс обмена информацией, опытом и сведениями между двумя и более людьми.

     Коммуникация  является неотъемлемой частью функционирования предприятия. И менеджер тратит на нее от 50 до 90% своего рабочего времени. С помощью коммуникации руководство может координировать деятельности как внутри предприятия, так и налаживать внешние контакты. Без коммуникационных процессов невозможна совместная работа коллектива. Невозможна и деятельность самого предприятия, так как любое предприятие – это открытая система, взаимодействующая с внешней средой (потребителями, конкурентами, поставщиками, государством и пр.), способом взаимодействия с которой и является коммуникация.

     Информация  как основная составляющая процесса коммуникации сегодня превратилась в важнейший ресурс социально-экономического, технического, технологического развития любого предприятия. От своевременности  и качества информации зависит эффективность принятия управленческих решений, и, соответственно, эффективность деятельности всего предприятия.

     Поэтому тема курсовой работы является очень  актуальной в современных рыночных условиях.

     Целью курсовой работы является изучение учебно-методической литературы и периодических изданий, проведение комплексного анализа деятельности АО «Рахат» по выбранной теме курсовой работы, и на основе этого выработка предложений и рекомендаций по повышению эффективности коммуникации в процессе управления на данном предприятии.

     Задача  курсовой работы состоит в рассмотрении методологических положений коммуникаций в процессе управления и предложений  по их практическому применению на предприятии АО «Рахат».

Исходя  из цели и задачи, курсовая работа имеет  следующую структуру:

- в первой главе работы будут рассмотрены коммуникационный процесс, его элементы и этапы; классификация коммуникаций в процессе управления, возможные преграды в процессе коммуникации и основные пути их устранения;

- во второй части первой главы большое внимание будет уделено значению теории информации в организациях коммуникационных процессов;

- в первой части второй главы будет рассмотрена роль коммуникаций в системе управления Казахстана, а также, коммуникации  процессе управления АО «Рахат»

- во второй части второй главы выявлены отличия и сходства коммуникаций в процессе управления организаций в зарубежных странах.

      По  общему признанию, коммуникации имеют  огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем менеджмента. По существу это своего рода «кровеносная  система»  единого организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях.  Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу «чужими руками».

     Роль  коммуникаций очевидна как на малых  фирмах, так и в мощных компаниях  и корпорациях. От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом.

     Опыт  как казахстанских, так и зарубежных компаний показывает, что эффективность коммуникаций зависит, прежде всего, от психологического настроя коллектива.

      В  рамках  вышесказанного  актуальность  выбранной  темы подчеркивается опытом зарубежных и отечественных руководителей, их заинтересованностью в изучении коммуникационных связей и их эффективному развитию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Теоритические аспекты организации коммуникационного процесса в

менеджменте 

    1. Понятие и сущность коммуникационного  процесса
 

     Коммуникационный  процесс – это обмен информацией  между двумя и более людьми. В коммуникативном процессе выделяют четыре базовых элемента:

а) отправитель  – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;

б) сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов;

в) канал, т.е. средство передачи информации;

г) получатель - лицо (лица), которому(ым) предназначена информация.

     При коммуникационном процессе отправитель  и получатель проходят несколько  взаимосвязанных этапов (рисунок 1). Их задачей является составление  сообщения, выбор и использование  определенного канала для его  передачи таким образом, чтобы его  стороны поняли и разделили исходную идею.

Зарождение  идеи

Кодирование информации и выбор канала

Обратная  связь

Передача  информации

Декодирование информации

1. Зарождение  идеи и отбор сведений. Отбор  бывает случайным или целенаправленным, выборочным или сплошным, предписанным или инициативным, произвольным или основывающимся на определенных критериях.

2. Кодирование  информации и выбор канала. Здесь  информация облекается в ту  форму, в которой будет доступна  и понятна получателю, например, письменную, табличную, графическую, звуковую, символическую и т.п. Подбирается и подходящий способ (канал) ее трансляции: устный, письменный, с помощью различного рода искусственных сигналов или условных знаков.

3. Передача  информации. Она возможна сразу  несколькими способами. Если информация важна, считается, что не стоит ограничиваться одним каналом, а нужно по возможности дублировать этот процесс по нескольки, не злоупотребляя, однако, составлением по каждому поводу документов, иначе поток бумаг может захлестнуть.

