Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 07:48, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в следующем:
определение особенностей конкуренции и ее видов;
сбор и анализ информации о конкуренции;
определение форм конкурентного существования;
изучение теоретических основ оценки конкурентоспособности продукции и фирмы;
ознакомление с различными методиками оценки конкурентоспособности продукции и фирмы;
применение на практике приобретенных знаний о конкуренции и конкурентоспособности, то есть расчет показателей конкурентоспособности продукции и фирмы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………1
1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО…………………………………………………….....4
1.1 Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции……………...…4
1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли……………………...…..9
1.3 Виды конкурентного преимущества…………………………………...14
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ФИРМЫ……………..17
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы……………………………………………………………………………17
2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара….................................................................................................................21
2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы……………………………………………………………………………27
3. РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА (ПРОДУКЦИИ) И ФИРМЫ(ПРЕДПРИЯТИЯ)…………….34
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции)………………...34
3.2 Расчет показателей конкурентоспособности
фирмы(предприятия)………………………………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...43
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1.1 Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции……………...…4
Заключение …………………………………………………
Список
литературы………………………………………………….
введение
Проблема качества в современных условиях является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной, оборонной и экологической безопасности, а конкурентоспособность – фактором экономической стабильности и устойчивого развития общества в условиях переходной и рыночной экономики.
Конкуренция – общественная форма взаимодействия субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов [13, с. 86] Следовательно, конкуренция, прежде всего, есть состязание, сравнение экономических условий и результатов хозяйствующих субъектов и практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики.
Чтобы быть конкурентоспособным и отвечать требованиям рынка, каждому предприятию необходимо производить анализ своей деятельности путем расчета основных показателей, характеризующих рентабельность деятельности, платежеспособность предприятия, обеспеченность его собственными средствами и т.д.
В курсовой работе будут рассмотрены следующие главы:
Первая глава полностью
посвящается определению
Вторая глава раскроет нам
теоретические основы оценки
конкурентоспособности
В третьей главе приведем
расчеты показателей
Цель курсовой работы заключается в следующем:
1. Конкуренция и конкурентное преимущество
1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции
В современной экономической литературе - научной и учебно-методической- конкуренция рассматривается по традиционному стереотипу. Дается формулировка конкуренции, её содержание, подчеркивается ее важность для рыночной системы, затем следует анализ конкретных форм ее осуществления: совершенная и несовершенная. Последняя же в свою очередь анализируется в трех формах : монополистической, олигополии, чистой монополии.
Наибольший вклад в фундаментальное исследование конкуренции внесли А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс – теория совершенной конкуренции, Дж.Робинсон и Э.Чемберлин – теория несовершенной конкуренции.
Термин «конкуренция» происходит от лат. сoncurrentia и означает соперничество, соревнование, состязание Другое его обоснование вытекает из французских слов соuril-бегать, сoncour-бега, соncourrence-совместные бега с соперником. Аналогично итальянское-соncorrere.
По К.Марксу, конкуренция – это антагонистическая форма экономического соперничества, борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия приложения капитала с целью получения наибольшей прибыли.
И. Шумпетер считал, что конкуренция не что иное, как борьба, соперничество старого с новым, где рано или поздно новое берет верх, побеждая старое: новые технологии, новые товары, новые формы организации производства, новые формы управления и т.д. [1, стр.195]
Следует отметить, что
без конкуренции нет рыночной
системы. Конкуренция, будучи главным
элементом механизма рыночной системы,
одновременно является некой средой,
куда погружена данная система и
вне которой она функционироват
Конкуренция концентрирует в себе основные черты капитализма: частную собственность, свободу предпринимательства и выбора, личный интерес.
Характеризуется конкуренция
двумя особенностями [1,стр.
1.Наличием на рынке достаточно большого числа независимо действующих производителей и покупателей любого конкретного товара;
2. Свободой для производителей и покупателей вступать на рынок или покидать его.
Суть первой особенности заключается в том, что на рынке действуют тысячи покупателей и продавцов. Каждый из них производит столь ничтожную долю продукции или покупает ее, что разорение даже сотни производителей или их вступление в рынок происходит незаметно, то есть это никак не может повлиять на равновесную цену.
Вторая особенность предполагает, что никаких ограничений организационного и юридического характера не должно быть для увеличения или сокращения производства товара данного типа.
