Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:41, аттестационная работа
Маркетинг в любой сфере связан с управлением взаимоотношениями и процессом коммуникации между производителями и потребителями. В сфере образования маркетинг связан с управлением взаимоотношениями между учебными заведениями и их клиентами. Маркетинг учебного заведения можно определить как средство, при помощи которого учебное заведение сообщает и продвигает свои цели, ценности и продукты будущим абитуриентам, их родителям, своим сотрудникам и обществу в целом.
Введение…………………………………………………………………………...3
Маркетинговые коммуникации в сфере образовательных услуг…………..7
1.1. Маркетинговые коммуникации: понятие, виды………………………...7
1.2. Коммуникационная политика в сфере образовательных услуг………..9
2. Исследование коммуникационной политики на базе СахГУ.…………..20
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………………...26
После выбора целевых рынков и принятия конкретных решений о позиционировании на них своих товаров фирма приступает к планированию комплекса маркетинга для каждого из этих рынков. Комплекс маркетинга включает совокупность переменных факторов, используемых фирмой для воздействия на субъекты целевого рынка. К таким факторам относятся: товар, цена, система распространения и стимулирования.
В связи с
этим разработка комплекса маркетинга
предусматривает следующие
Конкуренция на российском рынке образовательных услуг стремительно растет. Это касается любого образовательного учреждения, будь то университет, академия, институт, колледж или школа. В связи с данной реалией каждое заинтересованное образовательное учреждение должно осуществлять грамотное как оперативное, так и долгосрочное планирование мероприятий по конкурентному позиционированию и продвижению на рынок образовательных услуг. Эти мероприятия должны опираться на классическое понятие комплекса маркетинга, в состав которого помимо товара, цены и сбытовой политики (распределение), входит коммуникационная политика (продвижение). Продвижение товара или услуги составляет основу маркетинговых коммуникаций (реклама; общественное мнение; стимулирование продаж; прямой маркетинг; интернет – как современный интеграционный вид маркетинговых коммуникаций).
По данным государственной статистики в России на 2010 год насчитывалось более 1300 высших учебных заведений (ВУЗов). Половина из них – негосударственные ВУЗы и около 2200 филиалов высших учебных заведений. Средне - специальные учебные заведения (ССУЗы), в состав которых входят учреждения начального и среднего профессионального образования, насчитывают порядка 6000 [1].
В 2009 году Фонд «Общественное мнение» провел опрос россиян, в результате которого стало ясно, что 88% граждан России признают важность высшего образования в нынешних условиях, на сегодняшний день процент остается тем же и с того времени даже немного увеличился.
Вместе с тем количество желающих учиться в средне - специальных учебных заведениях с каждым годом сокращается. В последнее время ССУЗы повсеместно получают статус колледжей, в рамках которых учащийся может получить как начальное, так и среднее профессиональное образование. Однако и современный статус ССУЗов (колледж) не всегда обеспечивает им решение проблемы набора учащихся. Проблема снижения количества абитуриентов коснулась уже и высших учебных заведений. Уже в 2010 году количество желающих поступить в ВУЗы сократилось на 10 % , в 2011 году ожидается дальнейшее сокращение числа абитуриентов вузов [2]. Автор полагает, что эта проблема во многом определяется современной демографической ситуацией, сложившейся в Российской Федерации.Вместе с тем, этот факт связан не только с демографическим спадом, но и с постепенным удовлетворением так называемого «отложенного спроса», когда молодые люди не сразу идут учиться в ВУЗы, а откладывают дальнейшее образование «на потом».
Что будет тогда происходить с российской научной школой в связи со снижением количества абитуриентов в ВУЗах, это тяжелый вопрос, к которому необходимо подготовиться уже сегодня. Конкуренция на данном рынке услуг будет стремительно расти. И чтобы не затеряться в огромном количестве университетов, академий, институтов, колледжей и школ каждое заинтересованное образовательное учреждение должно осуществлять грамотное как оперативное, так и долгосрочное планирование мероприятий по конкурентному позиционированию и продвижению на рынок образовательных услуг. Эти мероприятия должны опираться на классическое понятие комплекса маркетинга (продукт, цена, место продажи или каналы сбыта, продвижение). Продвижение товара или услуги составляет основу маркетинговых коммуникаций.
Согласно классической теории маркетинга комплекс маркетинговых коммуникаций состоит из четырех основных средств воздействия:
1. Реклама.
2. Формирование благоприятного общественного мнения, связи с общественностью (public relations).
