Конкуренция в отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 07:48, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в следующем:
 определение особенностей конкуренции и ее видов;
 сбор и анализ информации о конкуренции;
 определение форм конкурентного существования;
 изучение теоретических основ оценки конкурентоспособности продукции и фирмы;
 ознакомление с различными методиками оценки конкурентоспособности продукции и фирмы;
 применение на практике приобретенных знаний о конкуренции и конкурентоспособности, то есть расчет показателей конкурентоспособности продукции и фирмы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………1
1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО…………………………………………………….....4
1.1 Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции……………...…4
1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли……………………...…..9
1.3 Виды конкурентного преимущества…………………………………...14
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ФИРМЫ……………..17
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы……………………………………………………………………………17
2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара….................................................................................................................21
2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы……………………………………………………………………………27
3. РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА (ПРОДУКЦИИ) И ФИРМЫ(ПРЕДПРИЯТИЯ)…………….34
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции)………………...34
3.2 Расчет показателей конкурентоспособности
фирмы(предприятия)………………………………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...43

Работа состоит из  1 файл

курсовая по марке.doc

— 292.00 Кб (Скачать документ)

Содержание.

Введение………………………………………………………………………1

  1. Конкуренция и конкурентное преимущество…………………………………………………….....4

1.1 Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции……………...…4

  • 1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли……………………...…..9
  • 1.3 Виды конкурентного преимущества…………………………………...14
    1. Теоретические и методическиеосновы оценки конкурентоспособности товара и фирмы……………..17
    2. 2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы……………………………………………………………………………17
    3. 2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара….................................................................................................................21
    4. 2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы……………………………………………………………………………27
    5. Расчеты показателей конкурентоспособности товара (продукции) и фирмы(предприятия)…………….34
    6. 3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции)………………...34
    7. 3.2 Расчет показателей конкурентоспособности
    8. фирмы(предприятия)………………………………………………………..38

    Заключение ……………………………………………………………..42

    Список  литературы…………………………………………………...43

     

     

     

     

     

     

     

     

    введение

    Проблема качества в  современных условиях является важнейшим  фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной, оборонной и экологической безопасности, а конкурентоспособность – фактором экономической стабильности и устойчивого развития общества в условиях переходной и рыночной экономики.

    Конкуренция – общественная форма взаимодействия субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов [13, с. 86] Следовательно, конкуренция, прежде всего, есть состязание, сравнение экономических условий и результатов хозяйствующих субъектов и практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики.

    Чтобы быть конкурентоспособным и отвечать требованиям рынка, каждому предприятию необходимо производить анализ своей деятельности путем расчета основных показателей, характеризующих рентабельность деятельности, платежеспособность предприятия, обеспеченность  его собственными средствами и т.д.

    В курсовой работе будут  рассмотрены следующие главы:

    Первая глава полностью  посвящается определению сущности конкуренции, методам сбора и  анализа информации о конкуренции  и формам конкурентного существования. Здесь мы определим сущность, особенности конкуренции и ее виды, а также соберем и проанализируем информацию о конкуренции и опишем формы конкурентного сосуществования.

             Вторая глава раскроет нам  теоретические основы оценки  конкурентоспособности продукции  и фирмы. В этой главе мы рассмотрим теоретические аспекты оценки конкурентоспособности продукции и фирмы, понятие и методы оценки конкурентоспособности продукции и определение конкурентоспособности фирмы.

    В третьей главе приведем расчеты показателей конкурентоспособности продукции и фирмы. Сначала оценим конкурентоспособность продукции, а затем  матричным подходом определим конкурентоспособность фирмы.

