Концепции маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:09, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является изучение концепции маркетинга и анализ деятельности компании ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» с точки зрения применения данных концепций на разных стадиях развития предприятия. Предметом исследования курсовой работы являются концепции маркетинга. Объектом исследования является деятельность компании ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» направленная на выбор определенной концепции на различных этапах своего существования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 Основные концепции маркетинга
1.1 Историческое развитие концепций маркетинга…………………………5
1.2 Производственная концепция…………………………………………….7
1.3 Товарная концепция……………………………………………………….9
1.4 Сбытовая концепция……………………………………………………...10
1.5 Традиционная концепция………………………………………………...12
1.6 Концепция социально-этического маркетинга…………………………14
1.7 Концепция маркетинга взаимодействия………………………………...16
Глава 2 Анализ деятельности ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии»
на основе концепций маркетинга
2.1 История развития «Аэрофлота»…………………………………………19
2.2 Организационная структура управления маркетингом в авиакомпании «Аэрофлот – российские авиалинии»……………………………………….22
2.3 Перспективы и предложения развития………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………....29
Список использованных источников………………………………………..30
Приложение…………………………………………………………………...31

Работа состоит из  1 файл

курсовая по маркетингу.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

      Содержание 

      Введение………………………………………………………………………..3

      Глава 1 Основные концепции маркетинга

    1. Историческое развитие концепций маркетинга…………………………5
    2. Производственная концепция…………………………………………….7
    3. Товарная концепция……………………………………………………….9
    4. Сбытовая концепция……………………………………………………...10
    5. Традиционная концепция………………………………………………...12
    6. Концепция социально-этического маркетинга…………………………14
    7. Концепция маркетинга взаимодействия………………………………...16

    Глава 2 Анализ деятельности ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии»

     на основе концепций маркетинга

    2.1 История  развития «Аэрофлота»…………………………………………19

    2.2 Организационная структура управления маркетингом в авиакомпании «Аэрофлот – российские авиалинии»……………………………………….22

    2.3 Перспективы и предложения развития………………………………….25

    Заключение…………………………………………………………………....29

    Список использованных источников………………………………………..30

    Приложение…………………………………………………………………...31 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 Введение 

     Маркетинг - комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследование и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия-экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ.

     Актуальность темы проекта в том, что деятельность любого крупного и малого предприятия предполагает следованию принципам одной из маркетинговых концепций. Например, Procter & Gamble, Marriott, Nordstrom, McDonald’s, Toyota работают на основе концепции традиционного маркетинга, а такие предприятия как Coca-Cola и Johnson & Johnson - на основе социально-этической концепции.

     Выбором одной из концепций предприятие  характеризует направленность и  ориентацию своей деятельности на потребительском  рынке. Сущность маркетинга на современном потребительском рынке состоит в приоритете индивидуальных потребностей над всей производственно-коммерческой деятельностью предприятия. Поэтому маркетинг должен рассматриваться не только как один из элементов управления, но и как глобальная функция, определяющая содержание всей производственно-сбытовой деятельности предприятия.

     Целью моей курсовой работы является  изучение концепции маркетинга и анализ деятельности компании ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» с точки зрения применения данных концепций на разных стадиях развития предприятия. Предметом исследования курсовой работы являются  концепции маркетинга. Объектом исследования является деятельность компании ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» направленная на выбор определенной концепции на различных этапах своего существования.

     В соответствии с объектом и предметом  исследования были поставлены следующие  задачи:

  • дать понятие концепции маркетинга, описать эволюцию развития основных концепций и раскрыть их содержание;
  • рассмотреть историю существования компании ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» и показать причины выбора отдельных концепций маркетинга на разных стадиях её развития;
  • выявить перспективы и сформулировать предложения развития компании на основе изученного материала.  

     Актуальность выбранной темы состоит в том, что предприятию для успешного существования и конкурентоспособности в современных рыночных отношениях, необходимо хорошее знание методов управления и получение эффективных результатов практической реализации концепции маркетинга. На сегодняшний день концепция социально-этичного маркетинга – самая передовая из всех существующих.

