Конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 01:25, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления качеством продукции и повышению конкурентоспособности продукции на ЗАО «Курскрезинотехника».
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию «качество продукции»;
- рассмотреть функции управления качеством продукции и методы оценки уровня качества продукции;
- провести анализ качества выпускаемой продукции и конкурентоспособности ЗАО «Курскрезинотехника»;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы управления качеством продукции и повышению конкурентоспособности продукции на ЗАО «Курскрезинотехника».

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 2.45 Мб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

                                                                Уровень жизни страны определяется уровнем           

                                             качества продукции и услуг, производимых ее населением.

                                                   Уровень качества продукции и услуг определяется

                                                                                          качеством менеджмента.

                             Качество менеджмента определяется качеством персонала.

                                                                      Современная формула процветания.

 

В большинстве  стран мира господствуют рыночные экономические  отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, огромное количество, и между  ними существует порой достаточно жесткая  конкуренция. Выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции  и услуг по сравнению с аналогами  – главная задача любой фирмы  в любой стране. И каждая фирма  стремится сделать все, чтобы  ее продукция была конкурентоспособной.

Промышленные предприятия  производят продукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, соответствующую запросам потребителя, а также обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту готовой продукции.

Предприятиям необходимо знать области сбыта, потребности, спрос на данную продукцию, цены на продукцию, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.

Россия является частью мировой  экономики. Безусловно, основой экономического потенциала страны является промышленность. Только конкурентоспособная промышленность в состоянии обеспечить конкурентоспособность  экономики страны в целом. Создание условий для обеспечения конкурентоспособности  российских предприятий – это  цель, которой должна быть подчинена  промышленная политика Правительства  РФ.

Актуальность выбранной  темы характеризуется тем, что улучшение  качества продукции – важнейшее  направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях  возрастает значение комплексного управления  качеством  продукции и эффективностью производства.

Для изучения это проблемы я использовал базовые научные работы отечественных и зарубежных авторов, а также популярные учебные пособия в области управления качеством.

Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления качеством продукции и повышению конкурентоспособности продукции на  ЗАО «Курскрезинотехника».

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию «качество продукции»;

- рассмотреть функции управления качеством продукции и методы оценки уровня качества продукции;

- провести анализ качества выпускаемой продукции и конкурентоспособности ЗАО «Курскрезинотехника»;

- разработать рекомендации  по совершенствованию системы  управления качеством продукции  и повышению конкурентоспособности  продукции на  ЗАО «Курскрезинотехника».

Объектом исследования курсовой работы является система управления качеством в ЗАО «Курскрезинотехника».

        Предметом исследования является деятельность в области повышения качества и конкурентоспособности продукции, производимой в ЗАО «Курскрезинотехника».

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ  И КАЧЕСТВО, ИХ МЕСТО В СТРАТЕГИИ  МАРКЕТИНГА

 

    1. Понятие качества, система показателей качества

 

Понятие качества продукции  регламентировано в Российской Федерации  государственным стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» [21]:

Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих  ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с  ее назначением.

Покупатель считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие  специфические потребности ей предназначалось  удовлетворять.

Действительно, совокупность свойств продукции может быть той же (т. е. качество не изменилось), но для потребителя эта продукция  может быть неприемлемой.

Качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данный набор свойств (совокупность свойств) с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные  или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических  условиях. При этом применяется термин «уровень качества» [6, c.56-57] .

Но любой документ или  эталон узаконивает определенный набор  свойств и характеристик лишь на какой-то период времени, а потребности  непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической  документацией, рискует выпускать  ее некачественной, не устраивающей потребителя.

Таким образом, основное место  в оценке качества продукции или  услуг отводится потребителю, а  стандарты, законы и правила (в том  числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный  опыт, накопленный в области качества.

Следовательно, качество как  экономическая категория – это  общественная оценка, характеризующая  степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления  той совокупности свойств, которые  явно выражены или потенциально заложены в товаре.[10]

Потребности обычно выражаются в свойствах, в их сравнении с  аналогичными свойствами базового, или  эталонного, образца.

