Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение учебно-методической литературы и периодических изданий, проведение комплексного анализа деятельности АО «Рахат» по выбранной теме курсовой работы, и на основе этого выработка предложений и рекомендаций по повышению эффективности коммуникации в процессе управления на данном предприятии.
Введение………………………………………………………..…..3
1 Теоретические аспекты организации коммуникационного процесса в
менеджменте…………………………………………………………….…..5
1.1 Понятие и сущность коммуникационного процесса……………………5
1.2 Значение теории информации в организациях коммуникационных
процессов…………………………………………………………………..9
2 Практические аспекты реализации коммуникаций……………………...14
2.1 Роль коммуникаций в системе управления организаций Казахстана...14
2.2 Опыт коммуникаций в процессе управления организаций зарубежных
странах…………………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………...…………....24
Список использованных источников……………………………………….27
Сегодня источники информации настолько многочисленными, а сама она так разнопланова, что определенная ее часть может быть не вполне достоверной и поэтому должна многократно перепроверяться.
Поэтому
в крупных организациях создаются
специальные подразделения, занимающиеся
ее планированием, сбором, обработкой,
анализом, оценкой, составлением рекомендаций
для руководства, а также созданием базы
стратегических данных.
Поскольку в нашей стране появление и становление коммуникаций (как и всего менеджмента) произошло не так давно (10 лет – это небольшой период), то огромную роль в дальнейшем их развитии играет правильный подход к изучению опыта компаний зарубежных стран и современных казахстанских предпринимателей.
В Казахстане коммуникации претерпели коренное изменение. От административно-командной системы страна резко перешла к рыночным отношениям. Если раньше управление предприятием в основном заключалось в том, что от руководства к подчиненным поступали приказы, которые нельзя было не уточнить, не обсудить, инициативность наказывалась, а сообразительные работники не могли продвинуться по службе, то сегодня руководители предпочитают другой подход к организации работы с подчиненными. Инициативность теперь приветствуется, проводятся общие коллективные собрания, на которых обсуждаются проблемы развития фирмы, выслушиваются просьбы, предложения подчиненных, применяются не только моральные, но и материальные поощрения. Естественно в обоих описанных мной ситуациях есть исключения. Так при командно-административной системе были предприятия с налаженными коммуникациями, но преобладали в основном с разрозненными коммуникативными потоками, без обратной связи и т.д.
Так и сейчас существуют фирмы, где организация руководства находится на низком уровне, ошибочно построены коммуникации.
В данной работе характеризуются как плохие коммуникации (для того, чтобы понимать, как не нужно руководить предприятием),
так и эффективные коммуникации, налаженные потоки и обратные связи.
Для более подробного рассмотрения роли коммуникации в системе управления Казахстана, я взяла казахстанскую фирму АО «Рахат».
Акционерное
общество «Рахат» является одним
из крупнейших производителей кондитерской
продукции в Казахстане, ведущим свою
историю на протяжении 70-ти лет.
Первое производство кондитерских изделий
было организовано в 1942 году на площадях
ликеро-водочного завода, на оборудовании,
эвакуированном во время войны из Москвы
и Харькова.
Спектр деятельности – производство кандитерских
изделий, торговля, маркетинг.
На
АО «Рахат» работает около 3 500 человек.
Производственные мощности расположены
на двух площадках в г.Алматы и
г.Шымкент.
Универсальный характер производства,
его масштаб и наличие собственной линии
по переработке какао-бобов позволяют
компании иметь наиболее широкий среди
отечественных производителей ассортимент
кондитерских изделий. На сегодняшний
день ассортиментный портфель АО «Рахат»
включает более 250 наименований разнообразных
кондитерских изделий, относящихся к 10-ти
различным группам.
АО «Рахат» является единственным кондитерским
предприятием в Казахстане, освоившим
выпуск специальной продукции для людей,
страдающих диабетом. В этот ассортимент
входят несколько наименований шоколада,
конфет, печенья и вафель с пониженной
калорийностью и заменой сахара на равноценное
натуральное сырье.
