Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:41, аттестационная работа
Маркетинг в любой сфере связан с управлением взаимоотношениями и процессом коммуникации между производителями и потребителями. В сфере образования маркетинг связан с управлением взаимоотношениями между учебными заведениями и их клиентами. Маркетинг учебного заведения можно определить как средство, при помощи которого учебное заведение сообщает и продвигает свои цели, ценности и продукты будущим абитуриентам, их родителям, своим сотрудникам и обществу в целом.
Введение…………………………………………………………………………...3
Маркетинговые коммуникации в сфере образовательных услуг…………..7
1.1. Маркетинговые коммуникации: понятие, виды………………………...7
1.2. Коммуникационная политика в сфере образовательных услуг………..9
2. Исследование коммуникационной политики на базе СахГУ.…………..20
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………………...26
Именно технология личных продаж, базируясь на непосредственном и живом взаимном общении, позволяет выявить и скорректировать индивидуальную пригодность ОУ, способствует становлению разнообразных доброжелательных отношений между образовательным учреждением и потенциальным учащимся, наиболее сильно побуждает последнего к позитивной ответной реакции. И наконец, самое главное: личные продажи позволяют перейти от стратегии агрессивного "проталкивания" готовых ОУ на рынок к стратегии привлечения покупателей к ним, формирования спроса на ОУ.
К
сожалению, именно личные продажи ОУ
- наиболее слабое, неотработанное звено
в системе их продвижения на рынке,
особенно - на российском рынке. Организация
и стимулирование личных продаж со
стороны образовательных
Необходимо добавить, что устные рекомендации - один из важнейших каналов маркетинговых коммуникаций. Причем наиболее эффективными оказываются рекомендации, исходящие от людей, уже закончивших обучение. Необходимо в практике проведения различных агитационных мероприятий использовать выступления «успешных» выпускников данного образовательного учреждения.
Особенности
рынка образовательных услуг
определяются наличием государственного
регулирования данной сферы, существенной
доли государственного сектора, большим
влиянием государства на деятельность
негосударственных
Данная
специфика рынка
Сегодня существуют следующие основные критерии выбора образовательного учреждения:
- статус государственного (как гарант качества образования);
- наличие традиций (исторически сложившийся имидж и репутация, проверенная временем);
-
современность образовательных
технологий (способность давать
инновационное образование,
Целевые аудитории образовательного учреждения (в частности ВУЗа) достаточно обширны, их можно классифицировать как минимум по двум направлениям:
1. Внешние (родители, школьники, государственные структуры управления и т. д.) и внутренние (студенты, профессорско-преподавательский состав, административный персонал и т. д.);
2. Потенциальные клиенты (старшеклассники, абитуриенты, студенты и др.) и контактные группы - партнеры (профессиональные сообщества, работодатели, органы власти, некоммерческие организации).
Типология условна, поскольку аудитории, находящиеся в разных подгруппах, могут пересекаться и перетекать одна в другую.
Также
важно понимать, что успешность продвижения
ВУЗа имеет несколько аспектов, основные
среди которых чисто
При
этом необходимо отметить, что в
настоящее время существенное количество
представителей целевых аудиторий
ориентируется на обучение в негосударственных
образовательных учреждениях. Это
приводит к тому, что государственные
образовательные учреждения также
оказываются включенными в
Значение
Интернета в продвижении
В настоящее время существует сложившейся понятийный аппарат в области коммуникационной деятельности.
При организации коммуникационной деятельности образовательного учреждения, планировании рекламных кампаний и выборе креативных решений принципиально важным является понимание специфики объекта продвижения. Задачи развития репутации образовательного учреждения, формирование «доброго имени», будут определять выбор корректных коммуникационных действий, в которых должны отсутствовать элементы агрессивного продвижения. Коммуникационная политика должна быть ориентирована на долгосрочную перспективу построения серьезного позитивного диалога образовательного учреждения с целевыми аудиториями, на перспективу доверия. Менеджмент межличностных отношений, высокая культура корпоративных коммуникаций и реализация имиджевых проектов, не ориентированных на быстрое увеличение продаж, являются наиболее эффективными методами продвижения любого образовательного учреждения.
Таким
образом, продвижение образовательных
услуг в рыночной экономике имеет
ряд характерных особенностей, обусловленных
спецификой самой образовательной
услуги. В современных условиях без
учета этих особенностей и активного
использования маркетинговых
СахГУ является государственным федеральным образовательным учреждением высшего профессионального образования (высшим учебным заведением) Российской Федерации. В настоящее время в университете работают 14 факультетов, на которых обучается более 5,5 тыс. студентов по 26 специальностям и направлениям подготовки. СахГУ оказывает образовательные услуги в сфере высшего образования, дополнительного (к высшему) образования, в том числе в области профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Рассмотрим
принципы формирования системы
коммуникаций на примере
Целью работы является, как упоминалось ранее, развитие маркетинговых коммуникаций структурного подразделения вуза - факультета управления СахГУ, связанное со следующими этапами работ:
- выделением направления работы факультета, для которой необходимо усовершенствовать коммуникации;
- определением содержания, аудиторий и средств существующих коммуникации и необходимости их улучшения;
- разработкой плана по развитию коммуникаций, в т.ч. обоснованием методов контроля и оценки.
Направления работы
факультета, связанные с необходимостью
совершенствования
Факультет менеджмента - как структурное подразделение СахГУ- имеет общую с университетом коммуникативную политику, вместе с тем, необходимо продолжить работу по совершенствованию коммуникаций факультета в связи с появлением новой специальности «Социально-культурный сервис и туризм».
Содержание, аудитория и средства существующих коммуникации и необходимость их улучшения.
Поскольку
маркетинговая деятельность
Упрощенным
взглядом будет рассмотрено
План по развитию коммуникаций. Методы контроля и оценки.
Рассмотрим
развитие коммуникативной
1) Выбор целевых аудитории:
- выпускники школ, лицеев, колледжей, желающих продолжить обучение в Вузе;
- руководители и сотрудники туристских агентств, желающих получить образование или направить на обучение в области социально-культурного сервиса и туризма;
- организации, заинтересованные в развитии туризма в республике (например, министерство туризма и спорта, центр по развитию детского и юношеского туризма, спортклубы, торгово-промышленная палата, начавшая работу по развитию экологического туризма в республике).
2) Формулировка
поведенческих и
- для выпускников школ: интерес к новой специальности, желание выяснить конкретные положения о поступлении, учебных планах, практике и т.д.;
- для сотрудников турагентств: интерес к новой специальности, возможностям сотрудничества (привлечение студентов на практику, разработку маршрутов) желание выяснить конкретные положения о поступлении, учебных планах и т.д.;
Таблица «Содержание и средства коммуникации для внешней аудитории вуза» (приложение 1).
3) Определение творческого содержания:
Необходимо
формирование представления о
перспективности новой
В основе
творческого материала должны
быть собраны воедино
Кроме того, необходимо
разработать рекламное
4) Выбор средств информации:
Какие средства использовать?
Для информативной рекламы о начале приема на новую специальность лучше всего использовать прессу: наиболее популярные в республике газеты, имеющие наибольший тираж, охватывающие целевые аудитории, поскольку проводимые ранее исследования кафедрой маркетинга и статистики свидетельствуют о том, что эти газеты читают молодежь, а также руководители малых и средних предприятий, в возрасте до 40 лет.
Для привлечения
внимания заинтересованных
Кроме того, необходимо включить соответствующую информацию в Интернет- страницу факультета и проводить беседы со школьниками (в рамках профориентационной работы).
В каком объеме? Объем определяется исходя из тиража газет и стоимости рекламного объявления.
С какой периодичностью?
В период подготовки и работы приемной
комиссии публикации должны повторяться
не реже 1 раза в неделю. В остальные
периоды времени с целью