Концепции маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:09, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является изучение концепции маркетинга и анализ деятельности компании ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» с точки зрения применения данных концепций на разных стадиях развития предприятия. Предметом исследования курсовой работы являются концепции маркетинга. Объектом исследования является деятельность компании ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» направленная на выбор определенной концепции на различных этапах своего существования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 Основные концепции маркетинга
1.1 Историческое развитие концепций маркетинга…………………………5
1.2 Производственная концепция…………………………………………….7
1.3 Товарная концепция……………………………………………………….9
1.4 Сбытовая концепция……………………………………………………...10
1.5 Традиционная концепция………………………………………………...12
1.6 Концепция социально-этического маркетинга…………………………14
1.7 Концепция маркетинга взаимодействия………………………………...16
Глава 2 Анализ деятельности ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии»
на основе концепций маркетинга
2.1 История развития «Аэрофлота»…………………………………………19
2.2 Организационная структура управления маркетингом в авиакомпании «Аэрофлот – российские авиалинии»……………………………………….22
2.3 Перспективы и предложения развития………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………....29
Список использованных источников………………………………………..30
Приложение…………………………………………………………………...31

Работа состоит из  1 файл

курсовая по маркетингу.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)
  1. доход основной части реальных и потенциальных потребителей на рынке достаточен, чтобы обеспечить возможность покупки необходимых товаров;
  2. спрос на товары данной группы соответствует предложению и потребители, делая покупку, выбирают из товар с лучшими характеристиками из нескольких с примерно равной ценой;
  3. когда улучшение отдельных характеристик товара не ведет к увеличению его себестоимости по сравнению с товаром входящим в данную ценовую группу.

     Концепция отвечает ситуации, когда на рынке  существует примерный баланс спроса и предложения и потребитель  ориентируется на выбор лучшего  предложения из всех существующих.

     Этой  концепции придерживаются многие предприятия, в том числе и некоммерческие. Однако концепция товара не всегда приносит успех, возможно проявление маркетинговой близорукости. Это имеет место, когда игнорируется необходимость изучения покупательной способности потребителей, товаров-конкурентов, совместимости изготовляемых комплектующих изделий с существующими аппаратами, производство которых имеет массовый характер. Снижая затраты на маркетинг, предприятие рискует получить значительный ущерб от неудачи на рынке.

     «Продукто-ориентированная концепция говорит, что потребители отдают предпочтение товарам, предлагающим наивысшее качество, обладающим лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками, а следовательно, менеджеры должны сконцентрирвоать все силы на производстве высококачественной продукции и ее постоянном совершенствовании»2.

     Ведущая идея концепции: Разработка и производство качественных товаров.

     Основной инструментарий: Товарная политика.

     Главная цель: Совершенствование потребительских свойств товара. 

     1.4 Сбытовая концепция 

     Деятельность, основанная на сбытовой концепции, начинается с имеющегося в распоряжении предприятия товара. При этом главной задачей является достижение объема продажи, необходимого для получения прибыли за счет различных мероприятий по стимулированию сбыта. Таким образом, предполагается, что потребители будут покупать предлагаемые товары в достаточном объеме лишь в том случае, если компанией будут приложены определенные усилия по продвижению товаров и увеличению их продажи. Продвижение сводится к использованию агрессивных методов сбыта, активной рекламной политики и к использованию комплекса методов по стимулированию сбыта (скидки, уценки, выставки, лотереи и т.п.). Большую роль играет упаковка, которая используется производителем для придания своей продукции отличительных признаков от продукции конкурентов. Предполагается, что потребителей можно заставить покупать предлагаемые товары с помощью различных методов продажи. Считается, что или покупатели будут делать повторные покупки, или имеется достаточное количество потенциальных потребителей. В организациях со сбытовой концепцией имеются отделы маркетинга и рекламы, подчиненные коммерческому директору. В этом случае почти всегда преследуются краткосрочные цели: продать продукцию, выполнить план поставок, найти заказы. Обычно предприятия, которые придерживаются сбытовой концепции, реализуют товары в условиях дефицита или монополии на рынке. Главный акцент в системе "производство—сбыт—потребитель" делается на сбыт. Реализация концепции сбыта на практике зачастую превращается в навязывание покупки. С одной стороны, продавец во что бы то ни стало стремится заключить сделку, с другой — удовлетворение потребностей покупателя является второстепенным результатом.

     Применение  этой концепции предполагает:

  1. доход основной части реальных и потенциальных потребителей на рынке достаточен, чтобы обеспечить возможность покупки предлагаемых товаров;
  2. предложение товаров данной группы незначительно превышает спрос, и потребители ждут лучшего предложения;
  3. потребители не задумываются о необходимости приобретения данного товара.

     Концепция предусматривает ситуации, когда  товары различных производителей примерно одинаковы по характеристикам и  предложение на рынке незначительно  превышает спрос. При этом потребитель  ориентируется на выбор лучшего  предложения из всех существующих. В некоторых случаях потребитель даже не рассматривает данные товары, как необходимые ему.

     «Концепция ориентированная на продажи говорит, что потребители по природе своей никогда не будут добровольно покупать всю выпускаемую продукцию. Поэтому организация должна вести агрессивную политику продаж и интенсивно продвигать на рынок свои товары»3.

     Ведущая идея концепции: Развитие сбытовой сети, каналов сбыта.

     Основной инструментарий: Сбытовая политика.

     Главная цель: Интенсификация сбыта товаров за счет маркетинговых усилий по продвижению и продаже товаров. 

     1.5 Традиционная концепция 

     Традиционная  маркетинговая концепция изменяет содержание концепции сбыта. Она  оформилась около середины 50-х годов. Концепция маркетинга — это ориентация на покупателей, подкрепленная комплексом мер, нацеленных на удовлетворение потребностей рынка. Для удовлетворения существующих у покупателя потребностей компания использует средства оперативного маркетинга – комплекс 4P: Product Price Place Promotion (продукт, цена, размещение,продвижение) дополняя их межфункциональной координацией.

                                   Рисунок 1:  «4 Р»

     

       Она начинается с выявления реальных и потенциальных покупателей и их потребностей. Согласно этой концепции цели предприятия, особенно долгосрочные, могут быть достигнуты только благодаря исследованию потребностей и желаний таких групп потребителей, которым организация направляет и предлагает изделия и услуги, удовлетворяющие потребителя по качеству и эффективности. Работа в рамках этой концепции предусматривает использование комплекса маркетинговых мероприятий воздействующих на потребителя, что позволяет вести рентабельное производство.

     Маркетинговая концепция обязывает:

     -  производить то, что можно продать,  вместо попыток продать то, что можно произвести;

     -   любить потребителя, а не свой  товар;

     -   не продавать товары, а удовлетворять  потребности;

     - изучать не производственные  мощности, а потребности рынка  и разрабатывать планы их удовлетворения;

     -  оценивать воздействия конкуренции, государственного регулирования и другие внешние воздействия по отношению к предприятия;

     - ориентироваться на долгосрочную  перспективу и рассматривать  потребности потребителей в широком  плане.

     Концепция предполагает, что изучая потребителя  можно выявить его существующие неудовлетворенные потребности и, используя комплекс оперативного маркетинга, разработать и предложить ему такой продукт, который наилучшим способом удовлетворяет имеющиеся потребности.

     Применение  этой концепции предполагает:

  1. Предложение на рынке значительно превышает спрос;
  2. существуют потребности, которые не удовлетворяются существующими товарами;
  3. потребители будут платить более высокую цену за товары, которые наилучшим способом удовлетворяют их потребности.

     Концепция предусматривает ситуации, когда товары различных производителей примерно одинаковы по характеристикам и предложение на рынке значительно превышает спрос. Конкурентное преимущество получает компания, предложение которой наилучшим образом соответствует потребностям, существующим у покупателя.

     «Концепция  маркетинга заключается в том, что  залог достижения целей организации – определение нужд и потребностей целевых рынков и удовлетворение потребителей более эффективными, чем у конкурентов, способами»4. 

     1.6 Концепция социально-этического маркетинга 

     Суть  концепции социально-этичного маркетинга можно выразить следующим образом: сначала компания выявляет нужды, и интересы целевых рынков, а затем обеспечивает потребителям высшую потребительскую ценность способами, которые поддерживают (или даже улучшают) благополучие клиента и общества. Концепция социально-этичного маркетинга – самая передовая из всех концепций.

     К концепции социально-отвественного маркетинга компании обратились в третьей четверти ХХ века. Концепция социально-ответственного маркетинга была призвана заменить традиционную концепцию маркетинга, в целях рационализации потребления и экологической защищенности общества от нежелательных процессов производства.

     Авторы  концепции социально-этичного маркетинга спрашивают: можно ли считать концепцию маркетинга удовлетворительной в эпоху экологических проблем, истощения природных ресурсов, быстрого роста населения, глобальных экономических проблем и низкого уровня развития социальных служб? Концепция социально-этичного маркетинга помогает ответить на вопрос: всегда ли фирма, которая выявляет и удовлетворяет индивидуальные потребности клиентов, делает все возможное для потребителей и общества, если оценивать её работу на протяжении десятилетий? Познакомившись с концепцией социально-этичного маркетинга, можно придти к выводу, что концепция маркетинга не в состоянии предусмотреть возможных конфликтов между сиюминутными потребностями и длительным благополучием клиента.

     Акцент  делается на комплексную маркетинговую  деятельность, направленную на удовлетворение потребностей целевого рынка и одновременно учитывающую социальные и этические потребности общества в целом.

     В рамках концепции социально-ответственного маркетинга, компания наряду с исследованием  потребностей потенциальных и реальных покупателей, выявляет общественные интересы и стремиться к их удовлетворению.

     Применение  концепции социально-этического маркетинга предполагает:

  1. Наряду с потребностями покупателей, существуют интересы общества, которые осознаются и принимаются покупателями;
  2. успешность предприятия зависит, в том числе, и от общественного мнения, которое формируется на основании отношения предприятия к интересам общества.
  3. потребители при прочих равных условиях предпочитают товары, которые производит компания, учитывающая интересы общества.

     Эта концепция призывает маркетологов добиваться равновесия между тремя целями маркетинга: прибылью компании, нуждами потребителей и интересами общества. Прежде большинство компаний принимало решения в области маркетинга, ориентируясь в основном на сиюминутную прибыль компании. Однако постепенно кампании начали осознавать значение долговременного удовлетворения потребительских нужд и перешли, таким образом, к концепции маркетинга. Сегодня все больше компаний при принятии маркетинговых решений задумывается об интересах общества.

     Обязательными условиями применения концепции  социально-этического маркетинга являются:

     1) наличие основной цели предприятия,  которая должна состоять в  удовлетворении различных потребностей  покупателей в соответствии с интересами общества;

     2)  необходимость постоянно заниматься  поиском новых товаров, полнее  удовлетворяющих спрос, обеспечивающий  интересы потребителей;

     3) наличие постоянного контакта  с потребителями, поддерживающими  предприятие, и проявление заботы об удовлетворении их потребностей.

     Концепция предусматривает ситуации, когда  усилия различных производителей в  области маркетинга находятся на одном уровне и конкуренция на рынке очень велика. Конкурентное преимущество получает компания, предложение  которой наилучшим образом соответствует потребностям, существующим у покупателя при этом, в своей деятельности компания учитывает интересы общества и удовлетворяет их.

     «Концепция  социально-ответственного маркетинга провозглашает задачей организации  установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и удовлетворение потребителей более эффективным, чем у конкурентов, способами при сохранении или укреплении благополучия потребителя и общества в целом»5.

     Ведущая идея концепции: Производство товаров которые удовлетворяют существующие потребности, с учетом требований и ограничений общества.

     Основной инструментарий:  Комплекс маркетинга. (4Р – маркетинг-микс) Исследование потребителя. Исследование социальных и экологических последствий от производства и потребления производимых товаров и услуг.

     Главная цель: Удовлетворение нужд и потребностей целевых рынков, при условии сбережения человеческих, материальных, энергетических и других ресурсов, охраны окружающей среды. 

     1.7 Концепция маркетинга взаимодействия 

     Новая концепция управления маркетингом  на рынках товаров и услуг была предложена в 80-е годы шведскими  учеными и названа маркетингом  взаимодействия. Акцент делается на коммуникации, направленные на установление долгосрочных отношений с покупателями и партнерами в процессе коммерческого и некоммерческого взаимодействия с ними. Основная идея маркетинга взаимодействия состоит в том, что объектом управления маркетингом становится не совокупное решение, а отношения (коммуникации) с покупателем и другими участниками процесса купли-продажи.

Информация о работе Концепции маркетинга