4. Декодирование (перевод символов отправителя в мысли получателя). Здесь получатель воспринимает, расшифровывает и осмысливает информацию.

     Отправитель же ждет, что получатель каким-то образом  подтвердит факт получения сообщения, степень понимания или непонимания  его смысла, иными словами, установит обратную связь.

     В идеале это должно происходить без  промедления (по возможности обусловливаться  заранее), облекаться в форму, соответствующую  ситуации, учитывать возможности  восприятия. Сигналами обратной связи  при устной коммуникации могут быть уточнение, обобщение, выражение чувств. Поскольку они могут быть достаточно слабыми, за реакцией иногда требуется специально наблюдать.

     Устойчивая  обратная связь в процессе коммуникации позволяет существенно повысить надежность обмена информацией и хотя бы частично избежать ее потерь, различных помех, искажающих смысл сообщения.

     Коммуникация  считается успешной, если получатель информации понимает ее содержание адекватно  тому смыслу, который в нее вкладывает отправитель (менеджер).

     В число факторов, влияющих на восприятие, входят:

1. Ситуация, в которой человек получает  информацию. Благоприятная ситуация  сглаживает восприятие негативной  информации, а неблагоприятная, наоборот, обостряет восприятие негативной, но ослабляет восприятие позитивной.

2. Глубина  видения положения дел предполагает, что человек с широким кругозором  и познаниями легче воспринимает  любую информацию и спокойно  реагирует на изменение ситуации.

3. Личные  и социальные особенности отправителя  (его статус) заключается в том, что чем ниже его положение в обществе, тем настороженнее получатели в процессе коммуникации относятся к предоставленным им сведениям.

4. Стереотипы (менталитет, мировоззрение) стандартизирует  восприятие человеком информации, облегчают его, но делают чрезмерно субъективным и искаженным.

5. Предрассудки. Присущи в основном малообразованным  людям и заключаются в формировании  мнения до знакомства с информацией.

6. Отсутствие  интереса. Обуславливается отсутствием  побуждающих мотивов к восприятию  информации (материальных выгод, возможных потерь и т.д.).

7. Различное  понимание символов, с помощью  которых передается информация. Даже в некоторых странах различные  символы имеют различное значение. Например, собака в некоторых  странах является «нечистым»  существом, или тигр – в некоторых странах это символ силы, а у жителей Таиланда и Индии вызывает чувство страха.

     Классификация коммуникаций в процессе управления представлена в таблице 1. Рассмотрим их более подробно.

     В первую очередь коммуникации в процессе управления делятся на внешние и внутренние.

     Внешние коммуникации – это обмен информацией, который происходит между предприятием и внешней средой. Они позволяют  предприятию быть в курсе потребностей потенциальных покупателей, работы поставщиков, посредников и конкурентов, а также отслеживать новые тенденции в науке (изобретения, технологии), изменения в политико-правовой, экономической и социально-культурной среде.

     От  эффективности организации процесса внешних коммуникаций зависит успех  фирмы. Чем выше скорость передачи информации на предприятии и чем она достовернее, тем продуктивнее оно работает. Примером последствий предоставления недостаточно достоверной информации является известное лекарство для беременных женщин – теназадрин, которое использовалось во всем мире и привело к рождению огромного количества детей с неразвитыми конечностями. Оно рекламировалось как универсальное безопасное средство, тогда как испытания не были окончательно завершены. В результате фирма, производящее и реализующее эту продукцию, понесла огромные убытки и подорвала свой имидж.

Таблица 1

Классификация коммуникаций в процессе управления [8]

Признак классификации Виды по признаку
1. По  субъектам внешние

внутренние

2. Деление  внутренних коммуникаций восходящие

нисходящие

горизонтальные

3. Управленческие  коммуникации межуровневые

коммуникации  по восходящей (снизу вверх)

между подразделениями и отделами

между руководителем и рабочей группой (сверху вниз)

неформальные  коммуникации

4. Способ  общения вербальные

невербальные

5. По  средствам общения речевая

паралингвистическая

вещественно-знаковая

Информация о работе Коммуникации