Отличительной особенностью продукции
АО «Рахат» среди других казахстанских
производителей кондитерских изделий
является приоритетный выпуск шоколадных
изделий, отличающийся большим разнообразием.
На предприятии организована и действует
внутренняя система качества, базирующаяся
на единой ответственности и комплексной
системе контроля качества. Эта система
включает в себя контроль качества сырья
и продукции на каждой стадии производства.
На предприятии внедрена и действует система
менеджмента качества, сертифицированная
на соответствие стандарту СТ РК ИСО 9001
- 2001.
Продукция хорошо известна, как на отечественном
рынке, так и на рынках ближнего и дальнего
зарубежья. АО «Рахат» осуществляет политику
максимальной доступности своей продукции
на внутреннем рынке. География продаж
АО «Рахат» охватывает весь Казахстан,
поскольку компания имеет системы распространения
продукции в 18 городах, включая 14 областных
центров. Распространение продукции по
г.Алматы осуществляется через крупных
оптовых покупателей, а также через фирменные
розничные магазины. В других регионах
республики доступность продукции АО
«Рахат» обеспечивается созданием широкой
дистрибьюторской сети (дочерние организации),
которые осуществляют продажу качественной
фирменной продукции. В настоящее время
продукция АО «РАХАТ» не только на казахстанском
рынке, но и далеко за пределами республики
– на территории России, Узбекистана,
Таджикистана, Киргизии, Германии, Китая,
Афганистана. В перспективе, в связи с
интересом к продукции АО «Рахат» со стороны
других республик СНГ и дальнего зарубежья,
компания планирует наращивать объёмы
производства и расширять рынки сбыта
посредством увеличения объёмов экспорта.
Компания заботится не только об интересах
потребителей, но и о своих сотрудниках.
Для персонала компании создаются условия,
позволяющие полноценно и продуктивно
трудиться. Работает столовая с организацией
горячего питания для работников первой
и второй смены, имеется медсанчасть, в
которой работают врачи высшей категории,
функционирует оздоровительный центр
с тренажерным залом. Имеются учебные
классы, в которых регулярно проводятся
занятия по повышению квалификации специалистов
разного профиля, организованы курсы по
изучению государственного языка
На
АО «Рахат» разработана и внедрена
система менеджмента качества (СМК)
на основе стандартов серии ИСО 9000. В 2010
году Национальным центром экспертизы
и сертификации был проведен ресертификационный
аудит, подтвердивший соответствие системы
менеджмента качества требованиям СТ
РК ИСО 9001 -2009.
Система
менеджмента качества – это система
управления процессами предприятия.
Современный покупатель смотрит уже не
только на товар, но и на компанию, которая
его производит. При выборе товара он все
чаще руководствуется принципом: «Хорошо
организованная и управляемая компания
производит хорошую продукцию».
Правильно поставленная и функционирующая
СМК гарантирует:
• стабильность качества продукции;
• что процессы в компании управляются;
• что деятельность компании направлена
на обеспечение качества.
Система менеджмента качества касается
не только качества продукции, а охватывает
все сферы жизнедеятельности предприятия.
Это и правильная эксплуатация оборудования
и техники, и культура производства, ответственность
за качественное выполнение своих обязанностей
каждого работника предприятия, и учет
запросов и отзывов потребителя, а также
постоянный и непрерывный контроль качества
входа сырья и выхода готовой продукции.
Внешние и внутренние коммуникации АО «Рахат»
Как и на любом другом предприятии на АО «Рахат» присутствуют и внешние, и внутренние коммуникации.
Внешние коммуникации осуществляются:
1. С потребителями. В процессе коммуникации АО «Рахат» доводит до потребителя информацию о продукции предприятия, ее качества, сроков изготовления, порядка заключения договоров и т.д. С другой стороны, потребитель в процессе коммуникации с АО «Рахат» доводит до предприятия сообщение о своих пожелания, о своих требованиях и предпочтениях по поводу приобретаемой продукции.