Такими свойствами могут  быть вес, габариты, производительность, цвет, надежность, долговечность и  др. Все свойства продукции выделены в группы:

  • показатели назначения (производительность, модность);
  • показатели надежности и технологичности;
  • показатели унификации и стандартизации;
  • эстетические показатели;
  • эргономические показатели;
  • показатели транспортабельности;
  • патентно-правовые показатели;
  • экологические показатели;
  • показатели безопасности.

В зависимости от потребности  используется тот или иной показатель. Так, например, в целях безопасности эксплуатации важен показатель безотказности; в целях экономии финансовых средств  на проведение ремонтов – ремонтопригодность, а в целях снижения затрат на поддержание  изделия в работоспособном состоянии  – долговечность.

Показатели назначения характеризуют  основную функциональную величину полезного  эффекта от эксплуатации изделия. Показатели надежности характеризуют изделие с точки зрения надежности эксплуатации – безотказность, ремонтопригодность, долговечность и т.д.

Показатели технологичности  – показатели, обеспечивающие рациональное использование материалов, средств  труда и времени в процессе технологического цикла. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все изделия могут быть подразделены на стандартные, унифицированные и  оригинальные. Чем выше коэффициент  стандартизации и унификации изделия, тем лучше с точки зрения производства и эксплуатации. [11]

Экономические показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс антропометрических, физиологических и психологических  свойств человека. Эстетические показатели характеризуют композиционное совершенство изделия (сочетание цветов, выразительность  формы).

Показатели транспортабельности  отражают степень возможности транспортировки  изделия различным транспортом  без нарушения его свойств. Патентно-правовые показатели характеризуют патентную  защиту и патентную чистоту продукции. Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий  на окружающую среду, которые возникают  при хранении, эксплуатации или потреблении  продукции. Показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделия, т.е. обеспечивают безопасность при соблюдении условий  эксплуатации, ремонта, простоя.

Указанные показатели в совокупности создают базу для сравнения с  другой аналогичной продукцией, позволяют  оценить их технический уровень  и качество.

 

    1. Конкурентоспособность продукции

 

В условиях рынка удовлетворенность  конкретного потребителя совокупностью  предлагаемых ему свойств в товаре находит выражение в акте купли-продажи. Такое совпадение свойств, характеристик  товара и требований потребителя, при  котором соблюдаются интересы производителя  и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, и есть конкурентоспособность.

Конкурентоспособность продукции  определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная  продукция легко и быстро реализуется  на рынке по наименее затратным каналам  сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами  и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому  понятие конкурентоспособности  всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции.[13]

Конкурентоспособность товара определяется (в отличие от качества) только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный  интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более  высоким уровнем качества может  быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме  того, один и тот же продукт может  быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.

Таким образом, при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может  меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних по отношению  к товару факторов.

Оценка способности товара конкурировать производится путем  сопоставления параметров анализируемой  продукции с параметрами базы сравнения. За базу сравнения принимается  либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это  аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу  сбыта в будущем.

Показатели качества продукции  важны для определения всей совокупности свойств и характеристик изделия. Будучи продуктом труда, качество товара неразрывно связано как со стоимостью, так и с потребительной стоимостью. Потребителя интересует не природа  продукта, а то, что продукт становится товаром, обладает потребительной стоимостью. В момент совершения акта купли-продажи  покупатель подтверждает соответствие данного товара условиям рынка. Чем  большее количество покупателей  подтвердило такое соответствие, тем выше будет конкурентоспособность  продукции.[18]

Происходящий в России переход к рынку заставляет по-новому взглянуть на проблему качества и  конкурентоспособности продукции. Если не сегодня, то завтра развитой конкурентный рынок будет диктовать уровень  и динамику развития качества продукции. В связи с этим перед производителями  продукции возникают задачи планирования и управления качеством, учета затрат, выбора более экономичного варианта достижения определенного его уровня и наилучшего способа организации  процесса обеспечения качества.

Все эти проблемы могут  успешно решаться лишь при едином подходе к понятию качества, способов и методов его измерения. Такой  подход может быть обеспечен лишь через внедрение системы стандартов качества на предприятии.

Конкурентоспособность продукции - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские  свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности  товара (услуги). Однако рыночные перспективы  товаров связаны не только с качеством  и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут  быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень  обслуживания.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции