Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 07:48, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в следующем:
определение особенностей конкуренции и ее видов;
сбор и анализ информации о конкуренции;
определение форм конкурентного существования;
изучение теоретических основ оценки конкурентоспособности продукции и фирмы;
ознакомление с различными методиками оценки конкурентоспособности продукции и фирмы;
применение на практике приобретенных знаний о конкуренции и конкурентоспособности, то есть расчет показателей конкурентоспособности продукции и фирмы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………1
1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО…………………………………………………….....4
1.1 Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции……………...…4
1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли……………………...…..9
1.3 Виды конкурентного преимущества…………………………………...14
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ФИРМЫ……………..17
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы……………………………………………………………………………17
2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара….................................................................................................................21
2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы……………………………………………………………………………27
3. РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА (ПРОДУКЦИИ) И ФИРМЫ(ПРЕДПРИЯТИЯ)…………….34
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции)………………...34
3.2 Расчет показателей конкурентоспособности
фирмы(предприятия)………………………………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...43
Таблица 3.1 - Исходные данные для определения конкурентоспособности продукции кирпича строительного
Фирмы |
Показатели | |||||||
Цена, р./1000 шт. |
Прочность, МПа |
Водопог-лощение, % |
Масса, кг | |||||
марка 100 |
марка 125 |
марка 150 |
марка 100 |
марка 125 |
марка 150 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1.ОАО «Стойкерамика» |
2493,0 |
2593,0 |
2693,0 |
10,2 |
12,4 |
15 |
6,1 |
4,2 |
2.ОАО «ЗСМ-7» |
2493,0 |
2603,0 |
2713,0 |
9,1 |
12,1 |
14,2 |
5,8 |
4,2 |
3.«Кирпичный завод р.п. Маслянино» |
2503,0 |
2613,0 |
2683,0 |
9,5 |
12,8 |
15,1 |
5,7 |
4,3 |
4.ОАО «Черепановский ЗСМ» |
2513,0 |
2593,0 |
2703,0 |
9,8 |
12 |
13,7 |
6 |
4,4 |
Таблица 3.2 - Стандартные значения (принятые по ГОСТ 530-95) и рыночные цены
Показатели |
Марки | ||
|
100 |
125 |
150 |
Прочность, МПа |
10,0 |
12,5 |
15,0 |
Водопоглощение, % |
должно быть меньше 6% | ||
Масса, кг |
должно быть не более 4,3 кг | ||
Средняя рыночная цена, р./1000 шт. |
2500,0 |
2600,0 |
2700,0 |
ОАО «Стройкерамика»
Марка 100
Прочность К=1,017 Водопоглощение К=0,977 Масса К=0,974
Марка 125
Прочность К=0,989 Водопоглощение К=0,977 Масса К=0,974
Марка 150
Прочность К=0,997 Водопоглощение К=0,977 Масса К= 0,974
ОАО «ЗСМ-7»
Марка 100
Прочность К=0,9 Водопоглощение К=0,964 Масса К=0,974
Марка 125
Прочность К=0,96 Водопоглощение К=0,964 Масса К=0,974
Марка 150
Прочность К=0,94 Водопоглощение К=0,964 Масса К=0,974
ЗАО «Кирпичный завод р. п. Маслянино»
Марка 100
Прочность К=0,943 Водопоглощение К=0,943 Масса К=0,993
Марка 125
Прочность К=1,01 Водопоглощение К=0,943 Масса К=0,993
Марка 150
Прочность К=1,01 Водопоглощение К=0,943 Масса К=0,993
ОАО «Черепановский ЗСМ»
Марка 100
Прочность К=0,969 Водопоглощение К=0,997 Масса К=0,974
Марка 125
Прочность К=0,96 Водопоглощение К=0,997 Масса К=0,974
Марка 150
Прочность К=0,91 Водопоглощение К=0,997 Масса К=0,974
Все результаты расчётов сведены в таблицу 3.3
Таблица 3.3 - Результаты расчётов
Марка кирпича, критерии, оценки |
ОАО «Стройкера-мика» |
ОАО «ЗСМ-7» |
ЗАО «Кирпичный завод р.п. Маслянино» |
ОАО «Черепановский» |
Марка 100 | ||||
Прочность |
1,017 (+) |
0,9 (-) |
0,943 (-) |
0,969 (-) |
Водопоглощение |
0,977 (+) |
0,964 (+) |
0,943 (+) |
0,997 (+) |
Масса |
0,974 (+) |
0,974 (+) |
0,993 (+) |
0,974 (+) |
Марка 125 | ||||
Прочность |
0,989 (-) |
0,96 (-) |
1,01 (+) |
0,96 (-) |
Водопоглощение |
0,977 (+) |
0,964 (+) |
0,943 (+) |
0,997 (+) |
Масса |
0,974 (+) |
0,974 (+) |
0,993 (+) |
0,974 (+) |
Марка 150 | ||||
Прочность |
0,997 (-) |
0,94 (-) |
1,01 (+) |
0,91 (-) |
Водопоглощение |
0,977 (+) |
0,964 (+) |
0,943 (+) |
0,997 (+) |
Масса |
0,974 (+) |
0,974 (+) |
0,993 (-) |
0,974 (+) |
Вывод:
Если К2j<1 и К3j<1, то продукция j-й фирмы по водопоглощению и массе более конкурентоспособна. Если К1j> 1, то продукция j-й фирмы по прочности более конкурентоспособна. Если для j-й фирмы более 50% значений К>1, то продукция этой фирмы более конкурентоспособна.