Коммуникации с потребителями – физическими лицами (население) осуществляет торговый персонал (менеджеры торгово-выставочных залов). Если в роли покупателей выступает крупное юридическое лицо (предприятия, организации и учреждения) переговоры по продажам проводит сам директор АО «Рахат».
2. С поставщиками и посредниками. Их осуществляют начальник отдела снабжения и иногда генеральный директор. Составляющей коммуникации в данном случае является информация о качестве и стоимости материальных ресурсах, о сроках ее поставки, формах оплаты и пр.
3. С государственными органами, налоговой инспекцией, осуществляют генеральный директор, заместитель директора по общим вопросам, главный бухгалтер предприятия.
Внешние коммуникации проходят в таких формах как:
А) переговоры, беседы (для поставщиков, посредников, потребителей);
Б) совещания (государственные органы);
В) телефонограммы (государственные органы);
Г) Указы и распоряжения (государственные органы);
Д) письма (покупатели, поставщики, посредники, государственные органы).
Если рассматривать коммуникации процессы по средствам передачи, то на данном предприятии присутствуют:
1. речевая коммуникация (письменная и устная)
2. паралингвистическая коммуникация (жесты, мимика, позы)
3. вещественно-знаковая коммуникация (например, демонстрация покупателям образцов производимой продукции в торгово-выставочных залах).
Внутренние коммуникации представлены:
А) коммуникациями
между руководителем и рабочей
группой, например, коммуникации между
главным менеджером по работе с частным
сектор и менеджерами торгово-
Б) коммуникации между различными подразделениями и отделами, например, коммуникации между начальником отдела снабжения и руководителем частного сектора; между заместителем директора по общим вопросам и главным бухгалтером;
В) коммуникации по восходящей, т.е. снизу вверх, например, при замерах окон информация от инженеров по замерам передается начальнику производственно-технического отдела (если это корпоративный клиент) или главному менеджеру по работе с частным сектором (если покупателем является физическое лицо)
Г) неформальные коммуникации. Присутствуют как и на любом другом предприятии и связаны с общением сотрудников на личные темы, обсуждение общественных и политических явлений и др. Следует отметить, что неформальных групп на предприятии практически нет, т.е. они очень малочисленны и не значительны, и особого влияния на деятельность предприятия не оказывают. Эти неформальные группы образуются в результате общих интересов, близкого места жительства или же по возрасту.
Формами внутренних коммуникаций являются приказы, распоряжения, просьбы, указания, убеждение и др.
Внутренние коммуникации осуществляются как в устной форме (указания, просьбы и др.), так и в письменной (письма, приказы, акты) и механической (информация, передаваемая через сеть ИНТЕРНЕТ, например, замеры окон).
Преграды при управленческих коммуникациях и пути их устранения в АО «Рахат»
По моему мнению, на каждом предприятии существуют определенные преграды в процессе коммуникации. На предприятии «Рахат» к таким преградам можно отнести:
1. Неудовлетворительный кадровый состав.
Например, мною было отмечено, что среди менеджеров торгово-выставочных залов есть неквалифицированный торговый персонал, что может отрицательно сказаться на объемах продаж. В связи с открытием 5 торгово-выставочных залов летом 2005 года, в срочном порядке были наняты девушки в возрасте от 18 до 25 лет для работы менеджерами торгово-выставочных залов. Однако, в этой суматохе должное внимания к профессионализму и компетентности претендентов не уделили. В результате был нанят низко квалифицированный торговый персонал.
Эта преграда может проявиться, когда неквалифицированный менеджер торгово-выставочного зала не осознано утаит информацию (забудет ее передать) или не верно истолкует ее, в результате, например, произойдет срыв сроков монтажа, а это может вылиться в претензии со стороны покупателя.
2. Информационные
перегрузки. Мною было отмечено,
что многие руководители
3. Конфликты
между различными группами или
подразделениями.
Для
повышения эффективности