     Курсовой  проект состоит из двух глав. В первой главе дается понятие концепций маркетинга, составляется таблица их исторического развития, раскрывается содержание таких концепций как: производственная, товарная, сбытовая, традиционного маркетинга, социально-этическая, а также концепции маркетинга взаимодействия. Во второй главе рассматривается деятельность компании ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» как пример применения различных концепций в процессе своего развития в условиях изменения экономических отношений в стране. Также здесь описывается организационная структура управления маркетингом на предприятие «Аэрофлот»,подводятся итоги, указываются перспективы развития компании, приводятся предложения для повышения конкурентоспособности и выявляются основные направления деятельности для улучшения позиций ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» на международном рынке и рынке России. 

       

     Глава 1 Основные концепции маркетинга 

     1.1 Историческое развитие концепций маркетинга 

     В общем смысле концепция часто  понимается как система взглядов, способ представления тех или  иных явлений в процессе организации  и осуществления какой-либо деятельности. Нередко концепция рассматривается как система основных идей, общий замысел, идеология организации деятельности предприятия или отдельного предпринимателя, интегрированная целевая философия хозяйствования, склад мышления предпринимателя, направленность его действий. В этом контексте концепция маркетинга представляет собой научно обоснованный замысел (проект) организации деятельности вообще и/или маркетинговой деятельности в частности, который основывается на конкретной руководящей идее, эффективной стратегии, необходимом оперативном инструментарии осуществления предпринимательства в целях достижения результатов, определяемых стратегическим планом предприятия (см. Приложение 1).

     Концепция маркетинга должна разрабатываться  на основе стратегического анализа  планируемой или осуществляемой деятельности предприятия. Разработка концепции маркетинга обычно включает следующие этапы:

- осуществление  стратегического анализа внутренней  и внешней среды;

- определение  целей предприятия и целей  маркетинговой деятельности;

- обоснование маркетинговой стратегии;

- выбор инструментария  маркетинговой деятельности в  целях достижения запланированных  результатов.

     В зависимости от уровня развитости производства и спроса на предложенные товары концепция  маркетинга претерпевала эволюционное развитие. Изменения концепции маркетинга в основном определялись и определяются состоянием и взаимодействием в рыночном пространстве таких субъектов, как производитель (продавец), потребитель (покупатель) и государство (власти).

     Мировая наука и практика в области маркетинга и предпринимательства обосновали и рекомендуют выделять следующие концепции в эволюции маркетинга: производственную, товарную, сбытовую, традиционного маркетинга, социально-этического маркетинга и маркетинга взаимодействия (табл. 1). 

                                Таблица 1 Эволюция концепции маркетинга 

     
     Годы      Концепция      Ведущая идея      Основной  инструментарий      Главная цель
     1860-1920      Производственная      Произвожу то, что могу      Себестоимость, производительность      Совершенствование производства, рост продаж, максимизация прибыли
     1920-1930      Товарная      Производство  качественных товаров      Товарная  политика      Совершенствование потребительских свойств товара
     1930-1950      Сбытовая      Развитие  сбытовой сети, каналов сбыта      Сбытовая  политика      Интенсификация  сбыта товаров за счет маркетинговых усилий по продвижению и продаже товаров
     1960-1980      Традиционного маркетинга      Произвожу то, что нужно потребителю      Комплекс  маркетинга-микса, исследование потребителя      Удовлетворение  нужд потребностей целевых рынков
     1980-1995      Социально-этического маркетинга      Произвожу то, что нужно потребителю, с учетом требований общества      Комплекс  маркетинга-микса, исследование социальных и экологических последствий  от производства и потребления производимых товаров и услуг      Удовлетворение  нужд потребностей целевых рынков при условии сбережения человеческих, материальных, энергетических и других ресурсов, охраны окружающей среды
     С 1995 г. по настоящее время      Маркетинга  взаимодействия      Произвожу то, что удовлетворяет потребителей и партнеров по бизнесу      Методы  координации, интеграции и сетевого анализа, комплекс маркетинга-микса      Удовлетворение  потребностей потребителей, интересов  партнеров и государства в  процессе их коммерческого и некоммерческого  взаимодействия
 

     Предложенная  классификация концепции маркетинга не может рассматриваться, как правило, норма или стандарт для каждой страны. Эволюция маркетинга в каждой отдельной стране в зависимости от уровня развития рыночных отношений имеет определенные специфику и особенности. Однако мировой опыт становления маркетинга и развития рыночных отношений является полезным, так как может использоваться как ориентир при формировании рыночных отношений и организации предпринимательской деятельности в конкретной стране. Кроме того, становится известной общая тенденция развития маркетинга — перенос внимания с производства товара на потребителя, его нужды и потребности. 

     1.2 Производственная  концепция 

     Производственная  концепция ставит во главу угла производителя  и увеличение объемов производства существующего ассортимента товаров. Эта концепция является изначальной, но и в настоящее время находит применение. В соответствии с ней при организации производства и реализации продукции используется известный принцип поведения потребителя — ориентация на товары, которые широко распространены и продаются по доступной цене.

     Руководство предприятия в этом случае прилагает  усилия для обеспечения большой  серийности и продажи товара через  разнообразные точки сбыта. Применение этой концепции имеет место, например, в следующих случаях:

     1)  когда основная часть реальных и потенциальных потребителей на рынке имеет ограниченный, небольшой доход;

     2) когда спрос на данный товар  превышает предложение и часть  потребителей, которые хотя им  и не нравится предложенный  товар, покупают его, удовлетворяя  тем самым ненадолго свои потребности;

     3) когда в условиях производства, особенно новой продукции, себестоимость  велика и требуется найти способ  ее быстрого снижения с целью  достижения необходимой доли  на рынке.

     При использовании этой концепции основной акцент падает на производство. Главное — произвести, а сбыть товар в условиях отсутствия аналогичных товаров на рынке — дело несложное. В связи с этим эффективность деятельности предприятия в основном определяется экономикой производства. О потребителе не думают вообще, рынок не исследуется, главное — произвести дешевый товар с удовлетворительными потребительскими свойствами.

     Производственной  концепции маркетинга придерживался  в свое время Генри Форд (1863-1947), создатель общества массового потребления  и социальных гарантий, автомобильный король Америки. Настоящим триумфом Г. Форда стало внедрение автомобиля модели "Т". Это был доступный по цене автомобиль для многих тысяч "средних американцев". Г. Форд благодаря своему новаторскому чутью своевременно обнаружил потребности развития американского общества в конце XIX — начале XX в. Являясь пионером массового производства, Г. Форд внедрял принципы стандартизации и унификации технологического процесса в системе автомобилестроения. Он одним из первых установил четкую систему контроля и планирования производства, что способствовало внедрению конвейерной технологии и непрерывности процесса изготовления автомобилей, его автоматизации. На своих предприятиях Г. Форд установил 8-часовой рабочий день. В условиях массового производства он первым повысил заработную плату своим рабочим. Создавая массовое производство, он формировал массового потребителя. Успех превзошел все ожидания.

     Ведущая идея концепции: Увеличение производства товаров, которые уже выпускаются.

     Основной инструментарий: 

     Себестоимость продукции, производительность.

     Главная цель: Совершенствование производства, что ведет к росту продаж и максимизации прибыли.

     «Производственно-ориентированная концепция утверждает, что потребители отдают предпочтение доступным и дешевым продуктам. Главная задача менеджера производственно-ориентированной организации – достижение высокой эффективности производства продукции и ее оптимальное распределение»1. 

     1.3 Товарная концепция 

     Товарная  концепция концентрирует внимание на том, что потребитель всегда благоприятно отнесется к товару, если он хорошего качества и имеет умеренную цену. Акцент делается на разработку новых моделей товаров, и модернизацию существующих, с целью улучшения качественных характеристик продукции. Потребитель заинтересован в таких товарах, знает о наличии изделий-аналогов и осуществляет свой выбор путем сравнения качества и цен на аналогичные товары других предпринимательских организаций. Достижение желаемого объема продажи и прибыли требует небольших затрат на маркетинговую деятельность.

     Применение  этой концепции имеет место, например, в следующих случаях:

Информация о работе Концепции маркетинга