В данном случае более конкурентоспособны фирмы: ОАО «Стройкерамика» (77,8%) и ЗАО «Кирпичный завод р. п. Маслянино» (77,8%), а менее конкурентоспособны: ОАО «ЗСМ-7» (66,7%) и ОАО «Черепановский ЗСМ» (66,7%).
фирмы(предприятия)
Таблица 3.4 - Исходные данные для расчета конкурентоспособности фирмы
Показатели |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
Фирма 4 |
|
91003 |
44003 |
9103 |
54003 |
|
9103 |
4593 |
1023 |
7563 |
|
50 |
60 |
1 |
40 |
4. Реклама, тыс. р. |
903 |
388 |
85 |
493 |
5. Размещение** |
0,4 |
0,3 |
0,8 |
0,1 |
6. Качество продукции*** |
0,9 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
7. Собственный капитал, тыс. р. |
180093 |
86003 |
19003 |
145053 |
8. Дилерская сеть (система быта) |
4 |
5 |
3 |
4 |
9. Оборотные средства, тыс. р. |
200053 |
95263 |
23403 |
112023 |
10. Краткосрочные обязательства, тыс. р. |
210003 |
89003 |
21503 |
115093 |
11. Цена за единицу продаж, р. |
2580 |
2600 |
2630 |
2590 |
*- показатели имиджа или рейтинга приведены в процентах; при этом делаются допущения, что рейтинг всемирно известных фирм применяется за 100% до 0 (никому не известная или новая фирма).
** - показатели размещения
приведены относительно
*** - показатели качества
приводятся также,
Цены берутся за единицу продаж, а не за единицу продукции, так как это может быть определенный комплект, объём и т. д. (например, 1000 шт. условного кирпича).
Таблица 3.5 – Ранжировка значимости показателей
Показатели |
Значение коэффициента весомости |
Цена |
0,15 |
Имидж |
0,05 |
Доля на рынке |
0,05 |
Качество продукции |
0,2 |
Реклама |
0,15 |
Дилерская сеть |
0,1 |
Размещение |
0,15 |
Объем продаж является показателем, с помощью которого может быть определена доля фирмы на рынке (доля может быть рассчитана через натуральные и стоимостные показатели).
Имидж (рейтинг) характеризует сложившееся общественное мнение о фирме и ее продукции.
Цена является важнейшим фактором конкурентоспособности, как продукции, так и фирмы в целом. При оценке конкурентоспособности, чем ниже цена (при прочих равных условиях), тем больше продаж может осуществить фирма.
Размещение следует рассматривать как географический фактор расположения производителя относительно потенциальных потребителей. Иногда этот фактор может стать решающим из-за высоких транспортных расходов. В зависимости от условий продаж могут резко возрасти цены на продукцию.
Качество характеризует конкурентоспособность продукции. Его оценка может быть комплексной (по целому ряду локальных критериев) и достаточно сложной. В наиболее полном виде качество оценивается отдельно. В то же время фирма, имеющая большие объемы продаж, высокий рейтинг, но уступающая в качестве продукции, со временем, безусловно, утрачивает свои конкурентные преимущества.
Реклама является составным элементом коммуникационной стратегии фирмы. В бюджете маркетинговой деятельности фирмы предусматриваются расходы на рекламную деятельность, которые относят к коммерческим расходам и включают в полную себестоимость продукции. Неоправданно высокие расходы на рекламу могут повлечь удорожание продукции. В то же время инициативность, активность и наступательность на рынке невозможны без регулярной подачи сведений о фирме и ее продукции для широкой контактной аудитории.
Дилерская сеть, или система сбыта, отражает сложившуюся систему распределения продукции фирмы. При этом сбыт может быть самостоятельным, через собственных агентов продаж, или через посредников, т.е. с передачей прав собственности на товар. Эффективная система сбыта должна по мере возможности удешевлять продвижение продукции и обеспечивать полную полезность для потребителей.
Первый шаг:
Таблица 3.6
Показатели |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
Фирма 4 |
Доля на рынке |
0,46 |
0,22 |
0,05 |
0,27 |
Имидж, % |
50 |
60 |
1 |
40 |
Реклама, тыс. р. |
903 |
388 |
85 |
493 |
Размещение |
0,4 |
0,3 |
0,8 |
0,1 |
Качество продукции |
0,9 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
Цена за единицу продаж, р. |
2580 |
2600 |
2630 |
2590 |
Дилерская сеть (система быта) |
4 |
5 |
3 |
4 |
Второй шаг:
Таблица 3.7
Показатели |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
Фирма 4 |
Доля на рынке |
1 |
0,47 |
0,1 |
0,59 |
Имидж, % |
0,83 |
1 |
0,02 |
0,67 |
Реклама, тыс. р. |
1 |
0,43 |
0,09 |
0,54 |
Размещение |
0,5 |
0,375 |
1 |
0,125 |
Качество продукции |
0,9 |
0,8 |
0,9 |
1 |
Цена за единицу продаж, р. |
0,98 |
0,99 |
1 |
0,985 |
Дилерская сеть (система быта) |
0,8 |
1 |
0,6 |
0,8 |
Итого |
6,01 |
4,975 |
4,61 |
4,71 |