     Цель курсовой работы  заключается в следующем:

        • определение особенностей конкуренции и ее видов;
        • сбор и анализ информации о конкуренции;
        • определение форм конкурентного существования;
        • изучение теоретических основ  оценки конкурентоспособности продукции и фирмы;
        • ознакомление с различными методиками оценки конкурентоспособности продукции и фирмы;
        • применение на практике приобретенных знаний о конкуренции и конкурентоспособности, то есть расчет показателей конкурентоспособности продукции и фирмы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Конкуренция и конкурентное преимущество

    1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции

    В современной экономической литературе - научной и учебно-методической- конкуренция рассматривается по традиционному стереотипу. Дается формулировка конкуренции, её содержание, подчеркивается ее важность для рыночной системы, затем следует анализ конкретных форм ее осуществления: совершенная и несовершенная. Последняя же в свою очередь анализируется в трех формах : монополистической, олигополии, чистой монополии.

    Наибольший вклад в  фундаментальное исследование конкуренции  внесли А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс –  теория совершенной конкуренции, Дж.Робинсон и Э.Чемберлин – теория несовершенной конкуренции.

    Термин «конкуренция»  происходит от лат. сoncurrentia и означает соперничество, соревнование, состязание Другое его обоснование вытекает из французских слов соuril-бегать, сoncour-бега, соncourrence-совместные бега с соперником. Аналогично итальянское-соncorrere.

    По К.Марксу, конкуренция  – это антагонистическая форма  экономического соперничества, борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия приложения капитала с целью получения наибольшей прибыли.

    И. Шумпетер считал, что  конкуренция не что иное, как борьба, соперничество старого с новым, где рано или поздно новое берет  верх, побеждая старое: новые технологии, новые товары, новые формы организации  производства, новые формы управления и т.д. [1, стр.195]

    Следует отметить, что  без конкуренции нет рыночной системы. Конкуренция, будучи  главным  элементом механизма рыночной системы, одновременно является некой средой, куда погружена данная система и  вне которой она функционировать не может. Именно конкуренция обеспечивает единство действия всех элементов рыночного механизма, объединяя в единое целое всех хозяйствующих субъектов, конкурирующих между собою, навязывая им одну и ту же игру или обязывая их играть по одним и тем же, единым для всех, правилам.[1,стр.196]

    Конкуренция концентрирует  в себе основные черты капитализма: частную собственность, свободу  предпринимательства и выбора, личный интерес.

    Характеризуется конкуренция  двумя особенностями [1,стр.199]:

    1.Наличием на рынке  достаточно большого числа независимо действующих производителей и покупателей любого конкретного товара;

    2. Свободой для производителей  и покупателей вступать на  рынок или покидать его.

    Суть первой особенности  заключается в том, что на рынке  действуют тысячи покупателей и продавцов. Каждый из них производит столь ничтожную долю продукции или покупает ее, что разорение даже сотни производителей или их вступление в рынок происходит незаметно, то есть это никак не может повлиять на равновесную цену.

    Вторая особенность предполагает, что никаких ограничений организационного и юридического характера не должно быть для увеличения или сокращения производства товара данного типа.

    Сущность конкуренции, как и всякого другого явления, значительно полнее и четче проявляется в ее функциях. Рассмотрим их: [1,стр.200]

    Первой, основной функцией, которая  объединяет по сути все  остальные функции, является регулирующая функция. Эта функция указывает товаропроизводителям, какие затраты труда должны быть ориентиром для них в производстве. Реализуется данная функция благодаря действию закона стоимости, через его механизм. Экономический закон, согласно которому товары на рынке обмениваются в соответствии с количеством и качеством затраченного на их производство труда, называется законом стоимости.

    Аллокационная функция конкуренции выражается, прежде всего, в формировании совершенного рынка на всей территории страны, в рамках национального хозяйства. То есть конкуренция постепенно размещает в масштабе национального хозяйства – наиболее равномерно и эффективно – производственные силы.

    Инновационная функция конкуренции проявляется, в общем, в финансировании и стимулировании НТП.

    Адаптационная функция конкуренции реализуется в росте приспособляемости субъектов рынка к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре,  к разным ее аспектам. Эта среде в целом или подавляет субъектов рынка, или выдвигает их на передовые экономические высоты – в зависимости от их адаптационных способностей.[1]

    Распределительная функция конкуренции особенна тем, что в основном реализуется в среде потребителей, как индивидуальных, так и производительных. Конкуренция проявляется в их борьбе за получение наибольшей суммы совокупных материальных благ и услуг, произведенных в национальном хозяйстве, при том на самых выгодных условиях.

    Контролирующая функция конкуренции проявляется прежде всего в недопущении монополистического господства отдельных крупных предприятий на рынке.

    Выделяют три вида конкурентного поведения: креативный, приспособленческий и обеспечивающий. При креативном виде конкуренции конкуренты направляют всю свою мощь и творческую энергию на создание каких-либо новых компонентов рынка, обеспечивающих им превосходство над соперниками (новые товары, новые технологи, новую организацию производства управления им и так далее). Этот вид конкуренции самый творческий, он созидательный и как никакой другой вид выражает все существо конкуренции. Именно он лежит в основе совершенной конкуренции.[1]

    Приспособленческая конкуренция заключается в строгом слежении участников за инновациями и упреждением своих конкурентов в их внедрении. Она проявляется в копировании достижений рыночных соперников, но в более короткие сроки. Часто только одно слово, схема или расчет подсказывают конкуренту, более подготовленному, наилучшее решение проблемы.

    Обеспечивающая конкуренция выражается в стремлении предпринимателя сохранить на длительную перспективу на достигнутые высокие позиции на рынке, например за счет повышения качества продукции, изменения ее ассортимента, дополнительного послепродажного обслуживания и так далее.[1, стр. 208]

    Неценовая конкуренция более жесткая и разнолика по форме. Она выражается в изменении свойств продукции, создании субститутов, постоянном обновлении модной продукции и придании ей новых свойств и качеств, совершенствовании послепродажных услуг и т.д.

    Очевидно, при неценовой  конкуренции производители делают упор на отличительные признаки и  особенности своей продукции.

    Недобросовестная  конкуренция. В соответствии со ст. 10 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, запрещены:

    • Все действия, способные каким бы то ни было образом вызвать путаницу в отношении предприятия, товаров, промышленной или торговой деятельности конкурента.
    • Ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать фирму, товары, промышленную или торговую деятельность конкурента.
    • Указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товара и т.д.

     

    Исторически сама конкуренция  развивалась от внутриотраслевой формы ее к межотраслевой. Имеется в виду, что внутриотраслевая конкуренция предшествует межотраслевой. Но межотраслевая конкуренция не отменяет внутриотраслевую, а существует рядом с ней и вместе с ней. Каждая из этих форм конкуренции выполняет свою функцию, и только вместе они реализуют все основные функции конкуренции в целом в рыночной системе. 

    Внутриотраслевая  конкуренция – это борьба между предпринимателями одной и той же отрасли за более выгодные условия производства и реализации продукции, за деньги потребителя одних и тех же товаров. Именно эта форма конкуренции является исходным моментом во всем механизме рыночной системы.

    Межотраслевая конкуренция наилучшим образом представляет суть капитала в целом как самовозрастающей стоимости. Межотраслевая конкуренция выполняет функцию регулирования пропорций в распределения капиталов между отраслями таким образом, что равновеликие капиталы независимо от скорости оборота и технического строения приносят равную среднюю прибыль[1].

    Конкуренция многогранна и многообразна, поэтому существует множество других видов и форм конкуренции. Некоторые из них:  ценовая и неценовая, внутриотраслевая и межотраслевая, добросовестная  и недобросовестная.

     

     

     

     

     

     

     

     

    1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли

    Информационная революция  охватила всю нашу экономику, и ни одна компания не может избежать ее влияния. Большинство менеджеров знают, что эта революция идет полным ходом, но, похоже, не вполне осознают ее значение. Руководство отдает себе отчет в том, что информационная технология больше не может быть исключительно компетенцией подразделений электронной обработки данных и информационных систем. Глядя на то, как конкуренты благодаря информации получают конкурентное преимущество, руководство осознает необходимость своего непосредственного участия в управлении новой технологией. Однако, оказываясь один на один с быстрыми изменениями, не знает, как ею управлять.[2]

    Информация о работе Конкуренция в отрасли