3. Стимулирование продаж (продвижения) услуг.
4. Прямой (директ) маркетинг.
В век информационных технологий особую роль в маркетинговых коммуникациях занимает ИНТЕРНЕТ.
Рассмотрим все эти составляющие комплекса маркетинговых коммуникаций.
Разработка
управленческого решения в
Для
большинства «молодых»
Целью информативной рекла
Малоизвестные
образовательные организации
Напоминающая реклама на рынке образовательных услуг используется уже известными, признанными образовательными учреждениями или теми, кто уже провел увещевательную и информационную рекламную кампанию. Особенно данный вид рекламы уместен в период абитуриентского межсезонья (обычно – зимой, ранней весной), напоминая потребителям о том, что предлагаемые услуги могут им понадобиться в ближайшее время и поэтому важно заранее устанавливать контакты. Поддерживающая реклама (как разновидность напоминающей) обычно реализуется в стенах образовательного учреждения и имеет целью убедить обучающихся в правильности сделанного выбора, в открывающихся перед ними перспективах, чтобы предотвратить возможный отток учащихся. Наиболее часто в качестве средства поддерживающей рекламы используется демонстрация довольных, преуспевающих выпускников, а также рекламные щиты, информационные материалы, фотографии и отчеты в здании образовательного учреждения.
Необходимо
рассмотреть основные рекламные
аргументы, действующие в отношении
конечного потребителя
1. Экономические:
- уровень
будущей заработной платы;
- уровень стипендии в процессе обучения;
- возможность снижения оплаты (например, в зависимости от результатов обучения);
- бесплатность
или льготный порядок
2. Социальные:
- будущее
высокое профессиональное и
- общественное признание;
- престижность
образовательного учреждения;
- известность
научно-педагогических кадров;
3. Перспективы
международных
- возможности
общения с иностранными
- обучения и прохождения практики за рубежом;
- международного
признания диплома
- соответствующие
возможности трудоустройства.
4. Организация образовательного процесса и его обеспечение:
- высокий уровень занятий;
- приоритет
активных методов обучения;
- индивидуальный подход к учащимся;
- возможности личного выбора программ, изучаемых курсов и участие в их формировании;
- уровень кадрового, учебно - методического, библиотечного, программного, технического, коммуникационного обеспечения.
5.
Соответствие требованиям
- самостоятельность, независимость;
- уверенность в завтрашнем дне;
- интересное окружение;
- возможности культурного и профессионального роста, самовыражения в научном творчестве, досуга и отдыха, разрешения других проблем личности.
Таким образом, очевидно, что при разработке рекламного аргумента может быть выбран один или несколько видов полезности. Рациональная полезность, как правило, связана с экономическими факторами. Социально-престижная полезность - с социальными факторами. Самоутверждающая полезность - с повышением уровня самооценки вследствие роста профессионального и культурного уровня, квалификации и т.п.
Помимо рекламы в основные средства воздействия, согласно классической теории маркетинга, в комплекс маркетинговых коммуникаций, входят так же стимулирование продаж, формирование благоприятного общественного мнения, связи с общественностью (public relations), личные продажи.
Под стимулированием продаж (sales promotion) в маркетинге понимают процесс, включающий маркетинговую деятельность, отличную от рекламы, паблисити или персональную продажу, которая стимулирует попытки покупки потребителей или дилеров. Для образовательных учреждений, это, например, могут быть скидки по оплате при платной форме обучения.
Паблик Рилейшнз, РR (Public relations, PR) - разновидность маркетинга, заключающаяся в стимулировании спроса на товар или услугу определенной организации путем формирования благоприятного общественного мнения об организации, ее услугах (товаров) в целом.
Отличительной
особенностью организаций сферы
образования является то, что на
первый план выходят коммуникации в
форме личных контактов: ведь сам
образовательный процесс - это всегда
общение личностей. Кроме того, здесь
весьма активно действует общественно-
Личностные коммуникации легко переходят в личные продажи. Вслед за информированием и побуждением логично следует приглашение к совершению покупки, если субъект коммуникации со стороны производителя ОУ (образовательной услуги) уполномочен сделать это. Целенаправленное использование технологии личной продажи оказывается очень дорогостоящим для образовательного учреждения. Но оно и весьма эффективно, особенно если на рынок продвигаются максимально индивидуализированные ОУ. При этом образовательное учреждение не должно бояться продвигать такую форму обучения как репетиторство, естественно организуя его на вполне законных основаниях.