Сущность конкуренции, как и всякого другого явления, значительно полнее и четче проявляется в ее функциях. Рассмотрим их: [1,стр.200]
Первой, основной функцией, которая объединяет по сути все остальные функции, является регулирующая функция. Эта функция указывает товаропроизводителям, какие затраты труда должны быть ориентиром для них в производстве. Реализуется данная функция благодаря действию закона стоимости, через его механизм. Экономический закон, согласно которому товары на рынке обмениваются в соответствии с количеством и качеством затраченного на их производство труда, называется законом стоимости.
Аллокационная функция конкуренции выражается, прежде всего, в формировании совершенного рынка на всей территории страны, в рамках национального хозяйства. То есть конкуренция постепенно размещает в масштабе национального хозяйства – наиболее равномерно и эффективно – производственные силы.
Инновационная функция конкуренции проявляется, в общем, в финансировании и стимулировании НТП.
Адаптационная функция конкуренции реализуется в росте приспособляемости субъектов рынка к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре, к разным ее аспектам. Эта среде в целом или подавляет субъектов рынка, или выдвигает их на передовые экономические высоты – в зависимости от их адаптационных способностей.[1]
Распределительная функция конкуренции особенна тем, что в основном реализуется в среде потребителей, как индивидуальных, так и производительных. Конкуренция проявляется в их борьбе за получение наибольшей суммы совокупных материальных благ и услуг, произведенных в национальном хозяйстве, при том на самых выгодных условиях.
Контролирующая функция конкуренции проявляется прежде всего в недопущении монополистического господства отдельных крупных предприятий на рынке.
Выделяют три вида конкурентного поведения: креативный, приспособленческий и обеспечивающий. При креативном виде конкуренции конкуренты направляют всю свою мощь и творческую энергию на создание каких-либо новых компонентов рынка, обеспечивающих им превосходство над соперниками (новые товары, новые технологи, новую организацию производства управления им и так далее). Этот вид конкуренции самый творческий, он созидательный и как никакой другой вид выражает все существо конкуренции. Именно он лежит в основе совершенной конкуренции.[1]
Приспособленческая конкуренция заключается в строгом слежении участников за инновациями и упреждением своих конкурентов в их внедрении. Она проявляется в копировании достижений рыночных соперников, но в более короткие сроки. Часто только одно слово, схема или расчет подсказывают конкуренту, более подготовленному, наилучшее решение проблемы.
Обеспечивающая конкуренция выражается в стремлении предпринимателя сохранить на длительную перспективу на достигнутые высокие позиции на рынке, например за счет повышения качества продукции, изменения ее ассортимента, дополнительного послепродажного обслуживания и так далее.[1, стр. 208]
Неценовая конкуренция более жесткая и разнолика по форме. Она выражается в изменении свойств продукции, создании субститутов, постоянном обновлении модной продукции и придании ей новых свойств и качеств, совершенствовании послепродажных услуг и т.д.
Очевидно, при неценовой
конкуренции производители
Недобросовестная конкуренция. В соответствии со ст. 10 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, запрещены:
Исторически сама конкуренция развивалась от внутриотраслевой формы ее к межотраслевой. Имеется в виду, что внутриотраслевая конкуренция предшествует межотраслевой. Но межотраслевая конкуренция не отменяет внутриотраслевую, а существует рядом с ней и вместе с ней. Каждая из этих форм конкуренции выполняет свою функцию, и только вместе они реализуют все основные функции конкуренции в целом в рыночной системе.
Внутриотраслевая конкуренция – это борьба между предпринимателями одной и той же отрасли за более выгодные условия производства и реализации продукции, за деньги потребителя одних и тех же товаров. Именно эта форма конкуренции является исходным моментом во всем механизме рыночной системы.
Межотраслевая конкуренция наилучшим образом представляет суть капитала в целом как самовозрастающей стоимости. Межотраслевая конкуренция выполняет функцию регулирования пропорций в распределения капиталов между отраслями таким образом, что равновеликие капиталы независимо от скорости оборота и технического строения приносят равную среднюю прибыль[1].
Конкуренция многогранна и многообразна, поэтому существует множество других видов и форм конкуренции. Некоторые из них: ценовая и неценовая, внутриотраслевая и межотраслевая, добросовестная и недобросовестная.
1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли
Информационная революция охватила всю нашу экономику, и ни одна компания не может избежать ее влияния. Большинство менеджеров знают, что эта революция идет полным ходом, но, похоже, не вполне осознают ее значение. Руководство отдает себе отчет в том, что информационная технология больше не может быть исключительно компетенцией подразделений электронной обработки данных и информационных систем. Глядя на то, как конкуренты благодаря информации получают конкурентное преимущество, руководство осознает необходимость своего непосредственного участия в управлении новой технологией. Однако, оказываясь один на один с быстрыми изменениями, не знает, как ею управлять.[2]